nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Еврофолк - От космополитизма к аутентичности

стиль:

Еврофолк - От космополитизма к аутентичности
Говоря о национальных чертах в искусстве нельзя не отметить, что многие исполнители из корыстных побуждений злоупотребляют этим понятием в угоду самому смыслу искусства. Особенно это заметно в Беларуси, где уже довольно продолжительное время исполнители разделены на тех, кто вхож в обойму артистов, имеющих государственную поддержку, и тех, кто никогда ее не получат. Теперь одним из критериев осуществления этой поддержки является наличие «национальной тематики» в их произведениях. Вот только как понимается эта «тематика»? Это хорошо можно проиллюстрировать дебютом на конкурсе «Новая волна» представителя Беларуси Ивана Вабищевича, который вышел на конкурсную сцену с песенкой «Моя Белораша» в телогрейке и шапке-ушанке! Ну, чем не «колхозный гламур» и воплощение любви к Родине, о которой столько говорится с государственных трибун!

Метастазы самоунижения, которое выдается за «национальные особенности белорусского менталитета» и «образ нашего народа в искусстве» в виде «лаптиков и грабликов» (по меткому выражению музыкального критика В. Мартыненки) можно трансформировать только настоящим искусством. И истоки его – в уважении к своим корням, в бережном отношении к фольклорному наследию, творческом переосмыслением его в современном русле…

То, что такими талантами полнится земля Белорусская, и что можно нести «в люди» свое белорусское с чувством достоинства, свидетельствует недавнее выступление на крупнейшем фестивале «Еврофолк» известной белорусской фолк-певицы Натальи Матылицкой (в прошлом, солистки известной белорусской фолк-группы «Ліцвіны», а в последствии и вокалистки фолк-рок-группы UR’IA). Аккомпанировал Наталье на белорусской дуде Олег Лукьянцев, участник фолк-группы «Кудзьмень».

«Еврофолк» – один из старейших фольклорных праздников Европы. Его история насчитывает уже почти 30 лет. Участников «Еврофолка» в разные годы принимали Германия, Ирландия, Норвегия, Польша, Словения, Чехия, Швеция и другие страны континента. Фестиваль является проектом Европейского вещательного союза (ЕВС) и в этом году проводился в Москве. На фестивальной сцене в Музее-заповеднике «Царицыно» выступили 17 коллективов и исполнителей из 15 европейских стран. Их выступления транслировалась всеми радиостанциями, которые входят в ЕВС, в прямом эфире. Кстати, как подчеркивали власти Москвы, для них «Еврофолк» – второе по значению музыкальное мероприятие, после «Евровидения».

О внимании к творчеству белорусских фолк-исполнителей, которые дебютировали в России, свидетельствует тот факт, что Наталью Матылицкую на фестивале «Еврофолк» патронировал известный российский исполнитель, живая легенда российской фолк-музыки, лидер группы «Жили-были» Сергей Старостин. Но не только он один. Большую поддержку, по словам Натальи, ей оказали белорусы Москвы. А после выступления Натальи и Олега на сцене «Еврофолка» наши земляки пригласили их с сольным концертом в российскую столицу.

Что касается непосредственно фестивального исполнения белорусского фольклора, то оно засвидетельствовало, что Наталья и Олег были единственными на «Еврофолке-2008» исполнителями, которые представляли фольклор свой страны в аутентичной манере. И в этом смысле белорусы были уникальны, потому что и раньше такая манера не была представлена вообще. Всеми же остальными европейскими музыкантами и певцами музыка исполнялась в стилизованной под народную манере. Поэтому создавалось впечатление, что эта манера менее национально-окрашена. Как отметили российские блогеры в своих комментариях к фестивалю, «Ерофолк» продемонстрировал доминирующий там «космополитизм в фольклоре». И единственным исключением из этого ряда комментаторы называли фестивальное выступление белорусов.

