Творчество этой незаурядной команды вызывает легкий трепет у людей, хоть раз слышавших группу "Нагуаль". Обычные термины для описания музыки коллектива явно не способны передать гамму чувств, возникающих в гопове у критика; это что-то весьма далекое от тех нейтральных эмоций, вызываемых 'просто хорошей музыкой*. Перфекционизм... Наверное, это наиболее точное определение нх творчества. Между тем его нельзя назвать синтезом различных видoв искусства (хотя, безусловно. элементы шаманского перформанса, вгоняющего тебя в транс, присутствуют), деконструкцией всего и вся и объединением этого в разнородную бесформенную массу. Музыканты уверенно перешагнули через постмодернизм и делают весьма интересные вещи в контексте пост-постмодернизма. Павел Кудрявцев: Что заставило вас начать писать музыку? Что послужило импульсом?
Леонид Павленок (Л): Импульсом было окончание 11-го класса. Я подумал: наконец-то наступила свобода. Ухожу из дома и начинаю делать рок-н-ролл. Как ушел из дома, так до сих пор не могу никак вернуться. Но я все время звоню маме, присылаю eй записи, открытки с гастрольных туров. Навещаю только лишь во сне, но это очень хорошая практика, ведь сон — настоящая реальность. Можно запросто во сне передвигаться. В общем-то, мы и музыку такую делаем — на ощупь очень плотную.
Если сон — реальность, то бодрствование — это что?
Л: Я вообще кайфовать хочу. Я устал напрягаться и думать. сочинять концепции. Я хочу балдеть. и играть, приносить людям здоровые образы. Я сравниваю музыку с врачевательством. Для меня очень важная профессия на этой земле — врач. Чтобы человек жил подольше и кайфовал. Вот и музыку такую хочется делать. И мы ее делаем.
Вы слушаете свои композиции? Если да. то как часто?
Алексей Кулыпин (Ал): Мы часто их сводим, поэтому, естественно, слушаем и очень внимательно. Я иногда слушаю в наушниках, когда мы едем куда-нибудь.
Чтобы знать, как жить дальше?
Ал: Мне просто интересно.
Музыка - это уход от реальности или ее отражение?
Л: Соединение с реальностью и_ даже не отражение, а развитие этой реальности, дальнейшая обработка..
Ал: А для меня — часть реальнюсти.
Насколько ваше творчество востребовано в коммерческом плане?
Л: Сейчас посмотрим. Вот выпустим альбом и посмотрим (беседа проходила накануне выпуска альбома *У Земли под юбкой’ — примечание автора).
Ал: Смотря с чем сравнивать. Если сравнивать с Алсу, то у нас очень плохо с финансами. А если сравнивать рядом московских групп, то — обычно. В Беларуси мы не очень востребованы коммерчески.
В чем причины этого, на ваш взгляд?
Ал: У нас востребовано всего несколько групп, не считая кабачных (я не отношу их к музыкальным коллективам, ведь это — не искусство). А все остальные группы получают, там, 10 долларов на нос.
Л: Не считая Крамбамбули и Ляписа Трубецкого.
Ал: Да, но это уже в хорошем смысле слова поп-музыка. У них совершенно другие расклады, и они очень редко делают концерты. Говорить о какой-то материальной отдаче в городе Минске пока нельзя.
Л: У нас музыка авторская. Вот как авторское кино. Хотя она (музыка) и плана широкого. потому что там используется много корневых элементов, жизненно необходимых для человеческого организма — фольклора. Но этот фольклор мы придумываем сами, обрабатываем. и он у нас получается. как мы его чувствуем, как мы его понимаем То есть, не перепеваем песни уже созданные.
Ал: Если говорить о концепции. то народная музыка — это музыка, которую делает народ. Чем мы не народ? Мы делаем народную музыку, потому что мы часть народа. Это, конечно, смешно прозвучит для фольклористов. но тем не менее.
Л:Дело в том, что, создавая такую музыку, я как-то очень глубоко осознал, почему мы называем свое творчество частью фольклора. Фольклор — это не только музыка, это вообще жизнь. И осознание музыкально этой жизни, брожения идей. Если прикоснешься к каким-то таинствам: что такое жизнь, как мы живем, как мы двигаемся, как мм думаем, как мы едим, как мы любим - получается именно та корневая музыка народа большюго. Неважно откуда - народа земли.
У вас очень много своеобразных вокальных партнй. Откуда появились эти странные созвучия, и с какой целью?
