"Блюз живет в Минске" уже давно — это доказал еще Геннадий Стариков, глава блюзового Star Club, не первое десятилетие устраивающего одноименные фестивали. На фоне этого увесистого, проверенного временем блюза, явление фееричных и юных Svet Boogie Band, случившееся в 2003-м, было шоком — блюз превратился в медиумическое явление; из юношей пылких начали выглядывать черные блюзовые демоны прошлого века, в их голосах прорывались интонации откуда-то с дельты Миссисипи, а блюзовые фестивали Европы и вовсе были в восторге. Теперь, как выяснилось, новая генерация белорусского блюза — это не только Свет, но и целый парад всевозможных оркестров, которые и устроили свеженький фестиваль в "Аквариуме".
Открыл фестиваль дуэт Danny And Willie Blues Mob,
презентовав минималис- тичный, сосредоточенный мягкий блюз без тени пафоса и театральности. Звучит Route 66—зал в восторге. Музыканты настолько невозмутимы, что возникает впечатление, будто на сцену вытянули старинный патефон с древними блюзовыми записями и крутят их прямо сейчас — даже непривычно не слышать характерного шипения. Никакой истерии — спокойные интроверты рассказывают неторопливые блюзовые истории не только с чувством, но с толком и расстановкой.
Следующими на сцену вышли Night drive Band из Гомеля: оркестрик под управлением человека по имени Сергей Курек. Гомель — столица белорусского блюза, ясное дело. Как, кстати, и рэпа. Видимо, способствует там что-то развитию "черной" музыки (южные окраины Беларуси? особый радиоактивный воздух?). Гомельский бэнд играет, скорей, блюз- рок, сильно замешанный на ритм-н-блюзе 50-х: получается своеобразная презентация чувственно-эмоциональных возможностей электрогитары в блюзе. Гитарист спускается по лестнице в зал, чуть ли не падает на колени а-ля Хендрикс (тут бы еще облить гитару бензином из баллона для зажигалок и поджечь — вот вами Вудсток, дорогие дети!), выдает что-то в духе раннего Сантаны и изо всех сил пытается завести толпу. Подключаются другие музыканты, по очереди солируя (такие импровизационные моменты в блюзе очень трогают — именно тогда музыканты начинают обмениваться краткими, значительными взглядами протяженностью в одну десятую секунды: интересно ловить эти взгляды и понимать, в какой момент соло, например, закончится или уступит музыкальное пространство другому инструменту).
После "ночного драйва" на сцену выходит легенда белорусского ритм-н-блюза, Артем Кричевский — импозантный и блестящий брюнет с тяжелым взглядом и волосами, собранными в хвостик. "Кто-кто это?" — кричат в зале. "Кричевский и группа... ээээ... Ктулху?" (не расслышали, видимо). "Ну, какая разница, что за группа — главное, Кричевский!". Сам мэтр играет почти автоматически — сказывается стаж, видимо. Его блюз — скорей, развлекательный, однако более чем профессиональный. Пускай во всем этом не хватает безумия (издержки профессионализма, видимо), зал наконец-то принимается танцевать, ибо звучало "старое-старое, доб- рое-доброе, любимое-любимое" (так сам Кричевский предваряет блюзовые стандарты). Танцующие радуют
— некоторые девы облачены в фетровые мужские шляпы (сейчас это, судя по всему, модно), молодые люди — сплошь в черных пиджаках, из-под которых выглядывают белые манжетики. Кричевский выдает какие-то "медляки", настроение становится неумолимо ресторанным, вот уже закачались пары в чувственном танце. Всю эту атмосферу моментально разбил оркестр Old Shoes (ясное дело, тоже из Гомеля). Это — целый блюз-бэнд с рокабилльным антуражем — гигантским блестящим контрабасом, на котором играет совсем юного вида парень в очках, напоминающий американского студента колледжа 50-х, этакий Холден Колфилд. Сбоку от него стоит флейтист, издающий непрерывную патологическую импровизацию — скорей, фри-джазовую, нежели тра- диционно-блюзовую. Подключается саксофон — впрочем, контрабас все равно оказывается на первом месте, даже когда его просто кладут на пол, временно переключившись на соло на губной гармошке. "Старые шузы" играют не совсем блюз — это, скорей, арт- блюз или фри-блюз (впрочем, таких стилей официально, кажется, не существует) с обилием импровизации, мощной аутентичной основой и легкомысленной виртуозностью. Контрабасист принимается петь — кажется, что голос старше его самого лет на 40-50 как минимум. Толпа издает чувственные вопли и рвется танцевать. "Это — маленький Вилли Диксон!" — восторженно кричит кто-то в зале (Вилли Диксон, кто не знает, — легендарный блюзовый контрабасист 40-х-50-х, автор той самой Hoochie Coochie Man, без которой не обходится репертуар ни одного современного блюзмена).
