nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Orestis Mustidis

Orestis Mustidis  Всегда очень приятно встретиться со старым знакомым. Но еще приятнее встретиться с человеком, о котором знал давно, говорил о нем с друзьями, соприкасался с его творчеством, писал о нем статьи и рецензии на его работы, но с которым, несмотря на многочисленные попытки, не имел возможности познакомиться лично.
И вот недавно я испытал такое удовольствие, встретившись с Орестисом Мустидисом — музыкантом и создателем музыкальных инструментов.

Об Орестисе Мустидисе я ус­лышал лет шесть тому назад. Один из моих друзей дал по­слушать альбом Opus of the Lizard, выпущенный гречес­кой фирмой Libra Music. Это был диск трио Nor Dar. От му­зыки, звучавшей на нем, оста­валось ошеломляющее впе­чатление. Песни Комитаса (армянский композитор на­чала XX века) в обработке для немного странного трио — фортепиано, дудук и перкус­сия. Для определения жанра музыки пришлось помучиться — нечто среднее между фол­ком и джазом. New age, этно-джаз, world — любой из этих штампов подходил к музыке и в то же время был ужасно далек от правды. Тогда альбом про­извел в Армении эффект разо­рвавшейся бомбы: его слуша­ли, передавали из рук в руки, переписывали, посылали дру­зьям в разные страны мира (я лично послал 5-6 копий в За­падную Европу, а копия альбо­ма, которую я послал друзьям в Москву — джазовым музыкан­там и критикам, шла буквально нарасхват, пиратские копии активно раскупалась в ма­газинах Еревана.

Я долго пытался связаться с участниками трио, чтобы по­говорить с ними. Но ничего не получалось. Не смогли помочь и выискавшиеся общие знако­вые. Музыканты не шли на контакт. И мне пришлось на время забыть об этом желании. Позже я услышал горькую весть: от рака в Греции сконча­лась Кора Микаелян — музыкальный руководитель трио. Я решил, что на этом история группы Nor Dar закончилась и почти забыл о ней.

Но недавно, гуляя по городу, встретил одного из друзей-муэыкантов. Разговор был коротким — он спешил на запись сво­его нового альбома. Два-три во­проса. и выяснилось, что запись организовал и продюсирует Оpecтис Мустидис — идейный вдохновитель трио. Он приехал в Ереван специально для того, чтооы записать парочку альбомов с армянской этно-музыкой в современной обработке с последующим изданием этих аль­бомов в Греции. Журналистский азарт вновь вспыхнул во мее. Познакомь!" — попросил я. И вот уже через час-два у меня зазвонил телефон. "Я Орестис, вы хотели со мной познако­миться?" — спросил мягкий приятный голос.

Тем же вечером мы сидели в одном из ереванских кафе. Го­ворили обо всем: о музыке, о Ереване, о музыкальных вкусах в Греции, о молодежи тут и там. о современных направле­ниях в музыкальном искусстве. Я получил наконец-то возмож­ность задать те вопросы, которые готовил 5-6 лет тому назад.

Оказалось, что трио создали наши соотечественники, уе­хавшие в 1995 году в Грецию. Выпускница ереванской кон­серватории Кора Микаелян, ее супруг, технарь по образова­нию. но страстный любитель музыки и ученик самого Роберта Еолчяна (старейшего армянского барабанщика), перкуссионист Орестис Мустидис и их друг Тигран Саркисян, исполнитель на народных духовых инструментах. За не­сколько лет коллектив записал и выпустил три диска, которые были на "ура" восприняты гре­ческой музыкальной общест­венностью.

Армен Манукян: А поче­му вы создали именно та­кой коллектив?


Орестис Мустидис: Я на­чинал играть на барабанах еще в юности. Играл джаз вме­сте с Ваагном Айрапетяном. Довольно долго и довольно ус­пешно. Потом, после перест­ройки, когда появилась такая возможность, вместе с женой уехал на свою историческую родину. И вот там почувство­вал, что значит настоящая ро­дина. Я скучал по Еревану, по друзьям, по музыке, которую слышал с детства. То же, естест­венно, испытывала и Кора. Вот тогда-то и возникла идея со­здать такой необычный со­став, играющий не любимый нами джаз, и не чистый фолк, а что-то среднее между ними, а точнее — нечто, впитавшее особенности и того и другого. А в качестве материала для во­площения своей идеи мы вы­брали мелодии Комитаса. Очень его люблю.

