nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Пятый Интернационал Бориса Штерна

Пятый Интернационал Бориса Штерна  Первое, что я вспомнил, прослушав по присланному линку альбом "Момент потерянной эйфории", это бабелевского Гедали с его мечтой об Интернационале добрых людей. И подумал, что главный создатель этого альбома Борис Штерн творит такой Интернационал здесь и сейчас. Я бы присвоил ему пятый порядковый номер – после всех имевших место социально-политических Интернационалов, от Маркса до Троцкого. Интернационал Бориса Штерна явно вне политики и доктринерства, это Интернационал людей, наверное, добрых и уж точно, каждый по своему, талантливых. Именно Борис объединил этих людей из Израиля и Беларуси проектом «СлушатьВнаушниках», в рамках которого записан альбом "Момент потерянной эйфории", выложенный в Soundcloud по адресу https://soundcloud.com/borismstern/sets/mpesvn. Там, кстати, сразу после названия проекта в скобках многозначительно значится еще одно название: «Штерн Б. и Друзья». Надо думать, «СлушатьВнаушниках» - не единственная форма сотрудничества, придуманная Борисом, могут появиться (уже имели место?) и другие проекты, а круг друзей Штерна обладает потенциалом для расширения.

Но вернемся к сути. В 90-х годах прошлого века Борис Штерн был заметной фигурой в музыкальных кругах Минска, причем одновременно и андеграундно-творческих, и начальственных (был в руководстве Первого музыкального канала). Переехав в 2003 году в Израиль, связей с Беларусью не прервал, продолжая сотрудничать с целым рядом белорусских музыкантов. И продолжал писать стихи. В «Момент потерянной эйфории», насколько я могу судить по приведенным датам, вошли стихи разных лет, но написанные уже на исторической родине. «СлушатьВнаушниках» - это и есть отобранные автором стихи в собственном исполнении, положенные на музыку. Впрочем, вот как в письме автору этих строк характеризовал проект и его участников сам Штерн:

«15ть недлинных треков в разных стилях, написанных и записанных в разных странах. Все участники СлушатьВнаушниках просто оказались в одно время в разных местах. Большинство музыкантов - участники известных белорусских и израильских проектов конца 20го начала 21го веков. Получилось бодро.


Members: Борис Штерн - тексты, голос, музыка, идейка, Андий Граф - музыка, сведение, Леонид Нарушевич - музыка, сведение, дух, Владимир Ломберг – музыка, Петр Привин - музыкальное прочтение, Дмитрий Ривин – сведение, Вячеслав Быстрицкий – сведение, Влад Граусбард – видео, Арсен Ягджян – видео, Дарья Катковская – ударения, Руслан Рабаев - ничего не делал вообще, Майк Шапиро - соло на электро-пиано, Моше Янковский - саз, губная трубёжка».


Не будем обращать внимания на самоиронию автора («идейка»). Борис Штерн – Поэт. Я не большой знаток (да и не большой любитель поэзии), но настоящее от фальшивого, как мне хочется думать, отличить могу. Отдельные вещи в этом альбоме проняли до мурашек по коже.

«Он» (как мне услышалось, это о Боге):

Он знает что каждый хочет
Он верит в нас между прочим
А мы выбираем другое
Какое-то не такое

War Song (так мог бы сказать Ремарк, если бы писал стихи):

Это лучшее что осталось в окопе
Где-то под городом среди ржи
Кто-то ходил воевать за Родину
А кто-то ради обычной лжи.

Храм (снова о Боге, но уже по-белорусски):

Дзякуй табе Магутны
Што ёсьць у нас у цябе вера
Мы ж для цябе як літары
Мы для цябе як папера

Дорога (финал альбома, похоже, о себе):

Я хотел бы умереть на твоих коленях
Просто уснуть может от лени
Глаза закрыть
Только тебя касаясь
Я ведь знаю что это не страшно
Для меня это было бы важно
Как прыжок с высоты
На которой есть я и ты

А есть еще и Петербург, прохладная столица поребриков («Трамвай»), есть пронзительный «Вторник (памяти Дмитрия Тарасенко)», из которого невозможно вырвать для цитирования строку или куплет, который надо читать или слушать только целиком, есть еще много-много чего. Словом – Поэт. Но еще и Музыкант. Каждый из пятнадцати треков альбома – это далеко не просто чтение стихов под музыку. Мне доводилось рецензировать на jazzquad.ru немало альбомов, где джаз, импровизация сопровождали поэзию: американских (Бливас, Далачински), российских (Круглов, Федоров), белорусских («Князь Мышкин»). Везде это были в лучшем случае полу-удачи. Прослушав "Момент потерянной эйфории", я принялся просто читать заботливо размещенные здесь же, в Soundcloud, стихи. И… быстро обнаружил, что мне чего-то не хватает, не хватает той самой, вроде бы вторичной, вроде бы необязательной, - музыки.