Потом разгоряченную толпу веселили великолепные Bowling Jack — пожалуй, самые серьезные конкуренты Svet Boogie Band в смысле глобальности. Пюпитр с текстами (или нотами?), белые рубашки с подтяжками, манерная блюзовая аутентика и восхитительная жесткость исполнения приводят зал в исступление. Поэтому когда на сцену выходит сам Свет его бэнд, естественно — хэдлайнер), к сцене подтягиваются все; откуда-то дюжие блюзовые молодцы выносят пианино с разобранным верхом и торчащими наружу молоточками-струнами. Свет в роли небольшого, но взрывоопасного доброго демона начинает укрощать взъерошенное пианино чувственным буги. Он постоянно улыбается — то ли оттого, что в группу наконец-то вернулся гитарист Эл (Алексей Шилович, некогда половина блюзового дуэта Svet & А1, с которого все и начиналось, несколько лет работал в Сирии на дипломатическом поприще), то ли потому, что на саксофоне играет сам Павел Аракелян, недавно объявленный "джазменом года" (Аракелян по этому поводу зарос пышной бородой и стал похож на прекрасного горца), то ли оттого, что под сценой стоит толпа девочек и безостановочно визжит (Свет — своего рода секс-символ, что поделаешь). "Happy with the boogie!" — смешно подражая их визгу, кричит Свет в зал. "Happy with the boogie!" — верещат девочки в ответ. Свет, пожалуй, единственный, кго превращает блюзовый концерт в настоящее шоу и общается с залом, то рассказывая о каждой песне ("Вечером, когда идет дождь, я не могу быть один..."), то напрямую коммуницируя ("Самый грустный мужчина вечера получит в подарок компакт-диск! Да-да, именно ЭТОТ мужчина, вот там, слева!"), а то и вовсе выходя с гармошкой в народ: подход, как на квартирнике, с которых эта группа когда-то и начинала. Группу зовут на бис — но выходит какая-то тетенька с добрым лицом (ибо часы пробили опасные 22.00) и кричит в микрофон что-то в духе "всем спасибо, все свободны".
Почти через полтора года после первого фестиваля, 14 мая 2006 года басисты Беларуси собрались в театре эстрады на Bass day 2. Маститые мастера и начинающие музыканты показывали, на что способен этот инструмент. Надо сказать, сюрпризов было много. ...
В очередной раз по России пролетел ежегодный блюзовый фестиваль, которым смогли насладиться многочисленные блюзмэны и блюзвумэны Москвы, Санкт- Петербурга, Екатеринбурга, Уфы, Новосибирска и Ростова-на-Дону. И в этом году организаторы фестиваля ...
Час Х для армянских любителей джазовой и этнической музыки, а точнее ее авангардной разновидности, наступил в октябре. Новый специализированный концертный зал для подобной музыки гостеприимно открыл свои двери для любителей передовых ...
Третий Международный ереванский джаз-фестиваль. Этого словосочетания армянские любители джаза не слышали целых 5 лет. Последний фестиваль такого уровня состоялся в 2000 году, когда Ереван посетил Чик Кориа (Chick Corea) и его группа Origin. Потом ...
В рамках "Программы поддержки музыкального движения в Украине" Международный автомобильный холдинг "Атлант-М" в конце прошлого 2005 года громко и уверенно хлопнул дверцей, проведя в Киеве III международный фестиваль детского джаза. Честно ...
Согласитесь, что пятилетний юбилей для фестиваля — это вполне достаточно для того, чтобы можно было говорить о постоянстве, каких-то уже выработанных традициях, отлаженности механизма организации и всем таком прочем. Речь идет о пятом, юбилейном ...
Amicus Plato sed magis arnica veritas". Этой древней истиной я собиралась поначалу руководствоваться в написании репортажа с V-ro Международного джазового фестиваля "Jazz Карнавал в 0дессе-2005", но потом вспомнилось еще одно мудрое изречение: "Я — ...
Ну, вот свершилось: самый амбициозный и продолжительный литовский международный джазовый фестиваль Kaunas Jazz 2005 перешагнул свой 15-летний рубеж. С 21 апреля по 1 мая 2005 года под его флагами прошли 27 концертов на сценах Вильнюса и Каунаса. ...
В России прошел фестиваль французского джаза в знаковый - третий - раз. Что там за Рубиконом - теперь очевидно. Возможно, он не стал самым масштабным и феерическим, но «своего слушателя» организаторы уже прочно прикормили изысканностью ...
28-29 апреля 2006 года в минском Театре молодежной эстрады прошли финальные концерты фестиваля-конкурса NAVARA Underground. Название — не случайное. NAVARA Trade — так называется фирма, которая совместно с компанией "Белинтермузыка" (обе торгуют ...
Вот так практически не известные на родине музыканты выезжают за границу и берут первое место на международном конкурсе. Однако когда такое случается один раз, поводов делать какие-либо заключения немного. Если же это становится нормой, наступает ...
Более 1200 мастеров джаза выступили 8,9 и 10 июля в Гааге на Джазовом фестивале Северного моря — самом большом в мире джазовом фестивале в закрытом помещении. 15 залов, в которых одновременно проходили концерты, едва вмещали приехавших в Гаагу со ...