Блестящая свита и ее забытый король (История джаза от Timeless)
28.05.1999
Вряд ли вы припомните, уважаемый читатель, такую коллизию в истории любой из стран мира, когда время породило бы целую плеяду блестящих царедворцев, дипломатов, деятелей науки и искусства, полководцев, чьи имена до сих пор у всех на устах, и при этом имя монарха, в годы правления которого все это происходило, совершенно выветрилось из памяти потомков. А вот в джазе возможно и такое. Об одном ныне совершенно забытом джазовом короле и рассказывает нам очередной диск исторической серии "Timeless".
Детство и юность этого человека никак не были связаны с музыкой. Бойд Сентер родился 30 ноября 1898 года в семье фермера в типичном сельскохозяйственном штате Небраска. Однако, когда юноша Бойд впервые услышал записи "Original Dixieland Jazz Band", они произвели на него столь сильное впечатление, что он твердо решил стать музыкантом. К этому времени опыт музицирования у него ограничивался несколькими уроками игры на фортепиано, однако Бойд был действительно способным человеком и к тому же отличался редкой целеустремленностью.
Через какое-то время Сентер стал настоящим мультиинструменталистом. Он научился играть на трубе, на разных видах саксофонов, на банджо. С саксофоном в руках он изображен и на обложке альбома, но это не самое логичное решение. Куда больше бы подошел снимок Бойда с кларнетом, так как именно этот инструмент стал его излюбленным "оружием" и в большинстве представленных на диске пьес он играет именно на кларнете.
Сентер много играет, много записывается для самых разных фирм: "Autograph", "Pathe", "Paramount". Его имя приобретает общеамериканскую известность, а в рекламных целях к имени "подверстывается" вычурно-пышное рекламное прозвище - "верховный джазолог". Сегодня, когда далеко не во всякой джазовой энциклопедии можно обнаружить хотя бы несколько строчек о Бойде Сентере, цена подобным громким титулам выглядит особенно очевидной...
Но во второй половине двадцатых ключ если не к творческим высотам, то, во всяком случае, к коммерческому успеху Бойд действительно смог подобрать. Так и не став ярким инструменталистом, "верховный джазолог" очень удачно подбирал партнеров в свои ансамбли, и вот среди них действительно были настоящие звезды джаза.
В начале 1927 года Сентер заключил двухгодичный контракт с фирмой "Okeh". Вместе с ним "под знамена" этой преуспевавшей в те годы компании перешли члены его трио: Эдди Ланг (Eddie Lang) и Джек Расселл (Jack Russell). Три пьесы, записанные этим трио в марте 1928 года, и открывают альбом. Надо сказать, что слушается эта музыка с большим интересом уже в силу необычного сочетания инструментов: кларнет (сам "верховный джазолог"), фортепиано (Расселл) и гитара (Ланг). И при этом именно в столь камерном составе отчетливо видны сильные стороны группы - блестящая, с тончайшим свингом техника Эдди Ланга, а также ее слабые стороны: много солирующий Бойд достаточно зауряден, к месту и не к месту увлекается звукоподражательными эффектами, хотя с партнерами при этом взаимодействует все же неплохо.
В последующих треках слабости лидера заметны меньше - в новых сессиях участвовал уже больший по численности состав "Boyd Senter And His Senterpedes". К своему базовому трио Сентер присоединил обоих братьев Дорси: тромбониста Томми и альт-саксофониста Джимми, а также трубача Микки Блума (Mickey Bloom), не очень известного, но очень крепкого музыканта, работавшего в манере Бикса Бейдербека. Позже этот состав менялся еще не раз: на смену Томми Дорси приходил Чарли Баттерфильд (Charlie Butterfield), Блума сменял Фил Наполеон (Phil Napoleon), появлялись в группе и барабанщики - Вик Бертон (Vic Berton) или Стэн Кинг (Stan King).
Среди записанных ансамблем Бойда Сентера композиций немало и его собственных сочинений: "Goin' Back To Tennessee", "Rich Man, Poor Man, Beggar Man, Thief" и другие пьесы. И вот тут Бойд выглядит ничуть не хуже многих других авторов американской поп-музыки того времени. А уж игра все того же Ланга, братьев Дорси, Баттерфильда доставляет истинное удовольствие. Кстати, в гастрольных составах у Бойда играли и другие знаменитости, к примеру, Гленн Миллер, которого Сентер ценил не слишком высоко. Но в записях остались только упомянутые выше музыканты.
