Этот альбом занимает довольно своеобразную позицию в коллекционной серии фирмы "Timeless". Судя по названию, он заявлен как портретный сборник записей известного в традиционном джазе банджоиста, гитариста и лидера Эдди (Элберта Эдвина ) Кондона (1904 — 1973). И до определенной степени это так. Кондон участвует во всех 22 представленных записях, почти половина из которых сделана составами, где Эдди выступал в качестве лидера. Но, с другой стороны, Кондон здесь — это еще не звезда традиционного джаза, каковым он являлся в сороковые годы. Здесь он еще далеко не в зените своей славы. Во всех записях он играет только на банджо, иногда поет, это еще довольно молодой и честолюбивый музыкант, только завоевывающий место под солнцем. Зато, наряду с Кондоном, перед слушателем проходит блестящая вереница джазовых исполнителей, молодых и не очень, легендарных музыкантов, без имен которых не обходится ни одна джазовая энциклопедия. Именно они по преимуществу солируют в записях, в то время, как банджо Эдди редко выходит за пределы чисто ритмических задач. И альбом дает редкую возможность послушать в рамках одного диска сразу многих знаменитостей. Все они в указанный на обложке период играли и записывались в Нью-Йорке.
Из разных уголков Америки джазмены стекались в конце двадцатых в этот гигантский город. Эпицентр джаза в то время пульсировал именно в Большом Яблоке. И именно туда прибыли в мае 1928г. из Чикаго уроженец Индианы Эдди Кондон и его чуть старший напарник Ред Маккензи. Кое–какой опыт у них к тому времени уже был. Многоопытный Том Рокуэлл (Tom Rockwell) из "Okeh Records" уже сделал несколько записей их "McKenzie — Condon Chicagoans". Но покорить Нью–Йорк было непросто. Джазовую погоду здесь в то время делали трубач Ред Николс (Red Nichols) и тромбонист Мифф Моул (Miff Mole). Именно они, вкупе с еще десятком музыкантов, в разных вариациях составов, играя под разными названиями для разных фирм, были основными исполнителями джазовых записей. И первые две свои записи в Нью–Йорке в июле 1928г. Кондон сделал в рамках группы "Miff MoleТs Molers", где к местным духовикам во главе с Николсом и Моулом присоединились чикагцы: кларнетист Фрэнк Тешемахер (Frank Teschemacher) и ритм–группа Джо Салливэн (ф–но) — Кондон — Джин Крупа (ударные). И уже "One Step To Heaven" и "Shimme–Sha–Wabbie" показали, что Эдди с коллегами играют значительно интенсивнее и жестче, чем это было принято у местных ритм–групп. Мастерство же Тешемахера, наверное, самого одаренного белого джазмена 20–х после Бейдербека, рельефнее выглядит в двух следующих треках, которые чикагские музыканты играли уже сами, квартетом, а возглавлял их Эдди Кондон.
К осени ситуация кардинально изменилась. Монополия Николса, Моула и компании испарилась. Кондон во главе "Eddie Condon And His Footwarmers" записывает новые пьесы для "Okeh" — "IТm Sorry I Made You Cry" и "MakinТ Friends", а в его составе появляются новые имена. Тешемахер уходит, вскоре возвращается в Чикаго, чтобы погибнуть там в 1931г. в нелепой автомобильной аварии. Главной звездой–солистом становится техасец Джек Тигарден (Jack Teagarden), тромбонист с заметным блюзовым оттенком и несколько "ленивой", как пишет автор "liner notes" Ричард Сюдхальтер, манерой игры. Другой оригинальной фигурой в этом составе был кларнетист Мезз Мезроу (Mezz Mezzrow), выходец из русско–еврейской семьи, фанатично влюбленный в афроамериканскую культуру и признававший аутентичным только черный джаз. Мезз предпочитал жить только в черных кварталах и даже своих пассий выбирал только среди чернокожих девушек. Франко–канадец Джонни Пауэлл (Johnny Powell) как ударник уступал Крупе по технике игры, но зато отличался идеально теплым и дружелюбным характером, был этаким Ринго Старром двадцатых. Все нюансы их техники, а также вокальные способности Кондона и Тигардена можно оценить по этим записям.
В феврале 1929г. Кондон реализует очень дерзкую (по крайней мере, для Нью–Йорка) затею: ему удается уговорить Ральфа Пира (Ralph Peer) из "Victor" сделать ряд записей смешанным по цвету кожи исполнителей составом. Эти четыре трека, исполненные составом "EddieТs Hot Shots", украшены отличной игрой Тигардена и трубача Леонарда Дэвиса.
