nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Джаз идет в кино - 30-е годы (История джаза от Timeless)

Джаз идет в кино - 30-е годы (История джаза от Timeless)  Рассказывая об этом "экспонате" из коллекции исторических джазовых записей, изданной голландской компанией "Timeless", над названием материала долго мучаться не пришлось — сам альбом назван достаточно красноречиво и броско: "Джаз идет в кино". Автору этих строк была особенно интересна тематика альбома, потому что взаимоотношениям джаза и кинематографа он и сам посвятил небольшое исследование, опубликованное на страницах "Jazz — Квадрата" в 1999 году. И сразу надо сказать, что под таким углом зрения, как это сделали составители "таймлессовского" диска, в том материале вопрос вообще не рассматривался.

В альбоме "Джаз идет в кино" упор сделан на исполнении джазовых стандартов или, чаще, популярных песен тех лет знаменитыми кинозвездами тридцатых годов в сопровождении, как правило, джазовых музыкантов. С тех, уже далеких, времен в принципе почти ничего не изменилось. И сегодня многие артисты кино и театра сплошь и рядом демонстрируют широкой публике свои вокальные способности с чужим, а подчас и со своим репертуаром. Только одни умеют петь, связками ли, душой ли, очень здорово и делают это, а другие ничего не умеют, но делают это все равно. Так же было и в тридцатых годах, что бесстрастно и точно отражает этот альбом, просто именно джазовые ритмы были основным языком тогдашней поп-музыки.

Открывается диск записями артиста действительно выдающегося. Фред Астер (Fred Astaire) был одним из самых ярких голливудских актеров, потрясающим танцором и действительно неплохо пел. Интересно, что эти записи, первые в карьере Астера, были сделаны в 1930 году не в Штатах, а в Лондоне. Фред поет (и танцует, можно услышать классическую чечетку его каблуков) известную песню Ирвина Берлина "Puttin' On The Ritz" (из одноименного фильма) и "Crazy Feet" из фильма "Happy Days". Обе эти ленты появились в том же году и, возможно, Фред пытался, как сейчас модно говорить, "раскрутиться" на фоне своей экранной популярности. Астера можно услышать и еще в двух композициях, но записанных уже десять лет спустя, в 1940 г., в Лос-Анджелесе и в сопровождении одного из самых лучших свинговых биг-бэндов — оркестра Бенни Гудмена. При этом в "Who Cares (So Long As You Care For Me)" дополнительное удовольствие вам доставит хрустальное вибрафонное соло Лайонела Хэмптона, который тогда играл у Гудмэна.

Что же до английских записей, то в них Астеру аккомпанировали уже известные нашим читателям по дискам «Timeless», посвященным британскому джазу, трубач Макс Гольдберг, тромбонист Тед Хит и другие местные знаменитости.

Тот же Гольдберг был занят и в еще двух, представленных на диске лондонских записях. Это "Alone With My Dreams" из фильма "A Man Of Mayfair" (1931) в исполнении Джека Баханана (Jack Buchanan), эпигона Астера, который умел делать все, что и Фред, только, увы, похуже и "One Little Kiss From You" (1933), тоже песня из фильма, в исполнении английской по происхождению актрисы и певицы Джесси Мэтьюз (Jessie Matthews).
Надо сказать, что вокалистки представлены на диске значительно шире своих коллег киноактеров — мужчин. Это разные по уровню исполнительского мастерства певиц треки, но все они интересны: где действительно талантливым пением, где отличным аккомпанементом, а где безжалостной иллюстрацией творческой несостоятельности.

Самой значительной в этой связи мне показалась парижская запись 1933 года, в которой "Wo Ist Der Mann?" поет на немецком, со своей неподражаемой хрипотцой и томным интонированием, замечательная актриса Марлен Дитрих (Marlene Dietrich). К тому времени она была уже в блеске славы знаменитой ленты "Голубой ангел" и уже сказала громкое "нет" режиму коричневых уродов, установившемуся в ее родной Германии. Но кроме того, в этой записи с Дитрих работает очень сильная команда инструменталистов, темнокожих джазменов из Штатов, уже ряд лет выступавших на европейских сценах. Это и трубач Артур Бриггс, канадец по происхождению, и кларнетист из Нового Орлеана Пит Дюконж и отличный пианист Фредди Джонсон.

Если говорить о громких именах среди кинозвезд, то вслед за Дитрих надо упомянуть Джуди Гарланд (Judy Garland). У нее на диске две записи 1936 года, в том числе известный стандарт "Stompin' At The Savoy", исполненные с оркестром Боба Кросби. Эти песни взяты не из фильмов, но по своему знаменательны. Гарланд записывала их через два дня после своего четырнадцатилетия (!) и они увековечили будущую звезду на старте ее славного восхождения к покоренным впоследствии высотам.

А вот Мэй Уэст (Mae West) в середине тридцатых была уже в зените популярности. Эта актриса чрезвычайно органично выглядела в имидже секс-бомбы и служила образцом женственности для двух третей представителей сильного пола в Америке. Вокальных записей Мэй делала мало, "I Like A Guy What Takes His Time" (1933) принадлежит к числу раритетов, но судя по этому треку, лучше бы актриса ограничивалась миром кино. В студии звукозаписи и на сцене ей явно не стоило появляться.

