Вот уже второй год подряд, благодаря достаточно высокой популярности Armenian Navy Band и высокому реноме лидера бэнда Арто Тунчбояджана в музыкальном мире, и по его приглашению в Ереван съезжаются великолепные музыканты из разных стран мира для участия в ереванском международном фестивале авангардной фолк- музыки; И в первую очередь хочется отметить прямо-таки самоотверженность владельцев АвангардФолк клуба, (где, собственно, и проходят фестивали), которые, сталкиваясь с огромными финансовыми и организационными трудностями, тем не менее, каждый раз делают все от них зависящее, чтобы фестиваль состоялся. Не стал исключением и только что закончившйся, очередной, третий по счету Международный фестиваль. И если на нем на сей раз не было супер-звезд, как на прошлом, то преприятнейших сюрпризов было достаточно.
В фестивале-2006 принимали участие два армянских коллектива — "Катунер" Ваагна Айрапетяна и "хозяева площадки" ANB во главе с Арто Тунчбояджаном. Из гостей — уже хорошо известный и очень любимый ереванцами балафонист Али Кейта из Мали и молодежная группа Paper Boys из США. И именно это трио стало главной фишкой фестиваля. Но обо всем по порядку.
24 апреля фестиваль открыл ANB. Коллектив в первый раз выступал перед своими верными поклонниками в качестве обладателя приза "самой популярной группы мира" по версии ВВС в своем жанре, и нельзя было не заметить, что некий груз ответственности в первую половину концерта давил на музыкантов. Кстати, день начала фестиваля был подобран не случайно. По словам руководителя группы — это возможность средствами музыки отдать дань памяти жертвам Геноцида армян в Османской Турции 1915 года и выразить свою уверенность в завтрашнем дне. Программа выступления была подобранна соответствующая — торжественно-жизнеутверждающая. Начавшись с а-капельного пения со свечами в руках, постепенно она набрала темп и выплеснула на многочисленных посетителей всю мощную энергетику, заложенную в творчестве коллектива. Свидетельство успешности, популярности и мастерства музыкантов — приз The Planet, полученный в начале апреля в Лондоне — стоял все фестивальные дни прямо на сцене, и потрогать его или сфотографироваться со статуэткой в руках мог любой желающий. ANB как всегда уверенно и успешно отыграл хорошо известную и Любимую поклонниками программу.
Африканский музыкант Али Кейта приезжает в Ереван уже в третий раз. Он стал тем, что принято называть "любимцем публики". Веселый, общительный, в экзотических одеждах, демонстрирующий поразительную технику' игры малетами, он неизменно вызывал шквал аплодисментов и буйный восторг публики. На сей раз он всю программу играл вместе с "Котами" (именно так с армянского переводится название ансамбля Ваагна Айрапетяна).
Активная концертная деятельность прошлого года показала, что в Армении появился очередной высококлассный коллектив, использующий в своей музыке все последние достижения современной музыкальной мысли. Джаз, джаз-рок, фанк, и все это с большой долей эт- но, с применением народных духовых инструментов — великолепный образчик современной музыки. Так вот, очень здорово прозвучал дуэт ансамбля с чернокожим музыкантом. Два мира, два образа музыкального мышления сошлись в этом выступлении и наглядно показали, что на самом деле мир настоящей музыки на всех один.
Но главное событие произошло в последний день. На сцену вышли трое совсем молодых парней и устроили в клубе такое, что, я думаю, зрители надолго запомнят этот вечер. Карлтон, Уилл и Сето со сценическими псевдонимами Young С, 111 Will и T-Dot соответственно, выступают в некоем смешанном жанре, находящемся где-то между молодежными рэпом и хип-хопом, солидными соулом и ритм-н-блюзом, с активным включениями фолка, причем армянского! Было забавно видеть, как два афроамериканца и американский армянин пели, отплясывали и выкидывали разные фокусы, свойственные рэперам под сумасшедший ритм, а главное — под аккомпанемент духовой группы ANB. Ну, а экзотики звучанию добавляли оригинальные аранжировки Арто и звуки кяманчи, дудука и зурны. Что в этот момент творилось с публикой, тоже трудно подается описанию.
Прямо перед выступлением мне удалось поговорить с одним из участников трио — Сето. Как выяснилось, девятнадцатилетний юноша — Седрак Тунчбояджан. сын руководителя ANB. является основателем и руководителем трио, автором всех композиций, слов и аранжировок коллектива. У трио уже есть собственный сольный альбом, копию которого юноша подарил автору этих строк Должен сказать, что рэп, после тяжелого рока, мой самый не любимый жанр. Но этот альбом я слушаю с удовольствием. Причина станет ясна из ниже приведенного короткого интервью Седрака.
Седрак Тунчбояджан,- Я учусь в университете на третьем курсе. Все свое свободное от занятий время отдаю музыке. Творчество отца знаю назубок То, что он делает, мне очень нравится. И я стараюсь быть похожим на него. Он с детства привил мне любовь ко всему армянскому, и. конечно, к армянской музыке. Ее я тоже более или менее знаю. Он научил меня писать музыку, делать аранжировки так, чтобы они не были избитыми, не похожими на друп ie и как-то выделялись из общей массы. Его главный девиз: "Будь самим собой и найди свой собственный путь в жизни и в музыке". Я и стараюсь придерживаться этого правила. Коллектив, который я создал и которым руковожу, существует чуть больше года. Эти ребята — не только мои единомышленники, но и большие друзья. Мы уже выступали много раз перед своими сверстниками в университете, на молодежных вечеринках, но это выступление в Ереване—первое такого масштаба в нашей жизни, и для меня оно имеет большое значение. Мы будем очень рады, если понравимся армянской публике. А больше всех, наверное, будет рад мой отец. Он много для этого сделал. Помогал мне с аранжировкой и записью диска. Кстати, хочу выразить благодарность армянским музыкантам, которые записали аккомпанемент для нескольких наших композиций, прислали запись в Нью-Йорк, мы это все смикшировали, и теперь на нашем альбоме звучат настоящие струнные инструменты, что большая редкость в рэпперских кругах.
