Владимир Тарасов родился 29 июня 1947 года в Архангельске. С 1968 года живет в Литве. Начав в 14 лет играть традиционный джаз в архангельском клубе моряков, он прошел за свои без малого 50 лет в музыке почти через все стили и жанры музыкального искусства. Тарасов работал в самых разных оркестрах - духовом, театральном, симфоническом, камерном; исполнял специально для него написанные концерты для ударных и симфонического оркестра. И сегодня он продолжает сотрудничество с различными камерными и симфоническими оркестрами Европы и США Но главным делом для него всегда были джаз и новая импровизационная музыка. Всемирную известность Тарасову принесло 15-летнее (с 1971 по 1986 год) участие в одном из наиболее значимых в истории советского джаза ансамблей - трио ГТЧ (Ганелин-Тарасов-Чекасин).
Сольная перкуссионная музыка Владимира Тарасова для акустических и электронных ударных со временем все больше смещается в сторону современной академической музыки и звуковых инсталляций авангардного толка. В последние годы Тарасов активно сотрудничает со многими известными музыкантами. В дуэте с Andrew Cyrille он записал компакт- диск и сделал несколько крупных гастрольных туров, неоднократно выступал в Butch Morris "Creative Music Orchestra", играл и записывался вместе с ROVA Saxophone Quartet, Christian Muthspiel "Octet Ost". Несколько лет назад Тарасов собрал под своим руководством своего рода новоджазовую "сборную" Литвы Lithuanian Art Orchestra, первая программа которого WaltzAtto также вышла на компакт-диске. Всего же в самой подробной дискографии Владимира Тарасова можно перечислить более 100 альбомов.
Почти 30 лет назад Тарасов начал выступать и записываться с сольными программами для ударных инструментов. Все они называются Атто, что по- итальянски означает «действие», и к сегодняшнему дню сделано одиннадцать программ, изданных на пластинках и компакт-дисках. В 2005 году все они вышли в одном DVD-сборнике, совместно изданном в России и Англии: «Atto I - XI & Sound Games» (Long Arms Records & Leo Records.
Тарасов также активно пишет музыку для театра и кино ("Черный квадрат" и "Дон-Жуан"), устраивает перформансы и музыкальные инсталляции на художественных выставках и в галереях вместе со своими друзьями-художниками Юрием Соболевым и Ильей Кабаковым, выступает вместе с поэтами и писателями Дмитрием Александровичем Приговым и Андреем Битовым. Выражение «человек-оркестр», применимое к Владимиру Тарасову, приобретает свой истинный смысл. Ведь, согласитесь, по сути своей в творчестве главное не столько количество, сколько качество. А в случае с Тарасовым можно смело ставить знак равенства между этими категориями! В этом суть «мастерства»...
..Я беседую с Владимиром Тарасовым за столиком в легендарном вильнюсском кафе Neringa, которое называют ныне в музыкальных энциклопедиях не иначе как «колыбелью литовского джаза». У Тарасова несколько иные ассоциации с этим местом: «Вот тут раньше «жучки» повсюду установлены были! Вот за этим же столиком мы сидели и знали, что все наши беседы кагэбэшники прослушивают», - вспоминает Тарасов времена советского джаза. От воспоминаний о прошлом к оценкам дня сегодняшнего плавно перетекает наша неспешная беседа с мэтром импровизационной музыки.
Анастасия Костюкович: Владимир, правда ли, что ваше первое сценическое выступление состоялось в архангельском клубе моряков, когда вам было 14 лет?
Владимир Тарасов: Это не было «первое сценическое выступление». С 14 лет я уже РАБОТАЛ в оркестре Интерклуба, куда приходил ежевечерне как на работу. Я был подростком, а все остальные в бэнде - взрослые музыканты. Но коленки у меня все же на сцене не дрожали, потому что я был в том возрасте, когда еще не осознавал страха. Это был биг- бэндный состав: мы играли музыку в стиле Каунта Бэйси, а когда в клуб приходили моряки, то переходили на ритмы рок-н-ролла. С этого началась моя сценическая музыкальная карьера.