Почему так получилось? Потому что Наталья Матылицкая не только певица, она – профессиональный фольклорист, которая всегда стремится сохранить в своем песенном исполнении наиболее приближенную к оригиналу стилистику. Эту непривычную для «Еврофолка» особенность отметили российские СМИ. Например, информационный портал известного телеканала «Культура» отмечал во время проведения фестиваля: «…аутентичная манера исполнения вытесняет привычный «академический» народный вокал. Именно в такой манере, стремясь к максимальной правдивости звучания старинных песен, работают певцы из Беларуси Наталья Матылицкая и Олег Лукьянцев. Весь их репертуар, который прозвучал на фестивале – итог этнографических экспедиций». А один из организаторов фестиваля «Еврофолк» Ольга Русланова заметила: «Мы на вас ориентируемся, как нужно оберегать и возобновлять национальный фольклор через его популяризацию на концертной сцене».

Кстати, белорусская тематика на «Еврофолке» после сенсационного выступления Натальи и Олега зазвучала еще более активно. Особенно на конкурсе молодых талантов, который проводился в рамках «Еврофолка». Вела этот конкурс российская фолк-певица Марина Капуро, известная слушателям по работе в группе «Яблоко». Много белорусов Москвы отважились поучаствовать в этом конкурсе, но наиболее отличился молодой певец В. Щукин, который стал обладателем третьей премии конкурса. Он очень талантливо и проникновенно исполнил песню известного полесского исполнителя Степана Дубейко «Туман-туманочак».

Фестивали уровня «Еврофолк» – это еще и большой фонографический рынок. Потому что на него завозится музыкальная продукция – DVD и компакт-диски – со всего континента. И по количеству проданных альбомов организаторы составляют неофициальный рейтинг того или иного исполнителя. Что касается дисков Натальи Матылицкой, то ее альбом «Пчолачка» был распродан на фестивале до последнего экземпляра. К музыкальным дискам Н. Матылицкой был огромный интерес, и приобретались они любителями аутентичного фольклора по европейским ценам. Многие любители фольклорной музыки хотели бы получить эти диски, но не смогли, потому что они быстро закончились. Но ценители таланта Натальи оставили ей свои адреса, и певица разослала им свои диски по почте в различные страны СНГ. Как рассказала Н. Матылицкая, один из ее поклонников работает на громадном авиационном заводе, и заказал диск певицы, чтобы транслировать белорусские песни в заводских корпусах. Оказывается, на этом заводе трудится много выходцев из Беларуси, и эти песни напоминают им о Родине. Отметим, что такие приятные хлопоты – своеобразная плата за популярность!

Но не только приятными моментами был отмечен для Натальи фестиваль «Еврофолк». Были приключения и иного толка – настоящие испытания для белорусских исполнителей. Во время сорокаминутного фестивального сэта Н. Матылицкой и О. Лукьянцева какая-то нетрезвая женщина – посетительница фестиваля начала провоцировать певцов, мол, «не нужно нам нудных песен, давайте частушки!» Натальи пришлось провести среди слушателей настоящий плебисцит и выяснить при помощи голосования, что больше нравится публике: народные песни или кабацкие припевки? Понятно, что публика отдала свои голоса фольклору в аутентичном исполнении. После этого секьюрити вывели с площадки подвыпившую «частушечницу», и концерт продолжился. Видимо, поэтому заключительную песню программы «У нас сягоння Купала» российская публика уже пела вместе с Натальей. И это был настоящий триумф.

Анатолий МЕЛЬГУЙ


Jazz-Квадрат, №6\2008


авторы
Анатолий МЕЛЬГУЙ
страна
Беларусь, Россия
Расскажи друзьям:

Еще из раздела фестивали 2008 - 2010 года
"Джаз по-ростовски" - Джаз в одной руке 5-й Иерусалимский международный фестиваль "Джаз-глобус". Впервые на святой земле Rigas Ritmi и Saulkrasti Jazz. Праздники и будни латвийского джаза Грифомания – 2008
© 2017 Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com