Четвертый детский фестиваль Jazz Атлант М - Добрые "дядьки" из Киева
03.01.2013
Первые три декабрьских дня прошлого 2006 года были отмечены в Киеве событием внешне незаметным и даже негромким, хотя и было оно самым непосредственным образом связано с музыкой. И пока по улицам совсем не зимнего еще города шествовала колонна Дедов Морозов, жалуясь на то, что накануне праздника их оставляют без работы, в традиционном месте сбора — арт-клубе 44, что на Крещатике, суетились не по возрасту серьезные музыканты. Четвертый детский фестиваль Jazz Атлант М начинал работу.
Несмотря на явную тесноту клуба, который с каждым годом принимает все большее количество участников, организаторы фестиваля решили не ломать традицию. Да, пусть и тесновато, во время выступлений участников фестиваля пройти между сценой и стойкой бара практически невозможно, отчего фотографы заранее занимали места просто на той самой стойке, но все это компенсировала непередаваемая атмосфера, конечно же, буквально самого тесного общения организаторов и участников. Одним из атрибутов этой самой атмосферы были оранжевого, на сей раз, цвета маечки с эмблемой фестиваля и надписями на спинах «Добрая тетя» или «Добрый дядя».
Четвертый по счету фестиваль был отмечен расширением географии участников: к уже привычным представителям Украины, России и Беларуси добавилась юная Эмиле Ганусаусалкайте, как оказалось, родственница известного не только в Литве пианиста Артураса Анускаускаса. Кстати, пела она именно выучено, а не заученно, вполне взрослый репертуар, но при этом ни на секунду не давала повода усомниться в естественности исполнения. Именно в естественности, органичности, а вовсе не в слепом копировании и, тем более, - каком-то кривлянии, что столь часто можно наблюдать на всевозможных детских песенных конкурсах вплоть до «Евровидения».
Впрочем, эти же слова о естественносги жизни начинающих исполнителей джаза в музыке можно говорить и в отношении практически всех участников этого фестиваля. Второй раз я приезжаю на этот фестиваль, и ни разу у меня не появлялось сомнения в том, что организаторы фестиваля - люди прежде всего предельно искренние и лишенные даже намека на какие-то меркантильные моменты типа стремления во что бы то ни стало «сделать" из юного музыканта звезду. Нет, понятно, ну кто же из педагогов не желает видеть своего воспитанника известным и даже знаменитым. Но если на уже упомянутых конкурсах во главе угла стоит занятое место, размер приза и прочие меркантильные, хотя и вполне понятные приятные штучки, то здесь, в Киеве, на первом месте все же находится умение исполнять живую музыку. То есть, в принципе и там, и там подход к процессу одинаков, но если юных (условно!) "попсовиков" натаскивают. то юных джазмэнов учат. И кроме всего прочего, киевский фестиваль не называет лучших, не вносит в атмосферу фестиваля абсолютно не нужный детям элемент соперничества, стремления добыть победу любой ценой. Здесь все равны изначально, все лучшие, здесь не может быть победителей уже хотя бы потому, что в итоге победители - все без исключения участники фестиваля.
В этом смысле очень показательно участие в фестивале постоянного стэйдж- бэнда, который состоит из уже давно сложившихся музыкантов под руководством пианистки Натальи Лебедевой. В сравнении с прошлым годом бэнд был усилен ведущим в недавнем прошлом трубачом Беларуси Валерием Щерицей. И нужно было видеть, как во время репетиций эти опытные музыканты совершенно на равных разбирали подготовленные к фестивалю композиции, как они общались, совершенно не обращая внимания на порой очень существенную разницу в возрасте. Это, кстати, все о том же: о выучке. Именно в результате такового вот общения юные музыканты и набираются настоящего исполнительского опыта, получают азы работы в команде, что для джазовых музыкантов столь важно и необходимо. Не соперничество, а сотрудничество! В этом - едва ли не главный воспитательный момент фестиваля. Да и предельная доброжелательность ведущего концерты Алексея Когана, иных по-настоящему добрых дядь и теть, очень помогали детям настроиться на выступление.
