C Бароном я много раз встречался на фестивалях и в клубах, где у нас каждый раз была возможность обменяться любезностями и перекинуться парой слов. Поэтому предстоящее интервью с ним представлялось мне свободной беседой или взаимным обменом взглядами на дела барабанные в джазовом мире, в котором у нас обоих глубокие корни. Вот оно...
Яцек Пельц, TopDrummer: Рад снова тебя видеть, Джо. Я услышал тебя впервые 22 года назад во время Umbria Jazz Festival 1984 в итальянском городе Перуджа. Ты играл тогда джазовый мэйнстрим в группе Red Rodney / Ira Sullivan Qintet. Позже слушал тебя уже в Польше, в клубе "Мозг", где ты играл в трио очень свободную музыку с Джошуа Росманом и Эллери Ескиленом. Оба концерта, хоть и были стилистически диаметрально противоположны, мне очень понравились. Кроме того, у меня есть несколько записей с твоим участием в Bill Frisell Band, например, альбом Where In the World, на котором есть пара моих любимых произведений. О супер оригинальном диске бразильца по имени Винициус Кантуариа также с твоим участием даже не говорю. В общем, я являюсь давним фаном твоего уникального и очень оригинального звучания. И если к этому добавить твою собственную продукцию Joey Baron Down Home, то напрашивается вопрос: какая музыка твоя любимая?
Joey Baron: Моя любимая музыка - хорошая музыка. Музыка с душой. Музыка, которая несет в себе определенные чувства. Я не могу точно указать, что это именно - джаз, классика или рок... В каждом из этих жанров имеется как хорошая музыка так и не очень. Я предпочитаю хорошую.
А что было в самом начале? Почему именно барабаны, почему установка?
А почему бы нет?
Ну, класс, спасибо за хороший ответ (общий смех).
Знаешь, был у меня сосед, который жил со мной в одном доме и поигрывал на веранде на малом барабане. Он был немного старше меня и уже окончил музыкальную школу, после которой продолжать играть не хотел и потому искал клиента на свой инструмент. Помню, как в один день я подрезал секатором траву, и случайно мы с ним сговорились на $20 за его барабан. Таким образом, я стал обладателем своего первого инструмента. Еще помню уличные парады и марширующих барабанщиков. Я рос в Ричмонде, штат Вирджиния, и такого типа праздники там устраивали табачные фабрики. Каждый год праздновался хороший урожай, и в городе было много связанного с этим шума. Знаешь, табак конечно гадость... (смех), но там выступало множество оркестров из разных школ, и я выбирался с моей семьей отдохнуть и послушать их. Помню то характерное звучание... Многие спрашивают меня о звуке моего бас-барабана. Именно он мощно свидетельствует о том, откуда я. Помню этот тип открытого звучания бас-барабана в моменты, когда играющий на нем музыкант проходил с оркестром мимо меня. Оттуда я и взял способ, которым настраиваю свою бочку. Конечно, это уже не есть маршевый барабан, но его "необъяснимый бум" происходит оттуда.
Что ж, твоего звучания, по-моему, просто невозможно не узнать на самых различных записях. Это, собственно, и есть повод, ради которого твое участие в записях так много значит, оно так ярко определяет саунд многих групп.
Спасибо. Думаю, именно так и должно бьггь. У каждого есть свой собственный, неповторимый почерк. Так должно быть и в музыке, Ты должен играть все наилучшее для тебя, играть так, как ты это слышишь и чувствуешь. Мне трудно понять, почему не все это понимают. Я хорошо знаю, как овладеть другим звучанием, но предпочитаю собственное, и это вопрос практики. Будучи в постоянном концертно-студийном процессе сильно не будешь что-то менять. В сегодняшнем шоу-бизнесе очень много людей, которых не очень заботит такая важнейшая вещь, как собственно звук Они просто покупают инструмент ' и кайфуют. Они хотят «купить», наконец, саунд наимоднейшего барабанщика месяца, такую-то модель малого барабана, такой-то тип пластиков. Но, понимаешь, то конкретное звучание принадлежит его хозяину, а не тебе. Люди мне говорят: у тебя оригинальный звук А ведь он есть у каждого, надо только найти его, надо хотеть его искать. И я в этом смысле не более талантлив, чем кто-либо другой. Если думаешь об этом, то все происходит автоматически, как бы само по себе.
