Джаз в городе рэгтайма (История джаза от Timeless)
19.03.1998
Сент-Луис, крупнейший город штата Миссури, расположенный в среднем течении главной реки Америки — Миссисипи, в начале века слыл столицей рэгтайма. С этим городом связаны творческие судьбы таких выдающихся мастеров, как Скотт Джоплин (Scott Joplin) или Том Турпин (Tom Turpin). Название этого города обессмертил и Уильям Кристофер Хэнди (Handy) своим знаменитым "St. Louis Blues" (1914г.). Благодаря удачному географическому положению — на полпути из Нового Орлеана в Чикаго — город никогда не испытывал недостатка в хороших музыкантах и когда умами и сердцами американцев завладел пришедший с Юга джаз, в Сент-Луисе он сразу нашел и благодарных слушателей и умелых исполнителей.
В период, охватываемый данным диском, в городе работало много в разной степени интересных составов, как из белых, так и из афроамериканских музыкантов. Одним из наиболее сильных был бэнд под названием "Chas. Creaths Jazz-O-Maniaks". Именно он и представлен в альбоме с наибольшей полнотой (12 композиций из 23). Лидером и душой этого коллектива был щедро и разносторонне одаренный музыкант по имени Чарльз Крит (Charles Creath). Он вполне прилично играл на саксофоне и аккордеоне, много сочинял сам (среди приведенных на диске пьес я бы отметил "I Woke Up Cold In Hand" и "Butter Finger Blues"), но главным его "оружием" являлась труба. В оркестр Крита входило 9 - 10 человек — здесь всегда присутствовали мощная духовая секция во главе с лидером, пианист, банджоист, барабанщик. Мы имеем возможность познакомиться с материалами четырех сессий звукозаписи, самая ранняя из которых относится к 1924 году, а поздняя — к маю 1927 года. Есть среди них и вокальные номера, где поет ударник Флойд Кэмпбелл (Floyd Campbell). Особенно любопытна третья сессия (1925г.). Здесь, в частности, с темнокожим составом Крита запросто записывается белый тромбонист Сонни Ли (Sonny Lee) из состава известного Фрэнка Трамбауэра — событие неординарное для тех лет. Кроме того, здесь играет и очень известный новоорлеанский барабанщик Затти Синглтон (Zutty Singleton), родственник Крита, муж его сестры. Эффект этой семейной поддержки вполне очевиден во всех четырех композициях данной сессии.
Еще один возглавлявшийся трубачом состав — это "Dewey Jacksons Peacock Orchestra". Корнетист Дьюи Джексон, уроженец Сент-Луиса, по индивидуальному мастерству, экспрессии и выразительности своей игры, напоминавшей Кинга Оливера или Фредди Кеппарда, был, пожалуй, поярче Крита. В составе последнего Джексон, кстати, играл довольно долго — в 1927- 34г.г. Но в 1926 году у него еще был свой, всьма эффектный (особенно, на мой взгляд, в "Goin To Town") оркестр. Двое его музыкантов, басист Попс Фостер (Pops Foster) и кларнетист и саксофонист Торнтон Блю (Thornton Blue), впоследствии играли у Луиса Рассела.
И оркестру Крита, и оркестру Джексона не суждено было прозвучать в полный голос в эру свинга, превратиться в настоящие биг-бэнды. Они так и остались не самыми громкими составами регионального значения. Но именно такие бэнды и в Сент-Луисе, и в других городах готовили появление блистательных составов 30-х годов.
Разница в классе исполнения оркестров Крита и Джексона по сравнению с другими ансамблями, работавшими в Сент-Луисе, становится очевидной, когда слушаешь "Compton Avenue Blues" в исполнении "Bennie Washingtons Six Aces". Лидеру-барабанщику Бенни Вашингтону, несмотря на наличие в составе весьма приличного тромбониста и позаимствованного у Крита банджоиста, не удалось добиться ни сбалансированного звучания, ни ровного по классу ансамбля.
Естественно, играли джаз в Сент-Луисе и белые музыканты, как местные, так и приезжие. Так, только одну сессию звукозаписи провел здесь осенью 1925 года техасец Фил Бакстер с небольшим составом, где сам он играл на фортепиано. Бакстер значительно более известен как композитор весьма коммерчески удачных эстрадных песенок. Но это произошло позже, а тогда, в середине двадцатых, он носил имидж лихого ковбоя и руководил группой с залихватским названием "Phil Baxter And His Texas Tommies". Три пьесы, записанные ими в Сент-Луисе оставляют весьма приятное впечатление, в первую очередь за счет живости и неподдельного энтузиазма.
