Сергей Труханович - Люди слышат в моей музыке то, что им ближе
18.01.2013
Известность к этому музыканту пришла задолго до признания его лучшим гитаристом московского фестиваля «Поколение-94» и вручения престижной рок-короны в номинации «Музыкант года» на «Рок-ко- ронации-99».
Все дело в том, что еще в 1991 году Сергей Труханович стал лидер-гитаристом легендарной белорусской группы «Крама», которая у слушателей в нашей стране твердо ассоциируется с блюзом и ритм-энд-блюзом. Нельзя представить лучшие альбомы «Крамы» без фееричных пассажей Сергея. Именно в составе этой команды кристаллизировался стиль музыканта, его яркая, экспрессивная манера исполнения, нестандартное гитарное мышление, виртуозная, без оглядки на модных кумиров, техника...
Новая волна интереса к блюзовым и рок-композициям Сергея 'фухановича была вызвана выходом на CD этапного для музыканта альбома "Нараджэньне таямнщы" (2003). Кстати, релиз диска совпал еще с одним знаменательным событием в жизни музыканта - окончанием Белорусского государственного университета культуры по специальности «артист эстрады и преподаватель по классу гитары». Так что, Сергею Трухановичу удалось свершить мечту многих отечественных гитаристов - участвовать в концертной жизни в составе постоянного рок-коллектива, передавать свой опыт молодым музыкантам, при этом именоваться профессионалом в полном смысле этого слова...
Сегодня мы публикуем интервью с гитаристом Сергеем Трухановичем, который, несмотря на плотный концертный и студийный график, нашел время ответить на вопросы нашего корреспондента:
Сергей, начнем с воспоминаний: какая музыка стала тем творческим катализатором, который заставил тебя взять в руки гитару? Кто из белорусских музыкантов помогал тебе освоить азы гитарной техники?
Сергей Труханович: Первым мощным толчком и истоком моего интереса и увлечения гитарной музыкой стали выступления в Минске эстонских рок-коллективов - группы Magnetic band гуннара Грапса (жаль, ныне уже покойного) и Тынниса Мяги. Последний исполнитель, больше известный в Советском Союзе своими эстрадными шлягерами, на концертах исполнял хиты популярных тогда Scorpions, AC/DC. Потом мне посчастливилось побывать на концерте рок-группы Electron из ГДР, которая выступала в ДК МТЗ. Для меня, тогда 14-летнего парня, эти концерты стали открытием совершенно другой музыкальной культуры. С этого момента я просто влюбился в гитару. Когда повзрослел, то стал посещать концерты белорусских групп Bonda, «Сузор’е», в составе которых играли такие замечательные белорусские рок-гитаристы, как Иван Марков, Алексей Козловский...
Одно дело учиться «снимать» манеру или исполнительские приемы. Совсем иное - изучать инструмент в ВУЗе. Помогла ли тебе учеба в Белорусском государственном институте культуры стать настоящим профессионалом? Кто стал твоим наставником по классу гитары во время учебы?
Безусловно, я не жалею, что закончил это учебное заведение. Много чего интересного я узнал там не только о возможностях инструмента, гитарных стилях, но и о белорусской этно-куль- туре. Там у меня появилось много друзей среди студентов и преподавателей. Например, с преподавателем курса «Белорусский народный фольклор» БГУКа Анастасией Анатольевной Гулак мы даже начали совместно работать над новыми песнями. Она - талантливая поэтесса и очень искренний человек...
Ну а про моего преподавателя по классу гитары Владимира Петровича Угольника можно говорить только искренние слова благодарности. Владимир Петрович всегда мне помогал, когда я обращался к нему. Мы с ним поддерживаем дружеские отношения и по сей день.
Волей судьбы ты стал соло-гитаристом сразу двух коллективов, определяющих лицо целых направлений в белорусской рок-музыке - групп «Крама» и «Палац». Можешь ли ты сказать, что тебе ближе - блюз-рок «Крамы» или фолк-рок «Палаца»? Как воздействует на тебя, как на музыканта и композитора, работа в этих коллективах?
