nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Джазовая академия в Бирштонасе

стиль:

Прошло каких-то тридцать лет с тех пор, как в Бирштонасе состоялся первый джаз-фестиваль. Но эти тридцать лет отразили не просто историю становления современного литовского джаза – они отразили целую эпоху в развитии музыкальной культуры Литвы. Кстати, и не только ее одной…

Да, именно в пятнадцатый раз фестиваль, который проходит раз в два года, принимал, как обычно, в последний уик-энд марта исполнителей и любителей джаза. Я пропустил, возможно, самое большое пять фестивалей, и сегодня могу говорить, что за эти годы внешне фестиваль мало изменился. Отличный прием, четкая организация, большое разнообразие представленных на концертах стилей джаза, полная доступность для прессы тех, кого принято считать звездами первой величины. Разве что рекламы поменьше стало, что, наверное, связано с недостаточным финансированием действа. В то же время, замечу, в Беларуси вряд ли найдется какой-либо музыкальный трехдневный фестиваль, у которого было бы столько спонсоров, как у фестиваля в Бирштонасе. Тем не менее, уже третий раз подряд белорусские музыканты до этой сцены не доезжают. Впрочем, кого приглашать, а кого нет – дело организаторов. Вот почему было неожиданно и приятно встретить в Бирштонасе одного из главных «кормчих» «Славянского базара», а в свое время организатора джаз-фестивалей «Витебская осень» и Парада диксилендов Родиона Баса.

Еще я заметил, что зрителей в целом вроде как стало побольше. Если раньше только вечерние концерты собирали аншлаги, то на сей раз и на дневных свободных мест в зале, показавшемся уже тесным для этого фестиваля, было немного. Объяснить это можно одним, пожалуй, фактом: предложений выступить со стороны литовских музыкантов с каждым годом больше, а отбор исполнителей поэтому становится все более жестким. Что ж, система джазового образования в Литве работает давно и исправно, там существует возможность выбора, о чем в нашей Беларуси можно только мечтать. Мало того: в группе Римантаса Багдонаса рядом с Витаутасом Лабутисом (в качестве специально приглашенного) играл бывший участник минского ансамбля «Ренессанс» кларнетист Игорь Шведко.

Вполне понятно, что юбилейный фестиваль сопровождала большая ретроспективная фотовыставка. Свои работы, сделанные на фестивале в разные годы, представляли Даниюс Лабутис, Стасис Повилайтис, Ричардас Дайлиде, Витаутас Суслявичус, Мариус Петраускас, Альбертас Швенчонис. У каждого – свой почерк, собственные приемы съемки, а в целом эти работы показывали не только представленных в Бирштонасе исполнителей, но и добавляли материала в уже упомянутую выше историю литовской музыки. Интересна была и экспозиции фестивального плаката, сценографии, которые уже сами по себе являются отличным материалом не только для изучения специалистами по графике и оформлению сцены, но и позволяют проследить, как вырабатывался сегодня уже легко узнаваемый дизайнерский почерк этого фестиваля.

Каких-либо громких сюрпризов организаторы фестиваля к его юбилею не готовили. Можно было даже говорить о том, что программа была вполне обычной и типичной для последних лет. Литовские исполнители самых разных стилей – от комбо до биг-бэндов, коллективы из некоторых соседних стран, очередное шоу Владимира Чекасина да приглашенные гости, среди которых были Аркадий Шилклопер и Вячеслав Ганелин. Впрочем, отмечу, что именно выступление Ганелина и стало тем акцентом на юбилей, мотив которого, повторюсь, не педалировался. Да и проходил фестиваль как обычно: ни тебе пышных витиеватых выступлений политиков да ответственных работников, ни вручений адресов и поздравлений. Разве что нынешний министр культуры Литвы Йонас Ючас, известный любителям джаза как директор крупного джаз-фэста в Каунасе, посетил Бирштонас. Он охотно отвечал на вопросы в гостевой комнате, но отнюдь не демонстрировал, что Минкульт Литвы в его лице – главная здесь особа.

А теперь о наиболее интересных, на мой взгляд, программах.

