nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Фестиваль в Цахкадзоре - Воздух, горы, джаз

стиль:

Фестиваль в Цахкадзоре - Воздух, горы, джаз
Этим летом, отдыхая в Аджарии, мне повезло побывать на джазовом фестивале в Батуми. Прекрасный подбор музыкантов, красочная реклама и великолепная организация – все вызывало белую зависть. Но больше всего меня поразил выбор места проведения – практически на пляже, под огромным шатром, где посетители могли в ходе концертов купить прохладительные напитки, сэндвичи, никак не были скованы строгими рядами кресел и всем прочим. Обстановка тоже, соответственно, была «пляжная». Ну, а те, кто не смог купить билет, могли располагаться там же на пляже и слушать музыку – ведь сцену и зал от пляжной зоны и батумского бульвара отделялал всего лишь «стена» из брезента шатра!

Целый месяц я потом восторженно рассказывал об этом варианте организации концертов всем тем, кто у нас хоть как-то связан с шоу-бизнесом. И был приятно удивлен, когда узнал, что в самом конце лета и у нас в Цахкадзоре состоится подобное мероприятие.

Студенческая туристическя сеть МУШ-Э при поддержке нескольких коммерческих фирм подарила любителям джаза Армении такой праздник, что могут позавидовать многие более «взрослые» организации. Для того, чтобы вечер прошел хорошо, было сделано все возможное. Ну, во-первых, для однодневного фестиваля были собраны почти все лучшие джазовые силы Еревана. Джаз-оркестр радио и телевидения п/у Е. Ерзнкяна (который ради такого случая даже забыл на время о своей болезни и, несмотря на протесты врачей, приехал, чтобы лично отдирижировать одной композицией), квинтет Time Report (лишь в то утро прилетевший из Сирии, где успешно выступил на крупнейшем на Востоке джаз-фестивале Дамаск-2008), септет «Катунер», который тоже только-только вернулся из Украины, где прекрасно выступил на харьковском фестивале ZAJAZZ, квартет Айка Шакаряна и септет Salsa Rose Тиграна Пештмаджяна.

Во-вторых, было выбрано прекрасное место – центральная площадь Цахкадзора. Организаторы особо отметили помощь в проведении этого праздника джаза мэра города господина Мирзояна, который действительно сделал все, чтобы мероприятие прошло на уровне. Вообще, хочется отметить, что Цахкадзор становится все краше и краше – застраивается центральная площадь, благоустраивается дорога, ведущая на канатку, прекрасно налажена работа автотранспорта, и теперь попасть из Еревана в Цахкадзор практически нет никаких проблем даже «безлошадному» ереванцу.

Прямо на площади было организовано и «общественное питание», так что за соками, минералкой, пивом и бутербродами ходить далеко не надо было. Порядок должен был обеспечитвать усиленный наряд милиции, услуги которого, к счастью, не понадобились. Да и причем тут милиция, если пару тысяч человек собрались на площади курортного городка, чтобы отдохнуть, повеселиться, послушать музыку... А добавьте еще и красоту окружающей природы, фантастический воздух и общий настрой собравшихся на хороший и полезный отдых – и вы получите полное представление о царившей с утра в городке доброй и веселой атмосфере.

Надо отдать должное организатором – кстати, все делалось малыми силами – молодые девушки ни минуту не сидели на месте. Задолго до начала и в ходе всего 4 часового концерта они ходили по рядам, рассаживали, помогали и всячески привечали гостей, пытались решить абсолютно все проблемы. Вот, пожалуй, только с одной проблемой они так и не смогли справиться, но о ней в конце повествования, чтобы не разбивать стройной конструкции изложения и не портить общего настроя повествования.

Если говорить о, собственно, музыке, то придется использовать в основном превосходные степени. Так, музыка Time Report становится все интеллектуальнее и глубже. Все больше связи с армянским фолклором, все большую часть в композициях занимают народные духовые инструменты, на которых виртуозно играет Вардан Григорян. Дудук в этом составе не экзотика и дань моде, а полноправный член джазовой команды. Переиграв за рубежом со многими корифеями современной западной музыки – от Йо-Йо Ма до Пола Уинтера, Вардан набрался джазового опыта, и уже долгое время, сотрудничая с местными джазовыми коллективами, с успехом применяет все полученные в области джаза навыки. Ну а как он играет фолк и говорить не стоит – это известно уже во всем мире! Остальные участники состава, играющие в нем со дня основания, как всегда показали высочайщую технику и какую-то особую музыкальную мудрость. Прямо столп современного армянского джазового движения!

