Вот уже второй год подряд, благодаря достаточно высокой популярности Armenian Navy Band и высокому реноме лидера бэнда Арто Тунчбояджана в музыкальном мире, и по его приглашению в Ереван съезжаются великолепные музыканты из разных стран мира для участия в ереванском международном фестивале авангардной фолк- музыки; И в первую очередь хочется отметить прямо-таки самоотверженность владельцев АвангардФолк клуба, (где, собственно, и проходят фестивали), которые, сталкиваясь с огромными финансовыми и организационными трудностями, тем не менее, каждый раз делают все от них зависящее, чтобы фестиваль состоялся. Не стал исключением и только что закончившйся, очередной, третий по счету Международный фестиваль. И если на нем на сей раз не было супер-звезд, как на прошлом, то преприятнейших сюрпризов было достаточно.
В фестивале-2006 принимали участие два армянских коллектива — "Катунер" Ваагна Айрапетяна и "хозяева площадки" ANB во главе с Арто Тунчбояджаном. Из гостей — уже хорошо известный и очень любимый ереванцами балафонист Али Кейта из Мали и молодежная группа Paper Boys из США. И именно это трио стало главной фишкой фестиваля. Но обо всем по порядку.
24 апреля фестиваль открыл ANB. Коллектив в первый раз выступал перед своими верными поклонниками в качестве обладателя приза "самой популярной группы мира" по версии ВВС в своем жанре, и нельзя было не заметить, что некий груз ответственности в первую половину концерта давил на музыкантов. Кстати, день начала фестиваля был подобран не случайно. По словам руководителя группы — это возможность средствами музыки отдать дань памяти жертвам Геноцида армян в Османской Турции 1915 года и выразить свою уверенность в завтрашнем дне. Программа выступления была подобранна соответствующая — торжественно-жизнеутверждающая. Начавшись с а-капельного пения со свечами в руках, постепенно она набрала темп и выплеснула на многочисленных посетителей всю мощную энергетику, заложенную в творчестве коллектива. Свидетельство успешности, популярности и мастерства музыкантов — приз The Planet, полученный в начале апреля в Лондоне — стоял все фестивальные дни прямо на сцене, и потрогать его или сфотографироваться со статуэткой в руках мог любой желающий. ANB как всегда уверенно и успешно отыграл хорошо известную и Любимую поклонниками программу.
Африканский музыкант Али Кейта приезжает в Ереван уже в третий раз. Он стал тем, что принято называть "любимцем публики". Веселый, общительный, в экзотических одеждах, демонстрирующий поразительную технику' игры малетами, он неизменно вызывал шквал аплодисментов и буйный восторг публики. На сей раз он всю программу играл вместе с "Котами" (именно так с армянского переводится название ансамбля Ваагна Айрапетяна).
Активная концертная деятельность прошлого года показала, что в Армении появился очередной высококлассный коллектив, использующий в своей музыке все последние достижения современной музыкальной мысли. Джаз, джаз-рок, фанк, и все это с большой долей эт- но, с применением народных духовых инструментов — великолепный образчик современной музыки. Так вот, очень здорово прозвучал дуэт ансамбля с чернокожим музыкантом. Два мира, два образа музыкального мышления сошлись в этом выступлении и наглядно показали, что на самом деле мир настоящей музыки на всех один.
Но главное событие произошло в последний день. На сцену вышли трое совсем молодых парней и устроили в клубе такое, что, я думаю, зрители надолго запомнят этот вечер. Карлтон, Уилл и Сето со сценическими псевдонимами Young С, 111 Will и T-Dot соответственно, выступают в некоем смешанном жанре, находящемся где-то между молодежными рэпом и хип-хопом, солидными соулом и ритм-н-блюзом, с активным включениями фолка, причем армянского! Было забавно видеть, как два афроамериканца и американский армянин пели, отплясывали и выкидывали разные фокусы, свойственные рэперам под сумасшедший ритм, а главное — под аккомпанемент духовой группы ANB. Ну, а экзотики звучанию добавляли оригинальные аранжировки Арто и звуки кяманчи, дудука и зурны. Что в этот момент творилось с публикой, тоже трудно подается описанию.
Прямо перед выступлением мне удалось поговорить с одним из участников трио — Сето. Как выяснилось, девятнадцатилетний юноша — Седрак Тунчбояджан. сын руководителя ANB. является основателем и руководителем трио, автором всех композиций, слов и аранжировок коллектива. У трио уже есть собственный сольный альбом, копию которого юноша подарил автору этих строк Должен сказать, что рэп, после тяжелого рока, мой самый не любимый жанр. Но этот альбом я слушаю с удовольствием. Причина станет ясна из ниже приведенного короткого интервью Седрака.
Седрак Тунчбояджан,- Я учусь в университете на третьем курсе. Все свое свободное от занятий время отдаю музыке. Творчество отца знаю назубок То, что он делает, мне очень нравится. И я стараюсь быть похожим на него. Он с детства привил мне любовь ко всему армянскому, и. конечно, к армянской музыке. Ее я тоже более или менее знаю. Он научил меня писать музыку, делать аранжировки так, чтобы они не были избитыми, не похожими на друп ie и как-то выделялись из общей массы. Его главный девиз: "Будь самим собой и найди свой собственный путь в жизни и в музыке". Я и стараюсь придерживаться этого правила. Коллектив, который я создал и которым руковожу, существует чуть больше года. Эти ребята — не только мои единомышленники, но и большие друзья. Мы уже выступали много раз перед своими сверстниками в университете, на молодежных вечеринках, но это выступление в Ереване—первое такого масштаба в нашей жизни, и для меня оно имеет большое значение. Мы будем очень рады, если понравимся армянской публике. А больше всех, наверное, будет рад мой отец. Он много для этого сделал. Помогал мне с аранжировкой и записью диска. Кстати, хочу выразить благодарность армянским музыкантам, которые записали аккомпанемент для нескольких наших композиций, прислали запись в Нью-Йорк, мы это все смикшировали, и теперь на нашем альбоме звучат настоящие струнные инструменты, что большая редкость в рэпперских кругах.