На барабанах я играю уже и не помню, с какого возраста. Мне даже стыдно вам точную цифру называть, потому что тогда вы запишете меня в доисторические животные. Могу сказать, что я начал играть где-то в пять- шесть лет, а в четырнадцать был уже достаточно сформировавшимся музыкантом и музыкой (к счастью это был джаз) зарабатывал на жизнь.
Какая атмосфера была в Интерклубе тех советских лет: он напоминал привычные джаз-клубы?
«Интернациональный клуб моряков» в Архангельске был организацией на 100% принадлежавшей КГБ. Это была закрытая зона. Мы даже «чаевые» получали в долларах, которые не могли выносить за пределы клуба, а только сразу потратить тут же в магазине. А вокруг клуба толпами ходили форца и проститутки: они ждали иностранных моряков, перекупали у них джинсы, сигареты, пластинки. Помню, за выступление нам дали как-то 10 долларов «чаевых» на всех, и добрые молодцы комсомольско-кагэбистского разлива к нам подошли и предупредили, чтобы мы не выносили деньги. И ребята потратили их, кажется, на блок Marlboro. Для меня это была вещь бесполезная: в то время я не курил.
Знаете, было несколько периодов в моей жизни, которые я прошел, к своей чести, «незапятнанным». Я не был фарцовщиком, наркоманом, и все, что было написано обо мне в «Советском Архангельске» - этого я избежал. Я практически никогда не играл ради коммерции, потому что не умею. И еще потому, что считаю себя джазовым музыкантом.
У меня вот какой вопрос возник: вам 14 лет, вы играли в джаз-клубе и были при этом советским пионером?
Пионером я тоже не был! Ну, разве что какое-то незначительное количество дней, и то только потому, что всех школьников в пионеры тогда автоматически зачисляли... В день приема в пионеры учеников нашего класса я не пришел на церемонию: меня то ли родители не пустили, то ли я заболел - точно уже не помню. Но помню, что даже плакал от досады. Это же раз в году происходило! Все с галстуками - а я?.. Но все же потом] каким-то образом галстук у меня на шее появился: я видел себя в нем на паре школьных фотографий.
Зато помню, как меня приняли в комсомольцы. Я уже играл в оркестре Архангельского драматического театра, мне было лет 16. И однажды утром во время репетиции ко мне подошел человек, возглавлявший местную ячейку комсомольской организации и записал меня в комсомольцы. Вечером того же дня этот же человек снова подошел ко мне и попросил три рубля на какие-то взносы. Я сказал, что у меня нет денег. И он же меня из комсомола тут же и вычеркнул. Так что я и суток не пробыл комсомольцем!
Значит высказывг «сегодня он играет джаз, а завтра родину продаст», можно сказать, было про вас?
Да, мы даже в шутку к этому сами добавляли: «Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня!». Но понимаете, что значит «родину продаст»? Моя родина - Россия, а не Советский Союз. Когда я работал в оркестре Trimitas, будучи уже здесь, в Литве, меня стгали настойчиво «приглашать» в компартию. Она не отпускала меня, эта система, пробовала на зуб до последнero! «А вдруг согласится?!» Я был непьющим концертмейстером группы ударных инструментов - завидная кандидатура. В ответ мне сулили множество партийных привилегий: талон на холодильник, автомашину... Помню, как меня вызвали в итоге на партийное собрание, и тут уж мне пришлось совершенно лобовым способом увиливать, говорить, чго я «не созрел для вступления в партию», что я «все еще слаб» и «увлекаюсь американской музыкой». Решающую «спасительную» роль сыграло то, что я сказал, что в комсомоле даже никогда состоял. Тогда, наконец, всем все стало ясно. И от меня на время отстали...
Вы сказали, что атмосфера в те времена была «подслушивающая» и «подсматривающая». Такой надзор властей и партии давал стимул к творчеству?
