nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

"Джаз по-ростовски" - Джаз в одной руке

стиль:

 Джаз по-ростовски  - Джаз в одной руке
Хорошо, когда над подготовкой и проведением фестиваля работает слаженная команда единомышленников. «Джаз по-ростовски» в этом смысле едва ли не исключение. По существу, это проект одного человека: вот уже в пятый раз Рафаиль Туишев провел двухдневный фестиваль как автор идеи, менеджер, продюсер, арт-директор, ведущий концертов…

К этому списку можно добавить еще не одну его роль в организации и проведении фестиваля. Конечно, ему помогали, но на месте, в Ростове-на-Дону, все повторяли: это – фестиваль Туишева. С самого начала он избрал и формулу «Джаза по-ростовски»: в фестивале участвуют либо уроженцы города, либо те музыканты, которые учились в Ростове и поэтому могут теперь в разных странах со всем на то основанием представлять именно ростовскую джазовую школу.

Школа эта на самом деле заслуживает не только пристального внимания, но и признания. Помнится, еще в 1986 году во время фестиваля в Витебске мы записывали материал для телепрограммы, темой которой была как раз система подготовки исполнителей популярной музыки. Джаза – в том числе. Среди моих собеседников был и ростовчанин Ким Назаретов. Замечу, что витебский фестиваль состоялся вскоре после пленума Союза композиторов БССР, посвященного массовым жанрам. Но сверхбдительная дама, руководитель областной культуры, усмотрела в фестивале идеологическую диверсию и «настучала» прямо в ЦК КПБ, мотивируя тем, что, мол, на фестивале выступали оркестры с американскими названиями. Когда ее попросили уточнить, что же это за названия, она выдала в телефон: «Биг-бэнд!»

Я неслучайно отклонился, вспомнив этот трагикомичный случай (программа, благодаря стараниям той дамы, в эфир так и не вышла). Ведь в то время, когда в Беларуси культурой руководили такие «продвинутые» и образованные дамы, в Ростове джаз уже преподавался в государственном вузе. А фестиваль 2008 года ко всему прочему был посвящен и 40-летию Ростовского джаз-клуба, в создании которого самую непосредственную роль играл и Рафаиль Туишев. Ко всему прочему, между Минском и Ростовом установилась какая-то мистическая связь. С Ростовом связана часть творческой жизни Аркадия Эскина, музыканты из Ростова работали и работают сегодня в составах разных белорусских коллективов. Иначе говоря, пока в Беларуси биг-бэнд представлялся идеологической диверсией, биг-бэндовая школа Ростова поставляла кадры, в том числе и в Беларусь…

Место проведения фестиваля 2008 года как нельзя хорошо подчеркивало этот момент. Здание драматического театра, монументальный памятник сталинского конструктивизма – чуть ли не гигантская копия гусеничного трактора, словно вкатывалось из прошлого в настоящее. Тем не менее, зал выглядел достаточно уютным, хотя и чуток помпезным для джаза. Вполне приличный звук, строгие дамы, которые не пускали в зал после третьего звонка и всем своим видом показывали: сидеть и слушать. К слову, это был едва ли не первый в моей жизни фестиваль, на котором я послушно отсидел все концерты практически от начала и до конца.

Концерты эти были непривычно длинными: начинаясь в семь вечера, они заканчивались по-монковски чуть ли не около полуночи, хотя в программе были выступления не больше трех коллективов. Так что играли участники фестиваля, что называется, от души.