Наблюдая второй год подряд джазовые «тылы» ближайших соседей, приходишь в целом к не совсем приятным для нас, белорусов, выводам. Возьмем, скажем, Украину. Здесь уже давно обозначились признанные центры воспитания молодых музыкантов джаза. Одесса, Херсон, Киев, Кривой Рог, наконец. Замечу, что саксофонист минской группы Apple Tea Игорь Лютый - воспитанник как раз криворожской школы, откуда его бывший педагог Олег Грузин привез в Киев тех, кто будет через каких- то десяток-полтора десятка лет "делать" авторитет, по всей вероятности, не только украинского джаза.
Или Россия. Ростовская школа знаменита давно. На сей раз Ростов-на-Дону показал пианистку Лию Григорян с весьма непростой для ее возраста программой. Она же выступила в дуэте с вокалисткой Алиной Ен- гибарян. И хоть на сей раз Ростов был представлен по числу участников достаточно скромно, нет причин сомневаться в том, что сколько будет жить этот фестиваль, столько его участниками будут юные музыканты из Ростова.
А что Беларусь? Не сомневаюсь, что у нас нет подобных Кривому Рогу или же Ростову школ. Ну разве что Центр детского творчества в Солигорске, чей вполне приличный биг-бэнд хорошо показался в прошлом году на фестивале в Пружанах, А ведь была возможность у педагогов этого центра показать своих воспитанников и в Киеве. Почему этой возможностью не воспользовались, остается только догадываться. И в результате на сей раз из Беларуси в Киев поехал 15-летний саксофонист Тимофей Коротеев, сын известного педагога Александра Коротеева, который подробно фиксировал на видео все выступления. Отыграл Тимофей программу, честно говоря, не по возрасту уверенно. Но вот кто будет представлять Беларусь в Киеве в этом году, предсказать не берусь. Похоже, страну в первую очередь интересует как раз место на конкурсе песни, а не воспитание музыкантов, которые в будущем будут помогать этим самым конкурсантам записывать фонограммы. Впрочем, есть уже проторенный путь: приглашать исполнителей на духовых из того же Ростова. Или Кривого Рога. Вот и остается надеяться разве что на редких энтузиастов, которые вопреки всему продолжают растить музыкантов, способных играть, а не занимать места. А Александр Коротеев будет показывать коллегам по цеху, как, кто и что делает за пределами Беларуси...
Одним из самых запоминающихся моментов последнего фестиваля было выступление двух юных трубачей из Херсона - Николая Ревы и Романа Куприянова. Да, особенности детского организма не всегда позволяли им уверенно "выдувать" положенное, но нужно было видеть, с какой одержимостью, с каким чувством места и времени работали эти музыканты, Именно работали! И можно было понять Валерия Щерицу, который попросил юных коллег сфотографироваться с ним. Уж кто-кто, а Валерий Петрович, как прожженный профессионал, понимал, что ему удалось услышать! Вполне возможно, останься он в Минске да получи выгодное в том числе и в материальном плане предложение, уже через пару-тройку лет он сам с гордостью показывал бы в Киеве собственных учеников. Да вот, видимо, у нас принято брать со стороны уже готовых музыкантов, чем воспитывать своих. А |ведь нужно понимать, что можно дешевле решить проблемы да без всяких этих педагогических хлопот...
Что еще следует отметить ш фестивале, так это тщательный подбор гостей, тех музыкантов с именем или же просто с необычной, оригннальной музыкой, которые дают юным исполнителям что-то вроде мастер-классов. На сей раз это были *Гурт «Йо-ГУРТ", Аня Коханчик и Руслан Егоров, а также Аркадий Шилклопер. *Гурт «Йо-ГУРТ» — это молодой украинский коллектив, который исполняет в основном инструментальную музыку, густо замешанную на фольклоре, прежде всего ирландском. Аранжировки, исполнение - все вкусно, стильно, с очень положительной энергетикой. А если учесть тот факт, что возраст участников и гостей фестиваля не сильно отличался, становилось понятным, что участники этого «гурта» представали не как учителя, а опять же скорее как коллеги по сцене. Выступление Ани. Коханчик и Руслана Егорова, каюсь - пропустил, а вот не послушать да не посмотреть Аркадия Шилклопера было невозможно. Аркадий демонстрировал прежде всего эдакий «техногенный» подход к созданию музыки и исполнению, пропуская звучание валторны через всякие мудреные приспособления, преобразователи звука, во время наладки этой аппаратуры подробно отвечая на вопросы заинтересованных. А затем теоретическую часть он подтвердил на практике, завершив свое выступление несколькими номерами, которые исполнил на громадном альпийском роге. Опять же, используя, в том числе, и технологии.