Так что, давайте теперь о ней, тем более, тут тоже немало любопытного. Музыка в разных композициях сочинялась разными людьми, и, разумеется, ни о какой единой стилистике речь тут идти не может. Много синти-попа от Андия Графа - и только ему удалось повлиять на манеру чтения стихов Борисом. Штерн ведь, собственно говоря, не поет, он просто, спокойно, без аффектации, читает свои стихи, но почти во всех композициях Графа ему приходится переходить практически на рэп. Впрочем, тот же Андий Граф сочинил и наиболее близкую к джазу композицию альбома – «Стоп». Музыка Леонида Нарушевича – это авангардные абстракции, существующие как бы параллельно слову и особенно удачные там, где и лирика носит более абстрактный характер. «Письмо» мне трудно себе представить в виде, отличном от того, который придала этой композиции музыка Владимира Ломберга. Ну и, наконец, сам Борис Штерн-композитор, наверное, лучше всех чувствующий, что требуется Борису Штерну-поэту, а главное умеющий переплавлять это ощущение в конкретную музыку. Не думаю, что "Момент потерянной эйфории" в чем-то проиграл из-за стилистической эклектики. Здесь это было уместно.

Вот такой альбом, который, на мой взгляд, может заинтересовать самых разных людей с разными вкусами – от любителей бардовской музыки до поклонников альтернативного искусства. Вот тем, кто взахлеб смотрит конкурсы песен «Евровидение», определенно беспокоиться не стоит. А остальные – Welcome! Идеи Пятого Интернационала – в жизнь!

Леонид Аускерн


стиль
джаз
автор
Леонид АУСКЕРН
страна
Беларусь, Израиль
музыкальный стиль
кроссовер


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела релизы

  • стиль: джаз, джаз
Известная французская джазовая пианистка и композитор Клара Понти (Clara Ponty), дочь еще более известного джазового скрипача Жан-Люка Понти, порадовала поклонников в мае новым альбомом Into The Light. Одним из продюсеров проекта выступил Стюарт ...
  • стиль: джаз, джаз
22 июня 2010 года Blue Note Records выпустила новый альбом пианиста и композитора Джейсона Морана (Jason Moran) Ten. Название этого проекта не случайно – этим релизом Моран отмечает десятилетие существования своего трио The Bandwagon, в ...
  • страна: Беларусь
28 марта 2010 года в Гомеле в одном из красивейших клубов страны, культурно-развлекательном центре "ЕВРОПА" состоялась долгожданная презентация нового альбома известного композитора Александра СОФИКСА. Презентация несколько раз откладывалась по ...
  • стиль: джаз, джаз
17 ноября 2009 года на Blue Note Records выходит четвертый студийный альбом неоднократной обладательницы премии Грэмми, вокалистки и автора песен Норы Джонс (Norah Jones). Его название вполне подходит ко времени релиза - Тhe Fall ("Осень"). Почти ...
  • стиль: джаз, джаз
6 мая 2008 года свет увидел новый альбом американского композитора и пианиста Армена Донеляна "Oasis". Вместе с пианистом Донеляном в записи участвовали басист Дэвид Кларк (David Clark) и барабанщик Джордж Шуллер (George Schuller). В альбоме 6 ...
  • автор: Леонид АУСКЕРН
Ветеран французского джаза, пианист и композитор Мартиаль Соляль (Martial Solal) порадовал своих многочисленных поклонников новым альбомом Longitude, выпущенным на лейбле CAM Jazz. Этот проект Соляль создавал в формате фортепьянного трио с ...
  • стиль: джаз, джаз
25 июля 2006 года лейбл JMG / Shout Factory выпустил Wonder Wheel, альбом группы Klezmatics с песнями легенды американской фолк-музыки Вуди Гатри. У этого проекта долгая история. Работа над ним началась еще семь лет назад. Именно тогда главный ...
  • стиль: этно, этно
06.06.06 (чувствуете магию чисел?) фирма Azulah Records выпустила альбом басиста и композитора Фрэнка О’Ши с соответствующим названием - 'Alkimia'. Главная сфера интересов Фрэнка, музыканта, в чьих жилах смешалась ирландская, испанская и ...
  • стиль: этно, этно
Новаторский альбом фолк-музыканта-мультиинструменталиста, которому своими музыкальными проектами удается убедить мир, что русская этническая музыка не менее богата и интересена, чем, скажем, кельтская, на которую опирается почти вся европейская ...
  • стиль: джаз, джаз
Не знаю, как возникают новые проекты в других областях науки и искусства. Зато точно знаю, как это случается в джазе: исключительно спонтанно и в дружеской непринужденной обстановке. Прежде всего, друзьям обязательно необходимо некоторое время не ...
  • стиль: джаз, джаз
Серый, потрескавшийся асфальт... одинокое, видавшее виды, восьмиэтажное здание... уверен?.. нет… просто успел насчитать восемь этажей, пока не заметил пролетающую мимо черную птицу… кажется, ворону... И скромная надпись в правом верхнем углу… мелким ...
  • стиль: блюз, блюз
Шла я по городу. На ушко мне чувственно и надрывно пела Коко Тэйлор. Солнышко блестело, местами зеленела травка – настроение самое летнее. Тут на глаза мне попался музыкальный магазин. Очередной раз не сумев собрать волю в кулак и пройти мимо, я ...
© 2012-2024 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com