Алекс Хилл - Возвращение из небытия (История джаза от Timeless)
25.06.1999
Пианист, композитор и аранжировщик Алекс Хилл был достаточно заметной фигурой на джазовой сцене в конце двадцатых — начале тридцатых годов. Заметной — но не более, да и то в основном лишь в профессиональных кругах. Некоторым уже тогда это казалось несправедливым. Так, критик из "Melody Maker", некто по имени Леонард Фезер (да-да, тот самый, впоследствии один из самых знаменитых знатоков джаза), еще в ноябре 1935 года сожалел, что Алекс Хилл мало известен широкой публике, и предрекал, что в будущем это имя станет гораздо более знаменитым. Увы, его прогноз не сбылся. Через полтора года после появления теплых строк Фезера в "Melody Maker" Алекс Хилл умер совсем еще молодым человеком, не дожив даже до 31 года.
Уже очень скоро его имя оказалось прочно забытым, и сегодня далеко не все джазовые энциклопедии вспоминают об этом незаурядном музыканте с несчастливой судьбой. В этом плане фирма "Timeless" двумя альбомами своей исторической серии, посвященными Алексу Хиллу, восстановила историческую справедливость, практически заново познакомив с ним тысячи любителей джаза. Самых добрых слов заслуживает составитель обоих альбомов, автор "liner notes", кропотливый исследователь жизни, творчества и дискографии Хилла Салли-Энн Уорсфолд (Sally-Ann Worsfold), больше всех сделавшая для его возвращения из небытия. И один, и другой диски охватывают один и тот же временной период: с 1928 года и до середины тридцатых. Уорсфолд при компоновке альбомов разделила творческое наследие Хилла по иному принципу. Первый диск представляет нам в первую очередь джазового музыканта-исполнителя, хотя и здесь львиная доля композиций сочинена им же. На втором диске разные составы, в том числе самые знаменитые, играют музыку, сочиненную или аранжированную Хиллом.
Однако прежде чем говорить о дисках, просто необходимо хотя бы немного рассказать о самом музыканте. Алекс Хилл родился 19 апреля 1906 г. в Литтл Роке, штат Арканзас, в семье священника методистской епископальной церкви и учительницы музыки. Вполне естественно, что мальчика с детства обучали играть на рояле и прививали неприязнь к "музыке дьявола" — джазу, рэгтайму и иже с ними. В первом случае родители преуспели, во втором — потерпели сокрушительное поражение. Сын священника увлекся джазом, будучи еще студентом местного колледжа, а закончив его в 1922 году, решительно порвал с семьей и избрал в возрасте 16-ти лет карьеру профессионального джазового музыканта.
Первое время Хилл колесил по всему Юго-Западу с различными составами, а в 1924 г. и сам стал бэндлидером. Правда, его собственный коллектив просуществовал недолго, и Алекс работал позже в "Speed Webb's Orchestra" вместе с такими известными музыкантами, как тромбонист Вик Дикенсон и пианист Тедди Уилсон, а затем в "Mutt Carey's Jeffersonians". Очевидно, уже тогда Хилл приобрел значительный опыт и определенную известность в качестве аранжировщика, так как прибыв в 1927г. в один из главных джазовых центров страны, Чикаго, он стал ведущим аранжировщиком в фирме "Melrose Music Publishing Company" и, кроме того, писал аранжировки для оркестра Кэрола Дикерсона (Carroll Dickerson), в котором тогда играли такие звезды, как Армстронг и Эрл Хайнс.