Л: Я придумываю. А кто мне их в голову запускает, это уже вопрос необъяснимый. Это то, что касается моего голоса. И то, что поет Марина, иногда я ей предлагаю. (В комнату заходит Иван Жук — примечание автора). Вот это наш герой сегодняшний, который постоянно играет в любом состоянии. И сейчас играет. Он хочет создать музыкальную коммуну, под названием ПСИХО-ФОЛК, Анака (Анна Шапошникова - примечание автора) очень часто придумывает свои партии. Но на самом деле не важно, что мы поем, главное, какая у нас 6асовая партия.
Анна Шапошникова (А): Очень часто зависит от того, кто импульс для песни даст. Леня придет с песней - у него уже и вокальный набор. и своя партия. И мы поверх его вокала что-то свое накладываем. Это может вылиться во что-то новое, а может и сохраниться в нетронутом виде. Марина часто предлагает свою партию поверх. и песня изменяется.. У тебя был вопрос по поводу того, слушаем ли мы свои композиции? То, что слушаем — они уже измененные, хотя песни те же самые, но все звучит по-другому.
Л: Так как язык у нас в основном импровизационный, скажем так — сплошной неологизм, то достаточно глупо говорить о создании какой-то партии. Но! С помощью такого языка достигается свобода мышления. постоянная передача каких-то новых ощущений. Удачно подобранные звуки способствуют удачному проникновению, потому что вся музыка есть таинство.
А: Например, песня "Джябо Кя" очень нравится людям. А она Лене вообще приснилась. Единственное, что чередование слов... мы меняем иногда местами.
Л: Эта вещь нам непонятна до сих пор. Мы постоянно путаемся в ней. в повторении звуков.
Вы стараетесь решать трудности. возникающие в жизни, или пытаетесь уйти от них?
Л: Прямо какой-то психологический тест.
Иван Жук (И): Я приехал к ребятам из далекой северной страны, чтобы решить трудности, возникшие в жизни. Мне кажется, это моя функция в колпекгиве — решить здесь трудности. Психо-фолог Иван Жук. Кстати, я хотел сказать о вашем журнале. Я сам выпускник Петербургской Академии Культуры и помню, что когда заходил в киоск, где продавались журналы, то всегда с волнением покупал новый номер "Джаз-Квадрата". Это было единственное в Питере джазовое издание. И,честню говоря, не мечтал о том. что буду присутствовать при интервью "Джаз-Квадрату".
На каких фестивалях вы выступали, и чем они вам запомнились?
И: Могу скхзать о фестивале Пустые Холмы, где я выступал в составе другой группы. "Нагауль" там тоже был. Это был фестиваль 1юд Москвой, организованный нашими друзьями — Денисом Харлеем и коммуной имени Баумана - студенческим молодежным объединением в Москве, которое занимается инсталляциями, перфор- мансами и организацией фестивалей в частнюсти. Фестиваль проходил на открытом воздухе. Он был бссплат- ным для слушателей, кроме затрат на автобус. Ребята своими силами пьггались построить сцену, достать аппа- рат, какие-то фонарики развесить... В общем, это было настоящее счастье.
Л: Для людей природных.
А: Еще нам запомнились фестивали этого лета Один назывался Фиесто Бореалис. Проходил недалеко от границы, было легко добраться. По стилистике он был роково-джазовый, оказались мы там случайно, но очень удачно. Благодаря этому фестивалю мы записали альбом. Еще было очень много фестивалей, мы и в Ростове-на-Дону играли, здесь, в Минске, на Свежем Ветре, Синем Перце и Неформате. Специализированном фольк-фесте Таукачыки. Также мы участвовали в фестивале в городе Плоньске под Варшавой, он назывался Сближение — сближение культур. Мультимедийный был фестиваль.
Система ценностей, которая вам наиболее близка?
И: Я - буддист.
Ал: Православный атеист.
Вы выбираете мультикультуральность?
Л: Мы выбираем человечное в человеке.
А как относитесь к монокультуре. когда присутствует доминация одной культуры над другими?
Л: Это, мне кажется, немножко нездоровое состояние.
И: Я считаю, что это явление вчерашнего дня, потому что в России можно было жить в эпоху православной культуры в ХIХ веке. Одна культура неизбежно имеет границы, а границы - на них всегда происходит война или стояние с автоматами. А этого очень не хочется. Сейчас все сближается, но, с другой стороны, в этом есть и минус, потому что культура и религия - это путь. И трудно идти по нескольким путям сразу, потому что можно никуда не уйти от точки, в которой находишься.
