«Заслуженный перкуссионист Армении»
22.02.2021
Именно так называют в шутку, а иногда и всерьез, Эдуарда Арутюняна в Ереване. Сегодня он играет практически на всех мыслимых и немыслимых перкуссионных инструментах, известных в мире – недаром ведь австрийский джазовый певец Майк Моссисян назвал его быстро прижившимся прозвищем «Mister Percussion». А начиналось все в детском эстрадном ансамбле «Лаптерик», тогда Эдику было 10 лет. Его заметил легендарный барабанщик Роберт Еолчян, бывший ударником в первом джаз-оркестре Армении п\у Артемия Айвазяна, а затем продолживший свою карьеру в Госджазе Армении уже п\у Константина Орбеляна. Он и порекомендовал Эдика в ансамбль в качестве барабанщика. А главное, он взял его под свое крыло и передал свои знания.
Имя этого музыканта не раз упоминалось в многочисленных статьях, посвященных армянскому джазу, и на страницах «Джаз-квадрата». И это не случайно – без него невозможно говорить о самых разных коллективах, причем, не только джазовых. И не только армянских. Он играл вместе с основателем греческой new age группы "Nor-Dar" перкуссионистом Орестисом Мустидисом, в коллективе всемирно известного мастера дудука Дживана Гаспаряна, в оркестре, аккомпанировавшем в ереванском концерте Йосифу Кобзону, и уже много лет играет в Национальном Филармоническом Оркестре Армении.
Что касается чисто джазовой составляющей его творческой жизни, то тут, первым долгом, нужно сказать о многолетнем участии в лучшей джазовой и этно-джазовой группе Армении, пожалуй, то, что называется, всех времен, «Time Report». Коллектив, собравший лучших музыкантов страны периода 90-2000-х годов, записавший два полноформатных альбома и успешно защищавший джазовую честь страны во многих странах мира.
Эдуард считает своим заочными, или, как сейчас модно говорить, виртуальными учителями Питер Эрскина, Закира Хуссейна, Алекса Акуна и Стива Гэдда. Именно их записи, школы наставляли его на «путь истинный». Ну, а если говорить о реальной жизни, то он брал частные уроки, посещал мастер-классы таких барабанщиков как Билли Кобэм, Боб Вейнер, Субрата Бхаттачария, у которого он познавал премудрости индийской перкуссии, Освальдо Хернандес, кто раскрыл ему секреты латин-перкуссии, Курош Бозоргпуур, мастера восточной перкуссии. В его творческой биографии совместные выступления с Ришаром Бона, Артуро Сандовалем, Чико Фриманом. Отдельной строкой следует упомянуть его работу в шоу легендарного Cirque du Soleil.
Говорить о манере игры нашего героя достаточно трудно. Ведь в результате его разноплановой музыкальной направленности, дать какую-либо оценку почти не представляется возможным. Можно употреблять лишь общие фразы – высокая техника, энергичность, настрой на постоянное развитие. Хотя, нет. Есть у него одна отличительная черта – страсть к миксу стилей и жанров. Он с удовольствием принимает предложения коллег поиграть с ними в разных стилях и жанрах. И использует свои навыки одной жанровой направленности в другой. И еще – слушая его игру, понимаешь, что он предпочитает мелодизм технической эквилибристике.
Если вы никогда не слышали его игру вживую, а он часто и много выступает за рубежом с самыми разными коллективами, то можно постараться найти и послушать его в записи, благо звук его перкуссионных инструментов, причем, как уже понятно, тоже самых разных, слышен на альбомах многочисленных музыкантов армянских и зарубежных – Аргентина, Япония, Германия, Канада, Швейцария, США…
- Год 2020-ый выдался очень тяжелым для всех, но особенным, он стал для артистов и музыкантов всех мастей. Как он прошел для тебя?
- Представь себе, я нашел для себя занятие. Правда, в первые пару месяцев было действительно тяжело. Но потом я начал рыться в своих архивах и нашел материал, к которому собирался обратиться давно, но все руки не доходили. Это записи армянского исполнителя старинных армянских песен и музыкального этнографа Айрика Мурадяна (1905 -1999), который внес неоценимый вклад в дело возрождения армянского фольклора. Прослушав его записи, сделанные в свое время на радио, у меня возникла идея воссоздать их в новой версии. Но, не в джазовой или поп, как сейчас это делают многие. А просто, немного осовременив их за счет добавления звучания академических инструментов, слегка изменив гармонии и ритмы. Я связался со своим старым товарищем и партнером по нескольким коллективам клавишником, композитором и аранжировщиком Хачиком Саакяном и предложил ему эту идею. Он сразу согласился и мы собрав коллектив единомышленников, начали работать. Я предлагал песни, общий формат их звучания, Хачик делал аранжировки, ребята играли. Мы записали уже три номера, сняли и видеоклипы. Одной из основных фишек этого проекта, названного «Hoy Nar Project», стало включение голоса самого Айрика Мурадяна, который нам удалось вырезать из старых радиозаписей, отчистить от искажений и вставить в наши треки. Скажем, в одном треке начинает петь наша вокалистка Анна Ерицян, а заканчивает Айрик Мурадян, в другом треке наоборот. Получилось достаточно оригинально. Надеюсь, что мы завершим этот проект и сможем записать альбом и серию видеоклипов.
- А что еще?
- Думаю над еще более необычным проектом – перкуссия и вокал. Однажды я уже делал нечто подобное. Тогда мы с нашим лучшим меццо-сопрано заслуженной артисткой Армении Анной Маилян представили публике такой проект, который был очень хорошо принят публикой. Хочу возродить его, может быть слегка видоизменив и с другой вокалисткой. Это будет подборка древних армянских песен, многие из которых практически сейчас забыты.
