Всегда очень приятно встретиться со старым знакомым. Но еще приятнее встретиться с человеком, о котором знал давно, говорил о нем с друзьями, соприкасался с его творчеством, писал о нем статьи и рецензии на его работы, но с которым, несмотря на многочисленные попытки, не имел возможности познакомиться лично.
И вот недавно я испытал такое удовольствие, встретившись с Орестисом Мустидисом — музыкантом и создателем музыкальных инструментов.
Об Орестисе Мустидисе я услышал лет шесть тому назад. Один из моих друзей дал послушать альбом Opus of the Lizard, выпущенный греческой фирмой Libra Music. Это был диск трио Nor Dar. От музыки, звучавшей на нем, оставалось ошеломляющее впечатление. Песни Комитаса (армянский композитор начала XX века) в обработке для немного странного трио — фортепиано, дудук и перкуссия. Для определения жанра музыки пришлось помучиться — нечто среднее между фолком и джазом. New age, этно-джаз, world — любой из этих штампов подходил к музыке и в то же время был ужасно далек от правды. Тогда альбом произвел в Армении эффект разорвавшейся бомбы: его слушали, передавали из рук в руки, переписывали, посылали друзьям в разные страны мира (я лично послал 5-6 копий в Западную Европу, а копия альбома, которую я послал друзьям в Москву — джазовым музыкантам и критикам, шла буквально нарасхват, пиратские копии активно раскупалась в магазинах Еревана.
Я долго пытался связаться с участниками трио, чтобы поговорить с ними. Но ничего не получалось. Не смогли помочь и выискавшиеся общие знаковые. Музыканты не шли на контакт. И мне пришлось на время забыть об этом желании. Позже я услышал горькую весть: от рака в Греции скончалась Кора Микаелян — музыкальный руководитель трио. Я решил, что на этом история группы Nor Dar закончилась и почти забыл о ней.
Но недавно, гуляя по городу, встретил одного из друзей-муэыкантов. Разговор был коротким — он спешил на запись своего нового альбома. Два-три вопроса. и выяснилось, что запись организовал и продюсирует Оpecтис Мустидис — идейный вдохновитель трио. Он приехал в Ереван специально для того, чтооы записать парочку альбомов с армянской этно-музыкой в современной обработке с последующим изданием этих альбомов в Греции. Журналистский азарт вновь вспыхнул во мее. Познакомь!" — попросил я. И вот уже через час-два у меня зазвонил телефон. "Я Орестис, вы хотели со мной познакомиться?" — спросил мягкий приятный голос.
Тем же вечером мы сидели в одном из ереванских кафе. Говорили обо всем: о музыке, о Ереване, о музыкальных вкусах в Греции, о молодежи тут и там. о современных направлениях в музыкальном искусстве. Я получил наконец-то возможность задать те вопросы, которые готовил 5-6 лет тому назад.
Оказалось, что трио создали наши соотечественники, уехавшие в 1995 году в Грецию. Выпускница ереванской консерватории Кора Микаелян, ее супруг, технарь по образованию. но страстный любитель музыки и ученик самого Роберта Еолчяна (старейшего армянского барабанщика), перкуссионист Орестис Мустидис и их друг Тигран Саркисян, исполнитель на народных духовых инструментах. За несколько лет коллектив записал и выпустил три диска, которые были на "ура" восприняты греческой музыкальной общественностью.
Армен Манукян: А почему вы создали именно такой коллектив?
Орестис Мустидис: Я начинал играть на барабанах еще в юности. Играл джаз вместе с Ваагном Айрапетяном. Довольно долго и довольно успешно. Потом, после перестройки, когда появилась такая возможность, вместе с женой уехал на свою историческую родину. И вот там почувствовал, что значит настоящая родина. Я скучал по Еревану, по друзьям, по музыке, которую слышал с детства. То же, естественно, испытывала и Кора. Вот тогда-то и возникла идея создать такой необычный состав, играющий не любимый нами джаз, и не чистый фолк, а что-то среднее между ними, а точнее — нечто, впитавшее особенности и того и другого. А в качестве материала для воплощения своей идеи мы выбрали мелодии Комитаса. Очень его люблю.
А не боялись, что в Греции альбом с армянской музыкой не "пойдет"?
Нет, потому что качественная музыка "идет" везде. А тем более основанная на армянском фольклоре. Ведь армянская музыка очень красива и понятна всем. Мне приходилось встречаться с людьми, музыкантами разных национальностей, и все они подтверждали это в один голос. Кстати, это касается и индийской музыки. Не случайно такой великий джазовый музыкант, как Джон Маклафлин, прочно "запал" именно на индийскую музыку.
Почему?
А потому, что это очень древняя культура, сохранившая свои национальные корни, истинные черты, не ассимилировавшаяся с течением времени, т.е. — настоящий продукт своего народа. А все настоящее всегда привлекает внимание, всегда ценно. По моим сведениям, такой популярностью в мире пользуется музыка именно только этих двух народов.
Сейчас очень многие музыканты, в том числе и западные, экспериментируют с восточной музыкой. Это что — дань моде?
Кому-то удается провести этот эксперимент удачно, качественно, и тогда появляется прекрасный музыкальный материал. Кто-то менее талантливый просто спекулирует на восточной экзотике. Таких, к сожалению, большинство. Видишь ли, это не просто. Сколько было попыток на армянской сцене работать с фольклором. И чем это заканчивалось? Просто брали мелодию, и перекладывали ее для современных инструментов. Так не делается. Нужно дать песне, мелодии новую современную жизнь, пропустив ее через себя, через свое современное понимание, но самое главное, не повредив при этом ее ткани, не задев ее души. Вот в чем главная трудность. Как мне кажется, нам это удалось. В качестве доказательства — огромные тиражи наших альбомов в Греции, где ценят хорошую музыку, особенно фольклорную, даже чужой страны. Хотя армян там хорошо знают и любят.
