15 сентября в Ростове-на-Дону стартовал IY международный джазовый фестиваль «Центр имени Кима Назаретова приглашает», который на этот раз продлится до 29 мая 2008 года. На первый взгляд - беспрецедентный джазовый марафон, а с другой стороны - явление для города, справедливо считающегося «Южной джазовой столицей» России, вполне закономерное.
Международныйджазовый фестиваль «Центр им. К Назаретова приглашает» проводится четвертый раз, и каждый имеет свою специфику. У Первого фестиваля (2003) была двойная задача: собрать живущих в других городах друзей-джазмэнов, с кем по той или иной причине утрачены прочные творческие контакты, и по возможности максимально представите ростовскую джазовую школу.
В фестивале, продлившимся четыре дня, приняло участие около ста музыкантов из Москвы (трио Bril’s family народного артиста России Игоря Бриля, квартет «Мы из джаза» народного артиста России Анатолия Кролла, квартет «Зеленая волна» заслуженного артиста России Александра Осейчука), Сочи (трио Сергея Кокорина, квартет заслуженного артиста Кубани Виктора Климашевского), Владикавказа (квартет «Алания» заслуженной артистки РСО-Алания Елены Кабоевой), Одессы (молодежный биг-бэнд п/у Николая Голощапова).
Ростов был представлен 11 коллективами: муниципальный джаз-оркестр Кима Назаретова, биг-бэнд духового оркестра штаба СКВО п/у заслуженного артиста России профессора Виктора Бударина, студенческий биг-бэнд РУН п/у Михаила Радинского, New- Centropezn джаз-квартет, трио Jazz-cosmosis, секстет Prestige Андрея Мордасова и пять детских составов.
Второй фестиваль (2005) - Salute big band - проходил на двух площадках: вечерние филармонические концерты сменялись ночными джэм-сешнами. Трехдневный фестиваль предоставил возможность послушать восемь биг-бэндов, в том числе - три ростовских. Впервые солисткой муниципального джаз-оркестра Кима Назаретова была вокалистка Мэлба Джойс, долгое время работавшая в легендарном оркестре Каунта Бэйси. Любителям джаза довелось чуть ли не первыми познакомиться с «Академик-бэндом» Российской Академии музыки им. Гнесиных п/у Народного артиста России Анатолия Кролла, в составе которого - кстати! - было немало ростовчан.
На Третий джазовый фестиваль (2006), проходивший в рамках празднования Дня Города, Центр имени К Назаретова пригласил джазмэнов из городов-побратимов Дортмунда (Германия) и Глазго (Соединенное Королевство Великобритании). На этот раз муниципальный биг-бэнд возглавили пять дирижеров: ростовчане Юрий Кинус и Андрей Мачнев, одессит Николай Голощапов, американец Деннис Роуланд (это уже вторая совместная работа с вокалистом оркестра Каунта Бэйси) ’ и шотландец Том Банкрофт. А солистами были французский трубач Жан-Лу Лоньон и немецкий вокалист Франк Шееле. Программа фестиваля включила международные мастер-классы в PГK им. С.В. Рахманинова и трехдневный джаз-теплоход. Ростовчане и гости города смогли послушать как малые составы, так и джаз-оркестры. И все же главным действующим лицом фестиваля стал родившийся год назад интернациональный проект биг-бэнд «Ростов - Дортмунд», объединивший джазмэнов немецкой Академии Глена Бушманна и оркестра Кима Назаретова с приглашением музыкантов Королевства Нидерланды, США и Чешской Республики. Совместная почти десятидневная работа оказалась весьма результативной. Отыграв большую праздничную программу ко Дню Города и пару джем-сэшнов по клубам, сводный биг-бэнд поехал на фестиваль «Джазовая платформа" в Самару и затем в Волгоград, чтобы принять участие в Днях российско-немецкой культуры.Спустя пару месяцев интернациональный коллектив совершил гастрольный тур по пяти городам Германии, который завершился записью диска, через полгода вышедшего в Дюссельдорфе.
Четвертый фестиваль объединит 17 концертов и 7 международных мастер- классов. Сентябрьские концерты, посвященные 30-летию установления породненных связей с Дортмундом, охватили чуть ли не весь город, Выступления на открытых площпдках сменялись филармоническими. А заключительный концерт прошел на центральной эстраде парка им. Горького.
В программе фестиваля немецкий диксиленд «Пилспиккер джаз-бэнд», Интернациональный биг-бэнд "Ростов - Дортмунд» п/у Андрея Мачнева - Уве Платта и трио Петера Беетса из Королевства Нидерланды. Открытие фестиваля состоялось на теплоходе. И было достаточно необычным. Четырехчасовой концерт начала ростовская команда Dixie Friends. Ее сменил «Пилспиккер джаз- а закончилось все джэм-сешном, в котором приняли участие практически все присутствующие джаззмэны.
Как известно, ранние образцы диксиленда появились в Америке в конце XIX века. Считается, что в Советском Союзе первый ансамбль традиционного джаза зазвучал в 1958 году: его организовал московский трубач Владислав Грачев. С тех пор эта необычайно жизнерадостная музыка неизменно присутствует на отечественных джазовых фестивалях, прекрасно уживаясь рядом с множеством современных стилей и направлений.
