nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Джаз-Карнавал в Одессе 2008

стиль:

Джаз-Карнавал в Одессе 2008
"У вас в стране (в Украине – прим. ред.) какое-то другое понимание слова «джаз»", – сказал мне бас-гитарист латвийской группы Twin Town Эдвин Озолс (Edvin Ozols). Ситуация была немного парадоксальной, но при этом понятной. Парадокс заключался в том, что музыкант заявил это после концерта своей группы на одной из сцен фестиваля Джаз-Коктебель – это раз, и в то время, когда свой концерт начинал Арчи Шепп (Archie Shepp) на главной сцене этого же фестиваля – это два. А понятной потому, что фестиваль Джаз-Коктебель (как равно и любой другой джазовый фестиваль, проходящий на территории Украины) не может дать полную… исчерпывающую картину понимания украинцами слова «джаз». Хотя… есть один фестиваль, о котором с воодушевлением я начала рассказывать Эдвину, сравнивая – нет, просто проводя параллели.

Романтичные воспоминания

«Джаз-карнавал в Одессе» – особый фестиваль, за которым я наблюдаю воочию с 2002 года. За это время у фестиваля появилась особая аура, особое настроение и даже выстроилась четкая (как бы не любили это слово) концепция. Во время одного из моих интервью с музыкальным руководителем фестиваля, пианистом и композитором Юрием Кузнецовым, прозвучали следующие слова: «Мы не преследуем цель – развлечь публику. Мы хотим ее образовывать, демонстрируя все разнообразие джазовой музыки, расширяя культурные горизонты и открывая нечто новое на каждом фестивале». При этом, если музыкальная (филармоническая) часть фестиваля и носит, или же должна носить, по словам организаторов, «образовательный характер», – то карнавальная часть, соответственно, – развлекательный. Джазовый трамвай, курсирующий по городу с диксилендом на борту; открытые концерты на нескольких площадках в центре города; парад оркестров; песенный конкурс на Привозе; джазовая регата; гала-концерт возле оперного театра и множество других музыкально-развлекательных акций были задуманы для популяризации не только фестиваля и его вечерних концертов, а и джазовой культуры в целом.

«Все многообразие культур, wсоединившееся в Одессе, и породило это яркое действо», – сказал в 2004 году (тогда еще в Украинском театре) после своего концерта легендарный Анатолий Кролл. «Я и не представлял, что в Одессе настолько серьезный и интересный фестиваль. Я с удовольствием послушал большинство концертов», – говорил, также во время интервью, контрабасист Владимир Волков. «В Одессе – потрясающая публика, очень чуткая и приветливая», – радовалась российско-немецкая шоу-вумен Лера Гехнер. «На Джаз-Карнавале нет лишних, проходных концертов. Несмотря на кажущееся отсутствие звездных имен – каждый из концертов особо-интересен и ценен», – говорила я, отчитываясь перед радиослушателями.

Конструктив и реальность

«…не пожелаю жить в эпоху перемен» – эта, уже ставшая крылатой, фраза, как ни есть лучше подходит ко всем событиям, ко всей сегодняшней жизни не только Украины, но и всех стран СНГ. Перемены и неожиданности у нас случаются настолько часто, что к ним начинаешь привыкать. Только совсем не хочется привыкать к тому, что яркие события могут становиться более тусклыми в связи с какими-то очередными «общественными» новостями. Практически полное отсутствие «карнавальной» части фестиваля можно объяснить неудачными погодными условиями и, конечно же, отсутствием соответствующего финансирования. Не буду утверждать, что от этого потеряли ценность «филармонические» концерты, но для людей, которые за эти годы привыкли к тому, что в середине сентября город превращается в яркий музыкальный оазис – явно чего-то недоставало.

О главном

Если бы статья размещалась на электронном ресурсе и можно было описать впечатления от каждого из концертов двумя словами, дабы потом по ссылке зайти и прочитать полное описание – в моей версии это выглядело бы так:

Saskia Laroo "JazzKia" – улыбалась и ждала следующего концерта.
Ronin Music – почти не дышала.
Jann Parker & Oleg Butman Trio – ушла.
Vapirov-Donchev-Yan-kulov Trio – из уважения не ушла.
Aziz – гордилась и наслаждалась (!) музыкой.
Javon Jackson & Ark Ovrutski Band – порадовалась и ушла.
Sainkho Namtchylak "Nomad" – аплодировала стоя.
Franca Masu Trio – посетила музыкальный спектакль.
Pulchinella – спешила на поезд.

Saskia Laroo "JazzKia" (Голландия)
Возможно из-за того, что слушаю эту программу в третий раз – особого восторга не ощутила. Правильные фразы Саскии, сыгранные далеко не идеально, украшала ее улыбка, а также «шоу» в исполнении клавишника, переквалифицировавшегося еще и в пианисты, и вокалисты – Уоррена Берда. Умело поданная программа – заблаговременно успешна.

