nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

William Zinsser - Mitchell & Ruff. An American Profile In Jazz

William Zinsser - Mitchell & Ruff. An American Profile In Jazz  Второе издание книги, впервые появившейся в 1984г. в известном нью-йоркском издательстве Harpers & Row под названием «Willie & Dwike». Название изменилось, но герои те же: Дуайк Митчелл и Вилли Раф. Музыканты. Профессора Йельского университета. Американцы. Джазмены.

Не слыхали о таких? Да, имена не из «даунбитовских» анкет. Тем не менее, это незаурядные люди, интересные не только в связи с музыкой, но связанные этой самой музыкой уже не один десяток лет выступлений в дуэте ( Митчелл — пианист, Раф играет на контрабасе и валторне). Уильям Цинсер, автор 16-ти книг, знает их не понаслышке, так как сам преподавал в 70-х годах в Йеле, где и познакомился со своими героями. Его работа, написанная в репортажном стиле с отступлениями и ретроспекциями читается весьма легко, содержит массу интересных, а иногда и неожиданных фактов.

Раф (р.1931) и Митчелл (р.!930) — оба южане и оба с детства жили музыкой. Совместно они сыграли свои первые аккорды в 1947г., на базе ВВС США близ Колумбуса, штат Огайо, когда оба проходили там военную службу. Затем на несколько лет их пути разошлись, Митчелл отправился постигать музыкальные секреты в Филадельфию, а Раф — в Йель. Получив там диплом в 1954г., он не смог найти места ни в одном американском симфоническом оркестре из-за цвета кожи и уже договорился о месте первой валторны в симфоническом оркестре Тель-Авива, когда, совершенно случайно, смотря выступление оркестра Лайонела Хэмптона в телевизионном шоу Эда Салливена, он неожиданно увидел среди музыкантов старину Митчелла. Через пару дней оба друга уже вместе играли джаз у Хэмптона. Но обоих влекла несколько иная музыка и в 1955г. они ушли из бэнда и создали «The Mitchell - Ruff Duo», «уникальную по продолжительности работы без персональных изменений джазовую группу,» — как с долей юмора выражается Вилли Раф.

С тех пор эти люди неразлучны. Преподавательскую деятельность в Йеле они сочетают с концертными выступлениями, записями, научной работой. Раф ко всему еще и полиглот, знающий восемь языков. Восьмым языком в его коллекции стал китайский, который он осваивал два года, чтобы в 1981г. они с Митчеллом стали первыми джазовыми музыкантами, выступавшими в коммунистическом Китае, где дуэт играл в Шанхайской и Пекинской консерваториях, а Раф рассказывал собравшимся о джазе на их родном языке.

Но для нас еще интереснее история его седьмого языка. Им стал русский. Хорошо известны хрестоматийные вехи живых контактов советской публики с американским джазом: Гудмэн, фестиваль в Таллинне, Эллингтон. Но из книги Цинсера следует, что Митчелл и Раф еще в 1959г. пять недель провели в СССР, «играя джаз и рассказывая о нем в консерваториях Ленинграда, Москвы, Киева, Ялты, Сочи и Риги и обнаружили там такую тягу к джазу, которая поразила даже их.» Как пишет Цинсер, при отъезде музыкантов из Москвы их провожала толпа в девятьсот человек. Не знаю, как для большинства читателей, но для меня эти факты были ранее совершенно неизвестны. Было бы здорово, если бы кто-то из очевидцев этих выступлений, поделился бы своими впечатлениями.

Я же пока прекращаю безнадежные попытки пересказать две сотни страниц этой весьма любопытной книги и добавлю лишь несколько слов о приложенном к ней компакт-диске. Герои книги сами отбирали музыкальный материал для него, условно разделив восемь пьес на три группы. Стандарты представлены здесь двумя пьесами, в том числе «Autumn Leaves», которую они когда-то впервые сыграли дуэтом фортепиано и контрабаса в Йеле. Раздел «Стрейхорн» включает три фрагмента из сюиты специально написанной известным джазовым композитором для дуэта Митчелл - Раф. И, наконец, «Колыбельные», куда вошли «Колыбельная» Брамса, отрывок из «Жар-Птицы» Стравинского и «Бродвейская колыбельная» Уоррена. Все интерпретации столь же оригинальны, сколь и глубоки, а по стилистике музыка дуэта, на мой взгляд, ближе всего к «третьему течению», причем академические элементы здесь, пожалуй, даже превалируют над джазовыми.

