Такого рода музыка приходит к нам все реже и реже… Очень немного осталось людей, играющих чистый фри-джаз, слишком узок круг слушателей этой музыки и лишь немногие лейблы (это, как правило, небольшие компании, которые не ставят во главу угла коммерческие интересы) отваживаются ее издавать. Тем приятнее было познакомиться со шведским квартетом из Гетеборга, исповедующим авангард уже много лет.
Дискография квартета Гилберта Хольмстрема, если верить присланному вместе с диском пресс-релизу, выглядит довольно странно. Первый его альбом Live In Sweden появился в 1967 году, второй, тот который мы сегодня представляем, - ровно через сорок лет! Квартет возник в начале 60-х годов, в эпоху расцвета фри-джаза и сразу зарекомендовал себя, как последовательный проводник идей ведущих американских апостолов фри-джаза – Сесила Тейлора, Арчи Шеппа и других мастеров.
Постепенно ансамбль набрал весьма солидный творческий уровень и получил общеевропейскую известность, с успехом выступив в 1967 году на фестивале в Монтре. Затем жизнь развела участников квартета, каждый пошел своим путем, играя в разных коллективах и уже далеко не только фри-джаз.
И вот, сорок лет спустя, они встретились снова, чтобы записать в новых версиях свои оригинальные композиции 60-х лет!. Квартет собрался в почти первоначальном составе, только к Хольмстрему, Овалу и Седерлингу присоединился новый басист, Къель Янсон, ранее игравший с лидером в группе Mount Everest Trio. Надо сказать, что и по инструментарию ансамбль не тривиален – с ритм-группой в качестве солирующих инструментов звучат тенор-саксофон и тромбон – не самое обычное сочетание.
Из десяти вошедших в альбом композиций одна, Chicken Stew, ранее была записана на альбоме Live In Sweden. На мой взгляд, именно она, наряду с титульной композицией, пьесой Tobago и посвященной Дону Черри пьесой A la Don, звучит наиболее интересно. Впрочем, и остальные композиции совсем не скучны. Шведам удается в живой и яркой форме передать поиски гармонии в мире звукового хаоса. Это тот вариант фри, который не отпугивает слушателя, а привлекает к авангарду новых адептов. Может быть, после прослушивания этого диска их станет больше?
В создании нового альбома Юры Нестеренко, помимо организованных им проектов White Night blues и NESTARы band, принимали участие коллективы «Крама», «Палац» и Константин Концевой (Осимира). Трудно сказать, какой именно стиль преобладает в композициях ...
Альбом минского пианиста, клавишника, композитора Максима Пугачева очень интересен по крайней мере по двум причинам. Его можно рассматривать, скажем, как своеобразный групповой фотопортрет современных мастеров белорусского джаза. Разумеется, ...
Американский блюзмен Фрэнк «Сан» Силз (1942 – 2004), гитарист, певец, композитор, пользуется у себя на родине заслуженной славой одного из ярких мастеров чикагского блюза, а также соул-блюза, который он с блеском исполнял ближе к ...
Альбом с экстравагантным названием «Это встречается с тем» и с не менее причудливой обложкой ознаменовал собой дебют Джона Скофилда на лейбле Emarcy после почти десятилетнего сотрудничества с Verve. Но от перемены мест приложения усилий ...
В России выпускается не так много дисков отечественных джазменов. Поэтому каждый из них вызывает живой интерес. Прежде всего любопытно услышать новый альянс музыкантов и выяснить, что он дал каждому из его участников. Вышедший в Ростове-на-Дону ...
Басист Бернд Затцингер (р.1977) – фигура весьма примечательная в австрийском джазе. Бернд в равной степени хорошо играет как на электрическом, так и на акустическом инструменте. Он не только исполнитель, но и талантливый композитор и ...
"Концерт в ГЕЗе" -- запись выступления группы в "Галерее экспериментального звука" (ГЭЗ-21, Петербург) весной 2007 года. Оставаясь в первую очередь проектом глубоко мелодическим, КМ на этот раз представил программу, акцентированную больше на ...
Выпуска этого диска ждали почти пять лет, ибо первый – Happy Birthday – разошелся буквально сразу. Да и как могло быть иначе! Впервые в России вышла запись, демонстрирующая достижения самой молодой ступени джазового образования. Любопытство было ...
Первое знакомство наших читателей с музыкой американского гитариста и композитора Джона Стейна состоялось в № 6/06 «Jazz-квадрата». Но представляемый сегодня альбом Green Street и изданный в 2006 году Concerto International de Jazz, ...
Карьера Дэниэла Мура, профессионального композитора, написавшего тысячи и тысячи песен для различных исполнителей, началась в 1972 году и продолжается по сей день. В числе музыкантов, исполнявших творения Мура, запросто можно обнаружить таких звезд, ...
Гимн Нью-Йорку в двенадцати частях – песнях, созданный калифорнийцем Роном Капланом, по-своему уникален. Рон хорошо известен в мире джазового вокала, как продолжатель и хранитель традиций Фрэнка Синатры, Мела Торма, Тони Беннетта. ...
«Inner Constellation» – одна большая пьеса, написанная Брюсом Айзенбейлом, видным авангардным гитаристом нью-йоркской джазовой сцены для своего секстета. Для удобства восприятия на диске она разделена на 27 частей, сопровождаемых названиями ...