Михаил Альперин параллельно своим интерпретациям молдавского фольклора и исполнения страстного этноджаза в составе "Moscow Art Trio"развивает, начиная с конца 80–х, еще одну линию — "норвежскую".Он не только прижился в самой Норвегии (переехав туда в 1993 году), нои проникся духом этой страны в своей музыке. Компания "ECM" "открыла"для себя Альперина уже довольно давно, и он, надо сказать, вписался в эстетику этого своеобразного лейбла как нельзя лучше.
Держа в руках самый последний диск пианиста, невозможно удержаться от замечания, что Михаил, не закончив высших музыкальных учебных заведений и не имея официальных высоких званий и регалий, делает для российского джаза больше, чем десяток иных скороспелых лауреатов. Он сочиняет и исполняет действительно новую Музыку, которую слушает и знает весь джазовый мир ("ECM"славится непримиримым отношением к банальности и эпигонству).
Охарактеризовать этот проект Альперина и легко и сложно одновременно.Легко, потому что альбом в целом оригинален и очень соответствует названию— "Первое впечатление". Действительно, это чистый импрессионизм— крупные легкие звуковые "мазки", светлая ненасыщенная фактура, непрямые цитаты (скорее передача образа) из Бартока, Грига, Дебюсси и,по–моему, даже Чика Кориа. Возможно, другой слушатель найдет другие образы— на то он и импрессионизм.
Но ведь и чертовски сложно описать словами эти удивительные сочетания воздушного угловатого фортепиано Альперина и чистого, абсолютно открытого звучания сопрано–саксофона Джона Сурмана нафоне ненавязчивых, но не дающих упустить ни один свой удар тарелках и барабанах Йона Кристенсена. Аркадий Шилклопер в этом проекте на удивление скромен и лишь изредка вмешивается в диалоги фортепиано, саксофона и ударных между собой. (Впрочем, как и басист, который в основном только намечает свое присутствие.)
На диске есть и напряженные, динамичные эпизоды, но в целом преобладает расслабленность и рефлективность. Можно, конечно, упрекнуть музыкантов за чрезмерную умозрительность музыки, но уж тут, как говорится, на вкуси на цвет (в данном случае — звук) товарища нет — фанат "ECM"и поклонник традиции, в изобилии выдаваемой "на–гора", скажем, фирмой "Concord Jazz", с трудом договорятся между собой, да и то не до конца. А может быть, и не надо?
(c) ℗ 1999 ECM Records 9 tks / 45 mins
(M.Alperin — p; John Surman — ss, bs; Arkady Shilkloper — fr.horn, flh;Terje Gewelt — b; Jon Christensen — dr; Hans–Kristian Sorensen — perc,marimba(6))
Знаете, что больше всего поражает меня в музыке Аркадия Шилклопера? Постоянное ощущение недосказанности: только втянулся в атмосферу новой его программы, как она заканчивается. Все его альбомы последнего времени, которые мне попадались, записанные с ...
Мария Малдер — ветеранша блюза со времен jug-бэндов конца 50-х. Затем в 70-х ей даже удалось засветиться, пусть даже одним, но зато суперхитом "Midnight At The Oasis". С тех пор вплоть до наших дней Мария остается очень желанной вокалисткой на любой ...
Новый альбом московской фанк-эйсид-джаз-группы "Модус" - наглядный пример современной модной музыки. Впрочем, модной не в уничижительном смысле этого слова: такой джаз действительно пользуется широкой популярностью, причем не только у молодежи. Те, ...
Определенно, делать альбомы-посвящения становится то ли модой, то липросто хорошим тоном в современной джазовой тусовке. И то, с какой стороныни посмотреть, все выгодное дело - и имя известное упоминается, и, опятьже, слушателю замысел понятен. Про ...
Если вы когда-либо аплодировали (мысленно или наяву) ансамблю ударных инструментов Марка Пекарского, то на вас должен произвести впечатление и этот диск. Здесь тоже царят ударные, направляемые творческой фантазией итальянского барабанщика и ...
Не в обиду фанам группы "Police" сказано, но, кажется, распавшись 13 лет назад, эта группа принесла наибольшую пользу музыкальному миру, возместив свое исчезновение абсолютно разными большими музыкантами, из которых гитарист Эдди Саммерс неожиданно ...
Гитарист Курт Розенвинкель — имя для меня совершенно новое. До прослушивания данного альбома мне было известно лишь, что диск со странным названием "Враги энергии" — второй в его дискографии и что ранее музыкант сотрудничал с Гэри ...
В альбоме представлено пять групп из числа многих, выступавших в питерскомJFC джаз-клубе. Своего рода музыкальный путеводитель. Вышел он сверхэклектичным,что и неудивительно: все же сборник, к тому же не тематический, а клубный...вот только боюсь, ...
Игорь Бриль. Легенда советского послевоенного джаза и так далее. Записи, составившие рецензируемый компакт, сделаны в течение 28-летнего периода. В эти очень разные годы Игорь Бриль записывался с Алексеем Кузнецовым и Алексеем Исплатовским, Татевик ...
Компания "Emanem" продолжает издавать "архивные"записи импровизационной музыки, выходившие ранее на виниле, либо вообщеоставшиеся только на мастер-лентах. Этот альбом принадлежит к числу последних.В 1985 году в городке Ватерлоо проходил фестиваль, ...
Кларнетист Кенни Даверн (р.1935г.) вступал на стезю профессионального музыканта в пятидесятые годы, когда в джазе бурно развивались новые стилистические направления. Но Кенни выбрал иную дорогу, его влекло к джазовой традиции,его сердце билось в ...
Ансамбль импровизационной музыки "Pago Libre" существует уже одиннадцать лет. За эти годы он хоть и остался квартетом, но из его первоначального состава "уцелела" только половина участников (Джон Вулф Бреннан и Даниэле Патуми). В сегодняшнем ...