...Чистый, прозрачный женский голос, незатейливая, но завораживающе-притягательная мелодия песни, упругий, но не навязчивый ритм, сплетение голосов скрипки, цимбал, духовых — наверное, так могла бы выглядеть эльфийская музыка толкиеновских жителей Волшебной страны. Впечатление это усиливается еще и от незнания языка, на котором исполняются композиции. Но это не аудиоиллюстрация к "Сильмарильону", а самая что ни на есть земная музыка, чьи корни уходят в фольклор отнюдь не выдуманной страны — Швеции.
Проект "Frifot" впервые появился в 1987г., именно тогда трое видных шведских музыкантов-фольклористов решили объединить свои усилия. Позже Лена Виллемарк и Але Моллер работали вдвоем, а в 1992г. пришло время возрождения первоначального трио. Инициатором здесь выступил шеф ECM Манфред Айхер, приехавший в Швецию на премьеру нового сочинения эстонского композитора Арво Пярта и заглянувший вместе с тем же Пяртом на фольклорный фестиваль, проходивший в те же дни.
Вокалистка ансамбля Лена Виллемарк увлекалась народной музыкой с детства, то же можно сказать и о Пере Гудмундсоне, который, помимо прочего, сделал очень много для возрождения традиций шведской волынки. В том, что этот инструмент присущ не только шотландцам, можно убедиться, прослушав композицию "Kare Sol / Sjunar Lars-Polska" на данном диске. Путь Але Моллера был несколько более извилистым: он начинал в качестве джазового трубача, затем увлекся греческой музыкой, играл на бузуки и лишь затем обратился к родному фольклору. К слову, джаз не чужд и Лене Виллемарк: она неоднократно работала с джазменами, пела стандарты и в том же "Frifot" весьма активно использует чисто джазовые идиомы.
В том-то и соль, что понятия world music и фольклор — это не синонимы. В world music фольклор всегда оплодотворен самыми разнообразными влияниями, которые могут повергнуть в отчаяние пуриста: это может быть и использование необычного инструментария, и элементы джаза, рока или академической музыки, и, наконец, также фольклор, только присущий народу, обитающему, скажем, на другом континенте.
И в этом смысле я бы назвал работу трио "Frifot" образчиком world music самого высокого качества.
"Вязальная фабрика" банальных веников не вяжет. Вся продукция этого лейбла оставляет сильное впечатление. И этот диск — не исключение. Хотя здесь уже и не экспериментируют и не ищут новых способов вызвать шок и недоумение. Все это осталось в первой ...
О "Втором приближении" в последнее время так много и умно писали его вдохновитель Михаил Митропольский и другие джазовые публицисты, к тому же и в буклете к представляемому альбому о них сказано предостаточно — что ж тут добавить? Можно только ...
Вполне приятное знакомство с молодым украинским коллективом, исполняющим авторскую музыку в стилистике, которую самыми общими словами можно назвать "такой вот фьюжн". И действительно: творчество квинтета вполне укладывается в рамки данного стиля, ...
"Слишком горячий для слов" ("Too Hot For Words") альбом не самой известной у нас вокалистки вряд ли станет для кого-то откровением. Разве что... Разве что позволит еще раз окунуться в мир старого джаза, вспомнить мелодии преимущественно тридцатых ...
Музыка альбома удивительно точно соответствует его названию. "Музыка ночью, вместе с тобой" — и правда, подобное изложение стандартов можно назвать джазовыми ноктюрнами, настолько исполнение смягчено и лишено характерной джарреттовской экспрессии. ...
Ветеран акустической гитары Баки Пиццарелли после альбома-дуэта со своим сыном Джоном выпускает сольный проект, посвященный великим гитаристам-"акустикам" прошлого — Эдди Лангу (Eddie Lang), Карлу Крессу (Carl Kress) и Дику Макдонаху (Dick ...
Томаса Чапина нет среди живых уже скоро два года, а диски его трио продолжают выходить... В данный альбом вошли материалы сессии звукозаписи, состоявшейся еще в 1992 году. Томас в качестве продюсера альбома почти полностью подготовил его к выпуску, ...
Под сувениром обычно понимают милую безделушку, изящную вещицу, призванную напоминать о каких-то памятных приятных событиях, путешествиях и т.д. В этом смысле название альбома Рики Питерсона надо признать удачным, за одним небольшим исключением. Из ...
Очередной, уже третий по счету альбом нью-йоркского квинтета укрепил меня во мнении, что "Hasidic New Wave" — самый интересный, самый изобретательный и, если хотите, самый джазовый состав среди тех, кто сочетает современную музыку с еврейским ...
Оказавшись в последнее время на пике популярности в фестивально-джазовой России, "Mansound" стал еще одним камнем, омываемым горячими подводными течениями российского джаза. Во-первых, приобрел массовую любовь — простая публика может себе позволить ...
За этот компакт-диск, наверное, лишне агитировать: баллады любят все или почти все. Правда, спокойная, медленная музыка очень часто вплывает в быт, чтобы безвозвратно утилизироваться, утратив почетную миссию — нести "чистое" искусство. Но та музыка, ...
Альбом с многообещающим названием при прослушивании не разочаровывает. Разумеется, не все богатство означенного языка, которому, как известно, свойственны далеко не только лексические параметры, но, по крайней мере, 11 оттенков безбрежной палитры — ...