Л: На мой взгляд, где-то сближение культур и интересов происходит, но время постмодернизма закончилось. Где-то закончилось, а где-то еще в полном разгаре. Там. где закончился постмодернизм. наступит время чего-то очень чистого и изначального, захочется людям освежить в памяти что-то давно ушедшее. Но не в какой-то эклектике, а в форме минимализма.
А: В наше время проявление монокультуры или этноцентризма просто странно. Оглядываясь на прошлое, на всю историю -сколько было крахов, сколько разочарований и непониманий людьми, что теории, которые придумывались, не являются правдой и не имеют почвы под собой. И все равно это рождается вновь, появляются новые теории. или появляется новая oсь, вокруг которой эту монокультуру можно построить. Но так как оси все время меняются, то возникает нопрос- для чего все это нужно?
Как система ценностей...
Ал: Как система ценностей ось существует, безусловно. просто не такая "упартая*. Мы все живем в культуре, в которой существуем, мы не африканцы. мы — белорусы. Без фанатизма. Мы принимаем те общечеловеческие ценности. которые живут у нас в сердце и вокруг. На наш взгляд, сейчас не существует четких границ между культурами. Они просто стираются.
Л: У нас творчество называется "внетерриториалыная коммуникация".
А: Человек, знающий традиции, имеющий тсоретическое знание своей культуры, других культур, чуткий ко всем проявлениям музыки, способный импровизировать — создавать музыку здесь и сейчас.
Проект Big Val, Svet & А1 представляет собой сотрудничество сравнительно молодого, но уже весьма преуспевшего белорусского дуэта поющего гармошечника и гитариста (Svet & А1) и солирующего исполнителя кантри-блюзов Валерия "Big Val'a" Прохожего. ...
На завершившемся в Юрмале музыкальном фестивале Summertime звучал и джаз. Публика, заполнившая концертный зал «Дзинтари», впервые услышала легендарный Mingus Dynasty Band из США. Чарльз Мингус - выдающийся контрабасист, композитор, один из ...
В 1997 году немецкий музыкант и продюсер Pit Baumgartner и его группа DE-PHAZZ дебютировали на молодом тогда лейбле Mole Listening Pearls альбомом Detunized Gravity, получившим великолепную прессу в самых модных и продвинутых изданиях. Мне же было ...
Может быть в Москве "Маримба плюс" - и достаточно известный коллектив. Тем более, что ему уже 5 лет, и второй диск вышел в феврале этого года. Но я с этим секстетом познакомилась лишь на 1 -м Московском джазовом фестивале "ВСЕ ЗВЕЗДЫ ДЖАЗА" Анатолия ...
музыкальный стиль: авангард, кроссовер, фанк, фьюжн
Клавишник John Medeski, басист Billy Martin и барабанщик Chris Wood известны как авангардно-джазовое трио MEDESKI, MARTIN & WOOD. С начала девяностых группа исколесила с концертами всю Америку, выпустила с десяток альбомов и сменила несколько ...
Когда в 2000 году на сцене Молодежного театра эстрады в рамках фолк-фестиваля «Таукачыю» состоялось дебютное выступление нового музыкального проекта "Акруга вольнага мастацтва" из Могилева, слушатели и критики заговорили о перспективном ...
Pervy Perkin – испанская группа, исполняющая прог-рок. Ее дебютный альбом Ink вышел в марте 2014 года. Эта работа способна удивить многих искушенных любителей музыки. Ink – это двойной альбом с шестнадцатью композициями и общей ...
Фанк в Москве прижился. Коллективы — разные, возраст, состав, репертуар — тоже. Но огромное количество народа на вопрос: "А вы знаете Sunlight?" отвечает: "Да, конечно! Мы очень любим эту группу!". Для меня парадоксально то, что ребята играют ...
Сравнительно недавно, в 2006 году, в галактике, именуемой "российский джаз", появилась новая звезда под названием Venger Collective. Находится она достаточно далеко от центра галактики (сиречь – мэйнстрима) и занимает пограничное положение между ...
II Международный байк-фестиваль «Мозырь 2007», на мой взгляд, удался не очень. Количество зарегистрированных мотоциклистов явно не соответствовало названию мероприятия, зрителей было совсем немного (хотя неформальная молодежь нашей страны ...
Группа Shono была образована в 2014 году музыкантом-мультиинструменталистом, Александром Архинчеевым. Александр профессионально исполняет бурятские сказания и эпосы-улигеры, владеет горловым пением, мастерски играет на бурятских и монгольских ...