Зато запись "How I'm Doin'? / Dinah" (1932), запись тестовая и даже не предназначавшаяся к изданию, где Марта Рей (Martha Raye) поет в сопровождении гитариста Лонни Джонсона, оказалась весьма любопытной. Дуэт, когда голос остается один на один с инструментом, когда у него нет возможности прикрыть собственные слабости оркестровым звучанием, формат достаточно сложный. Но Марта Рей вполне убедительно выглядела в паре с одним из лучших гитаристов довоенного джаза.

Но пора возвращаться к певцам — актерам. Безусловно, самое яркое имя здесь — это Бинг Кросби (Bing Crosby). Этому выдающемуся артисту "Timeless" посвятил отдельный альбом в своей серии и мы уже писали о нем (см. №12/99). Но все же диск "Джаз идет в кино" без Бинга был бы явно ущербным, тем более, что именно этот исполнитель был наиболее органичен в джазовом репертуаре среди всех, представленных на диске. Кросби попал в этот сборник с композицией "Smarty (You Know It All)", которую он записал в Лос-Анджелесе в 1937 г. с бэндом Скотта Троттера.
В финальной записи на диске звучит опять мужской голос. Он принадлежит отличному комику и никакому певцу Эдди "Рочестеру" Андерсону (Eddie "Rochester" Anderson). С голосом у него явные проблемы, но актерский талант и тактичный аккомпанемент помогли ему довольно пристойно завершить свой единственный в жизни вокальный эксперимент — "My! My!" (1940).

В конечном счете и для большинства представленных на альбоме актеров и актрис (не будем говорить о личностях типа Кросби и Дитрих) пение так и осталось экспериментом и не заслонило главную сферу приложения их талантов. Но и актерских, и вокальных способностей абсолютному большинству из них хватило, чтобы и сегодня "таймлессовский" сборник можно было слушать не без удовольствия.

подготовил Леонид АУСКЕРН


стиль
джаз
автор
Леонид АУСКЕРН
страна
США
музыкальный стиль
свинг


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела история джаза

  • стиль: джаз, джаз
Нынче мало кто знает о джаз-бэндах, игравших и записывавшихся в двадцатые годы на юге США, в Техасе. Собственных студий звукозаписи в середине того десятилетия не было ни в Далласе, ни в Хьюстоне — главных городах штата, и все записи, представленные ...
  • стиль: джаз, джаз
Джаз в Америке зарождался в Новом Орлеане, пускал корни в Чикаго и Нью-Йорке, но пусть это никого не вводит в заблуждение и не настраивает на то, что в начале века эту музыку хорошо знали только в некоторых городах. Взять, к примеру, Калифорнию. ...
  • стиль: джаз, джаз
Нет, уважаемые читатели, вас, конечно же, ждет не репортаж из психиатрической больницы где-то в Средней Азии. Таким, несколько вольным, названием очередной обзор альбомов исторической серии "Timeless Records" обязан главным героям двух дисков, о ...
  • стиль: джаз, джаз
Очень многие бэнды 20-х лет остались в памяти потомков лишь благодаря звукозаписи. Не все они активно гастролировали, оставаясь в тени более известных и удачливых коллег, о них мало писали и впоследствии почти не вспоминали. Однако сегодня, ...
  • стиль: джаз, джаз
Когда квинтет, первоначально появившийся на широкой публике в 1916 году под названием "Original Dixieland Jass Band" (слово "jazz" стало общеупотребительным только к 1918 году), начинал свою карьеру, никто не подозревал, что вместе с ним (но и не им ...
  • стиль: джаз, джаз
Итак, Бикс Бейдербек и "Wolverines". Поначалу просто компания молодых людей, собиравшихся вместе помузицировать и как-то незаметно, медленно, но верно превратившихся в настоящий бэнд. Пожалуй, впервые это случилось в 1923 году в клубе "Stockton" на ...
  • стиль: джаз, джаз
Итак, 1925 — 1931... Во вторую половину двадцатых годов Соединенные Штаты вступали во власти лучезарных надежд на дальнейшее процветание, начавшееся после I мировой войны. Страна богатела. Экономика успешно развивалась, и тем большим ударом стал ...
  • стиль: джаз, джаз
При словах "Чикаго, 20-е годы" нам сразу мерещатся гангстеры, сухой закон, Аль Капоне, кровавые разборки. Однако вспомните тот же самый фильм "Некоторые предпочитают погорячее" (он же "В джазе только девушки"), и вам сразу станет ясно, что ко всему ...
  • стиль: джаз, джаз
Новый Орлеан, конечно же, не был островом благополучия в весьма сильно сегрегированном американском обществе начала века. Но фактом остается то, что уже тогда музыканты-джазмены — и черные, и креолы, и белые, — если и не играли вместе, то уж во ...
  • стиль: джаз, джаз
Этап, охватываемый данным альбомом, принадлежит к числу наиболее интересных, важных для джаза и наименее известных по записям. В этом смысле значение работы, проделанной "Timeless Records" возрастает, в отношении периода времени, указанного на ...
  • стиль: джаз, джаз
вступление Сегодня мы начинаем презентацию целой серии исторических архивных джазовых записей. Голландская компания "Timeless Records" сделала просто роскошный подарок любителям традиционного джаза, выпустив около 50 компакт-дисков с музыкой, ...
  • стиль: джаз, джаз
Второй диск, посвященный истории рэгтайма и раннего джаза, обозначен 1916 - 1922 годами, но в целом на нем представлена музыка, звучавшая в Америке уже после 1918 г. Подавляющее большинство оркестров записаны в Нью-Йорке, за исключением двух — из ...
© 2012-2025 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com