Много барабанщиков пробует звучать или звучит как Дэйв Вэкл или Винни Калаюта, благодаря использованию сэмплеров или электронных барабанов. Это широко распространенные случаи недостатка индивидуальности.
Ты абсолютно прав. Я немного знаком с ними обоими и знаю, что Калаюта действительно очень серьезно вдохновляется игрой Тони Уильямса. Но когда ты слушаешь Винни, то не слышишь Тони Уильямса вообще, ты слышишь Винни. И это то, на что люди должны обращать внимание. Не на то, что делают сейчас Винни Калаюта, Дэйв Вэкл или Джо Барон, а на то, как они пришли к такой игре, каким был сам процесс. Гарантирую, что если хочешь познакомиться с каким-то фантастическим музыкантом, то дойдешь до твердого убеждения, что через копирование его игры начнешь реализовывать его идеи по-своему. Я думаю, что Дэйв Вэкл был под большим влиянием Стива Гэда. Однако через какое-то время он нашел свои способы реализации некоторых идей, и они стали его собственными. В принципе, так далеко и надо заходить, надо искать. Ведь ты не можешь просто открыть журнал, прочитать инструкцию и засунуть блюдо в микроволновку, понимаешь, о чем я говорю? Я желаю людям, чтобы они пробовали так делать, потому что есть очень много простора для их индивидуальности. Думаю, если кто желает у себя слышать Калаюту или Барона, то пусть лучше позвонит нам, это, наверное, будет логичнее. Если обобщить, то музыка - это ты сам. Музыка - это не клёвый барабан или блестящая тарелка, это не звукоинженер в студийной кабинке. Звучание есть то же самое, что и человек, это что-то очень личное.
Ты говорил об увлечениях, о примерах - Винни Колаюта и Тони Уильямс, Дэйв Вэкл и Стив Гэд. А расскажи, пожалуйста, о своих собственных примерах для подражания.
Когда я начинал, в музыкальных магазинах еще было много проспектов и плакатов с изображениями Джина Крупа, Джо Морелло и Бадди Рича. Это был год где-то 1964-й, и когда я видел по ТВ Бадди Рича, это всегда было для меня большое «УаУ». Поражался его точности, быстроте и концентрации. Через свой интерес к Бадди и Крупа узнал и о таких барабанщиках, как Джо Джонс и Макс Роуч, Сидней Кэтлет и Дэйв Тоук - о целой группе музыкантов. Я никогда не учился сознательно, просто слушал записи, и Бадди Рич был моим первым кумиром. Но также ими были Ринго Стар, Чарли Уотс из «Битлз» и «Роллингов», а позже и Джон Бонэм из «Лед Зеппелин», их крутили тогда по радио. Бадди и Крупа я искал в магазинах грампластинок, а с ними находил еще кого-то, например: «О, смотри, это Бадди, а кто этот чувак рядом с ним - Чарли Паркер?» Потом рядом с Паркером - Макс Роуч, Рой Хэйнс и так далее, пока не дошел до Бэби Доддса. Со временем стал видеть все это в историческом контексте. Заметил, что моя заинтересованность стала результатом увлеченности, и, собственно, это же я сегодня и советую своим студентам: начинайте с того, что вас увлекает. Если вас захватывает игра современного барабанщика, то слушайте его, учитесь у него, а потом поймете, как он стал таким. Если любите его, узнаете и то, «откуда он пришел». Очень важно учиться с удовольствием, иначе все занятие будет напоминать ненавистные домашние школьные задания. Мои знания о барабанщиках никогда не имели какого-то логического порядка: узнавая одного, естественным образом попадал на других, которые были каким-то образом с ним связаны. Каждый музыкант где-то имеет свои корни.
А у тебя есть формальное музыкальное или перкуссийное образование? Может, ты учился, например, технике Меллера?
Мой первый учитель научил меня чтению ритмов для ударной установки. Это не было чтением музыкального текста в полном смысле, но я узнал, как отсчитывать ритмические длительности и еще научился у него рудиментам. Это был наилучший учитель, который был у меня в жизни, с точки зрения СПОСОБА, которым он меня учил - показал, как выглядит четвертная нота, объяснил, как она делится на более мелкие длительности, сколько места занимает в такте на примере конкретного размера. Затем давал мне нотный пример для чтения и подготовки на следующий урок. Не играл мне этого примера, но давал мне объем информации, необходимый для того, чтобы я смог самостоятельно одолеть конкретное задание. Я сравнил бы это с ситуацией, в которой если дашь кому-то на ужин рыбу, то накормишь его на ночь, а если научишь, как рыбу ловить, то накормишь на всю жизнь. Именно это он и сделал для меня...
