Снежные Дети Встречают "Пастора И Большую Пробку" - Комментарии к Гомеру
12.02.1997
Этот альбом — один из первых, которые были записаны и изданы самоотверженной сибирской фирмой. И одновременно он — яркое свидетельствотого, что ее продюсеры не упускают возможности оставить для истории весьма любопытные музыкальные документы как в области классических стилей джаза,так и современных. В данном случае в студии 14 марта 1989 года был записан репертуар, исполненный по существу методом джэм-сейшн музыкантами из Польши и России, ранее вместе не игравшими.
"Снежные дети" — это энигматический джазовый проект, объединивший двух музыкантов из Томска и двух новосибирцев, явныхпоклонников нового джаза. "Пастор и Большая Пробка" — трио достаточномолодых польских музыкантов, которые до этого составляли основу польскогобиг-бэнда "Young Power", ведущего коллектива своей страны в конце80-х. Столь экзотическое название трио — всего лишь переложение фамилийего участников — Кшиштофа Попека (Пастор), Бронислава Дужего (Большой)и Александра Корецкого (Пробка). К слову сказать, эти музыканты и сегодняотыгрывают значительную роль на польской джазовой сцене. Так, по итогаманкеты журнала "Jazz Forum" за прошлый год Попек был назван лучшимв категории "флейта", Дужы стал вторым тромбонистом Польши, Корецкибыл назван пятым в категории "альт-саксофон".
"Снежные дети" встретили "Пастора и БольшуюПробку", безусловно, очень радушно. Конечно, все три изданные спустягоды композиции принадлежат как раз представителям "западного"нового джаза, но по большому счету авторство в пьесах подобного чисто импровизационногоджаза — понятие весьма условное. Скорее, следует отмечать автора идеи,которая потом разрабатывается совместно всеми участниками проекта.
"Комментарии к Гомеру" — не более чем некаяусловность, рамки, в пределах которых музыканты общались друг с другом.Безусловно, все три композиции ("Похороны Патрокла", "ПутьТроянского коня" и "Утро после битвы") могли бы называтьсясовершенно по-иному, как и сам альбом. Программность носит здесь достаточноусловный характер, хотя и присутствует в исполняемых пьесах. Понятно, чтопольские музыканты, которые к тому времени имели уже изданные в составеименно этого трио альбомы и большой концертный опыт, были на первом планеи очень заметно отмечались во всех пьесах в первую очередь как солисты.Сибиряки, как всегда, несли основную тяжесть — ритм, да время от времениукрашали музыку различными экзотическими (во всяком случае, для Польши)звуковыми эффектами типа темир-хомуза. Кстати, из всех трех пьес на менянаибольшее впечатление оказала последняя — лирическая по характеру, безособых фри-наворотов и с прекрасным соло флейты.
Музыка альбома в целом вписывается в понятие нового джаза,но при этом не утомляет. Здесь нет исполнительства ради только исполнительства,композиционность от заявки темы через разработку и вплоть до коды прослеживаетсядостаточно отчетливо. В этом смысле аналогии можно найти в творчестве известногов российских джазовых кругах московского трио "Три О", особеннотого периода, когда в нем играл Аркадий Шилклопер. Правда, в отличие оттворчества москвичей, всегда открытых самоиронии и чуть ли не показномугротеску, музыка этого альбома серьезна. Возможно, даже излишне серьезна.Что ни говори, а это — сам Гомер!
Отважившиеся прокомментировать его музыканты навернякане рассчитывали, что их творчество останется в веках. Они просто высказалисьязыком нового джаза так, как могли и пожелали выразиться в данный момент.Это можно принимать, а можно — нет. Главное, что Гомер не обидится...
А еще мне хотелось бы обратиться к городским властям Новосибирскас просьбой рассмотреть вопрос о возведении в одном из лучших мест городахотя бы скромного бронзового бюста Сергея Беличенко — удивительного поэнергии человека. Мало того, что он на барабанах исполняет самую разнуюмузыку — от традиции до авангарда, так еще и наладил издание уникальной серии джазовых записей. И я не удивлюсь, что вскоре с точки зрения своеобразияи программности серии "Джаз из Сибири" фирму "Ermatell Records"кто-нибудь возьмет да и сравнит со, скажем, "ЕСМ".
Настоящий нью-орлеанский джаз! Да не сочтет читатель мои музыкальные пристрастия столь ортодоксальными. Альбом действительно классный. Здесь есть все, что следует ожидать от неотрадиционалистов: изысканный свинг, драйв, этот волшебный звук, присущий ...
Название пластинки следует понимать буквально – Элвин Джонс, заслуженный ветеран пост-бопа, для записи этого альбома подобрал себе в компанию именно молодых музыкантов: полных самых невероятных идей, энергии, здорового честолюбия – одним словом, ...
Должен сразу признаться, что альбом оставил у меня самые приятные впечатления. От джазового трио, натурализовавшегося в Сибири,я такого не ожидал. Образцовый альбом классического джаза! Понравилось все: проникновенная, утонченная манера пианиста ...
Достаточно простой, добротный альбом Элвина Джонса, записанный им в компании таких значительных музыкантов, как Сонни Фортун (Sonny Fortune), Кевин Махогани (Kevin Mahogany), Вилли Пикенс (Willie Pickens). Компанию давнишних партнеров Элвина по ...
Несомненно удачный альбом! Композиции пианиста и клавишника Дэна Сигела не могут не оставить приятных впечатлений у поклонников джаз-рока. Ведь музыку, записанную на диске, можно с полной уверенностью отнести именно к этому стилю. Сессионный состав ...
Музыкальные консервы - диски отличаются от других типов консервов тем, что срок их годности бесконечно велик. Ну и что, что дебютный альбом Криса Боттомли Brainfudge увидел свет целых двенадцать лет назад? Вы поставьте этот диск – вполне ...
Любителям жесткого джаза безусловно понравится этот альбом, выполненный в лучших традициях хард-бопа и старых "The Jazz Messengers". Бэнд-лидер представленного коллектива барабанщик Кларк Трейси является на сегодняшний день одним из наиболее ...
Бедный, бедный Эдди Рознер! Если бы он послушал посвящение себе самому в исполнении новосибирского ансамбля "Новое поколение",то, боюсь, ребятам икалось бы долго и тяжело. Ну подумайте сами: восемь минут импровизаций а-ля Орнетт Колман плюс ...
Что подумает приличный меломан,когда увидит такое название? Особенно если расшифрует загадочное MVP: Mark Varney Project? Правильно, очередное творение гитаристов-металистов-шредеров в духе большинства альбомов "Шрапнель-рекордс". Однако надпись ...
Данный альбом — полностью авторский проект Марка Антуана, белого гитариста, судя по всему, влюбленного в соул. Но подход к наследию черных исполнителей этого направления у него своеобразен и достаточно интересен. Со многих точек зрения. Взять хотя ...
Думаю, мало кто мог ожидать осуществления подобного проекта от малоизвестной британской пианистки. Еще несколько лет назад ее имя было известно лишь узкому кругу почитателей и просто знакомых. Однако можно с полной уверенностью предположить, что ...
Благодаря любезности компании Enja те из наших читателей, кто давно дружит с «Jazz-Квадратом», уже имели возможность познакомиться с альбомами мюнхенского секстета NuNu! (см. №№ 9-10/98 и 11/99). И вот – появившийся в мае этого ...