Конечно, давал! Появлялось внутри что-то вроде хорошего напряжения и самоконтроля, когда ты понимал, что не можешь особенно дергаться, ты привязан к системе, что всюду микрофоны. Когда мы начали с трио ГТЧ ездить на гастроли, то, возвращаясь из-за границы, мы должны были в Министерство культуры писатъ отчеты: где был, с кем встречался. Это была такая «тошниловка»! Но ты был о5язан в эту игру играть. Это сейчас все герои, а тогда на карте стояло твое творчество, и ты понимал, что этот человек (якобы заведующий иностранным отделом) может сделать с тобой все, что хочет. Но ты также понимал, что не можешь стать жлобом и стукачом. Так что перед нами была железная дверь, которую мы должны были вышибать лбом. Что мы и делали. Мы элементарно обманывали режим, водили вокруг пальца...
...Это были сложные времена. Не такие, конечно, как пережило поколение до меня, довоенное и сразу после войны. Потому что там были еще и лагеря, и ссылки, и расстрелы. А мы выросли на хрущевской оттепели. Мы в каком-то смысле были счастливым поколением, потому что те трудности, что были - они не придавливали нас к земле, а, напротив, давали нам стимул. Вот мы не имели возможности свободно ездить по миру - нам надо было что-то свое делать, здесь делать. Даже в том, как «Голос Америки» мы слушали, вырывая мелодию джаза через кучу помех в эфире, в этом была своя прелесть.
Можно ли сказать, что падение советского режима сыграло злую шутку с вашим трио: не была ли вдруг появившаяся свобода причиной распада ГТЧ?
Когда я Славика Ганелина спрашивал: «Куда ты едешь?», уже в Вильнюсе прошел митинг по поводу осуждения пакта Молотова-Риббентропа. Это был 1987-й год. Началась Перестройка, было понятно, что все рухнет. Мои друзья диссидентского толка мне сразу все доходчиво объяснили за чашкой кофе: это конец системы.
...Нет-нет, мы распались по банальной, но житейски понятной причине: Слава Ганелин захотел эмигрировать в Израиль.
А не было ли это просто совпадением с тем неизбежным моментом, когда каждый из вас вырос из трио и просто пошел своим путем?
Нет, это неверно. В три разные стороны мы пошли еще до того, как стали играть вместе. С самого начала мы все трое были очень разными, у нас был разный круг друзей и интересов, достаточно разные взгляды на вещи, которые только в некоторых точках соприкасались. И эта наша разность спасала нас, потому что каждый из своего круга друзей приносил в трио то, что черпал в своей среде, Например, Слава (Ганелин) много общался с актерами, я - с художниками и поэтами, Владик (Чекасин) - с роковой тусовкой и художниками. Это давало потрясающий результат на сцене! То, что мы получали в кругу своих друзей и их интересов, мы потом соединяли на сцене в своем творчестве, перемалывали и рождали нечто общее.
На момент распада трио мы отыграли вместе 15 лет, и тут Слава решил, что ему пора уезжать.
Никто его не останавливал?
А как же! Даже на вокзале останавливали, когда мы с Ильей Кабаковым его провожали. Но как можно остановить человека, у которого в кармане и загранпаспорт, и билеты, и все въездные документы? Мы пытались ему говорить что, может быть, нет смысла уезжать именно сейчас, когда трио на пике. Мы только что вернулись тогда с потрясающих гастролей по Америке, имели массу предложений концертов... Но Слава категорически решил уехать.
В нем человек победил музыканта?
Да: человек, муж, семьянин. Я прекрасно его понимаю. Творчество - это такая вещь... Ты всегда остаешься один - не зависимо от того, с кем играешь.
