Обычно люди стремятся объяснить то или иное культурное явление (и не только культурное) с позиции собственного жизненного опыта. А поскольку этот опыт часто бывает ограниченным, то и наши предположения страдают однобокостью. Примером такого ограниченного подхода может служить отношение многих слушателей, журналистов к такому неординарному и самобытному музыкальному инструменту, как белорусская дуда. Его ни на что не похожее звучание украшает выступления многих отечественных world-music- и folk-коллективов ("Троща", OSIMIRA, "Стары Ольса", "Лщьвшы"...). Дуда становится полноправным солистом в рок-командах (Znich, P.L.A.N.). Только вот из-за инертности мышления новое для наших слушателей музыкальное явление некоторые стремятся объяснить по-своему, упрощенно: мол, вот и к нам волынка пришла!
На самом деле, дуда — инструмент сакральный, исконно белорусский, хотя аналоги его существуют в культурах многих европейских и азиатских народов. И доказательства аутентичности белорусской дуды можно почерпнуть из экспозиций белорусских музеев (например, Лепельского краеведческого и Гродненского историко-археологического). О фактах существования в Беларуси своей оригинальной дударской школы и исконно белорусских типов инструмента можно узнать из материалов энциклопедии "Этнаграф1я Беларусi". Там же можно прочесть и строки об угасании этой традиции. Хотя, в последнее время благодаря усилиям энтузиастов — исследователей и мастеров по изготовлению инструментов — белорусская дуда получила вторую молодость: инструмет возвращается в национальный культурный контекст...
Одним из важных этапов работы по возрождению национальных традиций стал прошедший в этом году после тринадцати лет забвения фестиваль исполнителей на этом древнем инструменте — "Дударскi фэст-2006". Этот музыкальный праздник собрал под свои знамена немало интересных исполнителей на белорусской дуде, а также стал смотром качества тех инструментов, которые теперь изготавливаются белорусскими мастерами. Кроме этого фестиваль обобщил те научные исследования, которые вносят весомый вклад в возрождение дударских традиций в Беларуси.
Понятно, что основное внимание и интерес участников и гостей фестиваля было приковано к творчеству и поискам ветеранов движения за возвращение дуды в белорусский культурный контекст. Например, мастер, исполнитель и инициатор "Дударскага фэсту" Тодар Кашкуревич на инструментах своего производства продемонстрировал звучание всех типов дуд, известных в Беларуси: однобурдон- ной, двухбурдонной и матянки. Основываясь на своих исследованиях, он поведал о сакральной функции этого инструмента в белорусской культуре прошлого, рассказал о репертуаре, который исполнялся на инструменте в годы расцвета белорусской дударской традиции. А вот преподаватель Белорусского государственного университета культуры, известный мастер Виктор Кульпин поделился с коллегами ведомым только ему исполнительским приемом игры на дуде.
Заметную конкуренцию ветеранам составили молодые исполнители: музыканты театра средневековых миниатюр "Яварына", участник группы "Вайдэлот" Дмитрий Сивчин и единственная на этом фестивале девушка-исполнительница на дуде Оксана Костян. Эти молодые музыканты сумели удивить слушателей и специалистов свежим прочтением произведений европейской и белорусской средневековой музыки, чудесными фольклорными мелодиями и танцевальными ритмами. А молодой представитель семейной династии фольклорных исполнителей и мастеров Слава Козак впечатлил звучанием своей необычной дуды, исполненной в виде козы. Слава позже признался, что не ожидал очутиться на такой представительной сцене рядом с мэтрами, да и мех инструмента во время игры держал не совсем правильно — под правой рукой... Но его необычайная манера исполнения и звучание инструмента была по достоинству оценена слушателями и специалистами. Ведь традиция — не догма, и ее частью могут стать современные приемы и исполнительские наработки!
Большой фестивальный успех сопутствовал белорусским фолк-группам и исполнителям средневековой музыки, которые используют в своем репертуаре произведения для дуды. Надо было самому на минуту стать участником танцевального хоровода, чтобы понять то, насколько популярна у молодежи старинная ансамблевая музыка!
Эту истину своими композициями подтвердили Могилевская группа "За порогом", участники которой предложили слушателям свой "белорусизированный" вариант кельтских мелодий, вокальный ансамбль "Кудмень", солистам которого очень близок национальный песенный фольклор, исполняемый под дуду. В исполнении последних народный танец "Юрачка" стал хитом фестиваля!
