Обычно люди стремятся объяснить то или иное культурное явление (и не только культурное) с позиции собственного жизненного опыта. А поскольку этот опыт часто бывает ограниченным, то и наши предположения страдают однобокостью. Примером такого ограниченного подхода может служить отношение многих слушателей, журналистов к такому неординарному и самобытному музыкальному инструменту, как белорусская дуда. Его ни на что не похожее звучание украшает выступления многих отечественных world-music- и folk-коллективов ("Троща", OSIMIRA, "Стары Ольса", "Лщьвшы"...). Дуда становится полноправным солистом в рок-командах (Znich, P.L.A.N.). Только вот из-за инертности мышления новое для наших слушателей музыкальное явление некоторые стремятся объяснить по-своему, упрощенно: мол, вот и к нам волынка пришла!
На самом деле, дуда — инструмент сакральный, исконно белорусский, хотя аналоги его существуют в культурах многих европейских и азиатских народов. И доказательства аутентичности белорусской дуды можно почерпнуть из экспозиций белорусских музеев (например, Лепельского краеведческого и Гродненского историко-археологического). О фактах существования в Беларуси своей оригинальной дударской школы и исконно белорусских типов инструмента можно узнать из материалов энциклопедии "Этнаграф1я Беларусi". Там же можно прочесть и строки об угасании этой традиции. Хотя, в последнее время благодаря усилиям энтузиастов — исследователей и мастеров по изготовлению инструментов — белорусская дуда получила вторую молодость: инструмет возвращается в национальный культурный контекст...
Одним из важных этапов работы по возрождению национальных традиций стал прошедший в этом году после тринадцати лет забвения фестиваль исполнителей на этом древнем инструменте — "Дударскi фэст-2006". Этот музыкальный праздник собрал под свои знамена немало интересных исполнителей на белорусской дуде, а также стал смотром качества тех инструментов, которые теперь изготавливаются белорусскими мастерами. Кроме этого фестиваль обобщил те научные исследования, которые вносят весомый вклад в возрождение дударских традиций в Беларуси.
Понятно, что основное внимание и интерес участников и гостей фестиваля было приковано к творчеству и поискам ветеранов движения за возвращение дуды в белорусский культурный контекст. Например, мастер, исполнитель и инициатор "Дударскага фэсту" Тодар Кашкуревич на инструментах своего производства продемонстрировал звучание всех типов дуд, известных в Беларуси: однобурдон- ной, двухбурдонной и матянки. Основываясь на своих исследованиях, он поведал о сакральной функции этого инструмента в белорусской культуре прошлого, рассказал о репертуаре, который исполнялся на инструменте в годы расцвета белорусской дударской традиции. А вот преподаватель Белорусского государственного университета культуры, известный мастер Виктор Кульпин поделился с коллегами ведомым только ему исполнительским приемом игры на дуде.
Заметную конкуренцию ветеранам составили молодые исполнители: музыканты театра средневековых миниатюр "Яварына", участник группы "Вайдэлот" Дмитрий Сивчин и единственная на этом фестивале девушка-исполнительница на дуде Оксана Костян. Эти молодые музыканты сумели удивить слушателей и специалистов свежим прочтением произведений европейской и белорусской средневековой музыки, чудесными фольклорными мелодиями и танцевальными ритмами. А молодой представитель семейной династии фольклорных исполнителей и мастеров Слава Козак впечатлил звучанием своей необычной дуды, исполненной в виде козы. Слава позже признался, что не ожидал очутиться на такой представительной сцене рядом с мэтрами, да и мех инструмента во время игры держал не совсем правильно — под правой рукой... Но его необычайная манера исполнения и звучание инструмента была по достоинству оценена слушателями и специалистами. Ведь традиция — не догма, и ее частью могут стать современные приемы и исполнительские наработки!
Большой фестивальный успех сопутствовал белорусским фолк-группам и исполнителям средневековой музыки, которые используют в своем репертуаре произведения для дуды. Надо было самому на минуту стать участником танцевального хоровода, чтобы понять то, насколько популярна у молодежи старинная ансамблевая музыка!
Эту истину своими композициями подтвердили Могилевская группа "За порогом", участники которой предложили слушателям свой "белорусизированный" вариант кельтских мелодий, вокальный ансамбль "Кудмень", солистам которого очень близок национальный песенный фольклор, исполняемый под дуду. В исполнении последних народный танец "Юрачка" стал хитом фестиваля!