Мы с трио собрались снова через 15 лет, в 2002 году, когда я был художественным руководителем культурной программы Литвы во Франкфурте во время проведения знаменитой книжной ярмарки. И даже не я сам (я работал тогда в Русском драматическом театре), а мой друг Саулюс Жюкас из издательства Baltos lankos, издавшего мою книгу «’Трио», предложил нам: «Ребята, а не хотите собраться и сыграть трио?». Я позвонил Чекасину с Ганелиным, не вспоминая обо всех тех недоразумениях, которых было много между нами: много амбиций, споров об авторстве музыки и т.д. - все это неизбежно в творческом процессе. Мне казалось, что за 15 прошедших лет все это ушло, время все поставило на свои места, и всем понятно, что мы можем воссоздать Трио только в этом первом составе. Я написал на всех афишах и во всех буклетах The Ganelin Trio: так мы именовались в последние годы нашей совместной игры. И вот мы отыграли концерт во Франкфурте; потом сыграли вместе еще несколько раз - в Италии, Вильнюсе, дали замечательные концерты в Лондоне в Queen Elizabeth Hall и на этом закончили. И не будем больше никогда играть вместе...
Никогда?
Да - никогда. Потому что The Ganelin Trio может существовать только в одном составе. Когда же их несколько - это теряет свой смысл. Это печальная история. Потому как потенциал Трио все еще огромный.
Почему же сегодня три музыканта не могут время от времени играть вместе?
Уже когда мы собрались во Франкфурте, я случайно в одной газете увидел, что буквально в соседнем городе выступает еще одно Ganelin Trio. Я спросил у Славы, не знает ли он что-то об этом, и тот ответил, что это выступление было запланировано заранее Клаусом Кугелем, и он не может и не хочет уже ничего менять. И что называется это трио не Ganelin Trio, a Ganelin Trio Priority. Я тогда спросил, понимает ли Слава смысл слова «priority», приоритетный? Он ответил, что так они решили с Пятрасом и Клаусом. И все тут... И все тут... При этом Слава настаивал, чтобы и наше Трио также продолжало называться GANELIN TRIO, а не ГТЧ...
Когда через какое-то время мы собрались ехать в Италию, эта история получила новое развитие: в Москве вышел компакт под тем же названием, но уже в еще одном новом составе трио. Так что, получается, было уже три разных «Трио Ганелина». Безусловно, своим именем Слава имеет право называть кого и что угодно, но при чем здесь мы с Владиком Чекасиным? И мы с Чекасиным посчитали, что такое отношение неэтично по отношению к нам. Тогда я категорически решил, что нет, больше никогда мы не будем играть вместе. Хотя жалко...
Как вы объясняете тот факт, что однажды встретились все трое, и получилось ГТЧ?
На то была воля случая! 100%! Все началось с того, что меня пригласил Йонас Циюнелис, руководитель Литовского филармонического джазового биг-бэнда. К тому времени я успел поработать в Ленинграде, вернуться в Архангельск... И биг-бэнд приехал как раз туда на гастроли, и у них заболел барабанщик Я без репетиций сыграл концерт с этим оркестром в филармонии, после чего они меня тут же забрали и увезли в Вильнюс. Первые мои полтора года жизни здесь прошли в гостинице Gintaras в 411 номере. И здесь, в Вильнюсе, я познакомился со Славой Ганелиным, который увлекался музыкой в том же направлении, что и я. Мы любили Колтрэйна и Коулмэна, Майлса Дэвиса и Пола Блэя. У меня было море джазовых пластинок, за что я благодарил порт города Архангельска. (Форца покупала джинсы у моряков, а я - пластинки. Моряки даже не понимали ценность того, что они везли для меня!)
Когда мы встретились со Славиком и в консерватории поиграли дуэтом, я почувствовал, что это судьбоносная встреча. Это чистый случай! Вот в этом кафе Neringa мы три года и играли вечерами музыку - среднее между Пол Блэй и Билл Эванс. Мы играли долго вдвоем, еще пробовали что-то поиграть в трио с разными контрабасистами, которые, впрочем, как- то «не прилипали» к нам надолго, потому что сразу тащили нас в какую-то традиционную сторону. Ну а потом мы поехали на джазовый фестиваль в Горький, в Донецке и Днепропетровске выступили дуэтом, а в Свердловске услышали Чекасина...
