Джаз в городе рэгтайма (История джаза от Timeless)
19.03.1998
Сент-Луис, крупнейший город штата Миссури, расположенный в среднем течении главной реки Америки — Миссисипи, в начале века слыл столицей рэгтайма. С этим городом связаны творческие судьбы таких выдающихся мастеров, как Скотт Джоплин (Scott Joplin) или Том Турпин (Tom Turpin). Название этого города обессмертил и Уильям Кристофер Хэнди (Handy) своим знаменитым "St. Louis Blues" (1914г.). Благодаря удачному географическому положению — на полпути из Нового Орлеана в Чикаго — город никогда не испытывал недостатка в хороших музыкантах и когда умами и сердцами американцев завладел пришедший с Юга джаз, в Сент-Луисе он сразу нашел и благодарных слушателей и умелых исполнителей.
В период, охватываемый данным диском, в городе работало много в разной степени интересных составов, как из белых, так и из афроамериканских музыкантов. Одним из наиболее сильных был бэнд под названием "Chas. Creaths Jazz-O-Maniaks". Именно он и представлен в альбоме с наибольшей полнотой (12 композиций из 23). Лидером и душой этого коллектива был щедро и разносторонне одаренный музыкант по имени Чарльз Крит (Charles Creath). Он вполне прилично играл на саксофоне и аккордеоне, много сочинял сам (среди приведенных на диске пьес я бы отметил "I Woke Up Cold In Hand" и "Butter Finger Blues"), но главным его "оружием" являлась труба. В оркестр Крита входило 9 - 10 человек — здесь всегда присутствовали мощная духовая секция во главе с лидером, пианист, банджоист, барабанщик. Мы имеем возможность познакомиться с материалами четырех сессий звукозаписи, самая ранняя из которых относится к 1924 году, а поздняя — к маю 1927 года. Есть среди них и вокальные номера, где поет ударник Флойд Кэмпбелл (Floyd Campbell). Особенно любопытна третья сессия (1925г.). Здесь, в частности, с темнокожим составом Крита запросто записывается белый тромбонист Сонни Ли (Sonny Lee) из состава известного Фрэнка Трамбауэра — событие неординарное для тех лет. Кроме того, здесь играет и очень известный новоорлеанский барабанщик Затти Синглтон (Zutty Singleton), родственник Крита, муж его сестры. Эффект этой семейной поддержки вполне очевиден во всех четырех композициях данной сессии.
Еще один возглавлявшийся трубачом состав — это "Dewey Jacksons Peacock Orchestra". Корнетист Дьюи Джексон, уроженец Сент-Луиса, по индивидуальному мастерству, экспрессии и выразительности своей игры, напоминавшей Кинга Оливера или Фредди Кеппарда, был, пожалуй, поярче Крита. В составе последнего Джексон, кстати, играл довольно долго — в 1927- 34г.г. Но в 1926 году у него еще был свой, всьма эффектный (особенно, на мой взгляд, в "Goin To Town") оркестр. Двое его музыкантов, басист Попс Фостер (Pops Foster) и кларнетист и саксофонист Торнтон Блю (Thornton Blue), впоследствии играли у Луиса Рассела.
И оркестру Крита, и оркестру Джексона не суждено было прозвучать в полный голос в эру свинга, превратиться в настоящие биг-бэнды. Они так и остались не самыми громкими составами регионального значения. Но именно такие бэнды и в Сент-Луисе, и в других городах готовили появление блистательных составов 30-х годов.
Разница в классе исполнения оркестров Крита и Джексона по сравнению с другими ансамблями, работавшими в Сент-Луисе, становится очевидной, когда слушаешь "Compton Avenue Blues" в исполнении "Bennie Washingtons Six Aces". Лидеру-барабанщику Бенни Вашингтону, несмотря на наличие в составе весьма приличного тромбониста и позаимствованного у Крита банджоиста, не удалось добиться ни сбалансированного звучания, ни ровного по классу ансамбля.
Естественно, играли джаз в Сент-Луисе и белые музыканты, как местные, так и приезжие. Так, только одну сессию звукозаписи провел здесь осенью 1925 года техасец Фил Бакстер с небольшим составом, где сам он играл на фортепиано. Бакстер значительно более известен как композитор весьма коммерчески удачных эстрадных песенок. Но это произошло позже, а тогда, в середине двадцатых, он носил имидж лихого ковбоя и руководил группой с залихватским названием "Phil Baxter And His Texas Tommies". Три пьесы, записанные ими в Сент-Луисе оставляют весьма приятное впечатление, в первую очередь за счет живости и неподдельного энтузиазма.
