Блестящая свита и ее забытый король (История джаза от Timeless)
28.05.1999
Вряд ли вы припомните, уважаемый читатель, такую коллизию в истории любой из стран мира, когда время породило бы целую плеяду блестящих царедворцев, дипломатов, деятелей науки и искусства, полководцев, чьи имена до сих пор у всех на устах, и при этом имя монарха, в годы правления которого все это происходило, совершенно выветрилось из памяти потомков. А вот в джазе возможно и такое. Об одном ныне совершенно забытом джазовом короле и рассказывает нам очередной диск исторической серии "Timeless".
Детство и юность этого человека никак не были связаны с музыкой. Бойд Сентер родился 30 ноября 1898 года в семье фермера в типичном сельскохозяйственном штате Небраска. Однако, когда юноша Бойд впервые услышал записи "Original Dixieland Jazz Band", они произвели на него столь сильное впечатление, что он твердо решил стать музыкантом. К этому времени опыт музицирования у него ограничивался несколькими уроками игры на фортепиано, однако Бойд был действительно способным человеком и к тому же отличался редкой целеустремленностью.
Через какое-то время Сентер стал настоящим мультиинструменталистом. Он научился играть на трубе, на разных видах саксофонов, на банджо. С саксофоном в руках он изображен и на обложке альбома, но это не самое логичное решение. Куда больше бы подошел снимок Бойда с кларнетом, так как именно этот инструмент стал его излюбленным "оружием" и в большинстве представленных на диске пьес он играет именно на кларнете.
Сентер много играет, много записывается для самых разных фирм: "Autograph", "Pathe", "Paramount". Его имя приобретает общеамериканскую известность, а в рекламных целях к имени "подверстывается" вычурно-пышное рекламное прозвище - "верховный джазолог". Сегодня, когда далеко не во всякой джазовой энциклопедии можно обнаружить хотя бы несколько строчек о Бойде Сентере, цена подобным громким титулам выглядит особенно очевидной...
Но во второй половине двадцатых ключ если не к творческим высотам, то, во всяком случае, к коммерческому успеху Бойд действительно смог подобрать. Так и не став ярким инструменталистом, "верховный джазолог" очень удачно подбирал партнеров в свои ансамбли, и вот среди них действительно были настоящие звезды джаза.
В начале 1927 года Сентер заключил двухгодичный контракт с фирмой "Okeh". Вместе с ним "под знамена" этой преуспевавшей в те годы компании перешли члены его трио: Эдди Ланг (Eddie Lang) и Джек Расселл (Jack Russell). Три пьесы, записанные этим трио в марте 1928 года, и открывают альбом. Надо сказать, что слушается эта музыка с большим интересом уже в силу необычного сочетания инструментов: кларнет (сам "верховный джазолог"), фортепиано (Расселл) и гитара (Ланг). И при этом именно в столь камерном составе отчетливо видны сильные стороны группы - блестящая, с тончайшим свингом техника Эдди Ланга, а также ее слабые стороны: много солирующий Бойд достаточно зауряден, к месту и не к месту увлекается звукоподражательными эффектами, хотя с партнерами при этом взаимодействует все же неплохо.
В последующих треках слабости лидера заметны меньше - в новых сессиях участвовал уже больший по численности состав "Boyd Senter And His Senterpedes". К своему базовому трио Сентер присоединил обоих братьев Дорси: тромбониста Томми и альт-саксофониста Джимми, а также трубача Микки Блума (Mickey Bloom), не очень известного, но очень крепкого музыканта, работавшего в манере Бикса Бейдербека. Позже этот состав менялся еще не раз: на смену Томми Дорси приходил Чарли Баттерфильд (Charlie Butterfield), Блума сменял Фил Наполеон (Phil Napoleon), появлялись в группе и барабанщики - Вик Бертон (Vic Berton) или Стэн Кинг (Stan King).
Среди записанных ансамблем Бойда Сентера композиций немало и его собственных сочинений: "Goin' Back To Tennessee", "Rich Man, Poor Man, Beggar Man, Thief" и другие пьесы. И вот тут Бойд выглядит ничуть не хуже многих других авторов американской поп-музыки того времени. А уж игра все того же Ланга, братьев Дорси, Баттерфильда доставляет истинное удовольствие. Кстати, в гастрольных составах у Бойда играли и другие знаменитости, к примеру, Гленн Миллер, которого Сентер ценил не слишком высоко. Но в записях остались только упомянутые выше музыканты.
