Обычно люди стремятся объяснить то или иное культурное явление (и не только культурное) с позиции собственного жизненного опыта. А поскольку этот опыт часто бывает ограниченным, то и наши предположения страдают однобокостью. Примером такого ограниченного подхода может служить отношение многих слушателей, журналистов к такому неординарному и самобытному музыкальному инструменту, как белорусская дуда. Его ни на что не похожее звучание украшает выступления многих отечественных world-music- и folk-коллективов ("Троща", OSIMIRA, "Стары Ольса", "Лщьвшы"...). Дуда становится полноправным солистом в рок-командах (Znich, P.L.A.N.). Только вот из-за инертности мышления новое для наших слушателей музыкальное явление некоторые стремятся объяснить по-своему, упрощенно: мол, вот и к нам волынка пришла!
На самом деле, дуда — инструмент сакральный, исконно белорусский, хотя аналоги его существуют в культурах многих европейских и азиатских народов. И доказательства аутентичности белорусской дуды можно почерпнуть из экспозиций белорусских музеев (например, Лепельского краеведческого и Гродненского историко-археологического). О фактах существования в Беларуси своей оригинальной дударской школы и исконно белорусских типов инструмента можно узнать из материалов энциклопедии "Этнаграф1я Беларусi". Там же можно прочесть и строки об угасании этой традиции. Хотя, в последнее время благодаря усилиям энтузиастов — исследователей и мастеров по изготовлению инструментов — белорусская дуда получила вторую молодость: инструмет возвращается в национальный культурный контекст...
Одним из важных этапов работы по возрождению национальных традиций стал прошедший в этом году после тринадцати лет забвения фестиваль исполнителей на этом древнем инструменте — "Дударскi фэст-2006". Этот музыкальный праздник собрал под свои знамена немало интересных исполнителей на белорусской дуде, а также стал смотром качества тех инструментов, которые теперь изготавливаются белорусскими мастерами. Кроме этого фестиваль обобщил те научные исследования, которые вносят весомый вклад в возрождение дударских традиций в Беларуси.
Понятно, что основное внимание и интерес участников и гостей фестиваля было приковано к творчеству и поискам ветеранов движения за возвращение дуды в белорусский культурный контекст. Например, мастер, исполнитель и инициатор "Дударскага фэсту" Тодар Кашкуревич на инструментах своего производства продемонстрировал звучание всех типов дуд, известных в Беларуси: однобурдон- ной, двухбурдонной и матянки. Основываясь на своих исследованиях, он поведал о сакральной функции этого инструмента в белорусской культуре прошлого, рассказал о репертуаре, который исполнялся на инструменте в годы расцвета белорусской дударской традиции. А вот преподаватель Белорусского государственного университета культуры, известный мастер Виктор Кульпин поделился с коллегами ведомым только ему исполнительским приемом игры на дуде.
Заметную конкуренцию ветеранам составили молодые исполнители: музыканты театра средневековых миниатюр "Яварына", участник группы "Вайдэлот" Дмитрий Сивчин и единственная на этом фестивале девушка-исполнительница на дуде Оксана Костян. Эти молодые музыканты сумели удивить слушателей и специалистов свежим прочтением произведений европейской и белорусской средневековой музыки, чудесными фольклорными мелодиями и танцевальными ритмами. А молодой представитель семейной династии фольклорных исполнителей и мастеров Слава Козак впечатлил звучанием своей необычной дуды, исполненной в виде козы. Слава позже признался, что не ожидал очутиться на такой представительной сцене рядом с мэтрами, да и мех инструмента во время игры держал не совсем правильно — под правой рукой... Но его необычайная манера исполнения и звучание инструмента была по достоинству оценена слушателями и специалистами. Ведь традиция — не догма, и ее частью могут стать современные приемы и исполнительские наработки!
Большой фестивальный успех сопутствовал белорусским фолк-группам и исполнителям средневековой музыки, которые используют в своем репертуаре произведения для дуды. Надо было самому на минуту стать участником танцевального хоровода, чтобы понять то, насколько популярна у молодежи старинная ансамблевая музыка!
Эту истину своими композициями подтвердили Могилевская группа "За порогом", участники которой предложили слушателям свой "белорусизированный" вариант кельтских мелодий, вокальный ансамбль "Кудмень", солистам которого очень близок национальный песенный фольклор, исполняемый под дуду. В исполнении последних народный танец "Юрачка" стал хитом фестиваля!