Дебют Алекса Хилла в студии состоялся в октябре 1928г. — композиция "Parkway Stomp" в исполнении состава "Albert Winn And His Gut Bucket Five", где он играл на рояле, открывает первый из "таймлессовских" дисков. Уже на следующий день после дебюта Хилл вновь участвует в записи — на этот раз уже с другим коллективом, "Jimmy Wade And His Dixielanders", причем музыканты играют уже его собственную композицию "Mississippi Wobble". И карусель закрутилась... Практически каждый ее "оборот" бережно зафиксирован в альбоме. В 1928-29гг. Хилл больше всего играл с ансамблями известного кларнетиста Джимми Нуна (Jimmie Noone), а также еще одного духовика, Джуни Кобба (Junie C. Cobb). Бури восторга мастерство Хилла-пианиста, на мой взгляд, не вызывает, хотя это был, бесспорно, вполне сложившийся мастер. С.-Э. Уорсфолд усматривает в его стиле игры влияние трех гигантов джазового фортепиано тех лет — Фэтса Уоллера, Эрла Хайнса и Джеймса Пи Джонсона, однако отмечает, что, по сравнению с ними, Хилл гораздо чаще обращался к блюзу. С последним выводом исследовательницы трудно не согласиться даже при беглом прослушивании диска.
Зимой 1929 — весной 1930г. Хилл сделал несколько записей в качестве лидера собственного состава, собранного из ведущих музыкантов чикагских биг-бэндов, — "Alex Hill And His Orchestra". За исключением "St. James Infirmary" (кстати, с блеском сыгранной пьесы, лучшей, на мой взгляд, в альбоме), на всех сессиях музыканты играли вещи самого Алекса. В разгар экономической депрессии Хилл ушел от активной исполнительской деятельности к чисто композиторскому творчеству и лишь в 1933 году принял участие в новой сессии звукозаписи, ставшей наиболее сильной в его дискографии. В составе оркестра Эдди Кондона он играл с такими мастерами, как саксофонист Бад Фримен, ударник Сид Кэтлетт или трубач Макс Камински, — четыре пьесы этой сессии говорят сами за себя. Надо сказать, что и сам Кондон, и его коллеги высоко оценивали талант Хилла, а Камински в своих мемуарах "Моя жизнь в джазе" один из немногих уделил памяти Хилла несколько теплых строк.
Свои последние записи Хилл делал уже в Нью-Йорке в 1934 г, опять в качестве лидера. Ими и завершается диск. Вскоре Алексу пришлось оставить музыку и в качестве "блудного сына" вернуться под родительский кров. Сказались слабое здоровье, тяжелая болезнь (туберкулез), интенсивная работа и, увы, алкогольные излишества. В феврале 1937 года этот музыкант, едва ли на треть реализовавший свои исполнительские и композиторские таланты, умер.
Именно композиторской стороне деятельности Алекса Хилла посвящен другой диск исторической серии. Я убежден, что его с громадным интересом послушает любой поклонник джаза, и даже не в связи с Хиллом. Этот сборник представляет собой этакий виртуальный "авторский вечер композитора и аранжировщика Уильяма Александра Хилла", участвовать в котором дали согласие такие мастера, что только от перечисления имен захватывает дух. На диске можно услышать Луиса Армстронга и Фэтса Уоллера, бэнды Дюка Эллингтона и Эрла Хайнса, вокал "императрицы блюза" Бесси Смит и сестер Босуэлл. А реально это означает, что со всеми этими и со многими другими мастерами Хилл активно сотрудничал и они (или их продюсеры) находили такой альянс плодотворным.
Так, тема "Beau Koo Jack", созданная Хиллом и Сачмо, звучит на диске дважды: в варианте комбо Армстронга (с Доном Редманом, Эрлом Хайнсом и Затти Синглтоном), записанном фирмой "Okeh" в декабре 1928г., и в исполнении только что созданного бэнда Эрла Хайнса (фирма "Victor", февраль 1929г.).
Очень успешно Хилл работал с Фэтсом Уоллером. Ему прекрасно удавалось сочинять жизнерадостные, мажорные мелодии в стиле Фэтса и аранжировать пьесы последнего (например, "Functionizin'"). Хилл обладал необычайно гибким музыкальным мышлением, позволявшим ему с одинаковой легкостью применять самые разные идиомы: он писал и блюзы, и госпелс, и стандартные популярные песенки. В начале 30-х, в период депрессии, были какое-то время популярны эстрадные песни религиозного содержания, словно заставлявшие всех американцев, и белых, и черных, обратиться к Богу перед лицом кризиса. Одну такую песню, "On Revival Day", прекрасно исполняет в данном альбоме Бесси Смит. Хилл не был ее автором, он (предположительно) играл здесь на рояле, но также слыл мастером подобной тематики.