...После концерта нам сказали, что в городе есть совершенно сумасшедший саксофонист, но играет он просто потрясающе. Играет на танцах в Доме офицеров (это с другой стороны концертного зала, где мы выступали), и мы пошли туда после концерта. Да, он играл на танцах музыку в стиле Колтрэйна. И все танцевали! Мы устроили тут же маленький джэм. Тут же сыгрались! Наитие... Судьба... ГТЧ - это был единственный советский ансамбль, родившийся по наитию...
Ведь именно вы «прорубили окно» из Советского Союза в западный джаз. Но неужели вы никогда не копировали американский джаз?
Знаете, когда я писал книгу, мне пришлось прослушать все наши диски. И мне ни разу не было стыдно! Это была 100% наша музыка. Мы играли свой джаз. Мы не имитировали, мы не пытались быть как кто-то. Мы играли сами себя. Джаз - это образ творческого мышления. А все в Советском Союзе играли под кого-то. Это были, и, к сожалению, есть, профессиональные копии. Есть хорошие репродукции, которые висят в дорогих рамах на стенах. Но это копии. Думаю, лучше иметь маленький, но оригинал. Профессионалом быть легко. Мастером быть трудно.
Можно ли сегодня сказать еще что-то новое в музыке?
Трудно! Очень трудно! Этого нового все ждут уже лет 15. Пока его нет. Но бу- дет! Пока же все питаются тем, что было раньше. Было время, когда играл Оскар Питерсон, Пол Блэй, и еще многие - ни одного из них ни с кем не спутаешь на слух! И Виллис Конновер в эфире мог даже не называть их имена. Они были узнаваемыми. Сегодня же очень мало осталось оригиналов Пожалуй, назову имя Энтони Брэкстона, как пример.
Владимир, вы caми столько лет в музыке и все время в авангарде Как удается вам, будучи классиком, всегда идти на шаг впереди других?
Если я понимаю, что творчество становится рутиной, стараюсь не имитировать сам себя. Перескакиваю, как кенгуру, куда-нибудь на другую территорию искусства. Понимаете, джаз должен дышать. Джаз - это энергетика. Он проходит через вас как через медиатор. Когда этого нет, и творчество становится просто работой, то это уже фабрика, а не джаз. Если я чувствую, что становлюсь «фабрикой», то переключаю свой регистр на другой вид творчества. Например, устраиваю выставки, звуковые игры, перформансы с поэтами и писателями.
Потому что вы человек любопытный?
Да-да! Вот молодец! Именно это слово - «любопытный»! Не нравится мне одно и то же делать, мне скучно.
Вам никогда не было настолько скучно, чтобы в голову лезли мысли о том, что, может быть, пора вообще оставить музыку?
Нет, вы с ума сошли! Кто я без музыки!? Все что я делаю, связано со звуком. Но мне важно, ЧТО играть. Трагедия многих музыкантов и художников в том, что они начинают повторять самих себя, таких, какими они были 25 лет назад. Или, наоборот. в молодости играют потрясающе, а сейчас самих себя уже даже не могут повторить Джазовым должно быть мышление. И тут даже не в жанре дело. Вот Майлса Дэвиса тоже обвиняли в «измене», когда он начал играть фьюжн и джаз-рок, но он всегда был джазмэн, в нем дыхание джаза. 12 концертов Дюка Эллингтона, которые я слышал: там не было ни одной импровизации, но там было море джаза!
Джаз это что-то внутри, когда вдруг - touch! - и это что-то взяло тебя! Это и есть джаз. А когда плоско и «красиво»… Вот сейчас все играют красиво smooth-jazz: ну красота неописуемая. Но красивые картины еще не искусство. Я для себя сделал определение, что такое smooth-jazz: это красивый дом с красивой мебелью, красивой машиной, красивым садом и красивой женой. И все это обволакивает красивая музыка, которая не раздражает. Smooth-jazz - это музыка для лифтов в дорогих отелях. Это скорее дизайн. A design и art все-таки - разные вещи.
