nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Таўкачыкі - Возвращение к сакральным истокам фольклора

стиль:

Таўкачыкі - Возвращение к сакральным истокам фольклора
Для организаторов фестиваля современного фольклора «Таўкачыкі» текущий год выдался богатым на события. В начале с большим успехом были проведены филармонические концерты «Таўкачыкаў на Каляды». Но время летит, и уже подоспели «Таўкачыкі на Юр’я». Как и рождественский, так и юрьевский фестиваль не обошлись без приглашения в Минск аутентичных исполнителей, которые тогда и теперь стали сенсацией фестивальных площадок «Таўкачыкаў». Напомню, героями колядок в Белорусской государственной филармонии стали исполнители из Любаньскога района. Концерты на Юрья, которые на этот раз проводились в столичном Дворце ветеранов, украсили своим пением этнические исполнители из Житковичского и Ветковского районов Гомельской области.

У инициатора фестиваля «Таўкачыкі на Юр’я» Юрия «Франца» Выдронка и его команды есть свой оригинальный фестивальный замысел: вместе с аутентичными носителями национального фольклора – деревенскими бабушками и дедушками – воссоздавать праздник Юрья в белорусских деревнях, в натуральной атмосфере бытия фольклора. Вот почему этот праздник для жителей деревень Черницы, Погост, Семурадцы, Хильчицы Житковичского района выдался в этом году таким запоминающимся. В полесских деревнях при участии Юрия Выдронка и его друзей был реконструирован старинный праздник Юрья. Корни этого обряда уходят в глубину веков, в стародавние времена, когда наши предки обращались с молитвами к языческим богам Велесу и Яриле, как к хранителям стада и домашнего очага, покровителям плодородия и влюбленных. Во времена христианства этот обряд трансформировался в поклонение образу Святого Юрья – посредника между Богом и людьми, который будил землю от зимней спячки, напускал первую росу и утолял жажду земли. Поэтому целью этого обряда была защита стада от болезней, диких животных, от злых приворотов коварных и завистливых недоброжелателей...

После «полевого» воплощения, праздник Юрья вернулся в столицу. Здесь состоялось продолжение фестиваля уже в виде концертов отечественных фолк-групп и солистов, исполнителей из соседних с Беларусью стран. Но и эти концерты по традиции было решено открыть пением участниц этнографического ансамбля "Хільчанка" из деревни Хильчицы Житковичского района. Праздничную тональность фестиваля поддержали участники фольклорного дуэта Н.В. Рагалевич и А.М. Миранович. Основу репертуара исполнителей, которых по праву можно назвать носителями старинного фольклорного эпоса Полесского региона, составляют народные песни, в которых запечатлена ментальность, моральные и этичные нормы нашего народа. Но в их репертуаре есть более поздние заимствования, которые в народе "переплавлены" в духе полесского "галаснога спеву" (по определению этномузыкологов З. Мажейки и И. Назиной). Есть в их репертуаре и частушки эротичного характера, которые исполнила Анна Николаевна Миранович. В них рассказывается история разболевшегося старика-деда, которого соседка вылечила эксклюзивным методам: «разам успаміналі маладосць да сёмага пота..." Фольклорная шутка была воспринята горожанами «на ура!», а слушатели отметили «шляхетность» исполнительницы, которая не опустились до пошлости на потребу низкому вкусу...

А вот фольклорно-этно-графический ансамбль «Стаў-бунскія вячоркі» предложил слушателям «Таўкачыкаў» настоящий эксклюзив – отрывки из уникального обряда «Пахаванне стралы», какой обычно приходиться на Вознесение. Интересно, что ансамбль «Стаўбунскія вячоркі» имеет в своей дискографии два виниловых диска "Традиционная музыка Полесья", которые были изданы фирмой «Мелодия» в 1989 году. Интересно, найдется ли какое-нибудь государственное учреждение культуры в независимой Беларуси, готовое записать и издать записи уникальных народных песнопений Полесья? Мне кажется, это вопрос еще долго останется риторическим.

Хорошо, что команда Юрия Выдронка не только реконструирует эти обряды на местах, но и фиксирует старинные обряды на видео, издает свои находки на аудио-носителях (МС «Каляды, Рожство, Шчодрэц», 2CD «Каляды»), чтобы потом, при более благоприятных условиях для дела возрождения национального фольклора, предъявить эти сокровища потомкам.

