"Девочки тридцатых" — именно так, несколько фамильярно, назвали составители серии записей по истории джаза голландской фирмы "Timeless" альбом, посвященный вокалисткам тридцатых годов. Женский вокал в джазе впервые заставил говорить о себе десятилетием раньше, в двадцатые годы, и связано это было с проснувшимся у публики интересом, а следовательно, и коммерческим успехом блюза. Именно поэтому женская джазовая вокалистика берет начало от блюза и первыми выдающимися джазовыми певицами были афро-американские исполнительницы блюзов, такие как Ма Рэйни, Берта Чиппи Хилл и, в первую очередь, "императрица блюза" Бесси Смит. Блюзовый бум продлился вплоть до конца двадцатых и угас одновременно с экономическим кризисом 1929 года. В тридцатых годах, в эру свинга, большей популярностью пользовались исполнительницы коммерческих эстрадных песенок, сочинявшихся для бродвейских мюзиклов, легких, беззаботных голливудских кинолент и так далее. В этом жанре еще с конца двадцатых годов громко заявили о себе Этель Уотерс, Милдред Бэйли, Максина Салливэн. В то же время в тридцатых годах на авансцену выдвинулись талантливейшие Элла Фитцджеральд и Билли Холидэй, остававшиеся ведущими джазовыми вокалистками и в последующие десятилетия. Их вклад в джаз выходит далеко за какие-либо временные рамки, и его значение просто трудно переоценить.
В своем сборнике составители из "Timeless" оставляют в стороне самых великих джазовых певиц и, говоря о тридцатых годах, предоставляют нам возможность основательнее познакомиться с "бэкграундом" — наиболее типичными вокалистками этого периода, на фоне которых и выглядели особенно заметно Билли, Элла и другие великанши.
Некоторые из этих певиц во многом не уступали первым леди джаза, но в силу различных обстоятельств не смогли покорить главные вершины. В первую очередь это относится к Айви Андерсон (Ivie Anderson), одной из шести вокалисток, представленных в сборнике. Айви родилась в Калифорнии в 1905 году и начинала свою карьеру как танцовщица в различных ревю, где пела знаменитая Мами Смит. Несмотря на такое, что называется, из первых рук знакомство с блюзом, Айви с самого начала проявила себя как исполнительница популярных песенок. На Западном побережье она выступала уже в качестве певицы в оркестре Сонни Клея, в "Paul Howard's Quality Serenaders", а ее появление в ансамбле Энсона Уикса вообще стало сенсационным: впервые афро-американская певица постоянно выступала в белом коллективе. С 1930 года и практически до конца карьеры ее творческая судьба и наивысшие достижения тесно связаны с оркестром Дюка Эллингтона. Дюк чрезвычайно высоко ценил Айви, считал ее своей любимой вокалисткой, но жестокая астма заставила певицу в 1941 году прервать свою карьеру, а в 1949 году унесла ее в могилу.
К большому сожалению, именно Айви Андерсон представлена на диске наиболее скупо: только двумя записями, сделанными ею в 1937г. с эллингтоновским оркестром для маленькой фирмы "Master" (фирма эта, основанная менеджером Дюка Ирвином Миллсом, протянула очень недолго). Это довольно гнусноватая по смыслу песенка "Old Plantation" (идиллически, дескать, жили рабы на плантациях) и "All God's Chillun Got Rhythm", композиция, которую Айви спела несколько ранее со студийным оркестром для известного фильма братьев Маркс "A Day At The Races". Сам Дюк, как обычно, сидит в этих записях за роялем, а помимо голоса Айви можно насладиться тромбонным соло в исполнении Трики Сэм Нэнтона.
Немногим дольше продлится знакомство и с другой вокалисткой, Монетт Мур (Monette Moore), — всего три трека. Эта, думаю, менее знакомая большинству поклонников джаза певица родилась в 1902года в Техасе, но росла на Среднем Западе, в Канзас-Сити. Там она впервые и дебютировала как певица в начале 20-х годов в ансамбле Джорджа Ли, брата своей близкой подруги Джулии Ли, впоследствии также певицы и пианистки. С 1923года Монетт ищет пути к успеху в Нью-Йорке, записывается под псевдонимами для разных фирм, ездит на гастроли с различными коллективами. Постепенно, особенно в связи с успешными выступлениями в бродвейских ревю, где она конкурировала с Этель Уотерс, Монетт становится весьма популярной. На 133-й улице в Гарлеме даже открывается джазовый клуб "Monette's", названный в ее честь (там Джон Хэммонд годы спустя откроет Билли Холидэй). В 1932году, когда записывался открывающий диск трек "A Shine On Your Shoes/ Louisiana Hayride", Монетт была на гребне успеха. Аккомпанирует ей в этой записи Фэтс Уоллер. И вокалистка, и пианист здесь словно соревнуются в эффектных голосовых и инструментальных вариациях, ни на йоту не уступая друг другу. Две другие песенки в исполнении Монетт Мур были записаны четыре года спустя с неизвестным составом и, на мой взгляд, не столь эффектны. Мур умерла в 1963году и оставалась на сцене практически до последних дней.