Вы, кстати, знаете, что, согласно статистике, еще в середине 70-х гг. XX века доля джаза во всемирной продаже музыкальных дисков составляла 53%, а сейчас - едва 3%! И вина в этом - музыкантов, а не слушателей. Есть музыканты, что думают: «Вот сегодня я поиграю на приеме или банкете, а завтра снова буду играть джаз». Так не бывает! Этот музыкант всю жизнь будет играть как на банкете. И когда я послушал недавно антологию «Джаз в Литве», то понял, что многие из тех, кто на этих дисках звучит, ТАК как раньше играть джаз уже не смогут никогда.
Вы сами никогда не играли на приемах и банкетах?
Никогда в жизни! Я всегда отказывался. Один раз какой-то сумасшедший предлагал мне сыграть соло на свадьбе его дочери. Предлагал 1000 долларов, затем 5000, когда я отказался. Что он думал, я буду там играть?
Джаз - это музыка свободно мыслящих людей, не рабов, не плебеев. И когда человек попадает в рабскую зависимость от быта и от денег, то перестает быть джа
зовым музыкантом. Хотя в искусстве, если ты твердо стоишь на ногах и веришь в то, что ты делаешь, успех и деньги, в конце концов, непременно придут к тебе. Но многие люди этой философии не понимают...
В вашей биографии мне удивителен такой ее пункт, как ваше руководство Русским драматическим театром в Вильнюсе...
О, вы правы! Это был трагикомический период в моей жизни. Меня сагитировал Саулюс Шальтянис, (тогдашний министр культуры Литвы), сказав, что они ищут кандидатуру на должность директора Русского театра. Так как у меня с этим театром очень много связано, я подумал: вдруг я что-то сделаю полезное?!
Не было сомнений, ведь звали вас художественным руководителем?
...Но ведь Русского драматического театра! Я же не поехал посидеть где-нибудь в роли атташе по культуре литовского посольства. А тут я по наивности своей согласился на контракт на три года. Думаю, я сделал много для этого театра: отремонтировал здание, крышу накрыл, автобус купили. Но самое главное - обновил труппу.. Знаете, в то время русский театр плотно «оккупировали» местные коммунисты, прикрыв себя названием «Союз русских Литвы». Я их, конечно, попросил не смущать остатки ума актеров и оставить помещение. Понимаете, когда я пришел в театр, актеры там были homo soveticus плюс, как всегда в театре, много бездарностей на ставках, и ничего с ними не сделаешь. И нужно было вливание молодого таланта. Самое сложное было «пробить» этот курс в Академии. Мой друг, литовский поэт Корнелиус Плателис был в то время министром просвещения. Я к нему пришел: «Надо открывать курс актеров для русского театра Литвы». И знаете: откликнулось более 100 человек!
Но вскоре к власти в Сейме на плечах одной из партий пришли те самые местные коммунисты, которых я в свое время попросил из театра, и начали на меня такое писать! Это как во времена игры в Neringe на меня писали в КГБ, что я алкоголик и наркоман - повторилось почти то же самое. И я увидел власть изнутри. И понял, что пора от власти уходить. И у меня не было никакого желания оставаться на второй срок в руководстве театра.
Художник и власть - вечная тема. О ней писали во все времена. И я понял, как уже неоднократно повторял, что у культуры сегодня нет власти, а у власти нет культуры. Они мыслят на уровне попсы.
Признайтесь, как у человека, состоявшегося в период Советского Союза, сегодня у вас нет ностальгии по тем временам?
Ну что вы! Упаси Боже! Во- первых, я джазовый человек, во-вторых, я человек русской культуры, а не советской. Нет, это был чудовищный тоталитарный строй. И то, что за окном сегодня - это счастье. Да, это время перемен, и надо понимать, что пройдет еще 10-12 лет, и все станет на свои места. Нужно думать о будущем, а не о том, как нам было хорошо или плохо. Если размышлять с эгоистической позиции, то можно, когда в носу сопли, конечно, вспомнить, что мне когда-то аспирин давали бесплатно...
Преодоления закаляли?
А сейчас, что - преодолений нет?
Скорее искушения.
Да, вы правы. Но я как был в оппозиции - так и сейчас в оппозиции.
Вы, как мне кажется, постоянно живете как «свой среди чужих - чужой среди своих»?
