nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Калифорнийские бродяги из Нью-Йорка (История джаза от Timeless)

Калифорнийские бродяги из Нью-Йорка (История джаза от Timeless)  В первые годы после того, как "Original Dixieland Jass Band" выпустил свою историческую серию пластинок на фирме "Victor", популярную музыку записывали в основном малые составы из пяти-шести исполнителей, во многом подражавшие ODJB. Однако к середине 20-х из-за растущего спроса на джазовую танцевальную музыку другие нью-йоркские лейблы начали искать оркестры большего размера для исполнения последних хитов сезона.

Еще в 1921 году в студии компании "Vocalion" состоялись две записи бэнда из девяти музыкантов под названием "The California Ramblers". Все музыканты были белыми, название группе дали исключительно из соображений моды — немного экзотическое, отсылающее слушателя "на Западное побережье" и дающее иллюзию чего-то совершенно нового и необычного. (В то время в Нью-Йорке уже базировались такие сугубо местные группы с "далекими" названиями, как "Memphis Five", "Indiana Five", "Tennessee Tooters" и многие другие.) "Рэмблерсы", т.е. "Бродяги", не были гастрольным коллективом, работали в нескольких танцевальных залах гостиниц Нью-Йорка и на протяжении десяти лет записались практически на всех тогдашних лейблах, хотя примерно на половине их пластинок группа почему-то называлась "Golden Gate Orchestra".

Их состав не был постоянным, но через него прошли такие известнейшие музыканты, как кларнетист и тромбонист Томми и Джимми Дорси (Tommy & Jimmy Dorsey), трубачи Ред Николз (Red Nichols) и Билли Мур (Billie Moore), бас-саксофонист Адриан Роллини (Adrian Rollini), вокалист, аранжировщик Эд Киркби (Ed Kirkeby) и другие. С самого начала коллектив продюсировал и делал для него аранжировки Эд Киркби — агент фирмы "Columbia" и человек с огромными связями на нью-йоркской музыкальной сцене. Он сделал в общей сложности несколько сот аранжировок как для "Калифорнийских бродяг", так и для более мелких групп, основой которых были те же "The California Ramblers", — "The Little Ramblers", "The Goofus Five", "The Five Birmingham Babies", "The Vagabonds" и "The Varsity Eight". Он также устроил их на работу в отель "Pelham Inn" в Бронксе, который впоследствии даже переименовали в "Ramblers' Inn" — честь для джаз-бэнда почти неслыханная.

Бэнд практиковал несколько разный стиль при записи для разных компаний, давая тем возможность придерживаться своего фирменного саунда. В 1925 году был разработан метод электрической звукозаписи, и фирма "Columbia" стала ее пионером. "Рэмблерсы" сполна воспользовались преимуществами нового процесса: их записи второй половины 20-х отличаются такой глубиной, сочностью и разрешением, которая может впечатлить даже сейчас. Особенно если знать, что в студии был всего один микрофон и, разумеется, не производилось никаких пересведений, редактирования и т.п.

Все записи "Бродяг" были не просто коммерческой танцевальной музыкой — они ориентировались на настоящий джазовый "хот"-стиль. Музыканты довольно много импровизировали и в их композициях был настоящий свинг. Первый раз их запись на "Колумбии" состоялась 14 мая 1925 года, причем отсутствовавшего лидера-солиста Мура заменил Ред Николз (Red Nichols), который, будучи страшно занятым музыкантом, проработал с группой всего несколько месяцев (он прославился как лидер бэндов "Red Nichols And His Five Pennies", "Charleston Chasers", "The Louisiana Rhythm Kings"). Тем не менее эта первая пластинка очень хороша, причем благодаря не только Николзу, но и братьям Дорси, которые и позже, хотя не очень часто, появлялись в студии вместе с "Бродягами".

Этот бэнд интересен еще и сейчас во многом благодаря бас-саксофонисту Адриану Роллини и его "заместителю" на необычном инструменте Спенсеру Кларку (Spencer Clark). Роллини, в начале своей карьеры игравший на фортепиано и ксилофоне, стал первым джазменом, кто с успехом применил бас-саксофон вместо тубы или контрабаса в 1922 году в составе все тех же "The California Ramblers". Он не только придерживался простой басовой партии, но играл и брейки, и даже более длинные соло с кажущейся непринужденностью, и это придавало звучанию оркестра особую неповторимость. Практически все из отважившихся использовать тогда этот исключительно трудный технически инструмент потерпели неудачу. Великий (в будущем) тенор-саксофонист Коулмен Хокинс (Coleman Hawkins) пробовал играть на нем в оркестре Флетчера Хендерсона, но не смог соревноваться с Роллини: тот был попросту прирожденный бас-саксофонист, выдувающий достаточно сложные пассажи легко и изящно, так, что слушатель даже и не догадывался, что многие профессиональные духовики простого звука не могли извлечь из этого мастодонта.