Извини, пожалуйста, Джо, а как звучит его фамилия?
Его звали Мак МакЛюр, его никто не знает, он умер вскоре после того, как я закончил у него свои занятия. Я называл его просто Мак, хотя на самом деле у него было очень длинное и сложное имя, которого не помню... Был у меня и другой учитель, еще в Ричмонде, - Дик Проктер, тоже барабанщик. Он играл в стиле Бадди Рича в местном биг-бэнде. Он научил меня чтению на барабанах биг-бэндовых партий и их интерпретаций, а также объяснил несколько технических моментов, например, как двигаться за установкой. Но специально техникой Адлера, или техникой Меллера я никогда не занимался. В 80-х я записался на несколько уроков к Джо Морелло, так как почувствовал определенный предел, что не могу дать большего, чем требовала тогдашняя работа с Naked City. У Джо учился так, будто был начинающим барабанщиком, он активно пропагандировал технику Меллера, и занятия с ним очень помогли мне. Если у кого-то есть технические проблемы, то Джо Морелло может помочь как никто другой, он на самом деле знает, как играть на барабанах.
Джо, а какие пять любимых записей ты взял бы с собой на необитаемый остров?
Глен Гульд, играющий Баха...
А может, Das Wohltemperierte Klavier?..
Да. Просто фортепианная музыка, затем My Funny Valentine Майлса Дэвиса с квинтетом года 1964-го.
С Тони на барабанах, с Хэнкоком?..
Да, и с Шортером и Картером, затем какой-нибудь диск с Рэем Чарльзом, далее Джимми Рид - великий блюзовый артист, какую-нибудь запись Джеймса Брауна, первую запись Роберты Флэк, очень люблю Кейта Джаррета, его музыка всегда меня вдохновляла, например, когда он играл с Артом Блэйки в Jazz Messengers - такое произведение, как Buttercom Lady, преклоняюсь перед климатом, который он умеет создать в балладах...
А помнишь двойной альбом примерно 1972-го под названием Expectations? Джаррет записал его с Аирто Морейра и Полом Мотианом...
Мммм! Помню, видел эту программу живьем как раз пред тем, как ее записали. Там есть такая баллада со струнными инструментами... От ее звуков и сегодня охватывает дрожь!
Что дальше? Есть столько музыки, столько жанров... Макс Роуч, Сид Кэтлет... Чарли Паркер наверняка украсил бы мне жизнь в одиночестве, далее Booker Тее & The MG или что-нибудь Отиса Рэдинга, Джими Хендрикса.
Что сказал бы ты от себя читателям журнала TopDrummer?
Молодым барабанщикам пожелал бы, насколько возможно, - музыкального подхода к музыке, освобождения от чисто барабанного взгляда на нее. Отложите в сторону DVD с записям чисто барабанных концертов типа Modern Drummer Festival, забудьте о парадидлах, начните слушать МУЗЫКУ и попробуйте играть вместе с людьми в группе, музицировать с ними. Если научитесь этому, попробуйте музицировать соло. Говорю это потому, что, по моему мнению, барабанное искусство на данный момент находится в очень невеселой ситуации: имеем организации барабанщиков, уикенды с современными барабанами, но там почти нет музыки. Когда я смотрю такие концерты, то восклицаю: что за невероятная техника! Но только я не вижу многих из них, играющими в группах, а если и вижу, то не слышу в их игре ничего интересного с музыкальной точки зрения. Считаю, что барабанщики должны больше интересоваться музыкой, а не конкурсами на количество ударов в минуту или тренировками на выносливость и силу. Конечно, поражает, насколько большим это все стало бизнесом, но вместе с тем совершенно непонятно: а что там происходит? Для чего это может пригодиться? И что общего это имеет с музыкой?
