Музыканты часто говорят: "Музыка — это не ноты. Это люди". Действительно, ведь вся история музыки складывается из личностей, событий из их жизни и их произведений. Музыканты, достигшие мирового признания, вошедшие в ряд Мастеров с большой буквы, заслуживают того, чтобы их не забывали. Часть из них, раскрывшись в творчестве, поддаются новым, зачастую коммерческим проектам или каким-то идеям, пока недоступным нашим умам (отнюдь не пытаюсь упрекать кого бы то ни было). Некоторым удается до конца жизни следовать одной идее фикс — полной отдаче в музыке. Чье-то предвзятое мнение, что, мол, они исчерпали себя и пытаются изобрести велосипед из старых железяк, не оправдано. Они — не герои давно минувших дней. Они — хранители.
Этот музыкант — целая веха в истории джаз-рока, фанка, фьюжн. В Россию барабанщик Билли Кабэм приехал не в первый раз. Но каждый его приезд знаменуется потрясающими слушателей и фэнов концертами, новыми записями и желанием слушать и слушать еще. Но обратимся к его прошлому.
Билли Кабэм (aka William С. Cobham) родился в Панаме в мае 1946 года. Детство он провел в Нью-Йорке. Увлечение джазом началось в армии. Уже в 22 года Билли попал в ансамбль выдающегося пианиста Хораса Сильвера, и в это время стала ярко проявляться его самобытность в джаз-роке и фьюжн. Билли был одним из организаторов и лидеров коллектива Dreams, созданного в начале 70-х. Кабэм участвовал в записях альбомов Майлза Дэвиса Bitches Brew, Jack Johnson, входил в состав знаменитого Mahavishnu Orchestra Джона Маклафлина. В середине 70-х Билли Кабэм уже был признанным мастером своего дела, популярным во всем мире. Фанк и фьюжн в его творчестве вылились в создание собственных проектов, таких как Spectrum, George Duke/ Billy Cobham Band.
В Москву Билли приехал со своим проектом Culture Mix и дал 3 концерта за 2 дня в клубе Jazz Town. Нам удалось пообщаться с этим чудесным человеком. После интервью я поняла, что зря так сильно волновалась перед встречей. Старина Билли — очень обаятельный, юморной, удивительно простой и душевный человек. Разговор состоялся на 2-й день его приезда, за пару часов до концерта. Билли выглядел немного уставшим, но, несмотря на это, общался охотно.
Игорь Москвичев: Билли, название проекта Culture Mix сохранилось со времен совместного проекта с Айрто Морейро. Почему вы оставили это название?
Билли Кабэм: Culture Mix — идея, объединяющая разных музыкантов разных культур, которые могут выразить себя тем или иным образом. Благодаря этому название остается неизменным.
И. М: На концерте вчера вы играли четырьмя палочками. Это можно расценивать как перспективное развитие барабанной техники или как элемент шоу? Как и когда к вам пришла эта идея?
Эту идею мне подал мой друг-вибрафонист в 1976 году. Думаю, что это перспективная техника.
Ая Гладких: Билли, что для вас значит ваша музыка? Что более всего вы стремитесь выражать в ней?
Музыка — это жизнь. Это душа мира и моей истории, отражение меня через музыку. Мой успех -это отражение через музыку моей личности, моего внутреннего мира, всех хороших и плохих вещей. Без баланса, без принятия противоположностей нет личного успеха. Это происходит всегда, везде, каждую минуту в моей жизни.
А. Г: А как находят выражение в вашей музыке "плохие вещи"?
Это происходит, когда не все получается, когда не получается объединить все, что хотелось бы. Например, когда вы можете уронить палочку во время игры на концерте. Есть разница между тем, что вы неожиданно ее потеряли или специально это сделали.
А Г: Вы злитесь или расстраиваетесь, когда теряете палочки случайно?
Просто возникает некоторое замешательство на то время, пока ее поднимаю...
А Г: Билли, вы—довольно редкий гость в России. Где вы живете сейчас и что слышите о достижениях наших музыкантов?
Живу между Панамой и Швейцарией. Мне известно, что русские музыканты очень хорошо интерпретируют мировую музыку со своей особенностью, своей индивидуальностью. Ваша музыкальная индивидуальность зависит от той атмосферы, в которой вы выросли; от того, чему учились. Вы не можете играть, как Чарли Паркер, потому что вы не жили в том городе, где жил он.
А. Г: С кем, помимо музыкантов Culture Mix, вы играете сейчас и с кем планируете поработать?
Сейчас я работаю над идеей струнного квартета с Дидье Локвудом и думаю привезти его в будущем в Россию. Начнем во Франции в феврале следующего года. Мне хотелось бы привезти свое оборудование, чтобы сделать все так, как я привык.
А. Г: Билли, что вы любите слушать, когда отдыхаете, в свободное время, если оно есть?