В 1927 году Роллини уезжал на гастроли в Европу и порекомендовал на свое место девятнадцатилетнего Спенсера Кларка, который справился с задачей вполне успешно. Более того, Кларк впоследствии стал чуть ли не единственным джазменом, который остался верен бас-саксофону . В конце 20-х он уехал в Европу, где выступал как с различными американскими, так и местными бэндами. В 30-х он вернулся в Америку, но тут началась вторая мировая война и Кларк временно (на целых пятнадцать лет) отставил музыку в сторону и посвятил себя авиации. Однако в 1955-м он опять взял в руки бас-саксофон и с успехом, хотя и не таким громким, как тогда, в 20-е, выступал по разным джаз-клубам и фестивалям. Роллини же, вернувшись в США из Европы в самом конце 20-х, застал закат традиционного джаза, к свингу приспособить свой инструмент не смог, переключился на вибрафон, но с ним особого успеха не имел.

Слушая "The California Ramblers", можно, с одной стороны, отметить довольно слабый и наивный вокал, не всегда интересные и оригинальные мелодии, а с другой стороны, прекрасные аранжировки, интересных солистов (в том числе хорошего скрипача Эла Даффи (Al Duffy)) и необычный для бэндов того времени глубокий полновесный саунд. Впрочем, раз в их честь переименовали целый отель, можно представить, какое впечатление они производили на публику тогда. Это уже была музыка не только для танцев — многие пьесы представляют интерес и для "чистого" слушания. "The California Ramblers" стали одним из первых джазовых коллективов, которые получили известность благодаря не яркому репертуару, а собственному, неповторимому, узнаваемому саунду.

По материалам "Timeless Records" подготовил Евгений ДОЛГИХ


стиль
джаз
автор
Евгений ДОЛГИХ
страна
США
музыкальный стиль
традиционный джаз


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела история джаза

  • стиль: джаз, джаз
Сегодня, когда коррумпированность отечественного (читай, СНГ-шного) шоу-бизнеса стала притчей во языцех, а на телеэкранах и на газетных страницах во всеуслышание рассуждают о том, что "раскрутить" можно даже бревно, были бы деньги, кажутся ...
  • стиль: джаз, джаз
Нынче мало кто знает о джаз-бэндах, игравших и записывавшихся в двадцатые годы на юге США, в Техасе. Собственных студий звукозаписи в середине того десятилетия не было ни в Далласе, ни в Хьюстоне — главных городах штата, и все записи, представленные ...
  • стиль: джаз, джаз
Джаз в Америке зарождался в Новом Орлеане, пускал корни в Чикаго и Нью-Йорке, но пусть это никого не вводит в заблуждение и не настраивает на то, что в начале века эту музыку хорошо знали только в некоторых городах. Взять, к примеру, Калифорнию. ...
  • стиль: джаз, джаз
Нет, уважаемые читатели, вас, конечно же, ждет не репортаж из психиатрической больницы где-то в Средней Азии. Таким, несколько вольным, названием очередной обзор альбомов исторической серии "Timeless Records" обязан главным героям двух дисков, о ...
  • стиль: джаз, джаз
Очень многие бэнды 20-х лет остались в памяти потомков лишь благодаря звукозаписи. Не все они активно гастролировали, оставаясь в тени более известных и удачливых коллег, о них мало писали и впоследствии почти не вспоминали. Однако сегодня, ...
  • стиль: джаз, джаз
Когда квинтет, первоначально появившийся на широкой публике в 1916 году под названием "Original Dixieland Jass Band" (слово "jazz" стало общеупотребительным только к 1918 году), начинал свою карьеру, никто не подозревал, что вместе с ним (но и не им ...
  • стиль: джаз, джаз
Итак, Бикс Бейдербек и "Wolverines". Поначалу просто компания молодых людей, собиравшихся вместе помузицировать и как-то незаметно, медленно, но верно превратившихся в настоящий бэнд. Пожалуй, впервые это случилось в 1923 году в клубе "Stockton" на ...
  • стиль: джаз, джаз
Итак, 1925 — 1931... Во вторую половину двадцатых годов Соединенные Штаты вступали во власти лучезарных надежд на дальнейшее процветание, начавшееся после I мировой войны. Страна богатела. Экономика успешно развивалась, и тем большим ударом стал ...
  • стиль: джаз, джаз
При словах "Чикаго, 20-е годы" нам сразу мерещатся гангстеры, сухой закон, Аль Капоне, кровавые разборки. Однако вспомните тот же самый фильм "Некоторые предпочитают погорячее" (он же "В джазе только девушки"), и вам сразу станет ясно, что ко всему ...
  • стиль: джаз, джаз
Новый Орлеан, конечно же, не был островом благополучия в весьма сильно сегрегированном американском обществе начала века. Но фактом остается то, что уже тогда музыканты-джазмены — и черные, и креолы, и белые, — если и не играли вместе, то уж во ...
  • стиль: джаз, джаз
Этап, охватываемый данным альбомом, принадлежит к числу наиболее интересных, важных для джаза и наименее известных по записям. В этом смысле значение работы, проделанной "Timeless Records" возрастает, в отношении периода времени, указанного на ...
  • стиль: джаз, джаз
вступление Сегодня мы начинаем презентацию целой серии исторических архивных джазовых записей. Голландская компания "Timeless Records" сделала просто роскошный подарок любителям традиционного джаза, выпустив около 50 компакт-дисков с музыкой, ...
© 2012-2024 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com