Остается добавить, что во многих композициях, звучат и армянские народные инструменты, голос самого Арто, что добавляет красок и оригинальности обычным, на первый взгляд, современным американским молодежным композициям. И надо сказать, что включение дудука или зурны совсем не кажутся туг инородными, искуствен- ными, как это бывает чаще всего. Очевидно, сказалось мастерство и вкус лидера ANB и заботливого папаши — все звучит здорово и к месту.
Концерт трио подходил к концу' Энергия молодых певцов и современные ритмы Америки наложенные на мастерство армянских музыкантов (было более чем любопытно наблюдать, как солирует, например, канон в типично рэпперской композиции), изобретательность самого Арто и настрой собравшейся публики давали великолепный результат. Выступление завершилось триумфально и публика долго не отпускала музыкантов, требуя "продолжения банкета".
Но самое смешное случилось потом. Рассыпаясь в обычных комплиментах публике, один из афроамериканцев признался, что когда Седрак пригласил их поехать на гастроли в Армению, они долго ломали голову, пытаясь понять, где находится эта неизвестная, далекая и загадочная страна. Иран, Ирак, Турция — слышали, а вот Армения... Они с опаской выходили на трап самолета, ожидая увидеть барханы пустыни или разбомбленные дома. И были поражены, увидев прекрасный город, свободно гуляющую, современно одетую молодежь. Прогулки по городу, общение с людьми, работа с музыкантами только добавили положительных впечатлений. И в результате у них возникло стойкое желание — остаться в Ереване навсегда! Это заявление, сделанное глубоко за полночь со сцены АвангардФолк клуба, стало откровением даже для Арто. Как он признался сам, он много раз говорил об этом с сыном, но тот и слышать не хотел о возвращении на родину предков, и в ту минуту он был счастлив услышать, что у сына как минимум поменялось отношение к этому вопросу. Надо отметить, что эта новость вызвала энтузиазм и у публики. Долго потом еще обсуждалась идея о том, что "ветер, кажется, меняет направление", и теперь классные музыканты будут не только уезжать из Армении, но и приезжать в нее.
С приходом весны в Киеве заметно активизируется концертная джазовая жизнь. Происходит это, как правило, за счет выступлений "привозных" музыкантов, реже – своих украинских. Особого внимания на этом фоне, заслуживает, конечно, пока единственный(!) на ...
2 дня - 4 и 5 июня 2005 года москвичи получали удовольствие от хорошей и разной музыки - в усадьбе Архангельское прошёл Второй фестиваль "Русский стиль. Усадьба.Джаз". В фестивале приняли участие 20 команд, игравшие на 2 площадках. Организаторы ...
Юбилейный по музыкальным меркам "Джаз-карнавал" в очередной раз собрал в Одессе любителей джаза и музыкантов со всего мира. Музыканты съехались на этот раз из 14 стран; международный состав публики на глаз определить было сложнее, но мы, ...
Открытие нынешнего фестиваля будем посвящено празднованию дня рождения легендарного пианиста Оскара Питерсона. Специально для этого события на фестиваль был приглашен легендарный датский бас-гитарист Нильс-Хеннинг Эрстед Педерсен, с которым Питерсон ...
С 19 по 21 августа в Москве праздновался Джазовый Новый Год. Все мы больше всего любим и ждем именно этот праздник. И, думается, 8-й фестиваль "Джаз в саду Эрмитаж" вполне можно назвать главным музыкальным событием в джазовой жизни города. Восьмое ...
Кит и Джулия Типпеты : Couple In Spirit Геннадий Сахаров : Известно , что вы начинали с музыки , близкой к арт - року . Оказал ли рок влияние на вашу нынешнюю музыку , либо она является совершенно новой идиомой и не имеет отношения к прежним ...
Один из трех дней екатеринбургского международного фестиваля «Джаз-Транзит» был посвящен авангардному джазу / Новой импровизационной музыке (своеобразный подарок к юбилею автора нижеследующих публикаций) – на сей раз в наиболее радикальной форме ...
Чередующиеся подъемы и спады развития русского (смотри шире: советского и постсоветского) джаза составляют его непростую, яркую почти столетнюю историю. Культурная жизнь современной Москвы очень насыщена, и как одна из мировых музыкальных столиц, и ...
6 из 12 В октябре 2007-го фестиваль Vilnius Jazz отметил свое 20-летие. С цифрами не поспоришь: это старейший джазовый фестиваль из проводимых в Литве. Статусность форума еще более возрастает, если вспомнить фестивальную стилистику: с самого своего ...
Хорошие исполнители на ударных инструментах – желанное приобретение для любого джазового оркестра или рок-группы, в которых ритм-секция всегда является цементирующим элементом всего звучания коллектива. Поэтому виртуозы-барабанщики так ценятся, так ...
В кузбасском Новокузнецке состоялся 3-дневный джазовый фестиваль. Самый амбициозный и, заслуженно носящий звание международного. Ежегодный фестиваль перешагнул 20-летний рубеж под аккомпанементы прославленных музыкантов, отметив свой юбилей. ...
Воскресный день, что пришелся на восемнадцатое число ноября, был необычным и праздничным. И дело не только в том, что каждый седьмой день недели – законный выходной если не всех, то большинства жителей нашей столицы. А у некоторых из этого ...