Главная»книги»William Zinsser - Mitchell & Ruff. An American Profile In Jazz
William Zinsser - Mitchell & Ruff. An American Profile In Jazz
06.11.2012
Второе издание книги, впервые появившейся в 1984г. в известном нью-йоркском издательстве Harpers & Row под названием «Willie & Dwike». Название изменилось, но герои те же: Дуайк Митчелл и Вилли Раф. Музыканты. Профессора Йельского университета. Американцы. Джазмены.
Не слыхали о таких? Да, имена не из «даунбитовских» анкет. Тем не менее, это незаурядные люди, интересные не только в связи с музыкой, но связанные этой самой музыкой уже не один десяток лет выступлений в дуэте ( Митчелл — пианист, Раф играет на контрабасе и валторне). Уильям Цинсер, автор 16-ти книг, знает их не понаслышке, так как сам преподавал в 70-х годах в Йеле, где и познакомился со своими героями. Его работа, написанная в репортажном стиле с отступлениями и ретроспекциями читается весьма легко, содержит массу интересных, а иногда и неожиданных фактов.
Раф (р.1931) и Митчелл (р.!930) — оба южане и оба с детства жили музыкой. Совместно они сыграли свои первые аккорды в 1947г., на базе ВВС США близ Колумбуса, штат Огайо, когда оба проходили там военную службу. Затем на несколько лет их пути разошлись, Митчелл отправился постигать музыкальные секреты в Филадельфию, а Раф — в Йель. Получив там диплом в 1954г., он не смог найти места ни в одном американском симфоническом оркестре из-за цвета кожи и уже договорился о месте первой валторны в симфоническом оркестре Тель-Авива, когда, совершенно случайно, смотря выступление оркестра Лайонела Хэмптона в телевизионном шоу Эда Салливена, он неожиданно увидел среди музыкантов старину Митчелла. Через пару дней оба друга уже вместе играли джаз у Хэмптона. Но обоих влекла несколько иная музыка и в 1955г. они ушли из бэнда и создали «The Mitchell - Ruff Duo», «уникальную по продолжительности работы без персональных изменений джазовую группу,» — как с долей юмора выражается Вилли Раф.
С тех пор эти люди неразлучны. Преподавательскую деятельность в Йеле они сочетают с концертными выступлениями, записями, научной работой. Раф ко всему еще и полиглот, знающий восемь языков. Восьмым языком в его коллекции стал китайский, который он осваивал два года, чтобы в 1981г. они с Митчеллом стали первыми джазовыми музыкантами, выступавшими в коммунистическом Китае, где дуэт играл в Шанхайской и Пекинской консерваториях, а Раф рассказывал собравшимся о джазе на их родном языке.
Но для нас еще интереснее история его седьмого языка. Им стал русский. Хорошо известны хрестоматийные вехи живых контактов советской публики с американским джазом: Гудмэн, фестиваль в Таллинне, Эллингтон. Но из книги Цинсера следует, что Митчелл и Раф еще в 1959г. пять недель провели в СССР, «играя джаз и рассказывая о нем в консерваториях Ленинграда, Москвы, Киева, Ялты, Сочи и Риги и обнаружили там такую тягу к джазу, которая поразила даже их.» Как пишет Цинсер, при отъезде музыкантов из Москвы их провожала толпа в девятьсот человек. Не знаю, как для большинства читателей, но для меня эти факты были ранее совершенно неизвестны. Было бы здорово, если бы кто-то из очевидцев этих выступлений, поделился бы своими впечатлениями.
Я же пока прекращаю безнадежные попытки пересказать две сотни страниц этой весьма любопытной книги и добавлю лишь несколько слов о приложенном к ней компакт-диске. Герои книги сами отбирали музыкальный материал для него, условно разделив восемь пьес на три группы. Стандарты представлены здесь двумя пьесами, в том числе «Autumn Leaves», которую они когда-то впервые сыграли дуэтом фортепиано и контрабаса в Йеле. Раздел «Стрейхорн» включает три фрагмента из сюиты специально написанной известным джазовым композитором для дуэта Митчелл - Раф. И, наконец, «Колыбельные», куда вошли «Колыбельная» Брамса, отрывок из «Жар-Птицы» Стравинского и «Бродвейская колыбельная» Уоррена. Все интерпретации столь же оригинальны, сколь и глубоки, а по стилистике музыка дуэта, на мой взгляд, ближе всего к «третьему течению», причем академические элементы здесь, пожалуй, даже превалируют над джазовыми.
А в общем весьма интересно. Это я и о книге, и о музыке.
Список ста лучших джазовых альбомов за всю фонографическую историю джаза впервые был опубликован в августовском 2006 года номере британского журнала Jazzwise. При всей условности подобных отборов, этот список быстро стал для многих любителей джаза ...
Вновь мультимедийное издание гостит в нашем "Книжном обозрении", причем на этот раз издание совершенно особого рода. ...В студенческие годы не было для меня лучшего спасения от скуки на лекциях по предметам типа "научный коммунизм", чем, ...
…Есть в русском языке красивое, хотя и пришедшее из языка другого, слово «альманах». От него веет чем-то вольным, живым и интересным, временем декабристов (альманах «Полярная звезда») или диссидентов (альманах «Метрополь»). Проникло в русский язык и ...
Исследовать джаз можно с разных точек зрения. У историка будет один взгляд, у социолога – другой, у представителя музыкальной индустрии – третий. Немецкий ученый Альфонс Михаэль Дауэр (1921-2010) любил джаз и был при этом музыковедом и ...
Обложка представляемой нами книги сразу же ориентирует потенциального читателя: на ней воспроизведена оригинальная афиша гастрольных концертов Бенни Гудмана и его джаз-оркестра в СССР. Есть здесь и три ключевые даты: 1962 – 1986 – 2017. ...
В середине июня в книжных магазинах России стартуют продажи книги «Боб Дилан: 100 песен и портретов». Боб Дилан — американский певец и поэт, чье творчество публикой и критикой отнесено к разряду исключительных. Представитель ...
Для покопений, что росли под Вeatles, Rolling Stones, Doors, Jimy Hendricks'a, Led Zeppelin, Pink Floyd и др. джаз так и остался terra incognita. Попытки потом, повзрослев, обратиться к истокам музыки детства, как правило, ни к чему не приводили — ...
Почти вслед за выходом в свет «Антологии армянского джаза», интересующиеся армянским джазом получили еще один подарок. Армянское издательство «ANTARES» напечатала книгу «Джаз в Армении». Автор книги – ветеран армянского джаза, барабанщик, ...
Большинство молодых людей совершенно ничего не знают о некогда популярном жанре музыки – джазе. Однако единожды услышав джазовую музыку, у многих появляется непреодолимое желание узнать больше об этом забытом в наши дни музыкальном стиле. ...
За броским названием романа Дм.Подберезского, известного минского журналиста, одного из старейших авторов нашего журнала и отцов-основателей Минского джаз-клуба еще в 70-е годы, для читателя открывается дверь в целый ряд ...
«Джазовые портреты» Ефима Барбана вышли в 2010 году в издательстве «Композитор – Санкт-Петербург» в двух книгах. Одна из них представляет собой второе, исправленное издание уже знакомых читателям «Джазовых ...
В советские годы с работами виднейшего джазового теоретика и критика Ефима Барбана был знаком только очень узкий круг любителей джаза. Машинописный журнал «Квадрат», выходивший в Ленинграде почти целиком (а с 1971 года – без всяких ...