nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Таўкачыкі - Возвращение к сакральным истокам фольклора

Таўкачыкі - Возвращение к сакральным истокам фольклора  Для организаторов фестиваля современного фольклора «Таўкачыкі» текущий год выдался богатым на события. В начале с большим успехом были проведены филармонические концерты «Таўкачыкаў на Каляды». Но время летит, и уже подоспели «Таўкачыкі на Юр’я». Как и рождественский, так и юрьевский фестиваль не обошлись без приглашения в Минск аутентичных исполнителей, которые тогда и теперь стали сенсацией фестивальных площадок «Таўкачыкаў». Напомню, героями колядок в Белорусской государственной филармонии стали исполнители из Любаньскога района. Концерты на Юрья, которые на этот раз проводились в столичном Дворце ветеранов, украсили своим пением этнические исполнители из Житковичского и Ветковского районов Гомельской области.

У инициатора фестиваля «Таўкачыкі на Юр’я» Юрия «Франца» Выдронка и его команды есть свой оригинальный фестивальный замысел: вместе с аутентичными носителями национального фольклора – деревенскими бабушками и дедушками – воссоздавать праздник Юрья в белорусских деревнях, в натуральной атмосфере бытия фольклора. Вот почему этот праздник для жителей деревень Черницы, Погост, Семурадцы, Хильчицы Житковичского района выдался в этом году таким запоминающимся. В полесских деревнях при участии Юрия Выдронка и его друзей был реконструирован старинный праздник Юрья. Корни этого обряда уходят в глубину веков, в стародавние времена, когда наши предки обращались с молитвами к языческим богам Велесу и Яриле, как к хранителям стада и домашнего очага, покровителям плодородия и влюбленных. Во времена христианства этот обряд трансформировался в поклонение образу Святого Юрья – посредника между Богом и людьми, который будил землю от зимней спячки, напускал первую росу и утолял жажду земли. Поэтому целью этого обряда была защита стада от болезней, диких животных, от злых приворотов коварных и завистливых недоброжелателей...

После «полевого» воплощения, праздник Юрья вернулся в столицу. Здесь состоялось продолжение фестиваля уже в виде концертов отечественных фолк-групп и солистов, исполнителей из соседних с Беларусью стран. Но и эти концерты по традиции было решено открыть пением участниц этнографического ансамбля "Хільчанка" из деревни Хильчицы Житковичского района. Праздничную тональность фестиваля поддержали участники фольклорного дуэта Н.В. Рагалевич и А.М. Миранович. Основу репертуара исполнителей, которых по праву можно назвать носителями старинного фольклорного эпоса Полесского региона, составляют народные песни, в которых запечатлена ментальность, моральные и этичные нормы нашего народа. Но в их репертуаре есть более поздние заимствования, которые в народе "переплавлены" в духе полесского "галаснога спеву" (по определению этномузыкологов З. Мажейки и И. Назиной). Есть в их репертуаре и частушки эротичного характера, которые исполнила Анна Николаевна Миранович. В них рассказывается история разболевшегося старика-деда, которого соседка вылечила эксклюзивным методам: «разам успаміналі маладосць да сёмага пота..." Фольклорная шутка была воспринята горожанами «на ура!», а слушатели отметили «шляхетность» исполнительницы, которая не опустились до пошлости на потребу низкому вкусу...

А вот фольклорно-этно-графический ансамбль «Стаў-бунскія вячоркі» предложил слушателям «Таўкачыкаў» настоящий эксклюзив – отрывки из уникального обряда «Пахаванне стралы», какой обычно приходиться на Вознесение. Интересно, что ансамбль «Стаўбунскія вячоркі» имеет в своей дискографии два виниловых диска "Традиционная музыка Полесья", которые были изданы фирмой «Мелодия» в 1989 году. Интересно, найдется ли какое-нибудь государственное учреждение культуры в независимой Беларуси, готовое записать и издать записи уникальных народных песнопений Полесья? Мне кажется, это вопрос еще долго останется риторическим.

