"Блюз живет в Минске" уже давно — это доказал еще Геннадий Стариков, глава блюзового Star Club, не первое десятилетие устраивающего одноименные фестивали. На фоне этого увесистого, проверенного временем блюза, явление фееричных и юных Svet Boogie Band, случившееся в 2003-м, было шоком — блюз превратился в медиумическое явление; из юношей пылких начали выглядывать черные блюзовые демоны прошлого века, в их голосах прорывались интонации откуда-то с дельты Миссисипи, а блюзовые фестивали Европы и вовсе были в восторге. Теперь, как выяснилось, новая генерация белорусского блюза — это не только Свет, но и целый парад всевозможных оркестров, которые и устроили свеженький фестиваль в "Аквариуме".
Открыл фестиваль дуэт Danny And Willie Blues Mob,
презентовав минималис- тичный, сосредоточенный мягкий блюз без тени пафоса и театральности. Звучит Route 66—зал в восторге. Музыканты настолько невозмутимы, что возникает впечатление, будто на сцену вытянули старинный патефон с древними блюзовыми записями и крутят их прямо сейчас — даже непривычно не слышать характерного шипения. Никакой истерии — спокойные интроверты рассказывают неторопливые блюзовые истории не только с чувством, но с толком и расстановкой.
Следующими на сцену вышли Night drive Band из Гомеля: оркестрик под управлением человека по имени Сергей Курек. Гомель — столица белорусского блюза, ясное дело. Как, кстати, и рэпа. Видимо, способствует там что-то развитию "черной" музыки (южные окраины Беларуси? особый радиоактивный воздух?). Гомельский бэнд играет, скорей, блюз- рок, сильно замешанный на ритм-н-блюзе 50-х: получается своеобразная презентация чувственно-эмоциональных возможностей электрогитары в блюзе. Гитарист спускается по лестнице в зал, чуть ли не падает на колени а-ля Хендрикс (тут бы еще облить гитару бензином из баллона для зажигалок и поджечь — вот вами Вудсток, дорогие дети!), выдает что-то в духе раннего Сантаны и изо всех сил пытается завести толпу. Подключаются другие музыканты, по очереди солируя (такие импровизационные моменты в блюзе очень трогают — именно тогда музыканты начинают обмениваться краткими, значительными взглядами протяженностью в одну десятую секунды: интересно ловить эти взгляды и понимать, в какой момент соло, например, закончится или уступит музыкальное пространство другому инструменту).
После "ночного драйва" на сцену выходит легенда белорусского ритм-н-блюза, Артем Кричевский — импозантный и блестящий брюнет с тяжелым взглядом и волосами, собранными в хвостик. "Кто-кто это?" — кричат в зале. "Кричевский и группа... ээээ... Ктулху?" (не расслышали, видимо). "Ну, какая разница, что за группа — главное, Кричевский!". Сам мэтр играет почти автоматически — сказывается стаж, видимо. Его блюз — скорей, развлекательный, однако более чем профессиональный. Пускай во всем этом не хватает безумия (издержки профессионализма, видимо), зал наконец-то принимается танцевать, ибо звучало "старое-старое, доб- рое-доброе, любимое-любимое" (так сам Кричевский предваряет блюзовые стандарты). Танцующие радуют
— некоторые девы облачены в фетровые мужские шляпы (сейчас это, судя по всему, модно), молодые люди — сплошь в черных пиджаках, из-под которых выглядывают белые манжетики. Кричевский выдает какие-то "медляки", настроение становится неумолимо ресторанным, вот уже закачались пары в чувственном танце. Всю эту атмосферу моментально разбил оркестр Old Shoes (ясное дело, тоже из Гомеля). Это — целый блюз-бэнд с рокабилльным антуражем — гигантским блестящим контрабасом, на котором играет совсем юного вида парень в очках, напоминающий американского студента колледжа 50-х, этакий Холден Колфилд. Сбоку от него стоит флейтист, издающий непрерывную патологическую импровизацию — скорей, фри-джазовую, нежели тра- диционно-блюзовую. Подключается саксофон — впрочем, контрабас все равно оказывается на первом месте, даже когда его просто кладут на пол, временно переключившись на соло на губной гармошке. "Старые шузы" играют не совсем блюз — это, скорей, арт- блюз или фри-блюз (впрочем, таких стилей официально, кажется, не существует) с обилием импровизации, мощной аутентичной основой и легкомысленной виртуозностью. Контрабасист принимается петь — кажется, что голос старше его самого лет на 40-50 как минимум. Толпа издает чувственные вопли и рвется танцевать. "Это — маленький Вилли Диксон!" — восторженно кричит кто-то в зале (Вилли Диксон, кто не знает, — легендарный блюзовый контрабасист 40-х-50-х, автор той самой Hoochie Coochie Man, без которой не обходится репертуар ни одного современного блюзмена).
