Карьеру Эсбьорна Свенссона, лидера шведского джазового трио e.s.t. бесспорно можно отнести к разряду "блистательных" и "стремительных". Такое впечатление, что кто-то на небесах однажды занес над ним "рог изобилия", и вот уже десять лет не перестает сыпать на голову Эсбьорна награды, вдохновение, успех, признание и прочие радости. Стоит ему записать с трио новый альбом - композиции попадают в первые строчки музыкальных чартов, становясь опасным конкурентом для поп- и рок-хитов. Стоит отправиться в тур, как в десятках стран мира самые большие концертные залы начинают трещаты по швам от количества публики на его концертах. Словно что-то большое, хранящее секрет непреходящего успеха и вдохновения, зашифровано в этих трех прописных буквах латинского алфавита: e.s.t....
Еще с середины 90-х годов молодые шведские пианист и барабанщик, Эсбьорн Свенссон (Esbjorn Svensson) и Магнус Осстрем (Magnus Ostrom) зарекомендовали себя, как талантливые сайдмены датской и шведской джазовых сцен. Но только с 1993 года, когда к ним присоединился басист Дан Берглунд(Dап Berglund), начался их путь к покорению европейской джазовой вершины. Именно в этом году на лэйбле Dragon появился альбом Esbjom Svenssoni Trio под названием When Everyone Has Gone — первый в их дискографии.
В 1995 трио запиcывает live-альбом Mr.& Mrs. Handkerchief (Prophone), который шесть лег спустя будет выпущен еще раз в интернациональной версии под титулом e.s.t. Live 95. Теперь они сотрудничают с одним из крупнейших поп-лэйблов Швеции Superstudio Gul/Diesel Music, на котором выпускают альбом Е.S.Т. Plays Monk, разошедшийся только в Швеции тиражом более 10.000 копий. Начинается полоса признаний: в 1995 и 1996 годах Свенссон был назван "Лучшим музыкантом года" в Швеции а в 1998 — 'Автором лучшей музыкальной композиции года". Выпущенный в 1997 году альбом Winter in Venice был удостоен самой престижной музыкальной награды страны - шведского Грэмми.
В 1999 году, после того, как трио перешло на германский лейбл ACT, состоялся релиз альбома From Gagarin’s Point of View. Затем последовали блестящие выступления на двух крупнейших джаз-фестивалях Европы JazzBaltica и Montreux jazz Festival. началась полоса международного признании трио. Уже год спустя дИск Good! Могning Susie Soho принес e.s.t. титул "Трио года* по версии авторитетного британского издания Jazzwise. В это же время американская компания Sony Columbia выпускает-альбом-компиляцию Somewhere Else Before, куда входят композиции с дисков From Gagarin’s Point of View и Good Morning Susie Soho.
В поддержку хтьбома 2002 года Strange Place For Snow трио совершает 9 месячный концертный тур по Европе. США и Японии. Альбом удостаивается просто невообразимого числа престижных наград, среди которых Германская джазовая премия. Премия германских критиков за "Лучший джазовый альбом года", европейская премия The Guinеss Jazz Award. ВВС Jazz Award, Choc dc I'annее французского журнала Jazzman, Victoire du jazz (французский Грэмми) и специальный приз МИДЕМ Relеvation of the Festival.
Осенью 2003 года трио записывает альбом Seven Days of Falling, который тут же попадает в поп чарты Германии. Франции и Швеции. Кроме Европы альбом издается в США. Японии и Южной Корее, а по итогам года получает (уже в третий раз!) шведский Грэмми как лучший джазовый альбом года. Спустя 12 месяцев после выхода альбома 100.000 человек в одной только Европе побывали на концертах трио. В конце 2004 года в Вене лидеру трио Эсбьорну Свенссону была вручена Европейская джазовая премия за 2004 год, присуждаемая по итогам голосования профессионалов музыкальной индустрии из более чем двадцати стран Европы.
24 января 2005 года состоялся релиз нового альбома Viaticum. Словом, давшим название альбому, в Древнем Риме обозначали пищу, которую путники брали с собой в дальнее путешествие. Трио Эсбьорна Свенссона взяло с собой в путь музыку, и с марта 2005 года будет находиться длительно в мировом турне в поддержку нового альбома: Европа. Япония. Корея. Китай. Австралия, США... Благодаря поддержке компании В.Н.Hopper Management и лично господина Вуркхарда Хоппера, нам удалось уговорить Эсбьориа Свенссона. сделав маленькую передышку в музыкальном турне, дать эксклюзивное интервью журналу Jazz-Квадрат.