А не боялись, что в Гре­ции альбом с армянской музыкой не "пойдет"?

Нет, потому что качествен­ная музыка "идет" везде. А тем более основанная на армян­ском фольклоре. Ведь армян­ская музыка очень красива и понятна всем. Мне приходи­лось встречаться с людьми, му­зыкантами разных нацио­нальностей, и все они под­тверждали это в один голос. Кстати, это касается и индий­ской музыки. Не случайно та­кой великий джазовый музы­кант, как Джон Маклафлин, прочно "запал" именно на ин­дийскую музыку.

Почему?

А потому, что это очень древняя культура, сохранив­шая свои национальные кор­ни, истинные черты, не асси­милировавшаяся с течением времени, т.е. — настоящий продукт своего народа. А все настоящее всегда привлекает внимание, всегда ценно. По моим сведениям, такой популярностью в мире пользуется музыка именно только этих двух народов.

Сейчас очень многие му­зыканты, в том числе и за­падные, экспериментиру­ют с восточной музыкой. Это что — дань моде?

Кому-то удается провести этот эксперимент удачно, ка­чественно, и тогда появляется прекрасный музыкальный ма­териал. Кто-то менее талант­ливый просто спекулирует на восточной экзотике. Таких, к сожалению, большинство. Ви­дишь ли, это не просто. Сколь­ко было попыток на армян­ской сцене работать с фольк­лором. И чем это заканчива­лось? Просто брали мелодию, и перекладывали ее для совре­менных инструментов. Так не делается. Нужно дать песне, мелодии новую современную жизнь, пропустив ее через се­бя, через свое современное понимание, но самое главное, не повредив при этом ее тка­ни, не задев ее души. Вот в чем главная трудность. Как мне ка­жется, нам это удалось. В каче­стве доказательства — огром­ные тиражи наших альбомов в Греции, где ценят хорошую музыку, особенно фольклор­ную, даже чужой страны. Хотя армян там хорошо знают и любят.

А с чем связан твой ны­нешний приезд?

После нашего успеха Libra Music в лице своего директора крепко полюбила армянскую музыку (не только в коммерче­ском плане). И вот командиро­вала меня сюда за новыми му­зыкальными проектами. Я встретился со своими стары­ми друзьями, обсудил возмож­ности, предложения, и в ре­зультате увожу с собой мастер- альбомы двух коллективов — Армена Петросяна и Александ­ра Григоряна. Надеюсь, они понравятся греческой публи­ке и в будущем я смогу вернуть­ся за новой партией армян­ской музыки.

А что вообще популярно в Греции? Западная попса, рок или местный вариант рабис (армянский вариант "шансона", ресторанные, блатные шлягеры)?

Греция — нормальная боль­шая европейская страна со всеми плюсами и минусами. Там есть любители и того, и другого, и третьего. Как и в Ар­мении, большая часть населе­ния слушает попсу и рабис, меньшая — классику, джаз и се­рьезный рок. Ничего ориги­нального в этом плане сооб­щить не могу.

Я слышал, что ты в по­следнее время делаешь своими руками экзотичес­кие ударные инструмен­ты...


Да, действительно. Не без гордости скажу, что у меня, ка­жется, это хорошо получается. Достаточно сказать, что на мо­их инструментах играют мно­гие ереванские перкуссионис­ты, специализирующиеся на восточной музыке, многие за­падные музыканты, и я даже сделал один инструмент для великого индийца Закира Хус­сейна. И не только для него...

Что будет с трио Nor Dar? Стоит ли ждать продолже­ния?


"Живьем" — вряд ли. Просто хочу выпустить еще пару аль­бомов. У нас сохранились за­писи, которые по тем или иным причинам не были реа­лизованы. Может быть, удастся сделать это сейчас. Но, боюсь, что Nor Dar — уже история.

