Джаз идет в кино - 30-е годы (История джаза от Timeless)
10.09.2001
Рассказывая об этом "экспонате" из коллекции исторических джазовых записей, изданной голландской компанией "Timeless", над названием материала долго мучаться не пришлось — сам альбом назван достаточно красноречиво и броско: "Джаз идет в кино". Автору этих строк была особенно интересна тематика альбома, потому что взаимоотношениям джаза и кинематографа он и сам посвятил небольшое исследование, опубликованное на страницах "Jazz — Квадрата" в 1999 году. И сразу надо сказать, что под таким углом зрения, как это сделали составители "таймлессовского" диска, в том материале вопрос вообще не рассматривался.
В альбоме "Джаз идет в кино" упор сделан на исполнении джазовых стандартов или, чаще, популярных песен тех лет знаменитыми кинозвездами тридцатых годов в сопровождении, как правило, джазовых музыкантов. С тех, уже далеких, времен в принципе почти ничего не изменилось. И сегодня многие артисты кино и театра сплошь и рядом демонстрируют широкой публике свои вокальные способности с чужим, а подчас и со своим репертуаром. Только одни умеют петь, связками ли, душой ли, очень здорово и делают это, а другие ничего не умеют, но делают это все равно. Так же было и в тридцатых годах, что бесстрастно и точно отражает этот альбом, просто именно джазовые ритмы были основным языком тогдашней поп-музыки.
Открывается диск записями артиста действительно выдающегося. Фред Астер (Fred Astaire) был одним из самых ярких голливудских актеров, потрясающим танцором и действительно неплохо пел. Интересно, что эти записи, первые в карьере Астера, были сделаны в 1930 году не в Штатах, а в Лондоне. Фред поет (и танцует, можно услышать классическую чечетку его каблуков) известную песню Ирвина Берлина "Puttin' On The Ritz" (из одноименного фильма) и "Crazy Feet" из фильма "Happy Days". Обе эти ленты появились в том же году и, возможно, Фред пытался, как сейчас модно говорить, "раскрутиться" на фоне своей экранной популярности. Астера можно услышать и еще в двух композициях, но записанных уже десять лет спустя, в 1940 г., в Лос-Анджелесе и в сопровождении одного из самых лучших свинговых биг-бэндов — оркестра Бенни Гудмена. При этом в "Who Cares (So Long As You Care For Me)" дополнительное удовольствие вам доставит хрустальное вибрафонное соло Лайонела Хэмптона, который тогда играл у Гудмэна.
Что же до английских записей, то в них Астеру аккомпанировали уже известные нашим читателям по дискам «Timeless», посвященным британскому джазу, трубач Макс Гольдберг, тромбонист Тед Хит и другие местные знаменитости.
Тот же Гольдберг был занят и в еще двух, представленных на диске лондонских записях. Это "Alone With My Dreams" из фильма "A Man Of Mayfair" (1931) в исполнении Джека Баханана (Jack Buchanan), эпигона Астера, который умел делать все, что и Фред, только, увы, похуже и "One Little Kiss From You" (1933), тоже песня из фильма, в исполнении английской по происхождению актрисы и певицы Джесси Мэтьюз (Jessie Matthews).
Надо сказать, что вокалистки представлены на диске значительно шире своих коллег киноактеров — мужчин. Это разные по уровню исполнительского мастерства певиц треки, но все они интересны: где действительно талантливым пением, где отличным аккомпанементом, а где безжалостной иллюстрацией творческой несостоятельности.
Самой значительной в этой связи мне показалась парижская запись 1933 года, в которой "Wo Ist Der Mann?" поет на немецком, со своей неподражаемой хрипотцой и томным интонированием, замечательная актриса Марлен Дитрих (Marlene Dietrich). К тому времени она была уже в блеске славы знаменитой ленты "Голубой ангел" и уже сказала громкое "нет" режиму коричневых уродов, установившемуся в ее родной Германии. Но кроме того, в этой записи с Дитрих работает очень сильная команда инструменталистов, темнокожих джазменов из Штатов, уже ряд лет выступавших на европейских сценах. Это и трубач Артур Бриггс, канадец по происхождению, и кларнетист из Нового Орлеана Пит Дюконж и отличный пианист Фредди Джонсон.
Если говорить о громких именах среди кинозвезд, то вслед за Дитрих надо упомянуть Джуди Гарланд (Judy Garland). У нее на диске две записи 1936 года, в том числе известный стандарт "Stompin' At The Savoy", исполненные с оркестром Боба Кросби. Эти песни взяты не из фильмов, но по своему знаменательны. Гарланд записывала их через два дня после своего четырнадцатилетия (!) и они увековечили будущую звезду на старте ее славного восхождения к покоренным впоследствии высотам.
А вот Мэй Уэст (Mae West) в середине тридцатых была уже в зените популярности. Эта актриса чрезвычайно органично выглядела в имидже секс-бомбы и служила образцом женственности для двух третей представителей сильного пола в Америке. Вокальных записей Мэй делала мало, "I Like A Guy What Takes His Time" (1933) принадлежит к числу раритетов, но судя по этому треку, лучше бы актриса ограничивалась миром кино. В студии звукозаписи и на сцене ей явно не стоило появляться.