«Крама» - это мой начальный, стартовый проект, поэтому он ближе к сердцу. В «Палаце» также интересно, потому, что мы с музыкантами связали фолк-модерн с рок-гитарой. Когда мы играли концерты в Польше, Германии, Франции, народ реагировал на нашу музыку удивительно горячо: фолк с гитарными рок-аранжиров- ками для Европы - новинка!
Игра в «Краме» дает мне рок-н-рольный и блюзовый заряд, ведь рок-н-ролл и блюз - часть моей натуры. В том, что я стал таким музыкантом, большая заслуга лидера группы Игоря Ворошкевича. Он медленно, интеллигентно подводил меня к более глубокому пониманию СТИЛЯ: давал слушать записи классических исполнителей, приглашал поиграть блюзовые и ритм-энд-блюзовые стандарты. Тогда я и сам начал тянуться к исполнению таких композиций.
Блюзовый стиль мне нравится, и я его придерживаюсь в контексте группы «Крама», правда, с более роковым акцентом. Я считаю себя более роковым гитаристом и выступаю со своими инструментальными композициями на фестивалях, например на «Грифомании»...
Что касается группы «Палац», то в ней я исполняю совсем другую музыку. Я считаю, что сотрудничество с фолк-роковой командой меня насыщает новыми идеями. Работа в этой группе меня постоянно вдохновляет на создание новых мелодий, близких к белорусскому фольклору, заставляет вникать в структуру мелодики белорусских народных песен.
Каких композиционных принципов ты придерживаешься, когда создаешь собственные гитарные пьесы? Аранжируешь ли ты их максимально сложными, насыщенными техническими приемами или простыми, не напрягающими слушателей?
Звуковая насыщенность композиции обязательно должна присутствовать. Сложной пьеса может быть в зависимости от композиционной задумки, а можно сделать ее легкой по аранжировке, но серьезной по исполнительским приемам игры на гитаре.
Но импровизация в этих композициях должна быть. Например, у меня ее где- то пятьдесят на пятьдесят. Основные темы я стараюсь подготовить заранее, а после во время записи импровизирую, чтобы композиции имели законченный вид. Ведь когда нажимаешь кнопку «запись», музыкальные идеи приходят в голову мгновенно, иногда даже не согласуясь с основной темой. Хотя импровизировать получается по-разному. Иногда интересно, свежо. Иногда - банально, вплоть до того, что приходится переписывать целые музыкальные куски.
Разные люди слышат в моей музыке то, что им ближе - блюз, ритм-энд-блюз, рок-н-ролл или джаз. Но такова природа инструментальной музыки.
Из сообщений прессы известно, что ты занимаешься написанием своей собственной гитарной школы. Когда закончится работа над ней? Кому будет адресована школа - исполнителю блюза или джазовому гитаристу?
Эта книга будет адресована больше музыкантам среднего уровня владения гитарой, тем, кто уже играет, но имеет проблемы по технике исполнения правой или левой руки, ритма, звука и так далее. Если все получится, то закончу книгу в этом году. Все в книге, естественно, будет иметь непосредственную связь с моим стилем игры, как сольным, так и в составе групп «Крама» и «Палац».
Какими инструменты ты предпочитаешь и почему? С какими мастерами сотрудничаешь, когда у тебя возникает потребность в тюнинге инструмента?
У меня четыре гитары, но основная та, которую мне на заказ изготовил известный минский мастер и мой друг Дмитрий Позныш - Sam Grey. Этот инструмент очень удобен для музыканта, имеет большие исполнительские возможности и поэтому очень популярен среди гитаристов.
Также я отдаю предпочтение ламповым аппаратам. У меня сейчас Marshall JTM- 30, а еще аналоговые приставки drive, tremolo, delay, wah-wah.
У тебя записаны и изданы два и нструментальных альбома "Кропка невяр- таньня" i "Нараджэньне таямнщы". Появляются ли у тебя новые композиции, и когда можно ожидать новый альбом Сергея Трухановича?
Работа над альбомом уже идет полным ходом. Музыкального материала, который отобран на диск, набралось уже где-то около семидесяти процентов. Ждите новый альбом, он обязательно скоро появится на прилавках музыкальных магазинов!