Скорее всего, да... Но я никогда не собирался вернуться в родной Архангельск Что я там буду делать? Я счастлив в Литве, у меня нет претензий к людям - только к власти.
Конечно, после 90-х годов мы получили два потерянных поколения. Школа была разрушена элементарно тем, что все стали переименовывать: консерватория стала академией, училище консерваторией, а ассистент - профессором. А какой же из ассистента профессор? Открылись границы, и многие уехали. Таковы исторические процессы. Просто нужно уметь увидеть себя в контексте времени. А запрещенные или нежелательные музыканты есть в любое время при любой власти. Вот я живу в Литве, очень люблю эту страну, но я не могу назвать себя востребованным музыкантом. Система «свой- чужой» все еще продолжает работать.
Как вам нравится, чтобы вас сегодня представляли: русский или литовский музыкант?
По большому счету для меня уже нет разницы, хотя музыкант я конечно литовский по подданству. И благодарен Литве за то, что прекрасно понимаю: если бы мы попытались создать ГТЧ, скажем, в городе Бердянске, Москве или Ленинграде, то нас через полгода просто заколотили бы крышками.
В 1991 году я давал интервью для французской «Антенн 1» и меня спросили, как я, русский, чувствую себя в Литве, когда советские войска обстреливают демонстрантов? «Прекрасно чувствую!» Они косо на меня посмотрели: может я агент какой-то? Они не поняли, что я русский - а не советский человек И надеюсь, что это так или иначе отражается в том, что я делаю. Не зависимо от того, где географически я в этот момент нахожусь. Человек на определенном уровне воспитания, уже набравший некий культурологический слой, - в нем культура живет внутри. Другой разговор, что когда в джазе пытаются играть русские напевы - это уже кич, эклектика. Если я возьму две деревянные ложки и начну играть джаз... Это будет и не джаз, и не руc
ская культура. Правда сейчас именно такой подход все чаще называется world music...
Думаете, возможно на концерт импровизационной музыки собрать столько публики, сколько приходит на выступления Мадонны или Принса?
А это уже вопрос коммерческой музыки. Это другое. Что такое публика? Это вовсе не однородная масса. Одна публика любит только Майлса Дэвиса. В ней есть часть, которая любит его творчество только до начала 60-х годов, а в ней - считающие, что только Miles Davis "Ballads" - стоящая пластинка и никакая более. Есть те, кто любит Бетховена, а среди них те, кто ценит только его 9-ю симфонию, и среди них в свою очередь те, кто считает вершиной мастерства лишь ее 4-ую часть...
Человек должен учиться музыке, зреть для ее понимания. Это как в музее: вы идете по залам, смотрите и вдруг останавливаетесь перед одной картиной. Своим дребезжанием джазовым она с вами совпала. И это не значит, что завтра вы не остановитесь перед другой картиной. Просто сейчас она вас не трогает, вы ее не понимаете... Но большинство людей если не понимают что-то, то говорят, что это плохо. Толерантность - это черта высокого воспитания, крайняя категоричность вапротив есть проявление невоспитанности и некуль- гурности.
Признаться, я вот тоже не понимаю ни слова авангард, ни фри-джаз. И даже скажу больше - импровизационной музыки не существует, потому что лучшая импровизация та, что подготов- лена на все 100%. И творец ампровизирует внутренним духом, какими-то красками и нюансами. А когда выходит музыкант и, как говорится, играет «как Бог подаст» - вы меня извините, ао это самодеятельность. К искусству нужно относиться с пиететом. Иначе это «собачатина»...
Разве уметь «гонять собаку» для джазмена это не плюс?
