...Чистый, прозрачный женский голос, незатейливая, но завораживающе-притягательная мелодия песни, упругий, но не навязчивый ритм, сплетение голосов скрипки, цимбал, духовых — наверное, так могла бы выглядеть эльфийская музыка толкиеновских жителей Волшебной страны. Впечатление это усиливается еще и от незнания языка, на котором исполняются композиции. Но это не аудиоиллюстрация к "Сильмарильону", а самая что ни на есть земная музыка, чьи корни уходят в фольклор отнюдь не выдуманной страны — Швеции.
Проект "Frifot" впервые появился в 1987г., именно тогда трое видных шведских музыкантов-фольклористов решили объединить свои усилия. Позже Лена Виллемарк и Але Моллер работали вдвоем, а в 1992г. пришло время возрождения первоначального трио. Инициатором здесь выступил шеф ECM Манфред Айхер, приехавший в Швецию на премьеру нового сочинения эстонского композитора Арво Пярта и заглянувший вместе с тем же Пяртом на фольклорный фестиваль, проходивший в те же дни.
Вокалистка ансамбля Лена Виллемарк увлекалась народной музыкой с детства, то же можно сказать и о Пере Гудмундсоне, который, помимо прочего, сделал очень много для возрождения традиций шведской волынки. В том, что этот инструмент присущ не только шотландцам, можно убедиться, прослушав композицию "Kare Sol / Sjunar Lars-Polska" на данном диске. Путь Але Моллера был несколько более извилистым: он начинал в качестве джазового трубача, затем увлекся греческой музыкой, играл на бузуки и лишь затем обратился к родному фольклору. К слову, джаз не чужд и Лене Виллемарк: она неоднократно работала с джазменами, пела стандарты и в том же "Frifot" весьма активно использует чисто джазовые идиомы.
В том-то и соль, что понятия world music и фольклор — это не синонимы. В world music фольклор всегда оплодотворен самыми разнообразными влияниями, которые могут повергнуть в отчаяние пуриста: это может быть и использование необычного инструментария, и элементы джаза, рока или академической музыки, и, наконец, также фольклор, только присущий народу, обитающему, скажем, на другом континенте.
И в этом смысле я бы назвал работу трио "Frifot" образчиком world music самого высокого качества.
Чертовски странный диск ранее мне совершенно не знакомого шведского ансамбля. Термин "чертовски" употреблен здесь вполне сознательно. Видите стилизованную пятерню, которая тянется на обложке к столь же стилизованной гитаре? Так вот, принадлежит она ...
Уильям Кларк - блюзовый гигант. Так написано на обложке его посмертно изданного сборного альбома. Кларк и в самом деле неоднократно награждалсявысшей блюзовой наградой - премией имени У. Хэнди. И не просто из почтения к умершему Кларка назвали ...
Очень сложно рассуждать о русском блюзе. Там, у них, в Америке и в Англии, был и есть так называемый белый блюз, но он своими корнями все равно лежит в той самой черной традиции — как ни крути, ведь Джон Мэйолл очень близок к Мадди Уотерсу. У нас же ...
Пускай это прозвучит и субъективно, но данный альбом лично я выслушалс большим интересом. И, признаться, не один раз, хотя горячим поклонникомформы открытой импровизации вроде бы и не являюсь, а этот альбом оченьярко продолжает серию изданий фирмы ...
Трио в составе "фортепиано — контрабас — ударные" — один из самых распространенных форматов комбо в современном джазе. Далеко не редкость и такие трио, где лидером является басист: вспомните хотя бы один из самых известных таких ...
Это, видимо, даже не авангард. А авангард авангарда. Джон Батчер на сегодняшний день наиболее передовой экспериментатор саксофона на всей планете.Здесь вы услышите, что с помощью саксофона возможно извлечь великое множество совсем не саксофонных ...
Хотя российскому слушателю благодаря трехлетней давности гастролям с контрабасистом Виктором Двоскиным хорошо знаком гитарист Пол Болленбэк, в США он не так известен, как многие другие мастера джазовой гитары. Это потому, что живет он в Вашингтоне, ...
Первое ощущение, которое появляется при прослушивании первого сольного альбома американского клавишника Скотта Уилки: где-то это уже приходилось слышать (хотя слышишь впервые). Профессионально исполненные, выверенные до каждой нотки, полностью ...
Компания ЕСМ продолжает издание альбомов современной академической музыки. Как правило, это сочинения, уходящие в сторону от классических канонов.На этом диске вниманию слушателей представлена соната французского композитораЖана Барракэ (1928-1973), ...
Обычно, разбирая подобные этой компиляции, рецензенты, всяк на свой вкус, заочно советуют фирме-издателю, что нужно было бы сделать, дабы сборник получился еще лучше, чем он уже есть. Я, в своей жизни поработав во многих редакциях, давно привык: с ...
Спустя двадцать восемь лет состоялось возрождение потрясающего трио Блей-Пикок-Мотиан. Их предыдущий альбом, вышедший также на лейбле ECM в 1970 году, стал манифестом необычного в то время, романтического подхода к фри-джазу и был принят критикой и ...
Сразу хочу успокоить ярых поклонников сладкоголосого соулмена (теперь уже окончательно) и охладить поборников креативности: от перемены лейбла музыка Эл Джарро ничего не потеряла и ничего не приобрела. Очень приятный альбом хорошей поп-музыки, ...