Bud Powell - Live At The Blue Note Café, Paris 1961
26.02.2007
В летописи джаза жизнь Бада Пауэлла представляет собой одну из самых ярких и в то же время самых печальных глав. Пауэлл (1924 – 1966) был пианистом редкостного таланта, фантастически техничным виртуозом и новатором, одним из тех, кто формировал язык стиля боп применительно к игре на фортепьяно. Но наркотики, алкоголь и ментальные проблемы (усугубленные лечением электрошоком в психиатрической больнице) привели к тому, что он сделал гораздо меньше того, что мог бы. Спасаясь от расовой дискриминации в США, Пауэлл уехал в Париж. После тяжелого кризиса 50-х годов он, в начале 60-х переживал творческий ренессанс. К этому периоду и относятся записи, сделанные в парижском Blue Note Café, заботливо реставрированные и изданные на компакт-диске.
Альбом объединил две сессии. В одной из них, занимающей почти половину объема диска, вошли три пьесы, в которых с трио Бада Пауэлла играл известный саксофонист Зут Симс, последователь Лестера Янга и участник одного из самых сильных составов Вуди Хермана. Через несколько месяцев была сделана вторая запись, где Пауэлл играет уже только со своим трио, в которое входил еще один выдающийся музыкант, другой пионер би-бопа, барабанщик Кенни Кларк, один из первых послевоенных джазовых эмигрантов из США в Европу.
В первой части особенно впечатляет стартовая пьеса Гиллеспи Groovin’ High, где искрометные дуэты Симса и Бада сменяются сольными импровизациями каждого из музыкантов. Во второй мы наблюдаем своеобразный фестиваль музыки Монка, включающий исполнение как широко известных пьес Round Midnight и Monk’s Mood, так и менее часто звучащей Thelonius. Следить за тем, как один гений джазового фортепьяно интерпретирует музыку другого – захватывающее удовольствие, тем более, что и французский басист Мишло, и, разумеется, Кларк, стараются не отставать от своего лидера. А Пауэлл в этих пьесах, а также в еще одном стандарте Гиллеспи A Night In Tunisia играет с блеском, заставляющим вспомнить поразительный старт его карьеры в джазе. И темп, и виртуозная работа обоих рук пианиста, и энергетика, даже с диска передающаяся слушателю, говорят сами за себя. «Боксер должен порхать, как бабочка, и жалить, как пчела», - утверждал Мохаммед Али. Игра Бада Пауэлла в чем-то сродни стилю великого боксера.
Не знаю, случайность это или осознанная издательская политика, но лейбл One Records достаточно регулярно знакомит нас с новыми именами в российском джазовом вокале, точнее в женской его составляющей. Только за последнее время в редакционную фонотеку ...
55-летний норвежец Кетиль Бьорнстад – редкий гость в нашем «CD-Обзоре». Последний раз его альбом рецензировался журналом аж в 98-м! А жаль – это очень интересный и разносторонний человек: пианист, композитор и ...
Уинтон Марсалис – не только один из виднейших джазовых музыкантов, но, одновременно, и влиятельнейший организатор джазовой жизни, тот человек, который для множества других, далеких от джазового мира людей, олицетворяет этот мир. В этой связи ...
Вдохновение бывшие супруги Уайт черпают у блюзовых классиков начала и середины прошлого столетия. Это и родоначальник блюза Роберт Джонсон, и главный сингер-сонграйтер всех времен Боб Дилан, и, конечно же, главный (как ни странно) идейный ...
Если вы любите блюз, то наверняка смотрели культовый блюзовый фильм Blues Brothers. А уж если так, то вам наверняка будет интересно познакомиться (или продолжить знакомство) с канадским блюзовым коллективом Downchild. А теперь приступим к ...
Альбом вышел в рамках специального проекта лейбла Marsalis Music, основанного Брэнфордом Марсалисом - Marsalis Music Honors Series. Как известно, все семейство Марсалисов – большие патриоты родного Нового Орлеана и активно поддерживают ...
Новейший альбом известного австрийского джазового музыканта и композитора Against The Wind имеет еще и подзаголовок: «Музыка Пирхнера и Пепля». Кристиан Мутшпиль посвятил эту работу творчеству двух своих бывших коллег, прекрасных ...
Этника нынче в моде. В любом направлении, от джаза и до самой вульгарной попсы, исполнители пытаются «освежить» свои композиции этническими мотивами. Другой вопрос, что результат от подлинного фольклора отличается столь же радикально, ...
Великий Гомер был аэдом. Так в Древней Греции называли певцов, исполнявших собственные произведения, аккомпанируя себе на каком-либо, чаще струнном музыкальном инструменте. Эта традиция устного народного творчества еще жива в современном африканском ...
Уж не знаю, кто придумывает названия альбомов для Эйби Линкольн, она сама или ее постоянный продюсер Жан-Филипп Аллар, но они всегда точны, емки и лаконичны. Вот и в данном случае все предельно ясно: певица Эйби Линкольн поет песни собственного ...
В 2007 году Vienna Art Orchestra отмечает тридцатилетний юбилей. Дата красивая и к ней коллектив и его руководитель, композитор и дирижер Матиас Рюэгг, приурочили премьеру грандиозного проекта в трех частях, каждая из которых представляет собой ...
В заключительной части трилогии Матиас Рюэг организовал тринадцать воображаемых встреч героев первых двух частей, встреч Мысли и Чувства, встреч Нового Света со Старым. Принцип составления этих «пар» для меня остался загадкой, но в ...