Мы проговорили с Орестисом несколько часов. Я вспо­минал все те вопросы, кото­рые готовился задать ему не­сколько лет назад. Некоторые явно устарели и не имели уже никакого значения. Но они сами вылезали из недр памя­ти, и мне было интересно по­лучить на них ответ, пусть и с опозданием. А еще у меня со­здалось впечатление, будто я знаю этого человека много- много лет. Может потому, что, во-первых, Орестис Мусти­дис — бывший ереванец и уже навсегда, наверное, сохранит особую ереванскую манеру говорить и вести себя по-дружески тепло. Во-вторых, ведь я и вправду знаю его давно — по его музыке. А музыканта лучше всего узнавать по его работам.

Армен МАНУКЯН

Jazz-Квадрат, №5,2004

-


стиль
этно
автор
Армен МАНУКЯН
страна
Армения, Греция
музыкальный стиль
этно-джаз


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела интервью с барабанщиками, перкуссионистами

  • стиль: джаз, джаз
Начнем с начала, то есть с названия. Оно придумано не автором этих строк, так что дело тут попахивает плагиатом. Так назывался альбом, который давным-давно, на заре существования "Jazz-Квадрата" был прислан нам из Санкт-Петербурга и рецензия на ...
  • стиль: джаз, джаз
Перед праздниками в московском "Ле Клубе" выступал барабанщик Джефф "Тэйн" Уоттс. Это имя многое скажет любителям джаза конца 80-х -- начала 90-х. Уоттс -- редкий (особенно в наше время) пример джазового барабанщика, который не просто организовал ...
  • стиль: джаз, этно
Именно так называют в шутку, а иногда и всерьез, Эдуарда Арутюняна в Ереване. Сегодня он играет практически на всех мыслимых и немыслимых перкуссионных инструментах, известных в мире – недаром ведь австрийский джазовый певец Майк Моссисян назвал его ...
  • стиль: джаз, джаз
Достаточно трудно назвать армянский джазовый или эстрадный коллектив, в котором бы не играл лучший на сегодняшний день барабанщик Армении Арман Джалалян. Началось все с детского ансамбля «Аревик», потом был Государственный джаз оркестр Армении, а ...
  • стиль: джаз, джаз
Музыканты часто говорят: "Музыка — это не ноты. Это люди". Действительно, ведь вся история музыки склады­вается из личностей, собы­тий из их жизни и их произ­ведений. Музыканты, достиг­шие мирового признания, вошедшие в ряд Мастеров с большой буквы, ...
  • стиль: джаз, джаз
В сентябре 2012 года знаменательное событие состоялось в испанском городе Валенсия. Президент Berklee College of Music Роджер Браун (Roger H. Brown) открывал отделение этого знаменитого во всем мире учебного заведения в Европе. Здесь было решено ...
  • стиль: джаз, джаз
Когда мне предложили по­знакомиться с американским барабанщиком Греггом Бендяном, я долго не мог вспом­нить, где я слышал его имя. И лишь когда сказали, что он иг­рал и записывался со знаме­нитым авангардистом и но­ватором джаза пианистом Сесилом ...
  • стиль: джаз, джаз
C Бароном я много раз встречался на фестива­лях и в клу­бах, где у нас каждый раз была возмож­ность обменяться любезно­стями и перекинуться парой слов. Поэтому предстоящее интервью с ним представ­лялось мне свободной бесе­дой или взаимным обменом ...
  • стиль: джаз, джаз
Героев этого материала особо представлять не надо. И один, и другой однажды уверенно заявили о себе музыкальному миру, и с тех пор ни разу не сдали набранных позиций, постоянно развивая свои способности и расширяя горизонты собственных возможностей. ...
  • стиль: джаз, джаз
Владимир Тарасов родился 29 июня 1947 года в Архангельске. С 1968 года живет в Литве. Начав в 14 лет играть традиционный джаз в архангельском клубе моряков, он прошел за свои без ма­лого 50 лет в музыке почти через все стили и жанры му­зыкального ...
  • стиль: этно, этно
«Барака» – эксклюзивный музыкальный проект из Риги. «Барака» (Baraka) в переводе с арабского означает «передача благословения». Творчество группы – это сложная комбинация таджико-персидской поэзии и современного европейского джаза с рэп-культурой. В ...
  • стиль: блюз, блюз
В силу моего достаточно близкого знакомства с из­вестнейшим белорусским барабанщиком и, конечно же, благодаря его открыто­сти, мы встретились с ним вечером у него дома, в уют­ной обстановке, и вот что у нас получилось... Дэн Галицкий: Первый вопрос ...
© 2012-2024 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com