Зато более обстоятельно представлена очень своеобразная вокалистка по имени Элберта Хантер (Alberta Hunter). Судя по ее биографии, эта женщина отличалась сильным характером, умела приспосабливаться к любым ситуациям ну и, безусловно, была очень талантлива. Родилась она в Мемфисе в 1895году и уже в 11 лет сбежала из дому, поселилась в Чикаго и примерно со времен начала мировой войны стала выступать в местных клубах и кабачках. С юга она принесла вкус к классическому блюзу и благодаря этому завоевала широкую известность в джазовых кругах Города Ветров, много записывалась (в том числе под псевдонимом Джозефина Битти — имя ее сестры). Хантер смогла перестроиться сообразно вкусам публики, и когда интерес к блюзу стал падать, с не меньшим успехом выступала в песенных ревю и водевилях. В конце 20-х она несколько лет пела в Лондоне с оркестром Джека Джексона. Первые два трека, в том числе собственноручно сочиненная песня "You Can't Tell The Difference After Dark", были записаны ею в 1935 году, вскоре после возвращения из Европы. Вторая представленная сессия обширнее — эти четыре трека были записаны для фирмы "Decca" в 1940году с аккомпанементом пианиста Эдди Хейвуда-младшего. Хантер — универсальная певица, одинаково успешно исполняющая и блюзы, и популярные песенки. У Элберты была своеобразная манера пения, приближающаяся к мелодекламации, а легкое вибрато в конце фраз придавало исполнению особый шарм. Хантер прекрасно чувствует ритм ("Boogie — Woogie Swing") и по умению превратить легкий пустячок в произведение искусства явно тянет на предтечу Билли Холидэй. Эта незаурядная певица еще долго выступала, преимущественно в бродвейских ревю, однако в 1956 году неожиданно оставила музыку и стала работать медсестрой в одной из больниц Нью-Йорка. Столь же неожиданно в 1977 году в возрасте 83 лет она вернулась на сцену. Ее comeback произвел фурор, и она пела еще несколько лет, сохранив если не силу и динамику, то, во всяком случае, технику вокала и драматическое мастерство. Умерла Элберта Хантер в 1984 году.
Для контраста после столь яркой (и хорошо документированной) судьбы интересно познакомиться с почти совсем неизвестной певицей Амандой Рэндольф (Amanda Randolph). На диске "The 30's Girls" она представлена обширнее всех — целых шесть треков. Беда только, что эта сессия, состоявшаяся в Нью-Йорке в 1936 году на фирме "Bluebird", да еще четыре записи, сделанные в 1923 году для фирмы "Gennett", но так никогда и не изданные, — это все, что осталось потомкам в память об этой вокалистке. В манере пения Аманды чувствуется влияние блюза, у нее выразительный голос и она неплохо взаимодействует со своим ансамблем, где можно выделить трубача Луиса Гарсиа, — так можно резюмировать впечатления от этих шести композиций.
Если даже манера пения и вокальная техника Джерри Крюгер (Jerry Kruger) не вызовут у вас бурного восторга, то удовольствие от двух сессий и четырех треков, которыми она представлена, вам все равно обеспечено. Джерри очень везло на партнеров. В сессии 1937 года в сопровождающем ансамбле, которым руководил басист Джон Кирби, резко выделяются двое музыкантов — кларнетист Бастер Бейли и трубач Фрэнки Ньютон. В 1939 году с Джерри работали музыканты из оркестра Каунта Бейси: небольшое комбо, в котором можно, однако, послушать таких людей, как Бак Клейтон и Лестер Янг. И През, и Бак как аккомпаниаторы больше сотрудничали с Билли Холидэй, но, как видно по этой сессии, не брезговали и другими предложениями. Пение же Джерри Крюгер мне показалось пресноватым, особенно при исполнении знаменитой колыбельной Гершвина "Summertime". Впрочем, до фантастической страстности Дженис Джоплин этой композиции оставалось в 1939 году ждать еще почти тридцать лет.
