nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Блестящая свита и ее забытый король (История джаза от Timeless)

Блестящая свита и ее забытый король (История джаза от Timeless)  Вряд ли вы припомните, уважаемый читатель, такую коллизию в истории любой из стран мира, когда время породило бы целую плеяду блестящих царедворцев, дипломатов, деятелей науки и искусства, полководцев, чьи имена до сих пор у всех на устах, и при этом имя монарха, в годы правления которого все это происходило, совершенно выветрилось из памяти потомков. А вот в джазе возможно и такое. Об одном ныне совершенно забытом джазовом короле и рассказывает нам очередной диск исторической серии "Timeless".

Детство и юность этого человека никак не были связаны с музыкой. Бойд Сентер родился 30 ноября 1898 года в семье фермера в типичном сельскохозяйственном штате Небраска. Однако, когда юноша Бойд впервые услышал записи "Original Dixieland Jazz Band", они произвели на него столь сильное впечатление, что он твердо решил стать музыкантом. К этому времени опыт музицирования у него ограничивался несколькими уроками игры на фортепиано, однако Бойд был действительно способным человеком и к тому же отличался редкой целеустремленностью.

Через какое-то время Сентер стал настоящим мультиинструменталистом. Он научился играть на трубе, на разных видах саксофонов, на банджо. С саксофоном в руках он изображен и на обложке альбома, но это не самое логичное решение. Куда больше бы подошел снимок Бойда с кларнетом, так как именно этот инструмент стал его излюбленным "оружием" и в большинстве представленных на диске пьес он играет именно на кларнете.

Сентер много играет, много записывается для самых разных фирм: "Autograph", "Pathe", "Paramount". Его имя приобретает общеамериканскую известность, а в рекламных целях к имени "подверстывается" вычурно-пышное рекламное прозвище - "верховный джазолог". Сегодня, когда далеко не во всякой джазовой энциклопедии можно обнаружить хотя бы несколько строчек о Бойде Сентере, цена подобным громким титулам выглядит особенно очевидной...

Но во второй половине двадцатых ключ если не к творческим высотам, то, во всяком случае, к коммерческому успеху Бойд действительно смог подобрать. Так и не став ярким инструменталистом, "верховный джазолог" очень удачно подбирал партнеров в свои ансамбли, и вот среди них действительно были настоящие звезды джаза.

В начале 1927 года Сентер заключил двухгодичный контракт с фирмой "Okeh". Вместе с ним "под знамена" этой преуспевавшей в те годы компании перешли члены его трио: Эдди Ланг (Eddie Lang) и Джек Расселл (Jack Russell). Три пьесы, записанные этим трио в марте 1928 года, и открывают альбом. Надо сказать, что слушается эта музыка с большим интересом уже в силу необычного сочетания инструментов: кларнет (сам "верховный джазолог"), фортепиано (Расселл) и гитара (Ланг). И при этом именно в столь камерном составе отчетливо видны сильные стороны группы - блестящая, с тончайшим свингом техника Эдди Ланга, а также ее слабые стороны: много солирующий Бойд достаточно зауряден, к месту и не к месту увлекается звукоподражательными эффектами, хотя с партнерами при этом взаимодействует все же неплохо.

В последующих треках слабости лидера заметны меньше - в новых сессиях участвовал уже больший по численности состав "Boyd Senter And His Senterpedes". К своему базовому трио Сентер присоединил обоих братьев Дорси: тромбониста Томми и альт-саксофониста Джимми, а также трубача Микки Блума (Mickey Bloom), не очень известного, но очень крепкого музыканта, работавшего в манере Бикса Бейдербека. Позже этот состав менялся еще не раз: на смену Томми Дорси приходил Чарли Баттерфильд (Charlie Butterfield), Блума сменял Фил Наполеон (Phil Napoleon), появлялись в группе и барабанщики - Вик Бертон (Vic Berton) или Стэн Кинг (Stan King).

Среди записанных ансамблем Бойда Сентера композиций немало и его собственных сочинений: "Goin' Back To Tennessee", "Rich Man, Poor Man, Beggar Man, Thief" и другие пьесы. И вот тут Бойд выглядит ничуть не хуже многих других авторов американской поп-музыки того времени. А уж игра все того же Ланга, братьев Дорси, Баттерфильда доставляет истинное удовольствие. Кстати, в гастрольных составах у Бойда играли и другие знаменитости, к примеру, Гленн Миллер, которого Сентер ценил не слишком высоко. Но в записях остались только упомянутые выше музыканты.