Зато запись "How I'm Doin'? / Dinah" (1932), запись тестовая и даже не предназначавшаяся к изданию, где Марта Рей (Martha Raye) поет в сопровождении гитариста Лонни Джонсона, оказалась весьма любопытной. Дуэт, когда голос остается один на один с инструментом, когда у него нет возможности прикрыть собственные слабости оркестровым звучанием, формат достаточно сложный. Но Марта Рей вполне убедительно выглядела в паре с одним из лучших гитаристов довоенного джаза.
Но пора возвращаться к певцам — актерам. Безусловно, самое яркое имя здесь — это Бинг Кросби (Bing Crosby). Этому выдающемуся артисту "Timeless" посвятил отдельный альбом в своей серии и мы уже писали о нем (см. №12/99). Но все же диск "Джаз идет в кино" без Бинга был бы явно ущербным, тем более, что именно этот исполнитель был наиболее органичен в джазовом репертуаре среди всех, представленных на диске. Кросби попал в этот сборник с композицией "Smarty (You Know It All)", которую он записал в Лос-Анджелесе в 1937 г. с бэндом Скотта Троттера.
В финальной записи на диске звучит опять мужской голос. Он принадлежит отличному комику и никакому певцу Эдди "Рочестеру" Андерсону (Eddie "Rochester" Anderson). С голосом у него явные проблемы, но актерский талант и тактичный аккомпанемент помогли ему довольно пристойно завершить свой единственный в жизни вокальный эксперимент — "My! My!" (1940).
В конечном счете и для большинства представленных на альбоме актеров и актрис (не будем говорить о личностях типа Кросби и Дитрих) пение так и осталось экспериментом и не заслонило главную сферу приложения их талантов. Но и актерских, и вокальных способностей абсолютному большинству из них хватило, чтобы и сегодня "таймлессовский" сборник можно было слушать не без удовольствия.
Голландский лэйбл продолжает выпуск дисков своей исторической серии, и, по мере поступления, мы будем вас с ними знакомить. Как в театре, после спектакля на сцену выходят и раскланиваются перед зрителями все участники, так и в данном ...
Издание в серии своеобразных "Исторических хроник" альбома достаточно популярного в 20-30-е годы бэнд-лидера, артиста варьете и кларнетиста Тэда Льюиса представляет его творческое наследие, записанное вместе с известными артистами того времени, ...
При всех громадных достоинствах исторической серии "Timeless", которые просто невозможно переоценить, логику составителей серии порой трудно уловить. Допустим, они изначально решили отказаться от "портретных" дисков самых известных корифеев джаза - ...
Очередной альбом исторической серии "Timeless" представляет совершенно неизвестную у нас и надолго забытую у себя на родине американскую певицу. Певицу неплохую, но не выдающуюся. Нельзя сказать, что бы ее творчество оставило заметный след в истории ...
У Этель Уотерс несколько странная судьба в джазе. Сегодня ее имя, безусловно, фигурирует в истории жанра, но оно явно не освещено ярким светом, а находится несколько в полумраке. Почему? Ведь при жизни эта певица была весьма и весьма популярна. ...
"Девочки тридцатых" — именно так, несколько фамильярно, назвали составители серии записей по истории джаза голландской фирмы "Timeless" альбом, посвященный вокалисткам тридцатых годов. Женский вокал в джазе впервые заставил говорить о себе ...
Даже в наши дни в разных точках мирового океана время от времени обнаруживают корабли-призраки, по неведомым причинам брошенные командой и ставшие игрушкой ветра и волн. Ничто так не будит воображение, как эти "летучие голландцы". Но и в джазовой ...
Хэрри Лиллис Кросби, известный всему миру как Бинг Кросби (1904 - 1977), является одной из величайших фигур в истории американской популярной музыки. Наряду с Синатрой и Армстронгом он входит в большую тройку вокалистов, царивших на американской ...
Многие музыканты и джазфэны старшего поколения сейчас испытывают нечто вроде ностальгии по старым добрым временам, когда джаз был, с одной стороны, вполне определенным жанром, а с другой стороны, имел больше пространства для внутрижанрового ...
Пианист, композитор и аранжировщик Алекс Хилл был достаточно заметной фигурой на джазовой сцене в конце двадцатых — начале тридцатых годов. Заметной — но не более, да и то в основном лишь в профессиональных кругах. Некоторым уже тогда ...
В первые годы после того, как "Original Dixieland Jass Band" выпустил свою историческую серию пластинок на фирме "Victor", популярную музыку записывали в основном малые составы из пяти-шести исполнителей, во многом подражавшие ODJB. Однако к ...
Вряд ли вы припомните, уважаемый читатель, такую коллизию в истории любой из стран мира, когда время породило бы целую плеяду блестящих царедворцев, дипломатов, деятелей науки и искусства, полководцев, чьи имена до сих пор у всех на устах, и при ...