- Что-то ты зациклился на фолклоре. Я знаю, что ты работал с группой MVF, исповедующей принципы этно-джаза, выступал с ними на джаз-фестивале в Нью-Йорке, записал с ними альбом, работал с группой Gata Band, представляющей синтез фолка и электроники. А что с джазом покончено?
- Нет, конечно. Я продолжаю сотрудничать со многими нашими музыкантами. Сейчас вот, вроде, ситуация с карантином становится полегче, открылись джаз-клубы и я уже играю с ребятами. А вот из необычных проектов, хочу упомянуть последний по времени кубинского барабанщика Эдуардо Барроетабена, который приехал в Ереван за невестой и стал здесь своим. Мы с ним поиграли несколько раз, нашли общие точки соприкосновения и решили сделать совместный проект. Сейчас он уехал на родину, но должен в самое ближайшее время вернуться и мы с ним, надеюсь, сделаем, что-нибудь стоящее. А так, я открыт для предложений. Видишь ли, я не люблю долго стоять на одном месте, закапываться глубоко в какой-бы то не было проект. Я постоянно хочу двигаться вперед, ищу что-то новое и поэтому, становиться участником какой-то группы на длительной основе мне не хочется. А тем более, создавать свой собственный постоянный коллектив, который будет играть одну и ту же музыку постоянно.
- Но, тем не менее, у тебя есть один долгоиграющий проект – это твоя преподавательская деятельность. Он у тебя длится еще с 1991 года, когда ты создал детский джаз-ансамбль «PokrJazz», открыл класс ударных в музшколе, создал Ассоциацию армянских ударников, выпускал какое-то печатное издание, создал и выпустил учебное пособие «Система технических упражнений для ударных инструментов», которым пользуются в музыкальных школах, да и все желающие научиться играть.
- Да, я в последние несколько лет веду класс ударных в музшколе. Представь себе, что у меня много учеников, по разным направлениям. Кто-то хочет играть на ударной установке, кого-то больше привлекает латин-перкуссия, кого-то восточные ударные инструменты. Я с удовольствием всегда работал с детьми и это желание, пожалуй, единственное, которое у меня не меняется на протяжении очень многих лет.
Армен Манукян
стиль джаз,
этно
автор Армен МАНУКЯН
страна Армения
музыкальный стиль этно-джаз
Расскажи друзьям:
"Барабанщик Дмитрий Севастьянов родился 07.05.1970 в Благовещенске (Дальний Восток) в семье музыкантов и получил музыкальное образование по классу не только ударных инструментов, но и фортепиано. С момента своего переезда в Москву Дмитрий успел ...
… Леонид Аускерн: Немножко наивный вопрос: звучание какого из обширного арсенала перкуссионных инструментов Вы любите больше всего (если такие предпочтения имеют место)? Яков Солодкий: Да, арсенал действительно большой. К перкуссионным ...
... Леонид Аускерн: Альбом "Percussion Magic" - первый в советском и российском джазе проект, где лидером выступает перкуссионист. Как Вам это удалось? С кем Вы записывались до этого и появлялись ли до этого записи Ваших собственных сочинений на ...
Леонид Аускерн: Насколько я понял, Latin Visit рождался нелегко. Расскажите немного об этом коллективе, о Ваших музыкантах, где Вы играете и играли? Что в Ваших планах – ближайших и на перспективу? Яков Солодкий: Биографы Чарли Паркера и Диззи ...
Начнем с начала, то есть с названия. Оно придумано не автором этих строк, так что дело тут попахивает плагиатом. Так назывался альбом, который давным-давно, на заре существования "Jazz-Квадрата" был прислан нам из Санкт-Петербурга и рецензия на ...
Перед праздниками в московском "Ле Клубе" выступал барабанщик Джефф "Тэйн" Уоттс. Это имя многое скажет любителям джаза конца 80-х -- начала 90-х. Уоттс -- редкий (особенно в наше время) пример джазового барабанщика, который не просто организовал ...
Достаточно трудно назвать армянский джазовый или эстрадный коллектив, в котором бы не играл лучший на сегодняшний день барабанщик Армении Арман Джалалян. Началось все с детского ансамбля «Аревик», потом был Государственный джаз оркестр Армении, а ...
Музыканты часто говорят: "Музыка — это не ноты. Это люди". Действительно, ведь вся история музыки складывается из личностей, событий из их жизни и их произведений. Музыканты, достигшие мирового признания, вошедшие в ряд Мастеров с большой буквы, ...
В сентябре 2012 года знаменательное событие состоялось в испанском городе Валенсия. Президент Berklee College of Music Роджер Браун (Roger H. Brown) открывал отделение этого знаменитого во всем мире учебного заведения в Европе. Здесь было решено ...
Когда мне предложили познакомиться с американским барабанщиком Греггом Бендяном, я долго не мог вспомнить, где я слышал его имя. И лишь когда сказали, что он играл и записывался со знаменитым авангардистом и новатором джаза пианистом Сесилом ...
C Бароном я много раз встречался на фестивалях и в клубах, где у нас каждый раз была возможность обменяться любезностями и перекинуться парой слов. Поэтому предстоящее интервью с ним представлялось мне свободной беседой или взаимным обменом ...
Всегда очень приятно встретиться со старым знакомым. Но еще приятнее встретиться с человеком, о котором знал давно, говорил о нем с друзьями, соприкасался с его творчеством, писал о нем статьи и рецензии на его работы, но с которым, несмотря на ...
|