Снежные Дети Встречают "Пастора И Большую Пробку" - Комментарии к Гомеру
12.02.1997
Этот альбом — один из первых, которые были записаны и изданы самоотверженной сибирской фирмой. И одновременно он — яркое свидетельствотого, что ее продюсеры не упускают возможности оставить для истории весьма любопытные музыкальные документы как в области классических стилей джаза,так и современных. В данном случае в студии 14 марта 1989 года был записан репертуар, исполненный по существу методом джэм-сейшн музыкантами из Польши и России, ранее вместе не игравшими.
"Снежные дети" — это энигматический джазовый проект, объединивший двух музыкантов из Томска и двух новосибирцев, явныхпоклонников нового джаза. "Пастор и Большая Пробка" — трио достаточномолодых польских музыкантов, которые до этого составляли основу польскогобиг-бэнда "Young Power", ведущего коллектива своей страны в конце80-х. Столь экзотическое название трио — всего лишь переложение фамилийего участников — Кшиштофа Попека (Пастор), Бронислава Дужего (Большой)и Александра Корецкого (Пробка). К слову сказать, эти музыканты и сегодняотыгрывают значительную роль на польской джазовой сцене. Так, по итогаманкеты журнала "Jazz Forum" за прошлый год Попек был назван лучшимв категории "флейта", Дужы стал вторым тромбонистом Польши, Корецкибыл назван пятым в категории "альт-саксофон".
"Снежные дети" встретили "Пастора и БольшуюПробку", безусловно, очень радушно. Конечно, все три изданные спустягоды композиции принадлежат как раз представителям "западного"нового джаза, но по большому счету авторство в пьесах подобного чисто импровизационногоджаза — понятие весьма условное. Скорее, следует отмечать автора идеи,которая потом разрабатывается совместно всеми участниками проекта.
"Комментарии к Гомеру" — не более чем некаяусловность, рамки, в пределах которых музыканты общались друг с другом.Безусловно, все три композиции ("Похороны Патрокла", "ПутьТроянского коня" и "Утро после битвы") могли бы называтьсясовершенно по-иному, как и сам альбом. Программность носит здесь достаточноусловный характер, хотя и присутствует в исполняемых пьесах. Понятно, чтопольские музыканты, которые к тому времени имели уже изданные в составеименно этого трио альбомы и большой концертный опыт, были на первом планеи очень заметно отмечались во всех пьесах в первую очередь как солисты.Сибиряки, как всегда, несли основную тяжесть — ритм, да время от времениукрашали музыку различными экзотическими (во всяком случае, для Польши)звуковыми эффектами типа темир-хомуза. Кстати, из всех трех пьес на менянаибольшее впечатление оказала последняя — лирическая по характеру, безособых фри-наворотов и с прекрасным соло флейты.
Музыка альбома в целом вписывается в понятие нового джаза,но при этом не утомляет. Здесь нет исполнительства ради только исполнительства,композиционность от заявки темы через разработку и вплоть до коды прослеживаетсядостаточно отчетливо. В этом смысле аналогии можно найти в творчестве известногов российских джазовых кругах московского трио "Три О", особеннотого периода, когда в нем играл Аркадий Шилклопер. Правда, в отличие оттворчества москвичей, всегда открытых самоиронии и чуть ли не показномугротеску, музыка этого альбома серьезна. Возможно, даже излишне серьезна.Что ни говори, а это — сам Гомер!
Отважившиеся прокомментировать его музыканты навернякане рассчитывали, что их творчество останется в веках. Они просто высказалисьязыком нового джаза так, как могли и пожелали выразиться в данный момент.Это можно принимать, а можно — нет. Главное, что Гомер не обидится...
А еще мне хотелось бы обратиться к городским властям Новосибирскас просьбой рассмотреть вопрос о возведении в одном из лучших мест городахотя бы скромного бронзового бюста Сергея Беличенко — удивительного поэнергии человека. Мало того, что он на барабанах исполняет самую разнуюмузыку — от традиции до авангарда, так еще и наладил издание уникальной серии джазовых записей. И я не удивлюсь, что вскоре с точки зрения своеобразияи программности серии "Джаз из Сибири" фирму "Ermatell Records"кто-нибудь возьмет да и сравнит со, скажем, "ЕСМ".
Этот альбом переиздан уже в наши дни с учетом новых технических возможностей, что позволило превратить его в очень оригинальный по наполнению диск. Запись эта свела в один состав прекрасных исполнителей, которые, однако, подчиняясь воле продюсера, ...
Московское недавнее переиздание одного из лучших альбомов классика чикагского блюза Лютера Эллисона. Он возглавлял группу под названием "Rolling Stones" еще в 50-х. Черных "Rolling Stones" из города Чикаго. В то время, как будущие лондонские ...
Хоул до 1992 г. двенадцать лет играл блюз у себя дома в Перте, Западная Австралия, и был совершенно неизвестен за пределами континента. Открытие для всего мира состоялось благодаря изданию именно этой, первой записи Хоула на чикагском "Аллигаторе". ...
Скрипача по имени Питер Компо мы уже представляли нашим читателям в №12/99. Тогда в "CD-обзоре" рецензировался его самый свежий альбом. После этого музыкант прислал в редакцию еще один свой диск, и мы решили, в виде исключения, познакомить вас и с ...
К столетнему юбилею великого трубача и певца многие лейблы переиздают старые его сборки и выпускают новые. Перед вами — одна из таких старых вечнозеленых коллекций. Уж и не знаю, какое новое слово я смогу сказать во всемирной армстронгониане. Да ...
Было бы ошибкой подходить к рецензии данного альбома только лишь с точки зрения музыки. Выступление Марека Балаты в Минске в феврале этого года наглядно продемонстрировало, что в избранной этим артистом области он является не просто музыкантом, но ...
Тино Иццо. Имя, наверняка ничего не говорящее подавляющему большинству даже достаточно продвинутых знатоков музыки. А вот для меня это имя стало пускай небольшим, но тем не менее очень приятным открытием. Судя по всему, Тино Иццо — итальянский ...
Достаточно странное переиздание старых записей "демонического", некогда советского саксофониста, композитора и инициатора всевозможных очень смелых для своего времени проектов Анатолия Вапирова. Переиздание странное потому, что никаких тебе ...
Необузданный, веселый, свободный, мелодичный, "завернутый", легкий — это все можно сказать о джазе, который играет Карло Актис Дато со своим квартетом уже с 1984 года. Этот альбом уже не очень новый, но не рассказать о нем совершенно невозможно. ...
За вызывающим названием «Обоюдоострый» (Double Edge) стоит дуэт двух американских пианистов: Эдмунда Нимана и Нурита Тиллса. Познакомились они в 1978г., а впервые выступили вместе под этим названием девять лет спустя. Дуэт этот скорее ...
Думаю, это российское переиздание откроет некоторым любителям джаза новые грани таланта великого Дюка. Все знают его в первую очередь, как руководителя биг-бэнда и композитора, но многие забывают, что начинал он с малых составов, в частности, с ...