По мнению Дж Коллиера, жизнестойкость диксиленда заключается в том, что он «остается единственной джазовой формой, в рамках которой решена проблема спонтанной импровизации исполнителей. Именно диксиленд обошел ловушку, в которую попадали последующие джазовые стили: ординарная последовательность не связанных между собой соло, расчлененных столь же несвязными рифами». Интересно и живописное высказывание английского музыковеда У. Меллерса: «Музыка яркая, жесткая, упрямо бодрая, неисправимо веселая. В ее механическом облике есть даже нечто элегантное, заставляющее даже вспомнить негра-денди в кокетливо сдвинутом набок котелке». К этому стоит добавить: музыка с повышенной эмоциональностью и преобладанием эксцентрики. Познакомимся поближе с двумя командами из страны Дикси.
Dixie Friends - это шесть молодых людей, которые почти 15 лет всячески пропагандируют старую добрую атмосферу Америки периода танцевального бума и повального увлечения рэгтаймом. Коллектив вырос из учебного, который организовал преподаватель фортепиано Александр Александрович Усенко - будущий директор ростовского училища искусств.
Dixie Friends всегда выглядят эффектно. Вероятно, потому, что их объединяет не только желание играть вместе, но и определенная музыкальная идея. По собственным словам, «Друзья Дикси» стремятся показать этот музыкальный стиль как серьезное, требующее большого мастерства искусство, но вместе с тем стараются продемонстрировать яркое и жизнерадостное зрелище.
Музыканты активно используют различные шоу-трюки: играют в масках, на мундштуках, ногой на кулисе тромбона, используют пандус вместо сурдины или канотье вместо барабанов... И всегда это выглядит легко, свободно и запланировано непредсказуемо.
«Пилспиккер джаз-бэнд» - команда менее экзальтированная, но очень эмоциональная. В течение трех дней немецкие музыканты, старшему из которых уже за 70, без устали перемещались по Ростову с площадки на площадку' поражая изобретательностью в импровизациях и неиссякаемой энергией.
Название «Пилспиккер» появилось более 35 лет назад и вышло оно, в буквальном смысле, из-за «пивного» стола. По своему' происхождению оно подобно названию «МАККинис Коттон Пиккерс» -очень популярного в 20-е годы джазового оркестра. «Коттон Пиккерс» - сборщики хлопка из дельты Миссисипи. А в городе пивоваров Дортмунде - центре «сборщиков пива» (с нем. «пиле»), хлопок не растет, но здесь «произрастает» превосходный «пиле». Поэтому днем рождения любительского коллектива (в повседневной жизни у каждого музыканта есть своя любимая профессия) можно считать день, когда ему было придумано название. Благодаря своему исполнительскому мастерству коллектив из Дортмунда познакомился с большей частью стран Европы от России до Ирландии, от Швеции до Испании. Но чаще всего, конечно, ансамбль выступает у себя на родине, в земле Северный Рейн-Вестфалия, где он очень популярен.
А затем...
Следующие два дня фестиваль проходил в Большом зале ростовской обласгной филармонии. Первый день был отдан Интернациональному биг-бэнду «Ростов - Дортмунд», в составе которого, помимо музыкантов из России и Германии, музыканты из США, Королевства Нидерланды, Индонезии (вокалистка Диан Пративи) и Чешской Республики. Как всегда порадовали выигрышный репертуар, немецко-нидерландская медь и блестя щие соло тенорисга Анджея Штверачека. Не меньшее удовольствие доставило и исполнение Диан Пративи (о ней уже писал JK): низкий баохатный голос с легкой характерной хрипотцой и хорошим чувством свинга.
Второй день был отдан впервые приехавшему в Россию голландскому трио Петера Беегса в составе: пианист Петер Беетс (Peter Beets), контрабасист Мариус Беетс (Marius Beets), исполнитель на ударных Йоост ван Шайк (Joost van Schaik).
Йоост - самый молодой в команде, ему 32 года. Но он уже успел заявить о себе как самый перспективный музыкант и талантливый педагог. Унаследовав от отца-трубача любовь к джазу, Йоост еще не сворачивал с этого пути. Не то, что Мариус Беетс, начавший свою карьеру в качестве рок- и поп-музыканта. Правда, в 20 лет он увлекся джазом и стал осваивать контрабас. Мариус не раз делил сцену с такими корифеями, как Тедди Эдвардс (Teddy Edwards), Джэймс Моод (James Moody), Бад Шэнк (Bud Shank), Джон ни Гриффин (Johnny Griffin), Херб Геллер (Herb Geller), Джордж Коулмэн (George Coleman). Параллельно Мариус играет в различных академических оркестрах и преподает в консерватории Роттердама. К тому же, он достаточно известен как аранжировщик и композитор.
