В 70-80 гг мои познания в музыке Южной Африки заканчивались где-то раздобытой по случаю информацией о Мириам Макебе и знакомством с диском мозамбиканца Африка Симона, который продавался в СССР, а был выпущен то ли в Польше, то ли в Чехословакии. Мозамбик хоть и не совсем Южная Африка, но где-то там, ближе к югу.
А про страну Южную Африку мы вообще слышали в контексте с апартеидом, да еще помню и очень хорошо, что там, в Кейптауне, впервые сделали пересадку сердца. Даже имена запомнил: пациентом был некий Луи Вашкански , а хирургом Кристиан Бернард. Прожил, правда, пациент чуть больше недели, но событие было мирового масштаба.
Теперь такими операциями никого не удивишь, а вот южно-африканский джаз продолжает оставаться диковинкой, по крайней мере, для меня. Впрочем, нет, имя Хью Масекела где-то встречал и, как играет, слышал на каком - то джазовом сборнике.
Так кто же он такой? Да, в общем, борец все с тем же пресловутым апартеидом. Долго был изгнанником, на родину вернулся после того, как режим белого меньшинства был упразднен. Впрочем, порядка там больше не стало, по-моему.
Вернулся Хью домой и пришел в отчаяние: музыка вообще и джазовая в частности, была в упадке. Старшее поколение вымерло или продолжало оставаться за кордоном, а молодняк то и слова «джаз» не очень хорошо знал, хотя оттуда он пришел, весь этот джазззз!
Масекела своим альбомом REVIVAL (само название кое о чем, да говорит!) решил внести свою лепту в дело возрождения той самой исконно африканской музыки и отразить текущие музыкальные тренды. А сделал он это в «миксе», боясь, что чистый (pure) джаз будет не очень доступным для понимания. Вот и завернул здесь, что называется те самые, джазовые элементы, щедро приправив их рэпом, хип-хопом и этнической африканской музыкой. Смесь получилась гремучая. В том плане, что необычная. Лишь несколько композиций напоминают традиционный джаз, а все остальное можно смело относить к «этническому уорлду». Однако, он делает попытки при помощи трубы и ф/горна, инструментах на которых отлично играет и выдает потрясные соляки, наставить на путь истинный и вернуть в лоно джаза своих слушателей.
Впрочем, здесь много красивых мелодий в латино- африканских ритмах, которые можно слушать, дрыгая ножкой или виляя бедрами в такт мелодиям. К словам прислушиваться необязательно, все равно их английский нам будет непонятен, да и песни здесь не только на английском. Наверное, надо выучить какой-нибудь африкаанс в придачу. Помню, как то оказался в Нигерии, в Лагосе, где сэр Пол писал свой Band On The Run и откуда еле вырвался живым со своими или на своих крыльях, так я почти неделю вообще не понимал, о чем говорили нигерийцы. Но меня заверяли, что говорили они на английском языке. Бедные наши морячки, как они выжили там, в Лагосе в тюрьме, ума не приложу. Я был тогда на воле, в командировке, но о своих похождениях мог бы написать повесть.
Впрочем, отвлекся снова. Так вот, трэки AFTER TEARS, FRESH AIR, FOR THE LOVE OF YOU, вполне могут сойти за глоток свежего воздуха под раскаленным африканским солнцем, а если учесть, что WOMAN OF THE SUN, где-то в DISTRICT SIX приветливо OPEN THE DOOR, да еще, если в Африке SPRING, то вас явно ждет NONTSOKOLO & IBALA LAM.
Но, шутки в сторону, диск стоит того, чтобы его послушать, а может и приобрести.
Номад – это, как известно, кочевник. Можно только догадываться, какой смысл вкладывал Ференц Шнетбергер в название своего очередного альбома. Возможно, он вспомнил о своих кочевых предках, венгерских цыганах. Не исключено также, что он имел ...
Наверное, для многих ирландский джаз остается в тени своего островного соседа. Вот и мне было очень интересно познакомиться с дебютным альбомом ансамбля Organics из Дублина. Это органное трио, причем, если верить пресс-релизу группы, New Light – ...
Альбом «Psychicemotus» 1965 года считается лучшим альбомом Юзефа Латифа периода его сотрудничества с лэйблом Impulse, а этот период (1963-1966 годы), в свою очередь – наиболее успешным в истории всего его творческого пути. Вместе с тем, ...
Творчество венгерского гитариста Аттилы Золлера способно одним только этим альбомом реабилитировать грустную участь его инструмента в эпоху электрического гитарного фьюжн. То, что гитара в джазе способна не только выть, как сирена, или наигрывать ...
Практически каждый год, начиная с сентября – октября в «Jazz – Квадрат» для «CD – Обзора» начинают поступать диски рождественской тематики. В этом году рождественский подарок нам сделала известная баварская ...
Помимо таких традиционных центров джаза, как Нью-Йорк и Калифорния, в разных уголках Америки есть немало замечательных мастеров этой музыки. На северо-западе тихоокеанского побережья Штатов джазовое сообщество уже несколько десятилетий выглядит ...
Даже не глядя на обложку альбома, уже минуты через две звучания диска вы безошибочно определите цвет кожи исполнителей. Музыка альбома Break Out настолько характерна по звучанию, в котором преобладают мотивы соул, фанка и ритм-энд-блюза, что ...
Не секрет, что джазовые музыканты часто и охотно используют известные произведения поп- и рок-исполнителей как основу для своих импровизаций. Особо знаменитые даже удостаиваются трибьют -альбомов. В последнем случае правда зачастую подобный опус ...
Ножки – это непременный атрибут обложек альбомов серии Departure Lounge, издаваемой среди прочих серий австралийским лейблом Petrol Records. В отличие от серии The Beach, в которой вышел пока только один альбом, в этой серии уже было несколько ...
Эрик ван Аро щедро одарен самыми разнообразными талантами: он активно работал в сфере театрального искусства, занимался продюсерской деятельностью, знаком с работой в масс-медиа. Но прежде всего Эрик – певец. И еще бы ему не петь! Ван Аро хоть ...
В свои по меркам джаза ещё юношеские 32 Джон Эллис добился немалого. Самым примечательным был 2002 год, когда Джон стал вторым в престижном конкурсе Thelonious Monk International Saxophone Competition и затем присоединился к Charlie Hunter’s trio. ...
Пятый по счету альбом новозеландской группы Twinset стал вторым, с которым получили возможность познакомиться читатели «Jazz – Квадрата» (рецензию на их предыдущую работу Mystical Soul см. № 2/05). На сей раз, братья Ибсли и Пол ...