Около двух недель назад я был в Кракове на перкуссионном фестивале, где выступало много ансамблей барабанщиков и солистов. Помню, что ты во время своего выступления создавал в некоторые моменты модулированное звучание, основанное на прижиме перевернутой тарелки к мембране басового тома. Откуда ты позаимствовал эту идею? Случайно не у кого-нибудь из Швейцарии?
Нет, но я близко знаком с особой, которая, по моему мнению, является лучшей перкуссионисткой из всех известных мне - Робин Шулковски...
Фамилия звучит как польская...
Да! Она исполняет новую музыку для ударных в понятии классическом, но также занимается и импровизацией. Ее часто ангажируют для нового репертуара, написанного для ударных. Исполняя произведение немецкого композитора Хельмута Лахенмана, она использовала прием ударения по перевернутой тарелке, лежащей на мембране литавры, и после удара модулировала звук при помощи педали, натягивая и отпуская мембрану. У меня, конечно, нет литавры, но мне очень понравился этот эффект, и я использую для него то, что есть под рукой. Так или иначе, этот прием я «украл» непосредственно у Робин Шулковски, а она его освоила благодаря Хельмуту Лахенману. То прекрасное произведение называется Air - фантастический концерт для разнообразных ударных и оркестра. Ты представляешь?.. Струнные инструменты на втором плане, аккомпанируют ударным... Они это ненавидят (смех)!
В Европе исключительные заслуги в этой области имеются у швейцарцев, которые преуспели в оригинальном извлечении нетипичных звуков или соединении классики с игрой на неожиданных для нее инструментах, - например, Пьер Фарве...
Да! Sound Person! Они Sound People! Они есть везде. Робин также есть Sound Person... Paul Motian - это Sound Person, a Shelly Manne! - это был первый настоящий Sound Person, которого я услышал, я просто «отпал» тогда, подумал: невероятно! Этот парень в состоянии сыграть на барабанах просто любой звук! Сейчас его не вспоминают, а когда-то он был очень известен.
У меня есть его диск в трио, на котором записан «Протанцевать всю ночь» - опереточный хит в собственной джазовой аранжировке Шейлли Манна, с тамбурином вместо хай-хэта, использованным в теме.
С Андрэ Превэном на фортепиано?
Да...
Видишь, это был просто гений, а в сегодняшние дни у многих появилась похабная манера писать историю музыки наново, не вспоминая ряд важнейших и интереснейших моментов - считаю это глупостью. Макс Роуч был великим музыкантом, и множество людей творило и творит под его влиянием, как многих вдохновлял и Тони Уильямс, поэтому забывать об этом считаю просто криминалом, они все являются неразрывными частями большого целого. Можно сказать, что много барабанщиков старшего поколения обретали «второе дыхание» за счет интереса к себе молодежи. В итоге все великие почерпнули что-то и от своих коллег: Шелли, Пол Мотиан, Рой Хэйнз...
Так получилось, что у меня есть еще и запись Билла Фризелла с Полом Мотианом - диск Rambler. Надеюсь, ты не воспримешь негативно, если скажу, что вижу некую заданную предопределенность в роли барабанщика группы Фризелла - твоя игра имеет много общего с игрой Мотиана.
Нет, все O.K.! Безусловно, мы играем совсем по-разному, но в игре Пола меня очень вдохновляло то, что он делал как лидер, а также его корни. Как и Мел Льюис - это все важнейшие артисты... Пол является одним из немногих представителей своего поколения, кто играет так, как играл бы свой первый и вместе с тем последний концерт в жизни, таких артистов уже почти не осталось... Записи вещь хорошая, но по ним не всегда можно понять всего об исполнителе. Чтобы наверняка узнать артиста, нужно послушать его вживую. Например, Дональд Бейли был моим большим вдохновителем, он играл с Джимми Смитом, и я имел огромное счастье слышать его в Калифорнии - абсолютный гений, как Джек ДеДжонет в кубе, просто невероятно! Дональд играл так необыкновенно спокойно, так свингующе, точно, креативно... Он старше, чем ДеДжонет, и очень может быть, что Джек взял от него некоторые вещи. Хотя я не уверен... Очень надеюсь, что история еще вернется, и снова появятся бесчисленные клубы с живой музыкой. А для ваших читателей еще раз добавлю: ходите в клубы и на живые концерты, записи не в состоянии передать того, что вы там услышите. Слушайте живую музыку, хотя бы на семейных концертах, обращайте внимание на звук.
На чем ты играешь?