А то, что это нужно и возможно осуществлять в условиях нашей урбанизированной действительности, показал детский этнографический коллектив минской СШ №3. Главное, подойти к задаче творчески, чтобы суметь пробудить в детях интерес к наследию прошлого. И то, что это получается у коллектива, заслуга руководителя – Светланы Ефимовой. Впрочем, при таком подходе изменяется отношение к национальному фольклору и у более «взрослых» исполнителей, которые когда-то допустили, что им не очень нужно «наследство погибших деревень» (И. Кирчук). Примерам положительных изменений в понимании своих истоков можно назвать музыку известной фолк-группы «Нагуаль», которая ориентируется на изобретенный ими «этнический сюрреализм». При всем инструментальном разнообразии «Нагуаля», их музыка постепенно «беларусизируется», тем самым приобретая универсальную художественную ценность как часть национальной культуры современности.

Еще одна особенность «Таўкачыкаў» – международный контекст фестиваля. Во-первых, в концертах «Таўкачыкаў» принял участие известный курдский музыкант, который живет и работает в Минске – Масуд Талебани со своей группой Avindar. Участники интернационального коллектива, в том числе и известный гитарист группы N.R.M. Пит Павлов, познакомили слушателей с народной и духовной музыкой Курдистана. А после колоритно, с «восточным акцентом» исполнили белорусскую фольклорную композицию "Ой, бору мой"...

Во-вторых, по уже устоявшейся традиции фестиваля «Таўкачыкі», на его концерты приглашаются лучшие этнические и фолк-коллективы Европы. В этом почетном деле международного культурного обмена организаторам очень помогает "Польский Институт в Минске", благодаря которому на этот раз в столицу с концертами приехали уникальные коллективы из Польши и Украины – группы Transkapela и Карпатіянs.

Transkapela – известный польский фольклорный коллектив, который исполняет музыку таких горных регионов, как Малопольша, Галиция, Буковина, Трансильвания, а следовательно – польские, украинские, гуцульские и еврейские клезмерские мелодии. Вот и на своем первом концерте в Минске польские исполнители поразили белорусов не только высоким исполнительским мастерством и артистизмом, диковинными инструментами, но и музыкальным разнообразием своего репертуара. В исполнении музыкантов Transkapela звучали и зажигательные танцевальные мелодии, и фантазии на темы горского фольклора, и вдохновенные импровизации, которые можно смело отнести к стилистике этно-джаза...

Сильным позитивным потенциалом обладают музыканты украинской world-music-группы Карпатіянs, которые отдают предпочтение гуцульскому и полесскому фольклорам. Но исполняют они их в чрезвычайно экспрессивной манере, которую определяет голос и пластика талантливого фронтмэна, влюбленного в карпатскую музыку Валерия Гладунца. Ведь яркие народные мелодии Карпат были им не только прекрасно спеты, но и проиллюстрированы хореографически. Что же касаться полесских фольклорных мелодий, то украинские музыканты были искренне рады и удивлены, что на «Таўкачыках» в Минске им посчастливилось делить сцену с аутентичными исполнителями из белорусского Полесья, услышать песни, родственные украинскому фольклору. Это был, действительно, урок бережного отношения к народным истокам, урок взаимного обогащения исполнителей фольклора и пост-фолка из разных стран.

Увы, слушатели, которые пришли на фестивальные концерты во Дворец ветеранов, так и не дождались звуков белорусской дуды от уважаемого музыканта и фольклориста Алеся Лося, который присутствовал в концертном зале, но на сцену, почему-то, приглашен не был. Думаю, что извинения музыканту уже принесены, и эта нестыковка не испортит отношений Алеся с организаторами «Таўкачыкаў». Впрочем, организационная промашка не помешала слушателям насладиться встречей с настоящим искусством, бурными аплодисментами приветствовать народных исполнителей и гостей «Таўкачыкаў» и тем самым выразить надежду на новые фестивальные встречи с носителями живого фольклора.

Анатолий МЕЛЬГУЙ

Jazz-Квадрат, №4/2008


авторы
Анатолий МЕЛЬГУЙ
страна
Беларусь
Расскажи друзьям:

Еще из раздела фестивали 2008 - 2010 года
Блюз на Неве или невероятные приключения белорусов в Питере Фестиваль в Цахкадзоре - Воздух, горы, джаз Джаз-Карнавал в Одессе 2008 Джазовая академия в Бирштонасе
© 2017 Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com