Известный фольклорный ансамбль "Лщьвшы" — пионер ансамблевого исполнения народных песен под дуду — напомнил слушателям лучшие композиции из своих предыдущих альбомов. Эти удивительно положительные эмоции были закреплены экспрессивными выступлениями групп средневековой музыки "Kenix кола", "Лщьвш Троль" и лидеров отечественной медиевильной сцены — группы "Стары Ольса". Один из организаторов "Дударскага фэсту-2006" и лидер "Старога Ольсы" Дмитрий Сосновский стал инициатором записи всего музыкального материала фестиваля и издания на основе этих записей первого в Беларуси диска с музыкой для белорусской дуды. "Думаю, альбом "Дударсю фэст-2006" достаточно и на высоком уровне представит различные европейские исполнительские школы, в том числе и нашу национальную традицию. Поэтому, вслед за диском молодой исполнитель сможет научиться исполнять на дуде белорусские мелодии и "снимать" белорусскую манеру игры на инструменте", — отметил Дмитрий Сосновский.
К сожалению, не все талантливые исполнители смогли в этом году выступить на "Дударскам фэсьце", хотя многим музыкантам есть чем поделиться с коллегами и порадовать слушателей. Но не нужно волноваться: организаторы обещали новые встречи исполнителей со слушателями уже на "Дударскiм фэсьце-2007"...
Джаз в Большом Городе 6 дней в ноябре 2005 года в Вильнюсе проходил Международный джазовый фестиваль Vilnius City Jazz, венчая собой джазовый фестивальный год в Литве. "Финал" оказался очень ярким, насыщенным, полистилистическим. Равно как и в ...
С б по 9 сентября в Литве в 18-й раз проходил Международный джазовый фестиваль Vilnius Jazz 2005. Немного подражая большим коммерциализированным джазовым форумам, фестиваль также обзавелся в меру пафосной "Церемонией открытия": масштабный ...
Как обычно, в середине октября — с 12 по 15 октября 2006 года — в литовской столице, городе Вильнюсе, прошел 19-й фестиваль нового джаза и импровизационной музыки Vilnius Jazz 2006. И, как обычно, его программа пестрела массой музыкальных ...
Если поинтересоваться у опытного профессионального музыканта его мыслями на предмет того, почему в одной стране современные музыкальные направления (jazz, fusion, rock, world...) развиваются, прогрессируют, а в другой — находятся в застое, ...
Не пугайтесь, джазовые друзья и подруги, и не злорадствуйте недруги! Джаз все еще жив и довольно неплохо выглядит, о чем и поведал нашей публике традиционный весенний фестиваль "Джаз- Транзит" в последние дни апреля. А Драма — это всего лишь ...
14-17 сентября в Крыму прошел 4-й Международный фестиваль "Джаз-Коктебель- 2006" — и здорово согрел туристов, замерзающих у холодного моря. Благодаря джазу и вопреки температуре воды, сезон удержал за собой эпитет "бархатный": осень, казалось, ...
23 и 24 ноября 2006 года в Днепропетровске прошел юбилейный XV международный джазовый фестиваль "Джаз на Днепре". Юбилей был двойной. С одной стороны — XV по счету фестиваль в международном формате (хотя история фестиваля гораздо дольше и ...
"Блюз живет в Минске" уже давно — это доказал еще Геннадий Стариков, глава блюзового Star Club, не первое десятилетие устраивающего одноименные фестивали. На фоне этого увесистого, проверенного временем блюза, явление фееричных и юных Svet Boogie ...
Урочище "Ласточкины гнезда", которое находится возле города Крупки, принимало слушателей фестиваля современной этно-музыки "Вольнае Паветра" свинцовыми тучами, завыванием ветра и слабой надеждой на то, что погода не может так быстро ...
14-15 мая 2005 года в Минске в Белгосфилармонии состоится фестиваль «Золотая труба» посвящённый легендарному музыканту Эдди Рознеру. Композитор, дирижёр, уникальный трубач, Рознер в течении семи лет возглавлял единственный Государственный джаз – ...
С 11 по 15 августа 2005 года на итальянском острове Сардиния уже в 18-й раз будет проводиться международный фестиваль TIME IN JAZZ. Его главным центром станет город Берчидда и его живописные окрестности. Несмотря на джазовое название, здесь будет ...
В излюбленном месте молодежи - на площади Фонтанов стартовал фестиваль Baku Jazz-2006. Таким образом, организаторы решили отойти от традиции закусочно-застольных приемов с "дорогим фуршетом", без присутствия журналистов, коим запомнился нам ...