А с чем связан твой нынешний приезд?
После нашего успеха Libra Music в лице своего директора крепко полюбила армянскую музыку (не только в коммерческом плане). И вот командировала меня сюда за новыми музыкальными проектами. Я встретился со своими старыми друзьями, обсудил возможности, предложения, и в результате увожу с собой мастер- альбомы двух коллективов — Армена Петросяна и Александра Григоряна. Надеюсь, они понравятся греческой публике и в будущем я смогу вернуться за новой партией армянской музыки.
А что вообще популярно в Греции? Западная попса, рок или местный вариант рабис (армянский вариант "шансона", ресторанные, блатные шлягеры)?
Греция — нормальная большая европейская страна со всеми плюсами и минусами. Там есть любители и того, и другого, и третьего. Как и в Армении, большая часть населения слушает попсу и рабис, меньшая — классику, джаз и серьезный рок. Ничего оригинального в этом плане сообщить не могу.
Я слышал, что ты в последнее время делаешь своими руками экзотические ударные инструменты...
Да, действительно. Не без гордости скажу, что у меня, кажется, это хорошо получается. Достаточно сказать, что на моих инструментах играют многие ереванские перкуссионисты, специализирующиеся на восточной музыке, многие западные музыканты, и я даже сделал один инструмент для великого индийца Закира Хуссейна. И не только для него...
Что будет с трио Nor Dar? Стоит ли ждать продолжения?
"Живьем" — вряд ли. Просто хочу выпустить еще пару альбомов. У нас сохранились записи, которые по тем или иным причинам не были реализованы. Может быть, удастся сделать это сейчас. Но, боюсь, что Nor Dar — уже история.
Мы проговорили с Орестисом несколько часов. Я вспоминал все те вопросы, которые готовился задать ему несколько лет назад. Некоторые явно устарели и не имели уже никакого значения. Но они сами вылезали из недр памяти, и мне было интересно получить на них ответ, пусть и с опозданием. А еще у меня создалось впечатление, будто я знаю этого человека много- много лет. Может потому, что, во-первых, Орестис Мустидис — бывший ереванец и уже навсегда, наверное, сохранит особую ереванскую манеру говорить и вести себя по-дружески тепло. Во-вторых, ведь я и вправду знаю его давно — по его музыке. А музыканта лучше всего узнавать по его работам.
... Леонид Аускерн: Альбом "Percussion Magic" - первый в советском и российском джазе проект, где лидером выступает перкуссионист. Как Вам это удалось? С кем Вы записывались до этого и появлялись ли до этого записи Ваших собственных сочинений на ...
Леонид Аускерн: Насколько я понял, Latin Visit рождался нелегко. Расскажите немного об этом коллективе, о Ваших музыкантах, где Вы играете и играли? Что в Ваших планах – ближайших и на перспективу? Яков Солодкий: Биографы Чарли Паркера и Диззи ...
Начнем с начала, то есть с названия. Оно придумано не автором этих строк, так что дело тут попахивает плагиатом. Так назывался альбом, который давным-давно, на заре существования "Jazz-Квадрата" был прислан нам из Санкт-Петербурга и рецензия на ...
Перед праздниками в московском "Ле Клубе" выступал барабанщик Джефф "Тэйн" Уоттс. Это имя многое скажет любителям джаза конца 80-х -- начала 90-х. Уоттс -- редкий (особенно в наше время) пример джазового барабанщика, который не просто организовал ...
Именно так называют в шутку, а иногда и всерьез, Эдуарда Арутюняна в Ереване. Сегодня он играет практически на всех мыслимых и немыслимых перкуссионных инструментах, известных в мире – недаром ведь австрийский джазовый певец Майк Моссисян назвал его ...
Достаточно трудно назвать армянский джазовый или эстрадный коллектив, в котором бы не играл лучший на сегодняшний день барабанщик Армении Арман Джалалян. Началось все с детского ансамбля «Аревик», потом был Государственный джаз оркестр Армении, а ...
Музыканты часто говорят: "Музыка — это не ноты. Это люди". Действительно, ведь вся история музыки складывается из личностей, событий из их жизни и их произведений. Музыканты, достигшие мирового признания, вошедшие в ряд Мастеров с большой буквы, ...
В сентябре 2012 года знаменательное событие состоялось в испанском городе Валенсия. Президент Berklee College of Music Роджер Браун (Roger H. Brown) открывал отделение этого знаменитого во всем мире учебного заведения в Европе. Здесь было решено ...
Когда мне предложили познакомиться с американским барабанщиком Греггом Бендяном, я долго не мог вспомнить, где я слышал его имя. И лишь когда сказали, что он играл и записывался со знаменитым авангардистом и новатором джаза пианистом Сесилом ...
C Бароном я много раз встречался на фестивалях и в клубах, где у нас каждый раз была возможность обменяться любезностями и перекинуться парой слов. Поэтому предстоящее интервью с ним представлялось мне свободной беседой или взаимным обменом ...
Героев этого материала особо представлять не надо. И один, и другой однажды уверенно заявили о себе музыкальному миру, и с тех пор ни разу не сдали набранных позиций, постоянно развивая свои способности и расширяя горизонты собственных возможностей. ...
Владимир Тарасов родился 29 июня 1947 года в Архангельске. С 1968 года живет в Литве. Начав в 14 лет играть традиционный джаз в архангельском клубе моряков, он прошел за свои без малого 50 лет в музыке почти через все стили и жанры музыкального ...