Потом разгоряченную толпу веселили великолепные Bowling Jack — пожалуй, самые серьезные конкуренты Svet Boogie Band в смысле глобальности. Пюпитр с текстами (или нотами?), белые рубашки с подтяжками, манерная блюзовая аутентика и восхитительная жесткость исполнения приводят зал в исступление. Поэтому когда на сцену выходит сам Свет его бэнд, естественно — хэдлайнер), к сцене подтягиваются все; откуда-то дюжие блюзовые молодцы выносят пианино с разобранным верхом и торчащими наружу молоточками-струнами. Свет в роли небольшого, но взрывоопасного доброго демона начинает укрощать взъерошенное пианино чувственным буги. Он постоянно улыбается — то ли оттого, что в группу наконец-то вернулся гитарист Эл (Алексей Шилович, некогда половина блюзового дуэта Svet & А1, с которого все и начиналось, несколько лет работал в Сирии на дипломатическом поприще), то ли потому, что на саксофоне играет сам Павел Аракелян, недавно объявленный "джазменом года" (Аракелян по этому поводу зарос пышной бородой и стал похож на прекрасного горца), то ли оттого, что под сценой стоит толпа девочек и безостановочно визжит (Свет — своего рода секс-символ, что поделаешь). "Happy with the boogie!" — смешно подражая их визгу, кричит Свет в зал. "Happy with the boogie!" — верещат девочки в ответ. Свет, пожалуй, единственный, кго превращает блюзовый концерт в настоящее шоу и общается с залом, то рассказывая о каждой песне ("Вечером, когда идет дождь, я не могу быть один..."), то напрямую коммуницируя ("Самый грустный мужчина вечера получит в подарок компакт-диск! Да-да, именно ЭТОТ мужчина, вот там, слева!"), а то и вовсе выходя с гармошкой в народ: подход, как на квартирнике, с которых эта группа когда-то и начинала. Группу зовут на бис — но выходит какая-то тетенька с добрым лицом (ибо часы пробили опасные 22.00) и кричит в микрофон что-то в духе "всем спасибо, все свободны".
2 дня - 4 и 5 июня 2005 года москвичи получали удовольствие от хорошей и разной музыки - в усадьбе Архангельское прошёл Второй фестиваль "Русский стиль. Усадьба.Джаз". В фестивале приняли участие 20 команд, игравшие на 2 площадках. Организаторы ...
Юбилейный по музыкальным меркам "Джаз-карнавал" в очередной раз собрал в Одессе любителей джаза и музыкантов со всего мира. Музыканты съехались на этот раз из 14 стран; международный состав публики на глаз определить было сложнее, но мы, ...
Открытие нынешнего фестиваля будем посвящено празднованию дня рождения легендарного пианиста Оскара Питерсона. Специально для этого события на фестиваль был приглашен легендарный датский бас-гитарист Нильс-Хеннинг Эрстед Педерсен, с которым Питерсон ...
С 19 по 21 августа в Москве праздновался Джазовый Новый Год. Все мы больше всего любим и ждем именно этот праздник. И, думается, 8-й фестиваль "Джаз в саду Эрмитаж" вполне можно назвать главным музыкальным событием в джазовой жизни города. Восьмое ...
Кит и Джулия Типпеты : Couple In Spirit Геннадий Сахаров : Известно , что вы начинали с музыки , близкой к арт - року . Оказал ли рок влияние на вашу нынешнюю музыку , либо она является совершенно новой идиомой и не имеет отношения к прежним ...
Один из трех дней екатеринбургского международного фестиваля «Джаз-Транзит» был посвящен авангардному джазу / Новой импровизационной музыке (своеобразный подарок к юбилею автора нижеследующих публикаций) – на сей раз в наиболее радикальной форме ...
Чередующиеся подъемы и спады развития русского (смотри шире: советского и постсоветского) джаза составляют его непростую, яркую почти столетнюю историю. Культурная жизнь современной Москвы очень насыщена, и как одна из мировых музыкальных столиц, и ...
6 из 12 В октябре 2007-го фестиваль Vilnius Jazz отметил свое 20-летие. С цифрами не поспоришь: это старейший джазовый фестиваль из проводимых в Литве. Статусность форума еще более возрастает, если вспомнить фестивальную стилистику: с самого своего ...
Хорошие исполнители на ударных инструментах – желанное приобретение для любого джазового оркестра или рок-группы, в которых ритм-секция всегда является цементирующим элементом всего звучания коллектива. Поэтому виртуозы-барабанщики так ценятся, так ...
В кузбасском Новокузнецке состоялся 3-дневный джазовый фестиваль. Самый амбициозный и, заслуженно носящий звание международного. Ежегодный фестиваль перешагнул 20-летний рубеж под аккомпанементы прославленных музыкантов, отметив свой юбилей. ...
Воскресный день, что пришелся на восемнадцатое число ноября, был необычным и праздничным. И дело не только в том, что каждый седьмой день недели – законный выходной если не всех, то большинства жителей нашей столицы. А у некоторых из этого ...
У фестиваля юбилей. В десятый раз собираются в чудесном сосновом бору под шум морской волны именитые джазмены из многих стран и молодые музыканты страстно желающие учиться играть джаз. Фестиваль открывается в понедельник 23-го июля и продлится всю ...