Много бразильской музыки, А.-К. Жобима и других. Мне очень нравится энергия этой музыки, ее возможности. Люблю и этническую музыку. В ней все словно участвуют в одном действии. Да... Музыканты — особая раса, которая только музыкой и занимается, больше ничем...
Но на этом разговор не закончился. Билли рассказал о своем увлечении фотографией. Он даже успел приобрести здесь себе фотокамеру но поснимать не удалось — из-за отсутствия времени и усталости. Очень оживленно он рассказывал о том, как музыканты стараются помочь пострадавшим во время трагедии в Шри-Ланке — организовывают масштабные фестивали, грузят аппаратуру на корабли, дают концерты. Поделился маэстро Билли и семейной радостью — его четвертая дочь вышла замуж..
Концерт длился 3 часа с одним перерывом. На лице Билли — легкая, немного ироничная улыбка. Его бэнд расположился так, чтобы не загораживать Мэтра. С первых же звуков — узнаваемый стиль Кабэма — четкий штрих, пульс, словно с железным метрономом внутри. Даже в перерывах между композициями слышна его пульсация. Первая вещь началась с соло барабанов в африканском стиле, с имитацией целого оркестра барабанчиков, там-тамов и тарелок В джаз-роковой композиции Билли сделал акцент на рок, и развернулся в полную силу. Ураган. Про возраст забыл — не помеха. Затем, успокоившись, Билли рассказал little story четырьмя палочками на 2 тарелках, бочке и малом барабане. Тихо, интимно, проникновенно. А в композиции Cuba при фантастической по сложности игре Кабэм умудрялся пританцовывать. Словно мальчишка, невзначай этак, эпатируя публику. У меня возникло ощущение, что если бы drum-set стояла на потолке, Билли месил бы с такой же легкостью. Угарный фанк в тандеме с трубачом Джимми Оуэнсом, с пронзительными соло "свистуна" и уравновешивающими репликами барабанов завершили концерт. No comments... Будем ждать следующего цунами от Билли и его команды.
Начнем с начала, то есть с названия. Оно придумано не автором этих строк, так что дело тут попахивает плагиатом. Так назывался альбом, который давным-давно, на заре существования "Jazz-Квадрата" был прислан нам из Санкт-Петербурга и рецензия на ...
Перед праздниками в московском "Ле Клубе" выступал барабанщик Джефф "Тэйн" Уоттс. Это имя многое скажет любителям джаза конца 80-х -- начала 90-х. Уоттс -- редкий (особенно в наше время) пример джазового барабанщика, который не просто организовал ...
Именно так называют в шутку, а иногда и всерьез, Эдуарда Арутюняна в Ереване. Сегодня он играет практически на всех мыслимых и немыслимых перкуссионных инструментах, известных в мире – недаром ведь австрийский джазовый певец Майк Моссисян назвал его ...
Достаточно трудно назвать армянский джазовый или эстрадный коллектив, в котором бы не играл лучший на сегодняшний день барабанщик Армении Арман Джалалян. Началось все с детского ансамбля «Аревик», потом был Государственный джаз оркестр Армении, а ...
В сентябре 2012 года знаменательное событие состоялось в испанском городе Валенсия. Президент Berklee College of Music Роджер Браун (Roger H. Brown) открывал отделение этого знаменитого во всем мире учебного заведения в Европе. Здесь было решено ...
Когда мне предложили познакомиться с американским барабанщиком Греггом Бендяном, я долго не мог вспомнить, где я слышал его имя. И лишь когда сказали, что он играл и записывался со знаменитым авангардистом и новатором джаза пианистом Сесилом ...
C Бароном я много раз встречался на фестивалях и в клубах, где у нас каждый раз была возможность обменяться любезностями и перекинуться парой слов. Поэтому предстоящее интервью с ним представлялось мне свободной беседой или взаимным обменом ...
Всегда очень приятно встретиться со старым знакомым. Но еще приятнее встретиться с человеком, о котором знал давно, говорил о нем с друзьями, соприкасался с его творчеством, писал о нем статьи и рецензии на его работы, но с которым, несмотря на ...
Героев этого материала особо представлять не надо. И один, и другой однажды уверенно заявили о себе музыкальному миру, и с тех пор ни разу не сдали набранных позиций, постоянно развивая свои способности и расширяя горизонты собственных возможностей. ...
Владимир Тарасов родился 29 июня 1947 года в Архангельске. С 1968 года живет в Литве. Начав в 14 лет играть традиционный джаз в архангельском клубе моряков, он прошел за свои без малого 50 лет в музыке почти через все стили и жанры музыкального ...
«Барака» – эксклюзивный музыкальный проект из Риги. «Барака» (Baraka) в переводе с арабского означает «передача благословения». Творчество группы – это сложная комбинация таджико-персидской поэзии и современного европейского джаза с рэп-культурой. В ...
В силу моего достаточно близкого знакомства с известнейшим белорусским барабанщиком и, конечно же, благодаря его открытости, мы встретились с ним вечером у него дома, в уютной обстановке, и вот что у нас получилось... Дэн Галицкий: Первый вопрос ...