Анастасия Костюкович: Эсбьорн, скажи, на какой музыке ты рос, бып окружен в детстве?
Эсбьорн Свенссон: Моя мама была классической пианисткой — играла Шопена, Листа, Баха, а отец любил слушать свою коллекцию джазовых записей, среди которых важное место занимали пластинки Дюка Эллингтона, Каунта Бэйси, Чарли Паркера. Так что, я с детства был окружен звуками классической музыки и джаза. Моим самым первым джазовым героем был Чарли Паркер. Его композиции, техника и манера игры, сам его подход к музыке несказанно вдохновляли и поражали меня, несмотря на то, что он саксофонист, а я пианист. А из пианистов наибольшее влияние на меня оказала персона Глена Гульда (Glen Gould).
Когда ты начал играть на фортепиано?
Mне было 11 лет. Я начинал играть, подбирая мелодии на слух, и только позже стал брать серьезные уроки классического фортепиано. Это дало мне большие познания в технике игры, что сегодня несказанно помогает исполнять джаз.
Хотя я до сих пор не ощущаю себя джазовым музыкантом в классическом понимании. Как только стал профессиональным музыкантом и до сих пор, я всегда в равной степени занимался джазом, рок- и поп-музыкой. У меня всегда были довольно широкие горизонты в музыке, и то, что мы делаем в составе e.s.t. сегодня, я думаю, говорит о том, что мы не возводим вокруг себя никаких барьеров и границ, и по-прежнему открыты любым музыкальным течениями и стилям. Я предпочел бы, чтобы мою музыку от»юсили к категории "мелодичной импровизационной музыки", а не джаза. Потому что я стараюсь в своей музыке удерживать баланс между композиционным и импровизационным материалом.
Почему именно фортепиано ты выбрал для себя?
Честно признаться, я стал пианистом, потому что дома у меня было именно фортепиано. Может быть, из меня мог бы получиться отличный барабанщик, если бы дома были барабаны. К тому же, мой друг Магнус (Магнус Естрем, барабанщик трио — А К.) уже играл на ударных, и чтобы играть вместе, мне надо было сотласиться остаться за фортепиано. Я помню тот день, когда Магнусу родители купили первую ударную установку. Oн в тот же день перетащил ее ко мне домой, и мы сыграли свой первый совместный домашний концерт.
С Магнусом мы знакомы с детства; он жил по соседству, мы росли вместе и вместе познавали музыку. Дан (Дан Берглунд, контрабасист трио — А.К.) присоединился к нам 11 лет назад. Когда мы встретились, он играл в другой команде. Однажды мы вместе пошли в сауну, посидели в джакузи, поболтали, и я предложил ему присоединиться к нам с Магнусом. Так появилось трио. Я думаю, секрет долголетия нашего сотрудничества в том, что мы не болтаем много о музыке— мы просто много играем вместе, проявляя при этом невероятную способность к общению без слов.
У тебя был шанс в жизни стать кем-то другим, не музыкантом? И если да, кем бы ты мог стать?
Астрономом! Это было моей самой большой детской мечтой! Но, с другой стороны, никогда такой вопрос "Кем быть?" передо мной не стоял, потому что как минимум с 14 лет я точно и наверняка знал, что хочу стать и cтану музыкантом.
Любопытно, что стать астроном в детстве мечтала еще одна известная джазовая пианистка — Дайяна Кролл! Скажи, это из-за увлечения космосом в названиях твоих композиций нет-нет, да появится что-то вроде Gagarin's point of view ("С точки зрения Гагарина")?
Конечно! Я и Магнус всегда были очень увлечены астрономией в детстве, и сейчас увлечены. Так что, Гагарин для нас, несомненно, культовая персона, вдохновляющий величиной своего поступка; как-никак, первый человек, побывавший в космосе. Так почему бы не назвать его именем хотя бы одно произведение, согласитесь?
Для вас названия композиций — это своего рода "игра в слова" или отдельный серьезный творческий процесс?
У нас в трио, как правило, дело происходит таким образом: я пишу мелодию, а Магнус придумывает для нее варианты названий. Потом на репетиции мы пробуем играть музыку, и параллельно обсуждаем варианты титула. Так что, скорее всего это некий творческий процесс, причем, не мой "сольный", а наш коллективный, с участием всего трио.
е.s.t. - одна из наиболее активно гастролирующих групп. Как вам удается каждый вечер выходить на сцену и играть, как в последний раз? Или все же, будучи в туре, не избежать автоматизма повторений?