Вообще сыновьям Беетс повезло. С детства они были погружены в музыкальную среду: мама преподавала классическую музыку, а кумирами отца (врача по специальности) были такие гиганты джаза, как Оскар Питерсон и Арт Блэйки. В начале 70-х семья Беетс, включающая трех будущих джазмэнов - гитариста и контрабасиста Мариуса (1966), тенор-саксофониста Александра (1968) и пианиста Петера (1971) - переехала в Гроенло (Groenlo), где братья получили музыкальное образование.
Петер занимается джазом около 20 лет. Ему не раз доводилось играть с такими общепризнанными мировыми звездами, как Чик Кориа, Ди Ди Бриджиуагер, Джонни Гриффин, Джордж Коулмэн, Кёртис Фуллер (Curtis Fuller), Джон Клэйтон (John Clayton)... Первый шумный успех пришел к нему в 2001 году вместе с выпуском диска New York Trio.
Сегодня Петер Беетс хорошо известен в джазовом мире. Он аккомпанировал Деборе Браун, Дии Даниеле и первой джаз-леди Голландии Рите Рейз (Rita Reys), побывал с концертами в Германии. Швейцарш I, Финляндии, Польше, в течение недели выступал как «специальный гость» в Birdland - легендарном клубе Нью- Йорка. Его исполнение получило высокую оценку таких мастеров современного джаза, как Рой Харгроув и Уинтон Марсалис.
Музыканты показали весьма интересную программу. В репертуаре оригинальные авторские композиции и джазовая классика. Не обошлось и без знаменитой ми-минорной прелюдии Ф. Шопена. Конечно же, поразил Петер. Великолепный пианист с блестящей техникой, тонкой нюансировкой и бережным отношением к формированию звука.
Первое посещение России не обошлось без казуса: мало того, что музыканты оставили весь багаж в Москве, они еще умудрились потерять и бирки от него. Спасибо работникам ростовского багажного отделения. Благодаря их оперативности и настойчивости к утру все былс доставлено. Так что на сцену джазмэны вышли в концертных костюмах. И даже барабанщик на протяжении всего выступления был застегнут на все пуговицы.
С б по 9 сентября в Литве в 18-й раз проходил Международный джазовый фестиваль Vilnius Jazz 2005. Немного подражая большим коммерциализированным джазовым форумам, фестиваль также обзавелся в меру пафосной "Церемонией открытия": масштабный ...
Как обычно, в середине октября — с 12 по 15 октября 2006 года — в литовской столице, городе Вильнюсе, прошел 19-й фестиваль нового джаза и импровизационной музыки Vilnius Jazz 2006. И, как обычно, его программа пестрела массой музыкальных ...
Если поинтересоваться у опытного профессионального музыканта его мыслями на предмет того, почему в одной стране современные музыкальные направления (jazz, fusion, rock, world...) развиваются, прогрессируют, а в другой — находятся в застое, ...
Не пугайтесь, джазовые друзья и подруги, и не злорадствуйте недруги! Джаз все еще жив и довольно неплохо выглядит, о чем и поведал нашей публике традиционный весенний фестиваль "Джаз- Транзит" в последние дни апреля. А Драма — это всего лишь ...
14-17 сентября в Крыму прошел 4-й Международный фестиваль "Джаз-Коктебель- 2006" — и здорово согрел туристов, замерзающих у холодного моря. Благодаря джазу и вопреки температуре воды, сезон удержал за собой эпитет "бархатный": осень, казалось, ...
23 и 24 ноября 2006 года в Днепропетровске прошел юбилейный XV международный джазовый фестиваль "Джаз на Днепре". Юбилей был двойной. С одной стороны — XV по счету фестиваль в международном формате (хотя история фестиваля гораздо дольше и ...
Обычно люди стремятся объяснить то или иное культурное явление (и не только культурное) с позиции собственного жизненного опыта. А поскольку этот опыт часто бывает ограниченным, то и наши предположения страдают однобокостью. Примером такого ...
"Блюз живет в Минске" уже давно — это доказал еще Геннадий Стариков, глава блюзового Star Club, не первое десятилетие устраивающего одноименные фестивали. На фоне этого увесистого, проверенного временем блюза, явление фееричных и юных Svet Boogie ...
Урочище "Ласточкины гнезда", которое находится возле города Крупки, принимало слушателей фестиваля современной этно-музыки "Вольнае Паветра" свинцовыми тучами, завыванием ветра и слабой надеждой на то, что погода не может так быстро ...
14-15 мая 2005 года в Минске в Белгосфилармонии состоится фестиваль «Золотая труба» посвящённый легендарному музыканту Эдди Рознеру. Композитор, дирижёр, уникальный трубач, Рознер в течении семи лет возглавлял единственный Государственный джаз – ...
С 11 по 15 августа 2005 года на итальянском острове Сардиния уже в 18-й раз будет проводиться международный фестиваль TIME IN JAZZ. Его главным центром станет город Берчидда и его живописные окрестности. Несмотря на джазовое название, здесь будет ...
В излюбленном месте молодежи - на площади Фонтанов стартовал фестиваль Baku Jazz-2006. Таким образом, организаторы решили отойти от традиции закусочно-застольных приемов с "дорогим фуршетом", без присутствия журналистов, коим запомнился нам ...