Ronin Music (Швейцария)
«Космос»… слышалось рядом. И ощущалось тоже. Наверное, единственно правильное описание от ведущей фестиваля, каждый концерт преподносившей как «событие в современной музыке». Возможно не к месту, но особая благодарность организаторам – за приглашенное трио. «Музыка модулей» пианиста Ника Берча, получившая признание всей Европы и заставляющая эту всю Европу медитировать в такт с нереальной (собственного производства) перкуссией Энди Пуппато и получать «максимум эффекта при минимуме средств» от потрясающего звука, манеры, техники саксофониста, бас- и контрабас-кларнетиста ‘Sha’. В перерыве между пьесами я озадачилась идеей не только посчитать размер, а и количество его изменений, и смещений… Через пару минут поймала себя на мысли, что я не только не делаю этого, а и начинаю забывать, как меня зовут. Никаких шоу-элементов, действительно минимум средств и бесподобное владение этими средствами. Критики утверждают, что созданный Ником Берчом стиль дзэн-фанк (zen-funk) – это музыка ХХІІ века. Я не критик, но подтвержу, что Ronin Music – это явление в музыке. Оно действительно не вписывается в существующие каноны и достойно отдельного определения, а главное – развития.

Jann Parker & Oleg Butman Trio (США-Рос-сия)
Жду того времени, когда у организаторов (или же спонсоров) джазовых фестивалей окончательно исчезнет стереотип «обязательного участия «черных» музыкантов (вокалистов)». Нынче же, таковы условия рынка: спонсору нужно имя или же «цвет», организаторам – нужны деньги и публика в зале, а также восторженное восприятие этой публики. В результате проект с приглашенным иностранцем – априори успешный на нашей территории. Именно таким проектам отдают предпочтение устроители музыкальных событий. Безусловно, музыкальное сотрудничество представителей разных стран – явление распространенное и очень часто успешное. Если говорить о России (Проект Jann Parker & Oleg Butman Trio обозначен как США-Россия), то хотелось бы вспомнить проекты Андрея Кондакова, Аркадия Шиклопера с их очень удачными музыкальными экспериментами. В случае же с Jann Parker & Oleg Butman Trio – проект трудно назвать ценным с музыкальной точки зрения. Исполнительский уровень каждого из музыкантов не вызывает сомнений, но представленная программа не отличается ни новизной, ни экспериментальностью, ни драматургией, ни… собственно музыкой. За 3 песни, проведенные мною в зале, Jann Parker в двух из них не удосужилась спеть соло, а в третьей импровизация выглядела, как повторение темы. Репертуар также «отличался свежестью», например, One Note Samba.

Vapirov-Donchev-Yan-kulov Trio (Болгария)
Анатолий Вапиров – один из моих любимых саксофонистов. Глубина его мыслей и завораживающе-прохладный тембр саксофона всегда оставляли сильные впечатления. На Джаз-Карнавале я с надеждой ждала от мэтра очередных откровений. Можно найти, наверное, много причин тому, отчего же откровения не состоялись – погода, настроение, самочувствие, расположение звезд… Впечатление осталось одно: каждый из музыкантов трио играл свою музыку. В единую картину так ничего и не слилось. Отчаянными были попытки Антони Дончева и Стояна Янкулова «поймать» друг друга. Возможно, помехой был звук на сцене. Но надежда, как известно, госпожа живучая. Поэтому, если увижу афишу с именем Анатолия Вапирова – обязательно пойду на этот концерт.

Aziz (Украина, Одесса)
Хочется снять шляпу перед молодыми музыкантами, особенно учитывая происхождение некоторых из них (не столица). Все же, если человек действительно влюблен в то, что он делает – он будет это делать, делать с любовью… в результате – окружающие тоже полюбят его творения. Очень много известных и профессиональных музыкантов было на фестивале «Джаз-Карнавал 2008», но как ни парадоксально, музыки было гораздо меньше. Музыкантам же из группы Азиз – еще многое стоит переиграть, многое пережить, многому научиться, но, несмотря на это, музыка у них уже есть. Есть свежие идеи пианистки-лидера Роксаны Смирновой, красивые мысли «думающей» вокалистки Тамары Лукашевой, интересная игра контрабасиста Виталия Фесенко и удивительная музыкальность барабанщика Валерия Неговоры. Много хорошего можно сказать о каждом из участников группы Азиз. Зная, какое неблагодарное и неприбыльное сегодня дело – представлять свою авторскую музыку, хотелось бы поблагодарить музыкантов еще раз. И самое главное: Азиз – яркий представитель европейской культуры. Есть влияния, уже выразившегося в формат стиля ECM, есть тонкое и уместное использование национальной музыкальной культуры. Азиз – это представители нового поколения украинских джазовых музыкантов, как по мне – одни из лучших.