Известный музыкант и музыковед Гюнтер Шуллер очень высоко оценивает и достоинства Хилла-аранжировщика. По его мнению, "Хилл делал аранжировки, которые позволяли музыкантам играть легко и в то же время достигать прекрасного звучания". Уже упоминавшаяся С.-Э. Уорсфолд ставит Хилла в один ряд с ведущими аранжировщиками того времени, такими, как Дон Редман, Дюк Эллингтон или Джелли Ролл Мортон. Думаю, прослушивание этого альбома заставит вас согласиться с этим мнением.
Отличный свинг, яркий талант и предательски слабое здоровье — таков путь Алекса Хилла в джазе. Будем надеяться, что два новых диска исторической серии помогут повнимательнее присмотреться к этому пути.
По материалам "Timeless Records" подготовил Леонид АУСКЕРН
Нынче мало кто знает о джаз-бэндах, игравших и записывавшихся в двадцатые годы на юге США, в Техасе. Собственных студий звукозаписи в середине того десятилетия не было ни в Далласе, ни в Хьюстоне — главных городах штата, и все записи, представленные ...
Джаз в Америке зарождался в Новом Орлеане, пускал корни в Чикаго и Нью-Йорке, но пусть это никого не вводит в заблуждение и не настраивает на то, что в начале века эту музыку хорошо знали только в некоторых городах. Взять, к примеру, Калифорнию. ...
Нет, уважаемые читатели, вас, конечно же, ждет не репортаж из психиатрической больницы где-то в Средней Азии. Таким, несколько вольным, названием очередной обзор альбомов исторической серии "Timeless Records" обязан главным героям двух дисков, о ...
Очень многие бэнды 20-х лет остались в памяти потомков лишь благодаря звукозаписи. Не все они активно гастролировали, оставаясь в тени более известных и удачливых коллег, о них мало писали и впоследствии почти не вспоминали. Однако сегодня, ...
Когда квинтет, первоначально появившийся на широкой публике в 1916 году под названием "Original Dixieland Jass Band" (слово "jazz" стало общеупотребительным только к 1918 году), начинал свою карьеру, никто не подозревал, что вместе с ним (но и не им ...
Итак, Бикс Бейдербек и "Wolverines". Поначалу просто компания молодых людей, собиравшихся вместе помузицировать и как-то незаметно, медленно, но верно превратившихся в настоящий бэнд. Пожалуй, впервые это случилось в 1923 году в клубе "Stockton" на ...
Итак, 1925 — 1931... Во вторую половину двадцатых годов Соединенные Штаты вступали во власти лучезарных надежд на дальнейшее процветание, начавшееся после I мировой войны. Страна богатела. Экономика успешно развивалась, и тем большим ударом стал ...
При словах "Чикаго, 20-е годы" нам сразу мерещатся гангстеры, сухой закон, Аль Капоне, кровавые разборки. Однако вспомните тот же самый фильм "Некоторые предпочитают погорячее" (он же "В джазе только девушки"), и вам сразу станет ясно, что ко всему ...
Новый Орлеан, конечно же, не был островом благополучия в весьма сильно сегрегированном американском обществе начала века. Но фактом остается то, что уже тогда музыканты-джазмены — и черные, и креолы, и белые, — если и не играли вместе, то уж во ...
Этап, охватываемый данным альбомом, принадлежит к числу наиболее интересных, важных для джаза и наименее известных по записям. В этом смысле значение работы, проделанной "Timeless Records" возрастает, в отношении периода времени, указанного на ...
вступление Сегодня мы начинаем презентацию целой серии исторических архивных джазовых записей. Голландская компания "Timeless Records" сделала просто роскошный подарок любителям традиционного джаза, выпустив около 50 компакт-дисков с музыкой, ...
Второй диск, посвященный истории рэгтайма и раннего джаза, обозначен 1916 - 1922 годами, но в целом на нем представлена музыка, звучавшая в Америке уже после 1918 г. Подавляющее большинство оркестров записаны в Нью-Йорке, за исключением двух — из ...