Римантас Багдонас, как я уже упоминал, пригласил для выступления своего квартета Витаутаса Лабутиса. Витаутас удивил поначалу тем, что прочно занял место за фортепиано. Звучала красивая, витальная, радостная музыка. Программа выступления была основана на общеизвестных стандартах, разве что однажды была исполнена пьеса, название которой озвучили по-русски: «Быстрый танец». Эта пьеса – отличнейший материал для дальнейшего исполнения другими музыкантами и коллективами. Римантас Багдонас играл очень просто и стильно, собственно, как и другие участники группы. Звучание кларнета Игорь Шведко, полнокровное и густое, сочеталось с не очень привычной для поклонников Лабутиса чуть ли не классической манерой изложения партий саксофона, который на сей раз отличался красивым, объемным звуком и точными, без каких-либо изысков, импровизациями. Впрочем, не обошлось и без непродолжительных авангардных штучек, но на сей раз это выглядело только дополнительной краской для целого, не более. Судя по тому, что Витаутас Лабутис выступил по крайней мере в составе трех коллективов, его можно было смело уже в первый день называть звездой всего фестиваля.

После окончания первого же концерта в парке состоялся джэм, организованный в огромной палатке. Чтобы оставить эту тему, замечу, что ни в ту ночь, ни в следующую джэм по-настоящему так и не разошелся. Мэтры, если и присутствовали в палатке, на сцене практически не появились, да и среди молодых музыкантов нашлось не очень много желающих показаться в неформальной обстановке. Поэтому играли в целом одни и те же музыканты…

Второй фестивальный день представил биг-бэнд Литовской академии музыки и театра под управлением Людаса Моцкунаса. Общая направленность показанной программы стремилась к музыке авангардной, сами композиции были отмечены сложным, часто даже каким-то «закрученным» языком, что выглядело необычно и интересно. Тем более что лидирующим инструментом часто выступала виолончель. Но после таких программ следует брать паузу и выпить хотя бы бокал пива, которое, увы, стремительно дорожает от фестиваля к фестивалю…

Мати Брауэр привез из Таллинна необычный коллектив: Опера-квартет, с которым выступал гитарист Индрек Круусимаа. Классический струнный квартет часто выступает с программами из известных тем популярной песни, цыганской музыки, русских романсов, а также джазовых эвергринов. Круусимаа – гитарист-самоучка, как оказалось. Исполняет традиционный и современный джаз, фанк, фламенко и академическую музыку. Он обладает невероятно быстрой техникой, вроде бы даже лишенной стандартных приемов, но в то же время его манера изложения глубока, чувствительна, образна. Это выступление было одним из наиболее запоминающихся во всей фестивальной программе.

Любопытным было выступление литовской группы QU5, которая представила достаточно экспериментальную программу, основанную на звучании аж трех аккордеонов в сочетании с женским вокалом. У Валентины Яронской – достаточно скромные вокальные данные, ее манера к тому же не подкреплена эмоционально, и в целом показалось, что музыканты группы еще только ищут собственную «фишку», оставаясь пока на уровне лабораторных исследований.

Дайнюс Пулаускас, Евгениюс Каневичус и Мариус Алекса сопровождали выступление одного из гостей – Аркадия Шилклопера. Собственно даже не сопровождали: в результате получилось выступление равных по статусу музыкантов, разве что Аркадий, как гость, находился на первом плане. На сей раз он не выставил арсенал процессоров для обработки звука, а солировал на валторне, проведя что-то вроде мастер-класса с показом всех мыслимых и немыслимых возможностей этого, казалось бы, не слишком подвижного, зажатого инструмента. Нет, не существует таких инструментов, возможности которых были бы чем-то ограничены! Шилклопер демонстрировал и необычные приемы звукоизвлечения (как, например, циркулярное дыхание), и всю звуковую палитру валторны, при этом ни на секунду не забывая, что главная его цель – музыка, а не демонстрация финтов. В конце его выступления пришел черед альпийскому горну. И вновь – показ высочайшего музыкального мастерства!..

Шведский трубач Ласе Линдгрен выступал с каунасским биг-бэндом Ромуальдаса Грабштаса. Трудно перечислить всех известных в мире музыкантов, с которыми работал Линдгрен. Кроме того, он преподает, руководит собственными коллективами, и эта вот прирожденная, следует думать, черта лидера в Бирштонасе дала о себе знать. Линдгрен и сам солировал, и дирижировал бэндом, делая все настолько непосредственно и живо, что этот концерт превратился в настоящее музыкальное шоу, оторваться от которого было невозможно. К тому же, и биг-бэнд выглядел, как всегда, на уровне.