Остается добавить, что во многих композициях, звучат и армянские народные инструменты, голос самого Арто, что добавляет красок и оригинальности обычным, на первый взгляд, современным американским молодежным композициям. И надо сказать, что включение дудука или зурны совсем не кажутся туг инородными, искуствен- ными, как это бывает чаще всего. Очевидно, сказалось мастерство и вкус лидера ANB и заботливого папаши — все звучит здорово и к месту.
Концерт трио подходил к концу' Энергия молодых певцов и современные ритмы Америки наложенные на мастерство армянских музыкантов (было более чем любопытно наблюдать, как солирует, например, канон в типично рэпперской композиции), изобретательность самого Арто и настрой собравшейся публики давали великолепный результат. Выступление завершилось триумфально и публика долго не отпускала музыкантов, требуя "продолжения банкета".
Но самое смешное случилось потом. Рассыпаясь в обычных комплиментах публике, один из афроамериканцев признался, что когда Седрак пригласил их поехать на гастроли в Армению, они долго ломали голову, пытаясь понять, где находится эта неизвестная, далекая и загадочная страна. Иран, Ирак, Турция — слышали, а вот Армения... Они с опаской выходили на трап самолета, ожидая увидеть барханы пустыни или разбомбленные дома. И были поражены, увидев прекрасный город, свободно гуляющую, современно одетую молодежь. Прогулки по городу, общение с людьми, работа с музыкантами только добавили положительных впечатлений. И в результате у них возникло стойкое желание — остаться в Ереване навсегда! Это заявление, сделанное глубоко за полночь со сцены АвангардФолк клуба, стало откровением даже для Арто. Как он признался сам, он много раз говорил об этом с сыном, но тот и слышать не хотел о возвращении на родину предков, и в ту минуту он был счастлив услышать, что у сына как минимум поменялось отношение к этому вопросу. Надо отметить, что эта новость вызвала энтузиазм и у публики. Долго потом еще обсуждалась идея о том, что "ветер, кажется, меняет направление", и теперь классные музыканты будут не только уезжать из Армении, но и приезжать в нее.
Почти через полтора года после первого фестиваля, 14 мая 2006 года басисты Беларуси собрались в театре эстрады на Bass day 2. Маститые мастера и начинающие музыканты показывали, на что способен этот инструмент. Надо сказать, сюрпризов было много. ...
В очередной раз по России пролетел ежегодный блюзовый фестиваль, которым смогли насладиться многочисленные блюзмэны и блюзвумэны Москвы, Санкт- Петербурга, Екатеринбурга, Уфы, Новосибирска и Ростова-на-Дону. И в этом году организаторы фестиваля ...
Час Х для армянских любителей джазовой и этнической музыки, а точнее ее авангардной разновидности, наступил в октябре. Новый специализированный концертный зал для подобной музыки гостеприимно открыл свои двери для любителей передовых ...
Третий Международный ереванский джаз-фестиваль. Этого словосочетания армянские любители джаза не слышали целых 5 лет. Последний фестиваль такого уровня состоялся в 2000 году, когда Ереван посетил Чик Кориа (Chick Corea) и его группа Origin. Потом ...
В рамках "Программы поддержки музыкального движения в Украине" Международный автомобильный холдинг "Атлант-М" в конце прошлого 2005 года громко и уверенно хлопнул дверцей, проведя в Киеве III международный фестиваль детского джаза. Честно ...
Согласитесь, что пятилетний юбилей для фестиваля — это вполне достаточно для того, чтобы можно было говорить о постоянстве, каких-то уже выработанных традициях, отлаженности механизма организации и всем таком прочем. Речь идет о пятом, юбилейном ...
Amicus Plato sed magis arnica veritas". Этой древней истиной я собиралась поначалу руководствоваться в написании репортажа с V-ro Международного джазового фестиваля "Jazz Карнавал в 0дессе-2005", но потом вспомнилось еще одно мудрое изречение: "Я — ...
Ну, вот свершилось: самый амбициозный и продолжительный литовский международный джазовый фестиваль Kaunas Jazz 2005 перешагнул свой 15-летний рубеж. С 21 апреля по 1 мая 2005 года под его флагами прошли 27 концертов на сценах Вильнюса и Каунаса. ...
В России прошел фестиваль французского джаза в знаковый - третий - раз. Что там за Рубиконом - теперь очевидно. Возможно, он не стал самым масштабным и феерическим, но «своего слушателя» организаторы уже прочно прикормили изысканностью ...
28-29 апреля 2006 года в минском Театре молодежной эстрады прошли финальные концерты фестиваля-конкурса NAVARA Underground. Название — не случайное. NAVARA Trade — так называется фирма, которая совместно с компанией "Белинтермузыка" (обе торгуют ...
Вот так практически не известные на родине музыканты выезжают за границу и берут первое место на международном конкурсе. Однако когда такое случается один раз, поводов делать какие-либо заключения немного. Если же это становится нормой, наступает ...
Более 1200 мастеров джаза выступили 8,9 и 10 июля в Гааге на Джазовом фестивале Северного моря — самом большом в мире джазовом фестивале в закрытом помещении. 15 залов, в которых одновременно проходили концерты, едва вмещали приехавших в Гаагу со ...