Известный фольклорный ансамбль "Лщьвшы" — пионер ансамблевого исполнения народных песен под дуду — напомнил слушателям лучшие композиции из своих предыдущих альбомов. Эти удивительно положительные эмоции были закреплены экспрессивными выступлениями групп средневековой музыки "Kenix кола", "Лщьвш Троль" и лидеров отечественной медиевильной сцены — группы "Стары Ольса". Один из организаторов "Дударскага фэсту-2006" и лидер "Старога Ольсы" Дмитрий Сосновский стал инициатором записи всего музыкального материала фестиваля и издания на основе этих записей первого в Беларуси диска с музыкой для белорусской дуды. "Думаю, альбом "Дударсю фэст-2006" достаточно и на высоком уровне представит различные европейские исполнительские школы, в том числе и нашу национальную традицию. Поэтому, вслед за диском молодой исполнитель сможет научиться исполнять на дуде белорусские мелодии и "снимать" белорусскую манеру игры на инструменте", — отметил Дмитрий Сосновский.
К сожалению, не все талантливые исполнители смогли в этом году выступить на "Дударскам фэсьце", хотя многим музыкантам есть чем поделиться с коллегами и порадовать слушателей. Но не нужно волноваться: организаторы обещали новые встречи исполнителей со слушателями уже на "Дударскiм фэсьце-2007"...
Вот уже второй год подряд, благодаря достаточно высокой популярности Armenian Navy Band и высокому реноме лидера бэнда Арто Тунчбояджана в музыкальном мире, и по его приглашению в Ереван съезжаются великолепные музыканты из разных стран мира для ...
В этом году Международный фестиваль Rigas Ritmi (Рига, Латвия) отметит свое 5-летие с 4 по 10 июля, поражая своей насыщенной концертной программой, в которой выступят как и молодые таланты, так и признанные джазовые мастера. Хэдлайнерами нынешнего ...
Почти через полтора года после первого фестиваля, 14 мая 2006 года басисты Беларуси собрались в театре эстрады на Bass day 2. Маститые мастера и начинающие музыканты показывали, на что способен этот инструмент. Надо сказать, сюрпризов было много. ...
В очередной раз по России пролетел ежегодный блюзовый фестиваль, которым смогли насладиться многочисленные блюзмэны и блюзвумэны Москвы, Санкт- Петербурга, Екатеринбурга, Уфы, Новосибирска и Ростова-на-Дону. И в этом году организаторы фестиваля ...
Час Х для армянских любителей джазовой и этнической музыки, а точнее ее авангардной разновидности, наступил в октябре. Новый специализированный концертный зал для подобной музыки гостеприимно открыл свои двери для любителей передовых ...
Третий Международный ереванский джаз-фестиваль. Этого словосочетания армянские любители джаза не слышали целых 5 лет. Последний фестиваль такого уровня состоялся в 2000 году, когда Ереван посетил Чик Кориа (Chick Corea) и его группа Origin. Потом ...
В рамках "Программы поддержки музыкального движения в Украине" Международный автомобильный холдинг "Атлант-М" в конце прошлого 2005 года громко и уверенно хлопнул дверцей, проведя в Киеве III международный фестиваль детского джаза. Честно ...
Согласитесь, что пятилетний юбилей для фестиваля — это вполне достаточно для того, чтобы можно было говорить о постоянстве, каких-то уже выработанных традициях, отлаженности механизма организации и всем таком прочем. Речь идет о пятом, юбилейном ...
Amicus Plato sed magis arnica veritas". Этой древней истиной я собиралась поначалу руководствоваться в написании репортажа с V-ro Международного джазового фестиваля "Jazz Карнавал в 0дессе-2005", но потом вспомнилось еще одно мудрое изречение: "Я — ...
Ну, вот свершилось: самый амбициозный и продолжительный литовский международный джазовый фестиваль Kaunas Jazz 2005 перешагнул свой 15-летний рубеж. С 21 апреля по 1 мая 2005 года под его флагами прошли 27 концертов на сценах Вильнюса и Каунаса. ...
В России прошел фестиваль французского джаза в знаковый - третий - раз. Что там за Рубиконом - теперь очевидно. Возможно, он не стал самым масштабным и феерическим, но «своего слушателя» организаторы уже прочно прикормили изысканностью ...
28-29 апреля 2006 года в минском Театре молодежной эстрады прошли финальные концерты фестиваля-конкурса NAVARA Underground. Название — не случайное. NAVARA Trade — так называется фирма, которая совместно с компанией "Белинтермузыка" (обе торгуют ...