Нужно ли говорить, что доброжелательность музыканта, его открытость и отсутствие какого-либо высокомерия, столь характерного для тех, кто считает себя звездами песенной эстрады, настраивали молодых участников фестиваля опять же на сотворчество. Нет, я не возьмусь утверждать, что буквально все участники фестиваля достигли уже полного понимания важности подобного рода общения с опытными мастерами, его несомненной пользы для собственного будущего. Но то, что с детьми здесь никто не сюсюкает, не умиляется их таланту все же, думаю, помогает прежде всего самим детям осознать всю важность происходящего, настраивая их скорее не на праздник, а все же на продолжение учебы. А в такой атмосфере дети быстро 'взрослеют. Не физически —духовно.
На фестивале Jazz Атлант М тихо, ненавязчиво прививается очень невредная привычка учиться без превращения этого процесса в нечто унылое и неотвратимое. Здесь учат детей ощутить себя личностью и творцом, когда очень многое зависит от того, что ты сам себе пожелаешь.
И что самое суцественное, в Киев-то никого никакой дядька приезжать не принуждает. А розги из бузины всегда можно отведать на дому...
В рамках "Программы поддержки музыкального движения в Украине" Международный автомобильный холдинг "Атлант-М" в конце прошлого 2005 года громко и уверенно хлопнул дверцей, проведя в Киеве III международный фестиваль детского джаза. Честно ...
Согласитесь, что пятилетний юбилей для фестиваля — это вполне достаточно для того, чтобы можно было говорить о постоянстве, каких-то уже выработанных традициях, отлаженности механизма организации и всем таком прочем. Речь идет о пятом, юбилейном ...
Amicus Plato sed magis arnica veritas". Этой древней истиной я собиралась поначалу руководствоваться в написании репортажа с V-ro Международного джазового фестиваля "Jazz Карнавал в 0дессе-2005", но потом вспомнилось еще одно мудрое изречение: "Я — ...
Ну, вот свершилось: самый амбициозный и продолжительный литовский международный джазовый фестиваль Kaunas Jazz 2005 перешагнул свой 15-летний рубеж. С 21 апреля по 1 мая 2005 года под его флагами прошли 27 концертов на сценах Вильнюса и Каунаса. ...
В России прошел фестиваль французского джаза в знаковый - третий - раз. Что там за Рубиконом - теперь очевидно. Возможно, он не стал самым масштабным и феерическим, но «своего слушателя» организаторы уже прочно прикормили изысканностью ...
28-29 апреля 2006 года в минском Театре молодежной эстрады прошли финальные концерты фестиваля-конкурса NAVARA Underground. Название — не случайное. NAVARA Trade — так называется фирма, которая совместно с компанией "Белинтермузыка" (обе торгуют ...
Вот так практически не известные на родине музыканты выезжают за границу и берут первое место на международном конкурсе. Однако когда такое случается один раз, поводов делать какие-либо заключения немного. Если же это становится нормой, наступает ...
Более 1200 мастеров джаза выступили 8,9 и 10 июля в Гааге на Джазовом фестивале Северного моря — самом большом в мире джазовом фестивале в закрытом помещении. 15 залов, в которых одновременно проходили концерты, едва вмещали приехавших в Гаагу со ...
З наменитой композицией What А Wonderful World, которую исполнили все вокалистки финала, завершился 4-й, уже ставший традиционным конкурс молодых джазовых исполнителей стран Балтии - Sony] Jazz Stage 2007. Центр современной музыки, руководимый ...
Джаз в Большом Городе 6 дней в ноябре 2005 года в Вильнюсе проходил Международный джазовый фестиваль Vilnius City Jazz, венчая собой джазовый фестивальный год в Литве. "Финал" оказался очень ярким, насыщенным, полистилистическим. Равно как и в ...
С б по 9 сентября в Литве в 18-й раз проходил Международный джазовый фестиваль Vilnius Jazz 2005. Немного подражая большим коммерциализированным джазовым форумам, фестиваль также обзавелся в меру пафосной "Церемонией открытия": масштабный ...
Как обычно, в середине октября — с 12 по 15 октября 2006 года — в литовской столице, городе Вильнюсе, прошел 19-й фестиваль нового джаза и импровизационной музыки Vilnius Jazz 2006. И, как обычно, его программа пестрела массой музыкальных ...