И, наконец, последняя из "девочек тридцатых" с этого альбома — Розетта Кроуфорд (Rosetta Crawford). Она начинала записываться в начале 20-х годов, а на диске представлена сессией 1939 года для фирмы "Decca" (4 трека). Детали ее карьеры между этими двумя датами также малоизвестны. Однако в представленной сессии Кроуфорд выглядит наиболее бескомпромиссно блюзовой вокалисткой из всех участниц сборника. Возможно, дело еще и в том, что три композиции из четырех принадлежат перу Перри Брэдфорда, широко популярного в двадцатые годы автора блюзов. Я бы отметил особо песню с экстравагантным названием "I'm Tired Of Fattening Frogs For Snakes". Впрочем, и четвертая композиция более чем достойна внимания: "Double Crossin' Papa" сочинил выдающийся мастер страйд-пиано Джеймс Пи Джонсон. Он же и аккомпанирует Розетте в составе весьма эффектного инструментального ансамбля. Помимо Джонсона, здесь привлекают внимание и соло на трубе Томми Лэдниера. Записи с Розеттой Кроуфорд были одними из последних в его карьере. Через несколько месяцев он умрет от болезни сердца.
В целом данный альбом кажется мне одним из наиболее интересных во всей большой исторической серии, чему способствовали и отбор материала Крисом Эллисом, и liner notes Сэлли-Энн Уорсфолд. Отличный подарок многим и многим любителям джазовой традиции!
Многие музыканты и джазфэны старшего поколения сейчас испытывают нечто вроде ностальгии по старым добрым временам, когда джаз был, с одной стороны, вполне определенным жанром, а с другой стороны, имел больше пространства для внутрижанрового ...
Пианист, композитор и аранжировщик Алекс Хилл был достаточно заметной фигурой на джазовой сцене в конце двадцатых — начале тридцатых годов. Заметной — но не более, да и то в основном лишь в профессиональных кругах. Некоторым уже тогда ...
В первые годы после того, как "Original Dixieland Jass Band" выпустил свою историческую серию пластинок на фирме "Victor", популярную музыку записывали в основном малые составы из пяти-шести исполнителей, во многом подражавшие ODJB. Однако к ...
Вряд ли вы припомните, уважаемый читатель, такую коллизию в истории любой из стран мира, когда время породило бы целую плеяду блестящих царедворцев, дипломатов, деятелей науки и искусства, полководцев, чьи имена до сих пор у всех на устах, и при ...
Неизвестный с трубой... Точнее, с корнетом. Сколько их в истории джаза - с трубами и кларнетами, контрабасами и тромбонами, гитарами и так далее! Музыкальные археологи могут, к сожалению, далеко не все. В середине 70-х еще были живы люди, работавшие ...
Все 20-е и самое начало 30-х лет средний покупатель джазовых танцевальных пластинок мало интересовался именами музыкантов или названиями ансамблей - его больше интересовали сами композиции. Все последние хиты моментально тиражировались разными ...
Уже вроде бы и неудобно еще раз констатировать, что историческая серия "Timeless" является уникальным собранием редкостей. Но даже внутри этой коллекции записи, включенные в данный альбом, необходимо выделить особо. Если для многих история джаза на ...
Больше чем через полстолетия после своей смерти в 1941 году, Джелли Ролл Мортон остается не только исполнителем, притягивающим интерес всех, кто интересуется джазовой классикой, но и одним из первых значительных джазовых композиторов. Его музыку ...
Нельзя сказать, что имя Адриана Роллини (Adrian Rollini) начисто забыто джазовыми историками. Книги, рассказывающие о традиционном джазе, не обходятся без его упоминания. Но, как правило, звучит это имя в длинном ряду, перечисляющем "и других"; его ...
Уже самая первая пластинка Армстронга, записанная компанией "OKeh" в 1925 г., стала сенсацией. До того он был, что говорится, широко известным в узких кругах - музыкантов и завсегдатаев танцхоллов и ночных клубов, где играли и "King Oliver Jazz ...
Эти два экспоната из джазовой галереи фирмы "Timeless" просто невозможно отделить один от другого. По временным рамкам и по месту действия они великолепно дополняют друг друга, выстраивая впечатляющую панораму чикагского джаза 20–х годов. ...
Господа джазфэны, вспомните все, что вы когда–либо читали о зарождении джаза и его самых первых шагах. Разумеется, львиная доля всех описываемых событий происходила в Новом Орлеане. Что касается места, то тут никаких сенсаций вроде бы не ...