...Чистый, прозрачный женский голос, незатейливая, но завораживающе-притягательная мелодия песни, упругий, но не навязчивый ритм, сплетение голосов скрипки, цимбал, духовых — наверное, так могла бы выглядеть эльфийская музыка толкиеновских жителей Волшебной страны. Впечатление это усиливается еще и от незнания языка, на котором исполняются композиции. Но это не аудиоиллюстрация к "Сильмарильону", а самая что ни на есть земная музыка, чьи корни уходят в фольклор отнюдь не выдуманной страны — Швеции.
Проект "Frifot" впервые появился в 1987г., именно тогда трое видных шведских музыкантов-фольклористов решили объединить свои усилия. Позже Лена Виллемарк и Але Моллер работали вдвоем, а в 1992г. пришло время возрождения первоначального трио. Инициатором здесь выступил шеф ECM Манфред Айхер, приехавший в Швецию на премьеру нового сочинения эстонского композитора Арво Пярта и заглянувший вместе с тем же Пяртом на фольклорный фестиваль, проходивший в те же дни.
Вокалистка ансамбля Лена Виллемарк увлекалась народной музыкой с детства, то же можно сказать и о Пере Гудмундсоне, который, помимо прочего, сделал очень много для возрождения традиций шведской волынки. В том, что этот инструмент присущ не только шотландцам, можно убедиться, прослушав композицию "Kare Sol / Sjunar Lars-Polska" на данном диске. Путь Але Моллера был несколько более извилистым: он начинал в качестве джазового трубача, затем увлекся греческой музыкой, играл на бузуки и лишь затем обратился к родному фольклору. К слову, джаз не чужд и Лене Виллемарк: она неоднократно работала с джазменами, пела стандарты и в том же "Frifot" весьма активно использует чисто джазовые идиомы.
В том-то и соль, что понятия world music и фольклор — это не синонимы. В world music фольклор всегда оплодотворен самыми разнообразными влияниями, которые могут повергнуть в отчаяние пуриста: это может быть и использование необычного инструментария, и элементы джаза, рока или академической музыки, и, наконец, также фольклор, только присущий народу, обитающему, скажем, на другом континенте.
И в этом смысле я бы назвал работу трио "Frifot" образчиком world music самого высокого качества.
Новый альбом московской фанк-эйсид-джаз-группы "Модус" - наглядный пример современной модной музыки. Впрочем, модной не в уничижительном смысле этого слова: такой джаз действительно пользуется широкой популярностью, причем не только у молодежи. Те, ...
Определенно, делать альбомы-посвящения становится то ли модой, то липросто хорошим тоном в современной джазовой тусовке. И то, с какой стороныни посмотреть, все выгодное дело - и имя известное упоминается, и, опятьже, слушателю замысел понятен. Про ...
Если вы когда-либо аплодировали (мысленно или наяву) ансамблю ударных инструментов Марка Пекарского, то на вас должен произвести впечатление и этот диск. Здесь тоже царят ударные, направляемые творческой фантазией итальянского барабанщика и ...
Не в обиду фанам группы "Police" сказано, но, кажется, распавшись 13 лет назад, эта группа принесла наибольшую пользу музыкальному миру, возместив свое исчезновение абсолютно разными большими музыкантами, из которых гитарист Эдди Саммерс неожиданно ...
Гитарист Курт Розенвинкель — имя для меня совершенно новое. До прослушивания данного альбома мне было известно лишь, что диск со странным названием "Враги энергии" — второй в его дискографии и что ранее музыкант сотрудничал с Гэри ...
В альбоме представлено пять групп из числа многих, выступавших в питерскомJFC джаз-клубе. Своего рода музыкальный путеводитель. Вышел он сверхэклектичным,что и неудивительно: все же сборник, к тому же не тематический, а клубный...вот только боюсь, ...
Игорь Бриль. Легенда советского послевоенного джаза и так далее. Записи, составившие рецензируемый компакт, сделаны в течение 28-летнего периода. В эти очень разные годы Игорь Бриль записывался с Алексеем Кузнецовым и Алексеем Исплатовским, Татевик ...
Компания "Emanem" продолжает издавать "архивные"записи импровизационной музыки, выходившие ранее на виниле, либо вообщеоставшиеся только на мастер-лентах. Этот альбом принадлежит к числу последних.В 1985 году в городке Ватерлоо проходил фестиваль, ...
Кларнетист Кенни Даверн (р.1935г.) вступал на стезю профессионального музыканта в пятидесятые годы, когда в джазе бурно развивались новые стилистические направления. Но Кенни выбрал иную дорогу, его влекло к джазовой традиции,его сердце билось в ...
Ансамбль импровизационной музыки "Pago Libre" существует уже одиннадцать лет. За эти годы он хоть и остался квартетом, но из его первоначального состава "уцелела" только половина участников (Джон Вулф Бреннан и Даниэле Патуми). В сегодняшнем ...
Свой 56-й альбом Рэй Коннифф записал в Москве (см. статью автора "Эра свинга: прощальный аккорд", Джаз-квадрат, 1997, #2). Был холодный декабрь 1974 года. 58-летнему Коннифу, основательно подуставшему от бесчисленного тиражирования своих ...
День, когда я собрался послушать этот свежий альбом Расса Фримена и его группы Rippingtones, выдался очень жарким, и я невольно пожалел, что делаю это на стационарной аппаратуре, а не где-нибудь на пляже, под плеск волн и под горячими лучами летнего ...