Знаешь, вот уже 10 лет, как мы принципиально выступаем без сэт-листа, так что каждый вечер все происходит совершенно иначе, чем день назад. Это касается не только порядка исполнения композиций, но и самого списка исполняемых на концерте вещей. Как правило, я начинаю наигрывать такую тему, которая сразу по первым нотам узнается двумя другими музыкантами без объяснений и задаст настроение, или, так сказать, "транслирует" мое сегодняшнее настроение остальным учзстикам трио. В то же время такой подход держит музыкантов на протяжении всего концерта в полной концентрации, потому что они все время должны чувствовать меня, угадывать, что мы будем играть дальше. Это требует от нас троих очень высокого уровня концентрации и сосредо- точенностн друг на друге. Так что, при таком подходе никакого автоматизма и схематизма, повторяющегося изо дня в день перформанса быть не может. Надеюсь.тсперь ты это понимаешь.
Будучи настолько сосредоточенным на музыке и взаимодействии с составом трио, как тебе удается еще и общаться с публикой во время концерта?
Здесь у меня тоже свой взгляд на вещи. Мне кажется, успех концерта зависит не столько от того, смогу ли я найти контакт с публикой, сколько от степени глубины моего погружения в музыку, моего контакта с самим собой и бэндом. Если эти условия выполняются, тогда концерт проходит идеально и, соответственно, реакция публики на происходящее на сцене самая теплая. И в свою очередь в зале возникает энергия, которая позволяет нам существовать в этот творческий момент на сцене; она как бы окутывает нас, создавая некие тепличные условия для творчества здесь и сейчас.
Ваша популярность растет как снежный ком. В прошлом году в острой борьбе равного с равными именно ты удостоился звания лауреата Европейской джазовой премии. Не видишь ли ты опасности для себя во все возрастающей славе н известности?
Честно говоря, если ты всерьез решил быть в музыке и музыкальном бизнесе долгое время, то известность, слава не должны страшить, а только радовать, как неизменные спутники успеха. А к нему глупо не стремиться в деле, которому ты отдаешь себя полностью.
Вам удается записывать новый альбом в среднем раз в год-два, при этом ты являешься автором большинства композиций как для е-s.t., так и многих других музыкантов, таких, как тромбонист Нильс Ландгрен, певица Виктория Толстой. Ты пишешь музыку всегда и везде?
Да, я очень много работаю над композициями, пишу, даже будучи в концертном туре, будучи на отдыхе —да,"всегда и везде". Мне важно, чтобы музыка была не просто набором звуков, а имела мелодию, правильную структуру. То есть была не просто мотивом импровизации, а настоящей музыкой. Тогда с ней хочется импровизировать, что-то фантазировать, творить... У меня нет никакой стратегии написания нового альбома, очередной композиции - музыка идет от сердца. В последнее время меня очень вдохновляют произведения классической музыки, великих композиторов. Например, Баха, Бетховена, Шопена, Бартока. Вообще, могу признаться, есть несколько музыкальных вещей, без которых я просто не представляю свою жизнь. Среди них произведения Баха и Бартока.
Из современных музыкантов, на чьем концерте ты мечтаешь побывать?
Если когда-нибудь появится на это свободное время, я хотел бы побывать на "живом" шоу U2!
В сравнении с прочими музыкантами, пианист находится в несколько более трудном положении, потому что всякий раз сталкивается на сцене с новым инструментом, который ему надо приручить за время концерта. Ты испытываешь некоторый дискомфорт из-за того, что нельзя повсюду играть на своем любимом фортепьяно?
-
Да , ты совершенно права: за короткое время cayндчека мне изо дня в день приходится как-то договариваться с
"новым* фортепиано, и действительно, не всегда это сделать легко. Поэтому я вношу такие строгие требования в наш технический райдер, чтобы, выйдя на сцену, не обнаружить там "необъезженного мустанга* или "старую клячу". Я. конечно, и на них смогу сыграть, но кому, скажите, это нужно?!
А какую марку фортепиано ты мог бы назвать "своей"?
Я отдаю предпочтения акустическим роялям — Yamaha или Steinway.
У тебя есть какой -то ритуал выхода на сцену?
Я не настолько суеверен, чтобы иметь какой-то ритуал. Но у меня есть правило: перед началом концерта я должен несколько минут побыть наедине с собой. Буквально несколько минут медитации расслабляют и дают необходимый заряд душевных и физических сил.