В 1929 году "верховный джазолог" перешел к фирме "Victor". Характер исполняемой музыки при этом практически не изменился. "Senterpedes" по-прежнему играют и шлягеры того времени, вроде "Copenhagen (Stomp)", и пьесы своего лидера ("No One"). Последняя представленная в альбоме сессия, записанная летом 1930г., была сделана уже не в Нью-Йорке, а в Голливуде, с привлечением местных студийных музыкантов. Из прежней команды здесь играет только верный Джек Расселл, а самого Бойда мы можем услышать, наконец, не только на кларнете, но и с саксофоном.

...Постепенно популярность Бойда Сентера начала падать. Вписаться в эру свинга ему не удалось. На авансцену вышли другие музыканты, в том числе и его бывшие партнеры - братья Дорси, Гленн Миллер. Бойд не стал бороться с судьбой. В какой-то момент он просто тихо и незаметно ушел из джаза. Как показало время, слава "верховного джазолога" развеялась быстро и основательно. Как пишет автор "liner notes" альбома Брайан Руст, в середине 1960-х Бойд был еще жив, руководил собственной небольшой торговой фирмой и с удовольствием отвечал на вопросы о своем джазовом прошлом. Право же, фирма "Timeless" сделала доброе дело, вспомнив этого забытого короля хотя бы из-за его блестящей свиты.

Подготовил Леонид АУСКЕРН


стиль
джаз
автор
Леонид АУСКЕРН
страна
США
музыкальный стиль
традиционный джаз


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела история джаза

  • стиль: джаз, джаз
Все 20-е и самое начало 30-х лет средний покупатель джазовых танцевальных пластинок мало интересовался именами музыкантов или названиями ансамблей - его больше интересовали сами композиции. Все последние хиты моментально тиражировались разными ...
  • стиль: джаз, джаз
Уже вроде бы и неудобно еще раз констатировать, что историческая серия "Timeless" является уникальным собранием редкостей. Но даже внутри этой коллекции записи, включенные в данный альбом, необходимо выделить особо. Если для многих история джаза на ...
  • стиль: джаз, джаз
Больше чем через полстолетия после своей смерти в 1941 году, Джелли Ролл Мортон остается не только исполнителем, притягивающим интерес всех, кто интересуется джазовой классикой, но и одним из первых значительных джазовых композиторов. Его музыку ...
  • стиль: джаз, джаз
Нельзя сказать, что имя Адриана Роллини (Adrian Rollini) начисто забыто джазовыми историками. Книги, рассказывающие о традиционном джазе, не обходятся без его упоминания. Но, как правило, звучит это имя в длинном ряду, перечисляющем "и других"; его ...
  • стиль: джаз, джаз
Уже самая первая пластинка Армстронга, записанная компанией "OKeh" в 1925 г., стала сенсацией. До того он был, что говорится, широко известным в узких кругах - музыкантов и завсегдатаев танцхоллов и ночных клубов, где играли и "King Oliver Jazz ...
  • стиль: джаз, джаз
Эти два экспоната из джазовой галереи фирмы "Timeless" просто невозможно отделить один от другого. По временным рамкам и по месту действия они великолепно дополняют друг друга, выстраивая впечатляющую панораму чикагского джаза 20–х годов. ...
  • стиль: джаз, джаз
Господа джазфэны, вспомните все, что вы когда–либо читали о зарождении джаза и его самых первых шагах. Разумеется, львиная доля всех описываемых событий происходила в Новом Орлеане. Что касается места, то тут никаких сенсаций вроде бы не ...
  • стиль: джаз, джаз
В конце 1922 года двадцатипятилетний музыкант по имени Сидней Беше возвращался из Европы домой в Штаты. Возвращался не по своей воле. Он был выслан из Великобритании как нежелательный иностранец в связи с обвинением в нападении на женщину. Возможно, ...
  • стиль: джаз, джаз
Этот альбом занимает довольно своеобразную позицию в коллекционной серии фирмы "Timeless". Судя по названию, он заявлен как портретный сборник записей известного в традиционном джазе банджоиста, гитариста и лидера Эдди (Элберта Эдвина ) Кондона ...
  • стиль: джаз, джаз
Луи Армстронг середины двадцатых — фигура столь же противоречивая, сколь и значительная для истории джаза. Его почитатели как в прошлом, так и в настоящем единодушно отмечают, что с оркестрами, где он играл, Сэчмо не всегда везло. Взять, например, ...
  • стиль: джаз, джаз
"Джаз родился в Новом Орлеане", — утверждал и доказывал Джелли Ролл Мортон в серии своих знаменитых интервью Алану Ломаксу (Alan Lomax), записанных для библиотеки Конгресса в 1938 году. Оспаривать это высказывание мы не собираемся, можно только ...
  • стиль: джаз, джаз
Сент-Луис, крупнейший город штата Миссури, расположенный в среднем течении главной реки Америки — Миссисипи, в начале века слыл столицей рэгтайма. С этим городом связаны творческие судьбы таких выдающихся мастеров, как Скотт Джоплин (Scott ...
© 2012-2024 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com