Сильно конкурирующая с ними сегодня по популярности и востребованности на местной сцене и за рубежом группа «Катунер», как всегда, работала на отрыв. Молодой задор, ведомый талантом и виртуозностью многоопытного Ваагна Айрапетяна, жизнерадостность и энергия, музыкальность и широкий кругозор – это то, что так привлекает в весьма своеобразной музыке «Катунер» местных слушателей. А как это действует на любителей музыки за пределами Армении, говорит тот факт, что за неполные полгода они дважды выступили на фестивалях в России и на Украине, и оба выступления закончились большим успехом и приглашениями на последующие (ближайшее – ноябрьский фестиваль в подмосковной Дубне).

Квартет пианиста Айка Шакаряна продемонстрировал высокий исполнительский класс. Приверженцы классического традиционного крыла джаза, они, тем не менее, не стали переигрывать стандарты в том виде, в каком тысячи раз исполнялись другими, а представили их в новом, собственном прочтении, с учетом новых веяний развития джаза. В результате старые, проверенные временем и хорошо знакомые композиции оделись в новые модерновые одежки, что очень понравилось собравшимся на площади зрителям.

Абсолютно незнакомый мне и многим из гостей состав, собранный великолепным вибрафонистом и пианистом Тиграном Пештмаджяном (по словам ведущего концерта Мартына Вартазаряна – а ему можно доверять – Тигран один из пяти лучших современных вибрафонистов мира), играл настоящий латин-джаз. Причем, это не была та слащавая попса а-ля латин, которую многие, пыжась, выдают за джаз Латинской Америки, а тот самый, что ни на есть, настоящий серьзный джаз, с использованием музыкального наследия народов, населяющих Южную Америку. Весело, энергично, технично – вот в трех словах характеристика этого прекрасного коллектива.

А концерт, как и полагается, открывал и задавал тон биг-бэнд радио и телевидения. На сей раз основным дирижером на сцене был композитор Мартын Вартазарян. Он по своему обыновению много и интересно рассказывал, представлял музыкантов и исполняемые ими произведения, шутил, чем добавлял хорошего настроения общему настрою концерта. А оркестр представил веселую и живую программу, состоящую из джазовых хитов середины прошлого века, так хорошо известных по фильму «Серенада Солнечной Долины». Не обошлось без произведений и армянских композиторов, созданных в таком же стиле. Одним словом – вечнозеленая классика жанра. Играли слаженно, бойко, с огоньком (а разве можно играть, скажем, «Чатанугу Чу-Чу» с постным выражением лица?) Вот только, моментами из общей звуковой палитры выпадали некоторые духовые секции, что-то происходило со звуком.

Так вот, именно на этой стороне дела я и обещал остановиться особо. Аппаратура на концерт была поставленна – одна из лучших в городе. У пульта управления звуковой аппаратурой собрались все лучшие звуковики Еревана. Я не знаю, кто был официально ответственным за звук в ходе мероприятия, но по результатам я бы ему поставил «двойку». Звук «плыл», выделяя то один, то другой инструмент и, соответсвенно, убирая остальные. Солистов было плохо слышно, музыканты постоянно подавали какие-то знаки со сцены, пытаясь как-то скорректировать работу звуковиков, в какой-то момент Ваагн Айрапетян от знаков перешел к прямым громкоголосым увещеваниям со сцены «дать», наконец, звук, но звукорежиссеры были неумолимы. В какой-то момент звук вообще вырубился, и минут десять зрители вынужденны были слушать «Катунер» в режие unplugged, т.е., без усилительной аппаратуры. Музыканты, у которых работали на сцене мониторы, этого не заметили и продолжали самозабвенно играть, представляя довольно-таки странную картину – 7 человек дуют, что есть сил, в трубы, лупят в барабаны, дергают за струны, слушатели же слышат лишь какие-то обрывки барабанной дроби. К счастью, неполадку таки заметили и устранили. В общем, о моей оценке работы звуковиков (или, более точно, на московский манер, их следовало бы назвать «звукачами») я уже написал, но, тем не менее, хочу добавить, что несмотря на все их старания, испортить настроение и понизить градус положительных эмоций от концерта и мероприятия в целом им не удалось.

Вечер завершился фантастическим фейерверком и салютом, огни которого осветили макушки гор, нависшие над небольшой нарядной сценой этого Вечера джаза.

Давненько мне не приходилось бывать на таком светлом вечере. А перед началом концерта организаторы пообещали мне, что если первый блин не выйдет комом, то они обязательно продолжат эту цепь концертов. Если мой голос что-то значит, то прошу считать, что, по моему мнению, блин удался на славу!

Армен МАНУКЯН


Jazz-Квадрат, №5/2008


авторы
Армен МАНУКЯН
страна
Армения
Расскажи друзьям:

Еще из раздела фестивали 2008 - 2010 года
5-й Иерусалимский международный фестиваль "Джаз-глобус". Впервые на святой земле Rigas Ritmi и Saulkrasti Jazz. Праздники и будни латвийского джаза Грифомания – 2008 Звуки джаза из Армении в Дубаи
© 2017 Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com