...Чистый, прозрачный женский голос, незатейливая, но завораживающе-притягательная мелодия песни, упругий, но не навязчивый ритм, сплетение голосов скрипки, цимбал, духовых — наверное, так могла бы выглядеть эльфийская музыка толкиеновских жителей Волшебной страны. Впечатление это усиливается еще и от незнания языка, на котором исполняются композиции. Но это не аудиоиллюстрация к "Сильмарильону", а самая что ни на есть земная музыка, чьи корни уходят в фольклор отнюдь не выдуманной страны — Швеции.
Проект "Frifot" впервые появился в 1987г., именно тогда трое видных шведских музыкантов-фольклористов решили объединить свои усилия. Позже Лена Виллемарк и Але Моллер работали вдвоем, а в 1992г. пришло время возрождения первоначального трио. Инициатором здесь выступил шеф ECM Манфред Айхер, приехавший в Швецию на премьеру нового сочинения эстонского композитора Арво Пярта и заглянувший вместе с тем же Пяртом на фольклорный фестиваль, проходивший в те же дни.
Вокалистка ансамбля Лена Виллемарк увлекалась народной музыкой с детства, то же можно сказать и о Пере Гудмундсоне, который, помимо прочего, сделал очень много для возрождения традиций шведской волынки. В том, что этот инструмент присущ не только шотландцам, можно убедиться, прослушав композицию "Kare Sol / Sjunar Lars-Polska" на данном диске. Путь Але Моллера был несколько более извилистым: он начинал в качестве джазового трубача, затем увлекся греческой музыкой, играл на бузуки и лишь затем обратился к родному фольклору. К слову, джаз не чужд и Лене Виллемарк: она неоднократно работала с джазменами, пела стандарты и в том же "Frifot" весьма активно использует чисто джазовые идиомы.
В том-то и соль, что понятия world music и фольклор — это не синонимы. В world music фольклор всегда оплодотворен самыми разнообразными влияниями, которые могут повергнуть в отчаяние пуриста: это может быть и использование необычного инструментария, и элементы джаза, рока или академической музыки, и, наконец, также фольклор, только присущий народу, обитающему, скажем, на другом континенте.
И в этом смысле я бы назвал работу трио "Frifot" образчиком world music самого высокого качества.
Альбом этот представляет собой запись, сделанную на фестивале "Vilnius Jazz ’98". Те, кто слышал предыдущие альбомы и другие концертные выступления группы, будут несколько удивлены: "Осенняя сюита" во многом на них непохожа. Прозрачное легкое ...
Канадский джаз — не частый гость в нашем "CD-обзоре". Альбом "Fleeting Thoughts" дает возможность познакомиться с весьма симпатичным образчиком того, как играют сегодня джаз к северу от его родины. Глен Холлз, главное действующее лицо этого ...
Что и говорить, удивительный проект. Нет, сама по себе религиозная музыка любой конфессии уже очень давно занимает свою особую нишу в музыкальной культуре. Соль здесь в том, как, кем и где она исполнена в этом проекте. Известно, что суббота (шаббат) ...
Итальянский современный джаз я слышал первый раз и, надосказать, если бы не знал заранее его происхождение, то долго гадал бы,кто такое сотворил. С одной стороны, музыка ближе всего к эйсид-джазу сочевидным влиянием трип-хопа, но, с другой стороны, ...
Рождественская музыка — совершенно особая творческая ниша. С одной стороны, она предоставляет богатое сезонное поле для заработков многочисленным халтурщикам: если одни "куют денежки" в предрождественские дни в личине Санта-Клаусов, другие ...
Да, действительно основными центрами "джазового производства" в Штатах являются Нью-Йорк и Западное побережье. Однако и за их пределами тоже происходит немало интересного, примером чему может служить и данный релиз. Любопытный слушатель познакомится ...
Квинтет Дейва Холланда, сам басист и его альбомы в последние годы неизменно стоят на самых высоких местах в чартах журнала "ДаунБит", а также списках лауреатов премии Ассоциации джазовых журналистов США и номинантах на "Грэмми". И вот перед нами ...
Имя грузинского композитора Гия Канчели хорошо знакомо любителям современной академической музыки во всем мире. Сочиняя в различных музыкальных формах (от инструментальных миниатюр до балета), он создает произведения, полные неповторимого ...
Альберт Мангельсдорф — пожалуй, самый известный европейский новоджазовый тромбонист, играет в разнообразных проектах, но наиболее новаторским и современным из всех их является швейцарская группа "Movin’ On". Швейцарский джаз для нас за небольшим ...
Очень редкое в джазе, но, право слово, шикарное сочетание инструментов — 5-струнный контрабас и аккордеон. Особенно если учесть, что француз Гарсия-Фонс большую часть времени играет не пиццикато, а смычком. Исполнители хорошо знают друг друга — их ...
Этот альбом если и выходит за рамки блюзовых традиций, так разве только тем, что его традиционность выпячена до предела, усилена, оттенена, подчеркнута и осовременена. В итоге получилась очень яркая и броская музыка, идеально подходящая для ...
Прославленные сверхасы губной гармошки Джеймс Коттон, Билли Бранч, Чарли Масселвайт и Шугар Рей Норсиа собрались вместе на одной сессии и продемонстрировали все, что накопилось в истории звучания блюзовой гармоники — самые разные стили: от дуэтных ...