Первый раз об этом слышу! Я думаю, что многое в современной музыке происходит от неумения. От неумения играть одни начинают «гнать собача- тину», другие от неумения мыслить, но умения играть, - копировать американские стандарты. И то и другое одинаково плохо... А зал все равно сегодня на джазовых концертах почти никогда не бывает полон. И дело тут не в «авангарде» и «элитарности». Целый ряд причин. Во-первых, к сожалению, джаз потерял своего зрителя. Слушатель музыки уже не понимает, на какой фестиваль он идет: джазовый, роковый или на фестиваль африканских песен и танцев. Редкий джазовый фестиваль сегодня стилистически чист. Может быть, мы просто должны пережить период откровенной самодеятельности? Кажется Тосканини сказал, что не бывает плохих или хороших музыкантов - бывают либо хорошие, либо вообще не музыканты. Идите тогда работайте таксистами, водопроводчиками, но не насилуйте публику и не пытайтесь быть тем, кем вы не являетесь!
А если уходит зритель из зала... Тут дело не в музыке, а скорее в слое «культурного мяса», нарощенного на человека, как мы уже говорили. Просто бедный человек оказался не в том месте не в то время, и полотна Модильяни для него кажутся каракулями. Это не беда Модильяни, как вы понимаете...
"Барабанщик Дмитрий Севастьянов родился 07.05.1970 в Благовещенске (Дальний Восток) в семье музыкантов и получил музыкальное образование по классу не только ударных инструментов, но и фортепиано. С момента своего переезда в Москву Дмитрий успел ...
… Леонид Аускерн: Немножко наивный вопрос: звучание какого из обширного арсенала перкуссионных инструментов Вы любите больше всего (если такие предпочтения имеют место)? Яков Солодкий: Да, арсенал действительно большой. К перкуссионным ...
... Леонид Аускерн: Альбом "Percussion Magic" - первый в советском и российском джазе проект, где лидером выступает перкуссионист. Как Вам это удалось? С кем Вы записывались до этого и появлялись ли до этого записи Ваших собственных сочинений на ...
Леонид Аускерн: Насколько я понял, Latin Visit рождался нелегко. Расскажите немного об этом коллективе, о Ваших музыкантах, где Вы играете и играли? Что в Ваших планах – ближайших и на перспективу? Яков Солодкий: Биографы Чарли Паркера и Диззи ...
Начнем с начала, то есть с названия. Оно придумано не автором этих строк, так что дело тут попахивает плагиатом. Так назывался альбом, который давным-давно, на заре существования "Jazz-Квадрата" был прислан нам из Санкт-Петербурга и рецензия на ...
Перед праздниками в московском "Ле Клубе" выступал барабанщик Джефф "Тэйн" Уоттс. Это имя многое скажет любителям джаза конца 80-х -- начала 90-х. Уоттс -- редкий (особенно в наше время) пример джазового барабанщика, который не просто организовал ...
Именно так называют в шутку, а иногда и всерьез, Эдуарда Арутюняна в Ереване. Сегодня он играет практически на всех мыслимых и немыслимых перкуссионных инструментах, известных в мире – недаром ведь австрийский джазовый певец Майк Моссисян назвал его ...
Достаточно трудно назвать армянский джазовый или эстрадный коллектив, в котором бы не играл лучший на сегодняшний день барабанщик Армении Арман Джалалян. Началось все с детского ансамбля «Аревик», потом был Государственный джаз оркестр Армении, а ...
Музыканты часто говорят: "Музыка — это не ноты. Это люди". Действительно, ведь вся история музыки складывается из личностей, событий из их жизни и их произведений. Музыканты, достигшие мирового признания, вошедшие в ряд Мастеров с большой буквы, ...
В сентябре 2012 года знаменательное событие состоялось в испанском городе Валенсия. Президент Berklee College of Music Роджер Браун (Roger H. Brown) открывал отделение этого знаменитого во всем мире учебного заведения в Европе. Здесь было решено ...
Когда мне предложили познакомиться с американским барабанщиком Греггом Бендяном, я долго не мог вспомнить, где я слышал его имя. И лишь когда сказали, что он играл и записывался со знаменитым авангардистом и новатором джаза пианистом Сесилом ...
C Бароном я много раз встречался на фестивалях и в клубах, где у нас каждый раз была возможность обменяться любезностями и перекинуться парой слов. Поэтому предстоящее интервью с ним представлялось мне свободной беседой или взаимным обменом ...