Я играю палками Vic Firth. Кроме того, играю на всем, что попадается под руки, название тарелок не имеет для меня особого значения. Считаю, что нужно играть на всем, чье звучание согласуется с исполняемой тобой музыкой. Но все же есть у меня фаворит: абсолютным гением в производстве тарелок считаю итальянского мастера Roberto Spizzichino. Если кто-то ищет исключительные тарелки, свой звук, то стоит поехать в Италию, договориться с Роберто и купить тарелки именно у него. Он сам барабанщик, который посвятил себя созданию тарелок. Есть еще один производитель ударных инструментов, имеющий фирму- под названием Kolberg Percussion, он немецкого происхождения и сотрудничает с Робин Шулковски. Он делает подставки исключительно высокого качества, подвесы для гонгов, ничего подобного не встречал в Америке (смех).
O.K., Джо, спасибо за беседу и до встречи.
Разговор состоялся 20,05.2006 в гардеробе клуба Mozg в Быдгошчи.
Беседовал Яцек ПЕЛЬЦ
Перевод с польского Кирилла ШЕВАНДО
Материал предоставлен журналом TopDrum mer
Леонид Аускерн: Насколько я понял, Latin Visit рождался нелегко. Расскажите немного об этом коллективе, о Ваших музыкантах, где Вы играете и играли? Что в Ваших планах – ближайших и на перспективу? Яков Солодкий: Биографы Чарли Паркера и Диззи ...
Начнем с начала, то есть с названия. Оно придумано не автором этих строк, так что дело тут попахивает плагиатом. Так назывался альбом, который давным-давно, на заре существования "Jazz-Квадрата" был прислан нам из Санкт-Петербурга и рецензия на ...
Перед праздниками в московском "Ле Клубе" выступал барабанщик Джефф "Тэйн" Уоттс. Это имя многое скажет любителям джаза конца 80-х -- начала 90-х. Уоттс -- редкий (особенно в наше время) пример джазового барабанщика, который не просто организовал ...
Именно так называют в шутку, а иногда и всерьез, Эдуарда Арутюняна в Ереване. Сегодня он играет практически на всех мыслимых и немыслимых перкуссионных инструментах, известных в мире – недаром ведь австрийский джазовый певец Майк Моссисян назвал его ...
Достаточно трудно назвать армянский джазовый или эстрадный коллектив, в котором бы не играл лучший на сегодняшний день барабанщик Армении Арман Джалалян. Началось все с детского ансамбля «Аревик», потом был Государственный джаз оркестр Армении, а ...
Музыканты часто говорят: "Музыка — это не ноты. Это люди". Действительно, ведь вся история музыки складывается из личностей, событий из их жизни и их произведений. Музыканты, достигшие мирового признания, вошедшие в ряд Мастеров с большой буквы, ...
В сентябре 2012 года знаменательное событие состоялось в испанском городе Валенсия. Президент Berklee College of Music Роджер Браун (Roger H. Brown) открывал отделение этого знаменитого во всем мире учебного заведения в Европе. Здесь было решено ...
Когда мне предложили познакомиться с американским барабанщиком Греггом Бендяном, я долго не мог вспомнить, где я слышал его имя. И лишь когда сказали, что он играл и записывался со знаменитым авангардистом и новатором джаза пианистом Сесилом ...
Всегда очень приятно встретиться со старым знакомым. Но еще приятнее встретиться с человеком, о котором знал давно, говорил о нем с друзьями, соприкасался с его творчеством, писал о нем статьи и рецензии на его работы, но с которым, несмотря на ...
Героев этого материала особо представлять не надо. И один, и другой однажды уверенно заявили о себе музыкальному миру, и с тех пор ни разу не сдали набранных позиций, постоянно развивая свои способности и расширяя горизонты собственных возможностей. ...
Владимир Тарасов родился 29 июня 1947 года в Архангельске. С 1968 года живет в Литве. Начав в 14 лет играть традиционный джаз в архангельском клубе моряков, он прошел за свои без малого 50 лет в музыке почти через все стили и жанры музыкального ...
«Барака» – эксклюзивный музыкальный проект из Риги. «Барака» (Baraka) в переводе с арабского означает «передача благословения». Творчество группы – это сложная комбинация таджико-персидской поэзии и современного европейского джаза с рэп-культурой. В ...