Тем временем, к лету 1929г. дела в гору пошли у человека, с которым Кондон прибыл в Нью–Йорк, талантливого самоучки, вокалиста с оригинальной техникой и прекрасным чувством свинга — Реда Маккензи. Все последующие двенадцать записей альбома сделаны возглавлявшимся им составом под названием "Mound City Blue Blowers". Неизменным участником этих сессий был и Эдди Кондон. И здесь у него было особенно много интересных партнеров. В "Hello Lola" и "One Hour" совершенно блестяще звучит дуэт тенор–саксофона и кларнета. На саксофоне здесь играет первый солист оркестра Флетчера Хендерсона Колмэн Хоукинс (Coleman Hawkins), а на кларнете — Пи Ви Расселл (Pee Wee Russell), провинциал из Оклахомы, уже давно освоившийся в Нью–Йорке и постоянно игравший ранее с Моулом и Николсом. Несколько в тени на фоне этого дуэта осталась и безукоризненная партия тромбона, исполненная ни кем иным, как Гленном Миллером. А чего стоит композиция "Girls Like You Were Meant For Boys Like Me", где появляется другая звезда эры свинга, Бенни Гудмэн (Benny Goodman), за фортепиано сидит Фэтс Уоллер (Fats Waller), а в тенор–саксофоны дуют на пару Колмэн Хокинс и Бад Фримэн?
В четырех последних пьесах (из них я бы особо выделил знаменитую "Georgia On My Mind"), записанных в июне 1931 года, играют корнетист Магси Спанье (Muggsy Spanier) и кларнетист Джимми Дорси (Jimmy Dorsey), только что вернувшиеся из концертного тура по Европе, а также басист из Нового Орлеана Эл Морган (Al Morgan).
...Блюзовые акценты Тигардена, страсть Хокинса, лиризм Расселла, рафинированность Миллера, энергия Крупы — все это впитывал в себя Эдди Кондон. Все это он стремился воплотить в звучании своих ансамблей тридцатых и сороковых годов. Но этот период уже за рамками данного альбома, который, думаю, не может не понравиться настоящему ценителю джаза.
И не могу, в заключение, не сказать несколько слов о предваряющей альбом статье Ричарда Сюдхальтера. Собственно, жанр этой работы определить сложно. Временами она напоминает альбом с яркими и точными портретными зарисовками музыкантов, временами — почти детектив (история о том, как в 1940 г. 19–летний тогда Джордж Авакян случайно обнаружил первые нью–йоркские записи Кондона), но больше всего в ней от добротной художественной литературы. Возможно, я субъективен, но, в любом случае, это в высшей степени необычные "liner notes".
Нынче мало кто знает о джаз-бэндах, игравших и записывавшихся в двадцатые годы на юге США, в Техасе. Собственных студий звукозаписи в середине того десятилетия не было ни в Далласе, ни в Хьюстоне — главных городах штата, и все записи, представленные ...
Джаз в Америке зарождался в Новом Орлеане, пускал корни в Чикаго и Нью-Йорке, но пусть это никого не вводит в заблуждение и не настраивает на то, что в начале века эту музыку хорошо знали только в некоторых городах. Взять, к примеру, Калифорнию. ...
Нет, уважаемые читатели, вас, конечно же, ждет не репортаж из психиатрической больницы где-то в Средней Азии. Таким, несколько вольным, названием очередной обзор альбомов исторической серии "Timeless Records" обязан главным героям двух дисков, о ...
Очень многие бэнды 20-х лет остались в памяти потомков лишь благодаря звукозаписи. Не все они активно гастролировали, оставаясь в тени более известных и удачливых коллег, о них мало писали и впоследствии почти не вспоминали. Однако сегодня, ...
Когда квинтет, первоначально появившийся на широкой публике в 1916 году под названием "Original Dixieland Jass Band" (слово "jazz" стало общеупотребительным только к 1918 году), начинал свою карьеру, никто не подозревал, что вместе с ним (но и не им ...
Итак, Бикс Бейдербек и "Wolverines". Поначалу просто компания молодых людей, собиравшихся вместе помузицировать и как-то незаметно, медленно, но верно превратившихся в настоящий бэнд. Пожалуй, впервые это случилось в 1923 году в клубе "Stockton" на ...
Итак, 1925 — 1931... Во вторую половину двадцатых годов Соединенные Штаты вступали во власти лучезарных надежд на дальнейшее процветание, начавшееся после I мировой войны. Страна богатела. Экономика успешно развивалась, и тем большим ударом стал ...
При словах "Чикаго, 20-е годы" нам сразу мерещатся гангстеры, сухой закон, Аль Капоне, кровавые разборки. Однако вспомните тот же самый фильм "Некоторые предпочитают погорячее" (он же "В джазе только девушки"), и вам сразу станет ясно, что ко всему ...
Новый Орлеан, конечно же, не был островом благополучия в весьма сильно сегрегированном американском обществе начала века. Но фактом остается то, что уже тогда музыканты-джазмены — и черные, и креолы, и белые, — если и не играли вместе, то уж во ...
Этап, охватываемый данным альбомом, принадлежит к числу наиболее интересных, важных для джаза и наименее известных по записям. В этом смысле значение работы, проделанной "Timeless Records" возрастает, в отношении периода времени, указанного на ...
вступление Сегодня мы начинаем презентацию целой серии исторических архивных джазовых записей. Голландская компания "Timeless Records" сделала просто роскошный подарок любителям традиционного джаза, выпустив около 50 компакт-дисков с музыкой, ...
Второй диск, посвященный истории рэгтайма и раннего джаза, обозначен 1916 - 1922 годами, но в целом на нем представлена музыка, звучавшая в Америке уже после 1918 г. Подавляющее большинство оркестров записаны в Нью-Йорке, за исключением двух — из ...