Тебе приходилось использовать свою музыку как средство обольщения?
22 года тому назад я назначил свидание понравившейся мне девушке и, чтобы наверняка произвести на нее впечатление, записал кассету со своей музыкой специально для нее. Вскоре эта девушка согласилась стать моей женой.
Случалось ли тебе создавать музыку столь личного характера, что у тебя были сомнения насчет ее публичной демонстрации?
Думаю, если б я писал стихи, такое чувство могло бы закрасться в мою голову, но даже самая откровенно напичканная личными переживаниями инструментальная музыка не дает повода ее автору для подобного рода смущений.
Кого бы ты мог назвать культовой персоной в джазе? Кто оказывал на тебя влияние в ходе твоей карьеры?
На самом деле за всю жизнь музыкант проходит под сводом из огромного количества великих имен, что. несомненно, освещают его путь Если выбирать какое-то одно имя, я. пожалуй, назову имя Яна Йоханссона (Jan Johansson), шведского пианиста, умершего в 1968 году— его творчество в свое время поразило и вдохновило меня.
Как бы ты сам мог оценить свой вклад в музыку?
Ты хочешь, чтобы я сказал что-то для истории? (Смеется.) Я не мыслю такими категориями "сегодня я написал композицию, которая сделает меня бессмертным*. Я просто живу, идя вслед за музыкой, и не знаю, куда приведет меня эта мелодия.
С некоторым запозданием поздравляю всех меломанов Беларуси. Дамы и господа! Вот уже четвертый год, как мы с вами располагаем брасс-квинтетом! Ну и что, возможно, спросит меня кто-то. Что ответить?.. Профессор Виталий Волков, член Всемирной гильдии ...
У великого юбиляра свой фасон. И свой — фасад. Нынешний год для белорусского джаза богат на даты, и все они, более или менее шумно, уже отмечены. Но одна из них, вполне круглая и значительная, ввиду отсутствия материальной поддержки может так и ...
Мы сидим с Игорем Мельниковым, руководителем вокальной группы "Камерата" в холле минской филармонии. Просторный зал, такой шумный перед концертами, сейчас погружен в полумрак. Вежливые уборщицы протирают паркет. Репетиция закончилась и можно идти ...
В разгар лета к минской публике пожаловал именитый гость — ЛЕНИНГРАДСКИЙ ДИКСИЛЕНД, один из старейших и лучших джазовых коллективов, занимающий достойное место на мировой арене. Лето, возможно, для кого-то и "мертвый" сезон, но только не для ...
Сейчас говорить, очевидно, было бы не о чем,если бы в 1992 году Михаил Финберг не пригласил Игоря Сацевича из Минскконцерта в свой оркестр, предоставив инструменты, место для репетиций и возможность выступать перед широкой публикой на белорусских ...
С Львовской группой "Бурдон" я познакомилась на средневековом фестивале в Новогрудке. Сначала привлекло необычное название в программке, а потом — профессионализм музыкантов и их эксперименты с народной музыкой. Музыкальный словарь утверждает, ...
Геннадий Сахаров: Я решил отойти от стандартного интервью и задать вам вопросы, которые я получил от публики. Публика, которая осталась на ваше выступление, получила колоссальное удовольствие, была масса комплиментов. Я за недостатком времени не ...
Молодые джазовые коллективы в Москве множатся буквально на глазах. Молодые и по временным (продолжительность существования), и по возрастным параметрам. В изобилии названий групп на афишах джазовых концертов можно найти все виды-подвиды ...
Празднованию 80-летия советско-российского джаза был посвящен целый ряд торжественных и содержательных мероприятий — международный фестиваль в Саду "Эрмитаж", серия концертов в Зале им. Чайковского и Зале Государственной Консерватории; былаi эта ...
от редакции: помните ранний и очень неплохой альбом сэра Пола МакКартни Band On The Run ("Ансамбль на бегу")? Гастроли группы из Белфаста Robocobra Quartet в рамках Года музыки Великобритании и России были чем-то похожи на это название: Мурманск, ...
В пресс-релизе нью-йоркского ансамбля клавишника Эдама Клиппла подробно представлен весьма солидный послужной список лидера и его коллег, в котором почти отсутствуют так называемые "раскрученные" имена — обычный рекламный трюк современного шоу- ...
Группа "Яблочный чай"—это лучшее, что дала белорусская природа мировому джазу. Послушайте их новый альбом Instead of You — и вы не станете спорить с этим громким, но честным утверждением. За 60 минут звучания 10 композиций покорят ваши душу и ...