В 1929 году "верховный джазолог" перешел к фирме "Victor". Характер исполняемой музыки при этом практически не изменился. "Senterpedes" по-прежнему играют и шлягеры того времени, вроде "Copenhagen (Stomp)", и пьесы своего лидера ("No One"). Последняя представленная в альбоме сессия, записанная летом 1930г., была сделана уже не в Нью-Йорке, а в Голливуде, с привлечением местных студийных музыкантов. Из прежней команды здесь играет только верный Джек Расселл, а самого Бойда мы можем услышать, наконец, не только на кларнете, но и с саксофоном.
...Постепенно популярность Бойда Сентера начала падать. Вписаться в эру свинга ему не удалось. На авансцену вышли другие музыканты, в том числе и его бывшие партнеры - братья Дорси, Гленн Миллер. Бойд не стал бороться с судьбой. В какой-то момент он просто тихо и незаметно ушел из джаза. Как показало время, слава "верховного джазолога" развеялась быстро и основательно. Как пишет автор "liner notes" альбома Брайан Руст, в середине 1960-х Бойд был еще жив, руководил собственной небольшой торговой фирмой и с удовольствием отвечал на вопросы о своем джазовом прошлом. Право же, фирма "Timeless" сделала доброе дело, вспомнив этого забытого короля хотя бы из-за его блестящей свиты.
Этот альбом занимает довольно своеобразную позицию в коллекционной серии фирмы "Timeless". Судя по названию, он заявлен как портретный сборник записей известного в традиционном джазе банджоиста, гитариста и лидера Эдди (Элберта Эдвина ) Кондона ...
Луи Армстронг середины двадцатых — фигура столь же противоречивая, сколь и значительная для истории джаза. Его почитатели как в прошлом, так и в настоящем единодушно отмечают, что с оркестрами, где он играл, Сэчмо не всегда везло. Взять, например, ...
"Джаз родился в Новом Орлеане", — утверждал и доказывал Джелли Ролл Мортон в серии своих знаменитых интервью Алану Ломаксу (Alan Lomax), записанных для библиотеки Конгресса в 1938 году. Оспаривать это высказывание мы не собираемся, можно только ...
Сент-Луис, крупнейший город штата Миссури, расположенный в среднем течении главной реки Америки — Миссисипи, в начале века слыл столицей рэгтайма. С этим городом связаны творческие судьбы таких выдающихся мастеров, как Скотт Джоплин (Scott ...
Сегодня, когда коррумпированность отечественного (читай, СНГ-шного) шоу-бизнеса стала притчей во языцех, а на телеэкранах и на газетных страницах во всеуслышание рассуждают о том, что "раскрутить" можно даже бревно, были бы деньги, кажутся ...
Нынче мало кто знает о джаз-бэндах, игравших и записывавшихся в двадцатые годы на юге США, в Техасе. Собственных студий звукозаписи в середине того десятилетия не было ни в Далласе, ни в Хьюстоне — главных городах штата, и все записи, представленные ...
Джаз в Америке зарождался в Новом Орлеане, пускал корни в Чикаго и Нью-Йорке, но пусть это никого не вводит в заблуждение и не настраивает на то, что в начале века эту музыку хорошо знали только в некоторых городах. Взять, к примеру, Калифорнию. ...
Нет, уважаемые читатели, вас, конечно же, ждет не репортаж из психиатрической больницы где-то в Средней Азии. Таким, несколько вольным, названием очередной обзор альбомов исторической серии "Timeless Records" обязан главным героям двух дисков, о ...
Очень многие бэнды 20-х лет остались в памяти потомков лишь благодаря звукозаписи. Не все они активно гастролировали, оставаясь в тени более известных и удачливых коллег, о них мало писали и впоследствии почти не вспоминали. Однако сегодня, ...
Когда квинтет, первоначально появившийся на широкой публике в 1916 году под названием "Original Dixieland Jass Band" (слово "jazz" стало общеупотребительным только к 1918 году), начинал свою карьеру, никто не подозревал, что вместе с ним (но и не им ...
Итак, Бикс Бейдербек и "Wolverines". Поначалу просто компания молодых людей, собиравшихся вместе помузицировать и как-то незаметно, медленно, но верно превратившихся в настоящий бэнд. Пожалуй, впервые это случилось в 1923 году в клубе "Stockton" на ...
Итак, 1925 — 1931... Во вторую половину двадцатых годов Соединенные Штаты вступали во власти лучезарных надежд на дальнейшее процветание, начавшееся после I мировой войны. Страна богатела. Экономика успешно развивалась, и тем большим ударом стал ...