А в общем весьма интересно. Это я и о книге, и о музыке.

Mitchell & Ruff. An American Profile In Jazz
William Zinsser
2000, Paul Dry Books, Philadelphia
191 pages;
CD «Breaking The Silence. Standards, Strayhorn & Lullabies» by The Mitchell Ruff Duo (© 2000 The Kepler Label)


Леонид АУСКЕРН


стиль
джаз
автор
Леонид АУСКЕРН
страна
США


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела книги

  • стиль: джаз, джаз
Обложка представляемой нами книги сразу же ориентирует потенциального читателя: на ней воспроизведена оригинальная афиша гастрольных концертов Бенни Гудмана и его джаз-оркестра в СССР. Есть здесь и три ключевые даты: 1962 – 1986 – 2017. ...
  • стиль: блюз, блюз
В середине июня в книжных магазинах России стартуют продажи книги «Боб Дилан: 100 песен и портретов». Боб Дилан — американский певец и поэт, чье творчество публикой и критикой отнесено к разряду исключительных. Представитель ...
  • стиль: джаз, джаз
Для покопений, что росли под Вeatles, Rolling Stones, Doors, Jimy Hendricks'a, Led Zeppelin, Pink Floyd и др. джаз так и остался terra incognita. Попытки потом, повзрослев, обратиться к истокам музыки детства, как правило, ни к чему не приводили — ...
  • стиль: джаз, джаз
Почти вслед за выходом в свет «Антологии армянского джаза», интересующиеся армянским джазом получили еще один подарок. Армянское издательство «ANTARES» напечатала книгу «Джаз в Армении». Автор книги – ветеран армянского джаза, барабанщик, ...
Большинство молодых людей совершенно ничего не знают о некогда популярном жанре музыки – джазе. Однако единожды услышав джазовую музыку, у многих появляется непреодолимое желание узнать больше об этом забытом в наши дни музыкальном стиле. ...
  • стиль: джаз, джаз
За броским названием романа Дм.Подберезского, известного минского журна­листа, одного из старейших авторов на­шего журнала и отцов-основателей Мин­ского джаз-клуба еще в 70-е годы, для чи­тателя открывается дверь в целый ряд ...
  • стиль: джаз, джаз
«Джазовые портреты» Ефима Барбана вышли в 2010 году в издательстве «Композитор – Санкт-Петербург» в двух книгах. Одна из них представляет собой второе, исправленное издание уже знакомых читателям «Джазовых ...
  • стиль: джаз, джаз
В советские годы с работами виднейшего джазового теоретика и критика Ефима Барбана был знаком только очень узкий круг любителей джаза. Машинописный журнал «Квадрат», выходивший в Ленинграде почти целиком (а с 1971 года – без всяких ...
  • стиль: джаз
Название своей новой книги Ефим Барбан построил по тому же принципу, что и двух предыдущих, но вот содержание тут совсем иное. После двух экскурсов в мир академической музыки, посвященных композиторам («Искусство возможного. Встречи с музыкантами ХХ ...
  • стиль: джаз, джаз
Прочитанная с огромным интересом новая книга Ефима Барбана заставила немедленно освежить в памяти более раннюю его работу «Джазовые портреты», изданную в том же издательстве «Композитор – Санкт-Петербург» в двух книгах ...
  • стиль: джаз, джаз
Связанные с джазом, основной сферой интересов Е.С.Барбана, книги этого долгие годы живущего в Великобритании российского музыковеда, критика, журналиста, порой требуют, так сказать, парного рассмотрения. Так было со сборником интервью Е.С.Барбана с ...
  • автор: Леонид АУСКЕРН
С выходом в 2019 году в издательстве «Композитор – Санкт-Петербург» этой книги, в творчестве виднейшего джазового теоретика, критика и журналиста Е.С. Барбана сложилась настоящая «академическая трилогия». Парадокс? ...
© 2012-2024 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com