Этого не скажешь о пьесах "Starvation Blues" и "Boot To Boot", записанных в 1927 году ансамблем "Jess Stone And His Blue Serenades", которым руководил пианист и композитор Джесс Стоун, а также о единственной композиции в исполнении состава "Palledo Orchestra Of St. Louis". Заурядно, скучновато и, как говорится, без искры Божьей.
И, наконец, пьеса "Soap Suds", записанная в Сент-Луисе в 1926 году выдающимся пианистом Джелли-Ролл Мортоном. Впоследствии он играл эту же вещь под названием "Fickle Fay Creep", а вот об этой его работе известно крайне мало. Как оказался Мортон в Сент-Луисе в это время, кто играл с ним в ансамбле под названием "St. Louis Levee Band" — все это и по сей день остается неизвестным. Песок времени похоронил под собой не одну джазовую запись...
О пользе этой и подобных ей компиляций для историков джаза, для составителей различных радио и телевизионных программ о джазе говорить излишне. Альбом полезен и для тех, кто хочет получить представление о том, как звучал джаз на периферии, в американской провинции, вне главных центров его развития. А главное — и сегодня эта музыка вполне может доставить радость любому любознательному меломану.
При всех громадных достоинствах исторической серии "Timeless", которые просто невозможно переоценить, логику составителей серии порой трудно уловить. Допустим, они изначально решили отказаться от "портретных" дисков самых известных корифеев джаза - ...
Очередной альбом исторической серии "Timeless" представляет совершенно неизвестную у нас и надолго забытую у себя на родине американскую певицу. Певицу неплохую, но не выдающуюся. Нельзя сказать, что бы ее творчество оставило заметный след в истории ...
У Этель Уотерс несколько странная судьба в джазе. Сегодня ее имя, безусловно, фигурирует в истории жанра, но оно явно не освещено ярким светом, а находится несколько в полумраке. Почему? Ведь при жизни эта певица была весьма и весьма популярна. ...
"Девочки тридцатых" — именно так, несколько фамильярно, назвали составители серии записей по истории джаза голландской фирмы "Timeless" альбом, посвященный вокалисткам тридцатых годов. Женский вокал в джазе впервые заставил говорить о себе ...
Даже в наши дни в разных точках мирового океана время от времени обнаруживают корабли-призраки, по неведомым причинам брошенные командой и ставшие игрушкой ветра и волн. Ничто так не будит воображение, как эти "летучие голландцы". Но и в джазовой ...
Хэрри Лиллис Кросби, известный всему миру как Бинг Кросби (1904 - 1977), является одной из величайших фигур в истории американской популярной музыки. Наряду с Синатрой и Армстронгом он входит в большую тройку вокалистов, царивших на американской ...
Многие музыканты и джазфэны старшего поколения сейчас испытывают нечто вроде ностальгии по старым добрым временам, когда джаз был, с одной стороны, вполне определенным жанром, а с другой стороны, имел больше пространства для внутрижанрового ...
Пианист, композитор и аранжировщик Алекс Хилл был достаточно заметной фигурой на джазовой сцене в конце двадцатых — начале тридцатых годов. Заметной — но не более, да и то в основном лишь в профессиональных кругах. Некоторым уже тогда ...
В первые годы после того, как "Original Dixieland Jass Band" выпустил свою историческую серию пластинок на фирме "Victor", популярную музыку записывали в основном малые составы из пяти-шести исполнителей, во многом подражавшие ODJB. Однако к ...
Вряд ли вы припомните, уважаемый читатель, такую коллизию в истории любой из стран мира, когда время породило бы целую плеяду блестящих царедворцев, дипломатов, деятелей науки и искусства, полководцев, чьи имена до сих пор у всех на устах, и при ...
Неизвестный с трубой... Точнее, с корнетом. Сколько их в истории джаза - с трубами и кларнетами, контрабасами и тромбонами, гитарами и так далее! Музыкальные археологи могут, к сожалению, далеко не все. В середине 70-х еще были живы люди, работавшие ...
Все 20-е и самое начало 30-х лет средний покупатель джазовых танцевальных пластинок мало интересовался именами музыкантов или названиями ансамблей - его больше интересовали сами композиции. Все последние хиты моментально тиражировались разными ...