Открылся фестиваль видеофильмом – обзором четырех предыдущих фестивалей. И в кадре не раз мелькал и говорил Аркадий Эскин, который, как я понял, уже при жизни был зачислен в число легенд ростовского джаза. Затем выступил квартет пианиста Альберта Кандрачьяна, который в самом конце 90-х работал в Минске в составах Государственного концертного оркестра и джаз-группы DTS-band. Сразу бросилась в уши очень уверенная игра ритм-группы (Сергей Аджемов – барабаны, Юрий Подкользин – бас-гитара). Саксофонист Евгений Соколовский, потомственный музыкант, показался мне каким-то скованным, играл он уверенно и точно, но явно без блеска в глаза. Хотя под конец доказал, что способен на большее. Исполнялась, сразу замечу, музыка, которая полностью укладывалась в русло мэйнстрима. Мэйнстрим – это вообще отличительная черта ростовской джазовой школы. То есть, поначалу школа, а уж потом – играй, что хочешь. Оно, конечно, правильно: невозможно начинать творить авангард, не научившись держать в руках кисть. Но вот когда я поинтересовался, есть ли в Ростове команды, работающие в экспериментальных формах, исповедующих современный, с элементами фри, джаз, мне так по существу никого и не назвали…

Итальянец Даниэле д’Агаро возглавлял международный секстет. Нет, он не учился в Ростове, но где-то в Европе познакомился с ростовскими музыкантами и выразил желание поиграть с ними. Компанию ему составила обаятельная барабанщица Патти Балинас, «приписанная» к Мексике, но живущая на Майорке, а также ростовчане: Евгений Белин (тромбон), те же Е. Соколовский, Ю. Подкользин, А. Кандрачьян. Даниэле д’Агаро – любопытный музыкант. Обладая несомненным талантом, необходимым арсеналом изобразительных средств, способных поднять публику с помощью либо тенор-саксофона, либо кларнета, он прежде всего резко контрастировал с местными музыкантами естественной раскованностью, натуральностью поведения на сцене. Хотя, безусловно, в том, как он играл (от «хоукинсовской» хрипотцы до фальцетов), как он вел себя на сцене, было очень много от того, что принято называть, прежде всего, шоу. В этом ему, кстати, прекрасно подыгрывала Патти Балинас – техничная и заводная, которая, казалось, могла играть вообще без остановок. Свинг, блюз, боп – никаких проблем для Даниэле д’Агаро не было. Но ветераны ростовского джаза, как я заметил, в первых рядах все же неодобрительно мотали головами: в Ростове обучать таким броским «штучкам» не принято…

Группа Syndicate также была вполне интернациональная по составу. Во главе ее – Андрей «Квинт» Хижняков, ростовчанин, с 1991 года работающий в Европе. Начинал в оркестре западно-германского радио, со своей группой, не имеющей постоянного состава, выступил на многих самых престижных джаз-фестивалях Европы, как аккомпаниатор работал для Джо Кокера, Питэра Мэффи, Бонни Тэйлор. Так что музыкант он опытный и универсальный, имеющий базу все на той же Майорке. Привез же он с собой заводную вокалистку Никки МакКой и саксофониста из Шотландии Джимми Галлахера.

Эта парочка на сцене уже внешним видом брала публику чуть ли не в ежовые рукавицы. Бывшая баскетболистка из Вирджинии Никки МакКой, поющая с семилетнего возраста, с одинаковой легкостью и просто атомной энергетикой исполняет буквально все – от госпелов до хитов из репертуара Селин Дион. Невероятно эластичный голос, отличная практика (группы Commodores, Temptations, подпевки у Глории Гэйнор, Дженнифер Раш, Backstreet Boys и др.) позволяют ей сегодня делать с публикой все, что ей захочется. Плюс – прекрасное взаимопонимание с Андреем Квинтом. А тут еще Джимми Галлахер, который даже в башмаках на очень солидной платформе едва достигал ростом плеча вокалистки. Записывался с Томом Джонсом, Диной Кэрролл, Ванессой Мэй, активно выступает в составе многих коллективов разных стилистических привязанностей. Его альт обладает поистине сумасшедшим по накалу звуком и, в отличие хоть бы от Даниэле д’Агаро, в исполнении Галлахера музыки куда больше. Вместе с Сергеем Аджемовым эти музыканты показали очень разнообразную программу, которая слушалась легко и без какого-то ожидания, когда же все это закончится. Отличный «Синдикат»! Такие известные мелодии, как What a Wonderful World, Ring My Bell, Amazing Grace, прозвучали в очень необычных, оригинальных версиях. Согласен: в чем-то этот коллектив и можно обвинять в коммерческом подходе к творчеству, но уровень исполнителей, их класс не допускают никаких сомнений в том, что делается их музыка искусно и честно…

