Масштабность этого проекта трудно переоценить. «Джазовая фабрика» действовала в Вене целых 25 дней: с 21 марта по 17 апреля. Место действия – столичный WUK Museum. Я бы назвал это действо парадом австрийского джаза. Организаторами «джазовой фабрики» стало шестеро музыкантов: Клеменс Венгер, Бернд Затцингер, Даниэль Риглер, Петер Ром, Вольфганг Шифтнер и Клеменс Салесны. Их вдохновил опыт Чарли Мингуса, организовавшего аналогичный Jazz Composers Workshop в Сан-Франциско в начале 50-х годов.
Проект собрал более шестидесяти музыкантов, исповедующих самые разные направления джаза. Никаких ограничений! Каждый играл свою музыку, и каждому была предоставлена полнейшая свобода для демонстраций своих творческих амбиций и достижений.
Часть «продукции», произведенной «фабрикой» за это время представлена в альбоме, два диска которого вместили более двух часов оригинальной живой музыки, написанной и исполненной участниками проекта. Единственным исключением стала стартовая композиция Koller –Riff – сочинение покойного классика австрийского джаза, чье имя носит престижная джазовая премия, ежегодно вручаемая лучшим мастерам джаза Австрии. Я бы в 2005 году поделил ее между организаторами проекта.
В короткой рецензии невозможно обстоятельно поговорить обо всем услышанном. Музыка действительно звучала очень разная, хотя, на мой взгляд, с довольно значительным акцентом на авангардный джаз. На меня наиболее сильное впечатление произвели фри-джазовая команда Fuzz Noir с участием двух "отцов-основателей" – альт-саксофониста Шифтнера и гитариста Рома, ансамбль самого Рома Peter Rom Trio с пьесой Kafka’s Humor, и минималистская композиция Tahmine от трио Салесны (бас-кларнет) – Вуди Шабата (вибрафон) – Рафаэль Прейшль (бас). Но это, разумеется, субъективные ощущения. Объективно иное – прекрасный и достойный внимания опыт, сделавший творчество австрийских джазменов достоянием всех слушателей этого альбома.
Запись живого выступления Чета Бэйкера во главе небольшой группы (гитара, бас, труба) на 7-м джазовом фестивале в Мюнстере (Германия). Стереотип подчеркнуто строгого, почти аскетического формата «джаз-бэнда для звездного лидера» с самого начала ...
Пятый по счету альбом норвежской группы Dadafon вызвал у меня массу положительных эмоций. Правда, с джазом они не имели почти ничего общего, а носили, скорее, ностальгический характер. Я услышал настоящую рок-музыку, добротную, берущую за душу, ...
Eveneven – название проекта норвежского тромбониста, известного под именем Even Kruse Skatrud. Прежде его можно было заметить в различных джазовых составах и больших оркестрах, однако в этом году он появляется на сцене со своим собственным сольным ...
Очень симпатичная вариация на тему «не стареют душой ветераны». Корки Сигел и Джим Шуолл начинали в Чикаго еще в одно время с Полом Баттерфилдом и Майком Блумфилдом, то есть принадлежали к первому поколению белых музыкантов, начавших в ...
Переиздание альбома 1983 года, относящегося к периоду наибольшей творческой свободы Эбби Линкольн. 80-е прошли у великой джаз-дивы под знаком сознательного сотрудничества с маленькими лэйблами, вроде Enja или Inner City – это давало ей замечательную ...
Большая, даже по джазовым меркам, продолжительность композиций на этом релизе объясняется не какой-то особенной импровизационной идеей, которая овладела музыкантами, терзая и мучая их все отведенное на это время – нет. Все 20 или 30 минут каждой ...
Наверное, Джим Пейни не самый известный среди широкой джазовой общественности барабанщик, хотя начинал он ещё в далёкие 50-е. Но авторитет его среди профессионалов очень высок. Джим зарекомендовал себя на фанковой, соул и джазовой сцене не только ...
Этот московский коллектив явно обладает своеобразным, узнаваемым звучанием: достаточно изучить инструментарий. Можно было бы даже предположить, что по музыке — это нечто вроде камерно замкнутого музицирования, реминисценций на темы, доставшиеся нам ...
Понятие провинциальности в искусстве живо и сегодня, в эпоху всемирной сети и всевластия масс-медиа. Но вот с географией оно не связано никак. Вполне заурядные, эпигонские по своему духу проекты в большом количестве производятся в самых крупных ...
Дебютный альбом Шона Максвелла Originаls писался около двух лет. Это качественное, завораживающее творение, в котором автор выступил как профессиональный джазовый исполнитель, композитор и аранжировщик. Шон Максвелл начал свою карьеру кларнетиста в ...
Название этого диска говорит само за себя. "Slovak jazz" – это подарок от восьми лучших словацких джазовых исполнителей, получив и прослушав который становится ясно, что в этой стране джаз тоже играют профессионально, качественно и с сильным ...
Показательный «живой» альбом биг-бэнда Оливера Нельсона, который маэстро возглавлял на протяжении последних десяти лет своей жизни, с 1966 по 1975 год. До 1966 года Нельсон снискал себе славу как сопрано-саксофонист, талантливый композитор и ...