Известный фольклорный ансамбль "Лщьвшы" — пионер ансамблевого исполнения народных песен под дуду — напомнил слушателям лучшие композиции из своих предыдущих альбомов. Эти удивительно положительные эмоции были закреплены экспрессивными выступлениями групп средневековой музыки "Kenix кола", "Лщьвш Троль" и лидеров отечественной медиевильной сцены — группы "Стары Ольса". Один из организаторов "Дударскага фэсту-2006" и лидер "Старога Ольсы" Дмитрий Сосновский стал инициатором записи всего музыкального материала фестиваля и издания на основе этих записей первого в Беларуси диска с музыкой для белорусской дуды. "Думаю, альбом "Дударсю фэст-2006" достаточно и на высоком уровне представит различные европейские исполнительские школы, в том числе и нашу национальную традицию. Поэтому, вслед за диском молодой исполнитель сможет научиться исполнять на дуде белорусские мелодии и "снимать" белорусскую манеру игры на инструменте", — отметил Дмитрий Сосновский.
К сожалению, не все талантливые исполнители смогли в этом году выступить на "Дударскам фэсьце", хотя многим музыкантам есть чем поделиться с коллегами и порадовать слушателей. Но не нужно волноваться: организаторы обещали новые встречи исполнителей со слушателями уже на "Дударскiм фэсьце-2007"...
Каждый фестиваль "Джаз над Волгой" – это и встреча старых друзей, и масса сюрпризов. Я имею в виду не только неожиданные творческие альянсы, но и самые разнообразные слоганы, типа "Живее всех живых", "Моя голова там, где джаз"… На этот раз на ...
Для меня ярославский фестиваль "Джаз над Волгой" – особенный. Во-первых, я там, наконец, встретилась "лицом к лицу" со многими участниками, знакомыми мне лишь по интернету. Во-вторых, я познакомилась с потрясающим московским джаз-фотографом Павлом ...
Минский Международный фестиваль «KlezmerШОК!» представляет белорусской публике музыку клезмер – еврейскую этническую музыку. Клезмерская музыка исторически коренится в небольших местечках Восточной Европы, но сегодня она стала одним из наиболее ...
Под зажигательные ритмы фанка исландской группы Mezzoforte заканчивался замечательный праздник джазовой музыки. Всю неделю, несмотря на капризы погоды, на автомобилях, автобусах, электропоездах съезжалась публика на концерты фестиваля Saulkrasti ...
В Москве завершился международный музыкальный фестиваль «Длинные руки-2», организованный Культурным Центром «ДОМ». С 1-10 октября в небольшом зальчике в Овчинниковском переулке звучал американский авангардный фри-джаз, новая шумовая и ...
Джаза много не бывает! Именно такой слоган был выбран для 7-го ежегодного праздника "Джаз на Москва-реке", на этот раз посвящённого 60-летию Оскара Питерсона. В 8 часов вечера 22-го июля теплоход-красавец "Карл Маркс" был битком наполнен музыкантами ...
С приходом весны в Киеве заметно активизируется концертная джазовая жизнь. Происходит это, как правило, за счет выступлений "привозных" музыкантов, реже – своих украинских. Особого внимания на этом фоне, заслуживает, конечно, пока единственный(!) на ...
2 дня - 4 и 5 июня 2005 года москвичи получали удовольствие от хорошей и разной музыки - в усадьбе Архангельское прошёл Второй фестиваль "Русский стиль. Усадьба.Джаз". В фестивале приняли участие 20 команд, игравшие на 2 площадках. Организаторы ...
Юбилейный по музыкальным меркам "Джаз-карнавал" в очередной раз собрал в Одессе любителей джаза и музыкантов со всего мира. Музыканты съехались на этот раз из 14 стран; международный состав публики на глаз определить было сложнее, но мы, ...
Открытие нынешнего фестиваля будем посвящено празднованию дня рождения легендарного пианиста Оскара Питерсона. Специально для этого события на фестиваль был приглашен легендарный датский бас-гитарист Нильс-Хеннинг Эрстед Педерсен, с которым Питерсон ...
С 19 по 21 августа в Москве праздновался Джазовый Новый Год. Все мы больше всего любим и ждем именно этот праздник. И, думается, 8-й фестиваль "Джаз в саду Эрмитаж" вполне можно назвать главным музыкальным событием в джазовой жизни города. Восьмое ...
Кит и Джулия Типпеты : Couple In Spirit Геннадий Сахаров : Известно , что вы начинали с музыки , близкой к арт - року . Оказал ли рок влияние на вашу нынешнюю музыку , либо она является совершенно новой идиомой и не имеет отношения к прежним ...