К началу концерта Вячеслава Ганелина до предела был заполнен не только зал, но и фойе, где на стену велась трансляция практически всех концертов. Здесь, усевшись на полу, можно было смотреть и слушать музыканта – одного из зачинателей новой джазовой музыки в Литве. К слову, о менталитете (или культуре – это уж как желаете!). В зале не было ни одного стража порядка. Не было даже элементарной охраны. И все было спокойно и культурно…

Квартет «Сага» Людаса Моцкунаса. Зная стилистические пристрастия Людаса, можно было ожидать сложную современную музыку с периодическими уходами в необозримые пространства фри-джаза. Так оно, в общем-то, и случилось, но… Я уверен, что сегодня Моцкунас как лидер группы вышел на новый качественный уровень, продемонстрировав, прежде всего, очень зрелое композиторское мастерство. Если ранее его программы чуть ли не распадались на отдельные фрагменты, логически очень условно связанные между собой, то на сей раз программа получилась цельной, логически обоснованной, а выдержанные в стилистике фри фрагменты были своеобразными переходными мостиками от одной темы к другой. Но при этом они не раздражали, являясь чем-то вроде паузы для того, чтобы перевести дыхание, слушая захватывающий, полный неожиданных поворотов сюжета, рассказ.

Владимир Чекасин традиционно представил в Бирштонасе новую программу. Скажу сразу: джаза как такового было в ней мало. Да и сам мэтр лишь пару раз брал в руки сопрано-саксофон. Это был скорее мюзикл, шоу, спектакль, в котором принимали участие танцоры, группа солисток, молодая, как я понял, рок-группа да две актрисы, изображавшие что-то вроде светлой и темной сторон действительности. Собственно, даже не понимая литовского языка, можно было уловить, что средствами пластики, музыки участники проекта Чекасина по-своему представляли извечную тему борьбы противоположностей. Сделано это было очень убедительно, настолько, что зал долго еще не мог прийти в себя, обсуждая, что же все-таки произошло на сцене. Мне же показалось, что данной программой Владимир Чекасин лишний раз продемонстрировал то, насколько он как педагог думает о будущем. Безусловно, мало кто из этих исполнителей останется позже при джазе, но для всех их опыт выступления на одной сцене с по-настоящему творческой личностью – неоценимый. А к чему он может привести, во что выльется в будущем – этого предсказать невозможно. Но то, что такой опыт для молодежи не пройдет бесследно, не подлежит сомнению.

Вячеслав Ганелин очень быстро увел слушателей в мир собственных музыкальных образов. Играл он соло, используя рояль и небольшой «Корг». Рояль был для него, образно говоря, полотном, а синтезатор – той самой палитрой, на которой смешивались краски. Стилистика – свободная импровизация, основанная на постоянной смене тем, ритмики, звучаний. Даже не будучи в зале, даже без влияния литовского пива было понятно, что Вячеслав очень убедительно, ярко представляет самого себя в джазе и одновременно – джаз в себе, и в этом не было никакой, как то часто случается, дисгармонии. Сложилось такое впечатление, что тебе в руки попалась книга, которую ты долго разыскивал у букинистов. Не в силах оторваться от нее, ты ловишь себя на мысли, что читаешь настоящую, высокую литературу. И одновременно – что такую книгу, кроме как этот автор, никто написать не может. Да, сложный язык, неуютные порой образы и ходы, но за всем этим прослеживалась индивидуальность, логика, пускай и не всегда сразу понятная, развития сюжета. И сюжет этот был закручен до такой степени, что, показалось, лишь через пару секунд после того, как ушла в вечность последняя нота, зал облегченно выдохнул…

Уже дома, вспоминая прошедшие в Бирштонасе концерты, я подумал, что изложить полученные впечатления будет очень непросто. Так и получилось, поскольку этих впечатлений вполне хватит на долгое время. На два года, по крайней мере. До следующего фестиваля…

Дмитрий ПОДБЕРЕЗСКИЙ
Jazz-Квадрат, №4/2008


авторы
Дмитрий ПОДБЕРЕЗСКИЙ.
страна
Литва
Расскажи друзьям:

Еще из раздела фестивали 2008 - 2010 года
Блюз на Неве или невероятные приключения белорусов в Питере Фестиваль в Цахкадзоре - Воздух, горы, джаз Джаз-Карнавал в Одессе 2008 Таўкачыкі - Возвращение к сакральным истокам фольклора
© 2017 Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com