Этого не скажешь о пьесах "Starvation Blues" и "Boot To Boot", записанных в 1927 году ансамблем "Jess Stone And His Blue Serenades", которым руководил пианист и композитор Джесс Стоун, а также о единственной композиции в исполнении состава "Palledo Orchestra Of St. Louis". Заурядно, скучновато и, как говорится, без искры Божьей.
И, наконец, пьеса "Soap Suds", записанная в Сент-Луисе в 1926 году выдающимся пианистом Джелли-Ролл Мортоном. Впоследствии он играл эту же вещь под названием "Fickle Fay Creep", а вот об этой его работе известно крайне мало. Как оказался Мортон в Сент-Луисе в это время, кто играл с ним в ансамбле под названием "St. Louis Levee Band" — все это и по сей день остается неизвестным. Песок времени похоронил под собой не одну джазовую запись...
О пользе этой и подобных ей компиляций для историков джаза, для составителей различных радио и телевизионных программ о джазе говорить излишне. Альбом полезен и для тех, кто хочет получить представление о том, как звучал джаз на периферии, в американской провинции, вне главных центров его развития. А главное — и сегодня эта музыка вполне может доставить радость любому любознательному меломану.
Очень многие бэнды 20-х лет остались в памяти потомков лишь благодаря звукозаписи. Не все они активно гастролировали, оставаясь в тени более известных и удачливых коллег, о них мало писали и впоследствии почти не вспоминали. Однако сегодня, ...
Когда квинтет, первоначально появившийся на широкой публике в 1916 году под названием "Original Dixieland Jass Band" (слово "jazz" стало общеупотребительным только к 1918 году), начинал свою карьеру, никто не подозревал, что вместе с ним (но и не им ...
Итак, Бикс Бейдербек и "Wolverines". Поначалу просто компания молодых людей, собиравшихся вместе помузицировать и как-то незаметно, медленно, но верно превратившихся в настоящий бэнд. Пожалуй, впервые это случилось в 1923 году в клубе "Stockton" на ...
Итак, 1925 — 1931... Во вторую половину двадцатых годов Соединенные Штаты вступали во власти лучезарных надежд на дальнейшее процветание, начавшееся после I мировой войны. Страна богатела. Экономика успешно развивалась, и тем большим ударом стал ...
При словах "Чикаго, 20-е годы" нам сразу мерещатся гангстеры, сухой закон, Аль Капоне, кровавые разборки. Однако вспомните тот же самый фильм "Некоторые предпочитают погорячее" (он же "В джазе только девушки"), и вам сразу станет ясно, что ко всему ...
Новый Орлеан, конечно же, не был островом благополучия в весьма сильно сегрегированном американском обществе начала века. Но фактом остается то, что уже тогда музыканты-джазмены — и черные, и креолы, и белые, — если и не играли вместе, то уж во ...
Этап, охватываемый данным альбомом, принадлежит к числу наиболее интересных, важных для джаза и наименее известных по записям. В этом смысле значение работы, проделанной "Timeless Records" возрастает, в отношении периода времени, указанного на ...
вступление Сегодня мы начинаем презентацию целой серии исторических архивных джазовых записей. Голландская компания "Timeless Records" сделала просто роскошный подарок любителям традиционного джаза, выпустив около 50 компакт-дисков с музыкой, ...
Второй диск, посвященный истории рэгтайма и раннего джаза, обозначен 1916 - 1922 годами, но в целом на нем представлена музыка, звучавшая в Америке уже после 1918 г. Подавляющее большинство оркестров записаны в Нью-Йорке, за исключением двух — из ...
Timeless продолжает знакомить нас с теми, кто в двадцатые годы играл в Чикаго танцевальную музыку. Я сознательно не употребил слово джаз, потому что некоторые из представленных здесь музыкантов (а все они - белые) совершенно искренне считали, что ...
Тридцатые годы считаются "эрой свинга", когда джаз, временно притихший в период Великой депрессии, стал почти исключительно танцевально-развлекательным жанром для молодежи. Биг-бэнды, во главе с действительно великими джазменами, такими, ...
Очередной альбом исторической серии фирмы "Timeless" вновь ведет нас к Британским островам. Зарождению и первым шагам местного джаза, британским "горячим танцевальным оркестрам" голландская фирма уже посвятила один диск, о ...