Javon Jackson & Ark Ovrutski Band (США-Россия)
Если кому-то захочется упрекнуть меня в субъективности по отношению к проектам Аркадия Овруцкого, ему это, несомненно, удастся. Отношение ко всему творчеству Аркадия у меня особо трепетное. У Овруцкого – потрясающий талант менеджера. Ему удается поддерживать на достойном уровне постоянный проект «Международный Джазовый Абонемент» в Киеве, что не может не удивлять. Приглашать в Украину именитых музыкантов, знакомя украинского слушателя с носителями настоящей культуры. При этом Аркадию удивительным образом удается эти проекты совмещать с само-пиаром, что также заслуживает отдельного почтения со стороны слушателей. Оврукий-музыкант – для меня событие менее удивительное, нежели вышеперечисленные достижения Аркадия. На Джаз-Карнавале проекты Аркадия появляются с завидным постоянством уже несколько лет подряд, поговаривают в кулуарах, что Овруцкий уже становится музыкальным символом фестиваля.

Имя Джевона Джексона не могло не привлечь ценителей джаза на этот концерт. Есть категория музыкантов, которых называют «железными», Джевон Джексон именно такой. Ни одной лишней ноты. Все одновременно мощно и прозрачно. По фразам соло можно создавать школы игры на саксофоне.

Особо приятным был тот факт, что на этом концерте за роялем был Лауреат премии Ассоциации Джазовых Журналистов России «ДжазУхо» в номинации «Надежда российского джаза» Владимир Нестеренко. Этот музыкант всегда спасал проекты Овруцкого своей необычайно креативной и смелой игрой. В этот вечер, благодаря Нестеренко, – бесподобным был Round Midnight. После этого исполнения хотелось бы наградить Владимира еще и премией «Количество замен в одном стандарте» и «джазовый юмор».

Я же не изменила своим принципам и покинула концерт после 4-й композиции (так обычно происходит на проектах Ark Ovrutski Band). Что же до радости, обозначенной в заголовке – я хочу поздравить Аркадия с тем, что ему наконец-то удалось успешно сыграть две замены. Увидев радость в глазах музыканта по этому поводу – я и сочла нужным покинуть зал.

Третий вечер фестиваля можно назвать «удачной квинтэссенцией». Муыкальная программа была очень пестрой. В начале – удивительный синтез тувинского пения Sainkho Namtchylak (Австрия), джазовых риффов Карла Сайера и Ули Сойка, и тонкого фри-аккомпанемента Юрия Кузнецова. Саинхо Намчылак, кроме виртуозного владения горловым пением, – прекрасный ансамблист. Соединить в единое полотно тувинскую народную песню и 12-тактовый блюз – это искусство. Несмотря на то, что на сцене были представители трех разных культур, – музыкальная палитра была органичной и целостной.

В продолжение третьего дня – настоящий музыкальный спектакль от Franca Masu Trio (Италия). Результатом стало не только огромное количество оваций, а и наибольшая протяженность автограф-сессии. Франка Мазу – итальянская певица (в прошлом учительница испанского), представляющая древнюю культуру «Альгеро» (L’Alguer), заставила переживать слушателей с ней каждую историю, рассказанную в песне. И не только потому, что пересказывала содержание, а скорее потому, что Франка Мазу – превосходная актриса. Яркая внешность, шикарные вокальные данные и колоритные партнеры: бандонеонист Титти Кастрини и пианист Оскар Дель Барба. Во время предпоследнего танго, в котором пелось о трагичной истории девушки, я, обернувшись назад, увидела слезы на глазах у одной из слушательниц.

Pulchinella (Франция) – наслышана об этом коллективе. К сожалению, успела послушать лишь одну композицию. Интересные композиционные решения с тонким музыкальным французским юмором.

После высказанных впечатлений о Джаз-Карнавале, наш разговор с Эдвином как-то плавно перешел на политику. А еще, мы с бас-гитаристом группы Twin Town решили, что слово «джаз» всеми понимается по-разному: организаторам – зачастую, не хватает шоу; тонким ценителям – чего-то особо свежего; основной публике – разнообразия; критикам – дискуссий о джазе. Мы же с Эдвином договорились, что будем просто ездить на джазовые фестивали: он – играть, я – слушать. Я знаю, что мне будет, что послушать на Джаз-Карнавале 2009.

Евгения СТРИЖЕВСКАЯ,
Программний директор «Радiо Ренесанс»,
Продюсер джазового Международного детского Фестиваля «Атлант-М»

Jazz-Квадрат, №5/2008


страна
Украина
Расскажи друзьям:

Еще из раздела фестивали 2008 - 2010 года
"Джаз по-ростовски" - Джаз в одной руке 5-й Иерусалимский международный фестиваль "Джаз-глобус". Впервые на святой земле Rigas Ritmi и Saulkrasti Jazz. Праздники и будни латвийского джаза Грифомания – 2008
© 2017 Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com