nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Пятый Интернационал Бориса Штерна

стиль:

Пятый Интернационал Бориса Штерна
Первое, что я вспомнил, прослушав по присланному линку альбом "Момент потерянной эйфории", это бабелевского Гедали с его мечтой об Интернационале добрых людей. И подумал, что главный создатель этого альбома Борис Штерн творит такой Интернационал здесь и сейчас. Я бы присвоил ему пятый порядковый номер – после всех имевших место социально-политических Интернационалов, от Маркса до Троцкого. Интернационал Бориса Штерна явно вне политики и доктринерства, это Интернационал людей, наверное, добрых и уж точно, каждый по своему, талантливых. Именно Борис объединил этих людей из Израиля и Беларуси проектом «СлушатьВнаушниках», в рамках которого записан альбом "Момент потерянной эйфории", выложенный в Soundcloud по адресу https://soundcloud.com/borismstern/sets/mpesvn. Там, кстати, сразу после названия проекта в скобках многозначительно значится еще одно название: «Штерн Б. и Друзья». Надо думать, «СлушатьВнаушниках» - не единственная форма сотрудничества, придуманная Борисом, могут появиться (уже имели место?) и другие проекты, а круг друзей Штерна обладает потенциалом для расширения.

Но вернемся к сути. В 90-х годах прошлого века Борис Штерн был заметной фигурой в музыкальных кругах Минска, причем одновременно и андеграундно-творческих, и начальственных (был в руководстве Первого музыкального канала). Переехав в 2003 году в Израиль, связей с Беларусью не прервал, продолжая сотрудничать с целым рядом белорусских музыкантов. И продолжал писать стихи. В «Момент потерянной эйфории», насколько я могу судить по приведенным датам, вошли стихи разных лет, но написанные уже на исторической родине. «СлушатьВнаушниках» - это и есть отобранные автором стихи в собственном исполнении, положенные на музыку. Впрочем, вот как в письме автору этих строк характеризовал проект и его участников сам Штерн:

«15ть недлинных треков в разных стилях, написанных и записанных в разных странах. Все участники СлушатьВнаушниках просто оказались в одно время в разных местах. Большинство музыкантов - участники известных белорусских и израильских проектов конца 20го начала 21го веков. Получилось бодро.


Members: Борис Штерн - тексты, голос, музыка, идейка, Андий Граф - музыка, сведение, Леонид Нарушевич - музыка, сведение, дух, Владимир Ломберг – музыка, Петр Привин - музыкальное прочтение, Дмитрий Ривин – сведение, Вячеслав Быстрицкий – сведение, Влад Граусбард – видео, Арсен Ягджян – видео, Дарья Катковская – ударения, Руслан Рабаев - ничего не делал вообще, Майк Шапиро - соло на электро-пиано, Моше Янковский - саз, губная трубёжка».


Не будем обращать внимания на самоиронию автора («идейка»). Борис Штерн – Поэт. Я не большой знаток (да и не большой любитель поэзии), но настоящее от фальшивого, как мне хочется думать, отличить могу. Отдельные вещи в этом альбоме проняли до мурашек по коже.

«Он» (как мне услышалось, это о Боге):

Он знает что каждый хочет
Он верит в нас между прочим
А мы выбираем другое
Какое-то не такое

War Song (так мог бы сказать Ремарк, если бы писал стихи):

Это лучшее что осталось в окопе
Где-то под городом среди ржи
Кто-то ходил воевать за Родину
А кто-то ради обычной лжи.

Храм (снова о Боге, но уже по-белорусски):

Дзякуй табе Магутны
Што ёсьць у нас у цябе вера
Мы ж для цябе як літары
Мы для цябе як папера

Дорога (финал альбома, похоже, о себе):

Я хотел бы умереть на твоих коленях
Просто уснуть может от лени
Глаза закрыть
Только тебя касаясь
Я ведь знаю что это не страшно
Для меня это было бы важно
Как прыжок с высоты
На которой есть я и ты

А есть еще и Петербург, прохладная столица поребриков («Трамвай»), есть пронзительный «Вторник (памяти Дмитрия Тарасенко)», из которого невозможно вырвать для цитирования строку или куплет, который надо читать или слушать только целиком, есть еще много-много чего. Словом – Поэт. Но еще и Музыкант. Каждый из пятнадцати треков альбома – это далеко не просто чтение стихов под музыку. Мне доводилось рецензировать на jazzquad.ru немало альбомов, где джаз, импровизация сопровождали поэзию: американских (Бливас, Далачински), российских (Круглов, Федоров), белорусских («Князь Мышкин»). Везде это были в лучшем случае полу-удачи. Прослушав "Момент потерянной эйфории", я принялся просто читать заботливо размещенные здесь же, в Soundcloud, стихи. И… быстро обнаружил, что мне чего-то не хватает, не хватает той самой, вроде бы вторичной, вроде бы необязательной, - музыки.

Так что, давайте теперь о ней, тем более, тут тоже немало любопытного. Музыка в разных композициях сочинялась разными людьми, и, разумеется, ни о какой единой стилистике речь тут идти не может. Много синти-попа от Андия Графа - и только ему удалось повлиять на манеру чтения стихов Борисом. Штерн ведь, собственно говоря, не поет, он просто, спокойно, без аффектации, читает свои стихи, но почти во всех композициях Графа ему приходится переходить практически на рэп. Впрочем, тот же Андий Граф сочинил и наиболее близкую к джазу композицию альбома – «Стоп». Музыка Леонида Нарушевича – это авангардные абстракции, существующие как бы параллельно слову и особенно удачные там, где и лирика носит более абстрактный характер. «Письмо» мне трудно себе представить в виде, отличном от того, который придала этой композиции музыка Владимира Ломберга. Ну и, наконец, сам Борис Штерн-композитор, наверное, лучше всех чувствующий, что требуется Борису Штерну-поэту, а главное умеющий переплавлять это ощущение в конкретную музыку. Не думаю, что "Момент потерянной эйфории" в чем-то проиграл из-за стилистической эклектики. Здесь это было уместно.

Вот такой альбом, который, на мой взгляд, может заинтересовать самых разных людей с разными вкусами – от любителей бардовской музыки до поклонников альтернативного искусства. Вот тем, кто взахлеб смотрит конкурсы песен «Евровидение», определенно беспокоиться не стоит. А остальные – Welcome! Идеи Пятого Интернационала – в жизнь!

Леонид Аускерн


авторы
Леонид АУСКЕРН
музыкальный стиль
кроссовер
страна
Беларусь, Израиль
Расскажи друзьям:

Еще из раздела релизы
Luna Blanca приглашает всех в Эльдорадо Клара Понти теперь еще и поет "Десятка" Джейсона Морана "Прогулки за облака" - новый альбом Александра Софикса
© 2017 Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com