Сергей, когда ты исполняешь композиции на фестивалях или на концертах, кто из музыкантов помогает тебе? Возможно, у тебя созрели планы создания собственного инструментального коллектива?
Да, в моих проектах участвует много замечательных исполнителей - это и музыканты джаз-рок-группы Apple Tea, «Крамы» и других команд. Смысл создания собственного коллектива для меня пока не определился, и поэтому мне легче работать с разными музыкантами, которых я специального приглашаю выступить или записаться со мной.
Чтобы ты пожелал молодым гитаристам, которые ищут себя в инструментальной гитарной музыке?
Помнить о том, что существует еще и рок-культура. Не менее интересное для гитариста направление, чем блюз или джаз-рок. А самое главное, много работать над собой, не взирая на трудности, которые всегда будут у любого молодого исполнителя!
На обложке альбома Джона Скофилда (John Scofield) под названием Uberjam, датированным 2002 годом, изображена специфическая особа: обнаженная фигура Будды с лицом Скофилда, играющего на гитаре. Подобно тому, первая пьеса в этом альбоме начинается ...
Игорь Бойко: Расскажите о Вашей последней книге "Аранжировка для гитары". Владимир Молотков: Предлагаемая вниманию гитаристов работа посвящена наименее изученному вопросу – технике гитарной аранжировки. В ней рассмотрены разнообразные возможности ...
Имя Владимира Молоткова хорошо известно музыкантам всего постсоветского пространства, особенно гитаристам поколения 70-х и 80-х годов, которое занималось по его учебным пособиям, связанных с джазовой импровизацией и гармонией. И хотя прошло уже ...
В Берлине прошла Неделя крымско-татарской культуры, программу которой украсили выступления гитариста и композитора Энвера Измайлова. Он из тех творцов, которые категорически не воспринимают оседлый образ жизни в искусстве. Измайлов неустанно ведет ...
Не многие отечественные джазмены, благополучно эмигрировавшие на Запад, получают там признание как музыканты. И в каждом конкретном случае на то имеются свои причины. Еще реже спустя годы они приезжают в бывший СССР для налаживания творческих ...
С хэдлайнерами Третьего ереванского международного джаз-фестиваля, прошедшего в столице Армении 16- 17 июля 2006 г., фанк-группой А1 МасКау All Stars Band встретиться было трудно. Организаторы фестиваля почему-то пытались оградить музыкантов ...
Только два дня и только в Москве — таковы были жеcткие рамки пребывания в России знаменитого гитариста- виртуоза Боба Брозмана. Со стороны отечественной аудитории знакомство с музыкантом-антропологом, как он сам себя иногда называет, состоялось на ...
Мой коллега Е.Долгих, рецензируя один из дисков Хантера (см. № 4/98), вроде бы весьма точно определил основное поле деятельности этого музыканта: фанк, джаз-рок и эсид-джаз. Но каждый новый проект Хантера все равно отличается от предыдущих. Вот и ...
Несмотря на то, что зачастую в шоу-бизнесе объявление "прощального турне" не более чем рекламная уловка, заявление легендарного британского блюзмена Криса Ри о завершении концертной деятельности с самого начала не вызывало никаких сомнений в ...
Ларри Корьелл (Larry Coryell; род. 2 апреля 1943, Галвестон, Техас) - американский джаз-фьюжн гитарист. Ларри - один из величайших мастеров гитары, признанных в мире. За 40 лет он записал более 75 альбомов как лидер группы, солист и аккомпаниатор. ...
Имя бельгийского гитариста и композитора Мишеля Дельвиля уже неоднократно встречалось в наших обзорах дисков. При этом его имя фигурировало в работах разных ансамблей - Machine Mass Trio, doubt, а совсем недавно - The Wrong Object. Но данными ...
Майк Стерн появился на большой джазовой сцене в начале 80-х, когда попал в поле зрения массовой аудитории и критики в составе группы вернувшегося на сцену после семилетнего перерыва великого трубача Майлса Дэвиса. Впоследствии он работал в ...