Хорошо, что команда Юрия Выдронка не только реконструирует эти обряды на местах, но и фиксирует старинные обряды на видео, издает свои находки на аудио-носителях (МС «Каляды, Рожство, Шчодрэц», 2CD «Каляды»), чтобы потом, при более благоприятных условиях для дела возрождения национального фольклора, предъявить эти сокровища потомкам.

А то, что это нужно и возможно осуществлять в условиях нашей урбанизированной действительности, показал детский этнографический коллектив минской СШ №3. Главное, подойти к задаче творчески, чтобы суметь пробудить в детях интерес к наследию прошлого. И то, что это получается у коллектива, заслуга руководителя – Светланы Ефимовой. Впрочем, при таком подходе изменяется отношение к национальному фольклору и у более «взрослых» исполнителей, которые когда-то допустили, что им не очень нужно «наследство погибших деревень» (И. Кирчук). Примерам положительных изменений в понимании своих истоков можно назвать музыку известной фолк-группы «Нагуаль», которая ориентируется на изобретенный ими «этнический сюрреализм». При всем инструментальном разнообразии «Нагуаля», их музыка постепенно «беларусизируется», тем самым приобретая универсальную художественную ценность как часть национальной культуры современности.

Еще одна особенность «Таўкачыкаў» – международный контекст фестиваля. Во-первых, в концертах «Таўкачыкаў» принял участие известный курдский музыкант, который живет и работает в Минске – Масуд Талебани со своей группой Avindar. Участники интернационального коллектива, в том числе и известный гитарист группы N.R.M. Пит Павлов, познакомили слушателей с народной и духовной музыкой Курдистана. А после колоритно, с «восточным акцентом» исполнили белорусскую фольклорную композицию "Ой, бору мой"...

Во-вторых, по уже устоявшейся традиции фестиваля «Таўкачыкі», на его концерты приглашаются лучшие этнические и фолк-коллективы Европы. В этом почетном деле международного культурного обмена организаторам очень помогает "Польский Институт в Минске", благодаря которому на этот раз в столицу с концертами приехали уникальные коллективы из Польши и Украины – группы Transkapela и Карпатіянs.

Transkapela – известный польский фольклорный коллектив, который исполняет музыку таких горных регионов, как Малопольша, Галиция, Буковина, Трансильвания, а следовательно – польские, украинские, гуцульские и еврейские клезмерские мелодии. Вот и на своем первом концерте в Минске польские исполнители поразили белорусов не только высоким исполнительским мастерством и артистизмом, диковинными инструментами, но и музыкальным разнообразием своего репертуара. В исполнении музыкантов Transkapela звучали и зажигательные танцевальные мелодии, и фантазии на темы горского фольклора, и вдохновенные импровизации, которые можно смело отнести к стилистике этно-джаза...

Сильным позитивным потенциалом обладают музыканты украинской world-music-группы Карпатіянs, которые отдают предпочтение гуцульскому и полесскому фольклорам. Но исполняют они их в чрезвычайно экспрессивной манере, которую определяет голос и пластика талантливого фронтмэна, влюбленного в карпатскую музыку Валерия Гладунца. Ведь яркие народные мелодии Карпат были им не только прекрасно спеты, но и проиллюстрированы хореографически. Что же касаться полесских фольклорных мелодий, то украинские музыканты были искренне рады и удивлены, что на «Таўкачыках» в Минске им посчастливилось делить сцену с аутентичными исполнителями из белорусского Полесья, услышать песни, родственные украинскому фольклору. Это был, действительно, урок бережного отношения к народным истокам, урок взаимного обогащения исполнителей фольклора и пост-фолка из разных стран.

Увы, слушатели, которые пришли на фестивальные концерты во Дворец ветеранов, так и не дождались звуков белорусской дуды от уважаемого музыканта и фольклориста Алеся Лося, который присутствовал в концертном зале, но на сцену, почему-то, приглашен не был. Думаю, что извинения музыканту уже принесены, и эта нестыковка не испортит отношений Алеся с организаторами «Таўкачыкаў». Впрочем, организационная промашка не помешала слушателям насладиться встречей с настоящим искусством, бурными аплодисментами приветствовать народных исполнителей и гостей «Таўкачыкаў» и тем самым выразить надежду на новые фестивальные встречи с носителями живого фольклора.