Один из ветеранов ростовского джаза гитарист Виктор Борилов начал представление собранного квартета с сольного выступления. Да, двуручный тэйпинг, да, безусловное мастерство, ощущение формы исполняемых пьес, огромный практический опыт как исполнителя, так и преподавателя, – все это, безусловно, давит и внушает. Тем не менее, я не смог бы долго слушать его сольное исполнение, которое в таком большом зале показалось мне каким-то холодноватым, отстраненным, чуть ли не просчитанным. А вот в составе группы (вместе с Даниэле д’Агаро, Патти Балинас и бас-гитаристом Иваном Пашковым) гитарист предстал уже совсем другим. Вполне возможно, его «подзарядке» способствовала исходившая от коллег по сцене энергетика. То же ощущалось, кстати, и во время выступления сборного ансамбля «Транзит Москва-Ростов», во главе которого номинально стоял тромбонист бэнда Игоря Бутмана Павел Овчинников, а специально приглашенным гостем выступал трубач Виктор Гуссейнов из состава бэнда ФСБ России.

Исполнял этот по существу «шведский» бэнд (тромбон, 2 трубы, два сакса, гитара и все та же ритм-группа ачьян + Подкользин + Аджемов), понятное дело, стандарты. При этом коллектив успел провести только одну репетицию, но в исполнении и не чувствовалось чего-то такого джэмового. Все прозвучало выверено, чуть ли не до последнего штришка, согласованно, просто образцово. В одном из эпизодов Виктор Гуссейнов и трубач того же бутмановского бэнда Артем Ковальчук затеяли изумительную перепалку, которую следовало бы увидеть трубачам любого, пожалуй, уровня: так это было живо, искусно и внушительно…

Этот концерт закончился ровно в 23.23. А ведь участников и гостей ожидал еще и джэм, организованный все тем же Рафаилем Туишевым, который, ко всему прочему, умудрился к этому фестивалю переиздать дополненную версию собранной им книги, посвященную истории ростовского джаза.

А ведь даже сегодняшний срез этой истории при желании и возможностях мог бы продлить фестиваль «Джаз по-ростовски» еще минимум на два полноценных концерта, если не больше. Мог выступить и биг-бэнд детской джазовой школы им. К. Назаретова, и сразу два взрослых бэнда, носящих имя все того же Кима Аведиковича (чисто ростовская особенность!) Но было то, что было. У Рафаиля Туишева, человека необычайной энергии, остаются верные друзья, которые финансово помогают провести этот финансово бесприбыльный фестиваль и при этом не боятся, как в Беларуси, афишировать свою помощь. Привести отдельные фамилии и названия фирм с точки зрения рекламы не представляется здесь возможным, но ситуация в Ростове заметно отличается от нашей. Ведь детская джазовая школа в Ростове была открыта еще в 1975 году. А в Беларуси, несмотря на усилия отдельных энтузиастов, как хотя бы в Солигорске, подготовка исполнителей не только джаза, но и популярной музыки вообще по-прежнему остается на уровне детского сада…

Может, потому, что в числе руководителей культуры до сих пор находятся люди, для которых джаз – все еще идеологически вредная американская музыка?

Дмитрий ПОДБЕРЕЗСКИЙ
Jazz-Квадрат №1/2009



авторы
Дмитрий ПОДБЕРЕЗСКИЙ.
страна
Россия
Расскажи друзьям:

Еще из раздела фестивали 2008 - 2010 года
Rigas Ritmi и Saulkrasti Jazz. Праздники и будни латвийского джаза Грифомания – 2008 Звуки джаза из Армении в Дубаи Еврофолк - От космополитизма к аутентичности
© 2017 Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com