В 1929 году "верховный джазолог" перешел к фирме "Victor". Характер исполняемой музыки при этом практически не изменился. "Senterpedes" по-прежнему играют и шлягеры того времени, вроде "Copenhagen (Stomp)", и пьесы своего лидера ("No One"). Последняя представленная в альбоме сессия, записанная летом 1930г., была сделана уже не в Нью-Йорке, а в Голливуде, с привлечением местных студийных музыкантов. Из прежней команды здесь играет только верный Джек Расселл, а самого Бойда мы можем услышать, наконец, не только на кларнете, но и с саксофоном.
...Постепенно популярность Бойда Сентера начала падать. Вписаться в эру свинга ему не удалось. На авансцену вышли другие музыканты, в том числе и его бывшие партнеры - братья Дорси, Гленн Миллер. Бойд не стал бороться с судьбой. В какой-то момент он просто тихо и незаметно ушел из джаза. Как показало время, слава "верховного джазолога" развеялась быстро и основательно. Как пишет автор "liner notes" альбома Брайан Руст, в середине 1960-х Бойд был еще жив, руководил собственной небольшой торговой фирмой и с удовольствием отвечал на вопросы о своем джазовом прошлом. Право же, фирма "Timeless" сделала доброе дело, вспомнив этого забытого короля хотя бы из-за его блестящей свиты.
При всех громадных достоинствах исторической серии "Timeless", которые просто невозможно переоценить, логику составителей серии порой трудно уловить. Допустим, они изначально решили отказаться от "портретных" дисков самых известных корифеев джаза - ...
Очередной альбом исторической серии "Timeless" представляет совершенно неизвестную у нас и надолго забытую у себя на родине американскую певицу. Певицу неплохую, но не выдающуюся. Нельзя сказать, что бы ее творчество оставило заметный след в истории ...
У Этель Уотерс несколько странная судьба в джазе. Сегодня ее имя, безусловно, фигурирует в истории жанра, но оно явно не освещено ярким светом, а находится несколько в полумраке. Почему? Ведь при жизни эта певица была весьма и весьма популярна. ...
"Девочки тридцатых" — именно так, несколько фамильярно, назвали составители серии записей по истории джаза голландской фирмы "Timeless" альбом, посвященный вокалисткам тридцатых годов. Женский вокал в джазе впервые заставил говорить о себе ...
Даже в наши дни в разных точках мирового океана время от времени обнаруживают корабли-призраки, по неведомым причинам брошенные командой и ставшие игрушкой ветра и волн. Ничто так не будит воображение, как эти "летучие голландцы". Но и в джазовой ...
Хэрри Лиллис Кросби, известный всему миру как Бинг Кросби (1904 - 1977), является одной из величайших фигур в истории американской популярной музыки. Наряду с Синатрой и Армстронгом он входит в большую тройку вокалистов, царивших на американской ...
Многие музыканты и джазфэны старшего поколения сейчас испытывают нечто вроде ностальгии по старым добрым временам, когда джаз был, с одной стороны, вполне определенным жанром, а с другой стороны, имел больше пространства для внутрижанрового ...
Пианист, композитор и аранжировщик Алекс Хилл был достаточно заметной фигурой на джазовой сцене в конце двадцатых — начале тридцатых годов. Заметной — но не более, да и то в основном лишь в профессиональных кругах. Некоторым уже тогда ...
В первые годы после того, как "Original Dixieland Jass Band" выпустил свою историческую серию пластинок на фирме "Victor", популярную музыку записывали в основном малые составы из пяти-шести исполнителей, во многом подражавшие ODJB. Однако к ...
Неизвестный с трубой... Точнее, с корнетом. Сколько их в истории джаза - с трубами и кларнетами, контрабасами и тромбонами, гитарами и так далее! Музыкальные археологи могут, к сожалению, далеко не все. В середине 70-х еще были живы люди, работавшие ...
Все 20-е и самое начало 30-х лет средний покупатель джазовых танцевальных пластинок мало интересовался именами музыкантов или названиями ансамблей - его больше интересовали сами композиции. Все последние хиты моментально тиражировались разными ...
Уже вроде бы и неудобно еще раз констатировать, что историческая серия "Timeless" является уникальным собранием редкостей. Но даже внутри этой коллекции записи, включенные в данный альбом, необходимо выделить особо. Если для многих история джаза на ...