Анатолий МЕЛЬГУЙ

Jazz-Квадрат, №4/2008


стиль
этно
автор
Анатолий МЕЛЬГУЙ
страна
Беларусь


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела фестивали 2008 - 2010 года

  • стиль: блюз, блюз
Уже стали доброй традицией встречи гитаристов в конце каждого года на фестивале «Грифомания» в Минске. 22 – 23 ноября состоялся очередной фестиваль. Он стал десятым по счету, приобретя к сегодняшнему дню статус международного. Не случайно ...
  • стиль: джаз, джаз
Мне, конечно, и до этого приходилось брать «коллективные» интервью, т.е. одновременно разговаривать с несколькими участниками события, но чтобы с разными людьми, в разное время, находящимися в разных местах и по телефону – такое со мной впервые. ...
  • стиль: этно, этно
Говоря о национальных чертах в искусстве нельзя не отметить, что многие исполнители из корыстных побуждений злоупотребляют этим понятием в угоду самому смыслу искусства. Особенно это заметно в Беларуси, где уже довольно продолжительное время ...
  • стиль: блюз, блюз
Блюз, как поговаривают, родился у берегов Миссисипи, а точнее, в самой ее Дельте, на юге одноименного штата. А потом стал достоянием всего человечества, его любят и играют во всем мире. Эта музыка дала начало целым направлениям, таким как джаз, ...
  • стиль: джаз, джаз
Этим летом, отдыхая в Аджарии, мне повезло побывать на джазовом фестивале в Батуми. Прекрасный подбор музыкантов, красочная реклама и великолепная организация – все вызывало белую зависть. Но больше всего меня поразил выбор места проведения – ...
  • стиль: джаз, джаз
"У вас в стране (в Украине – прим. ред.) какое-то другое понимание слова «джаз»", – сказал мне бас-гитарист латвийской группы Twin Town Эдвин Озолс (Edvin Ozols). Ситуация была немного парадоксальной, но при этом понятной. Парадокс заключался в том, ...
  • стиль: джаз, джаз
Прошло каких-то тридцать лет с тех пор, как в Бирштонасе состоялся первый джаз-фестиваль. Но эти тридцать лет отразили не просто историю становления современного литовского джаза – они отразили целую эпоху в развитии музыкальной культуры Литвы. ...
  • стиль: блюз, блюз
Мне многое доводилось слышать о ставшем уже легендарным фестивале, который прошел с 12 по 14 апреля 1968 года в Минском радиотехническом институте. Но до последнего времени мне было довольно тяжело определиться, какого же уровня мероприятие было в ...
  • стиль: этно, этно
Международный музыкальный арт-фестиваль МАМАКАБО-2010 завершился в минувшее воскресенье, 29 августа, в Культурно-образовательном центре ЭТНОМИР в Калужской области. Полностью оправдав слоган "Продли себе лето!", фестиваль четыре дня боролся с ...
  • стиль: джаз, джаз
В необычайно жаркий для Латвии день состоялось открытие юбилейного – 10-го фестиваля "Рижские ритмы". Все дни праздника целая россыпь стилей современнного джаза прозвучит в Доме конгрессов, в театральном клубе-кабаре "Артель", на Большой эстраде ...
  • стиль: джаз, джаз
23 – 25 июня 2010 года в Санкт-Петербурге, на сцене Галереи Экспериментального Звука (ГЭЗ-21) пройдет фестиваль "Тени звука". Музыканты из Аргентины, Австрии, Финляндии, Японии, Норвегии, Красноярска, Астрахани, Санкт-Петербурга и Москвы в течение ...
  • стиль: джаз, джаз
14-15 мая 2010 - авангардный джаз на фестивале SKIF: Петер Броцман, Матс Густафсон, Кен Вандермарк, Пал Нильсен-Лав, Ингебригт Флатен, ZU, ULTRALYD, ZAKARYA, KNALPOT и другие. Четырнадцатый Международный Фестиваль Сергея Курёхина SKIF состоится ...
© 2012-2024 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com