nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Калифорнийские бродяги из Нью-Йорка (История джаза от Timeless)

Калифорнийские бродяги из Нью-Йорка (История джаза от Timeless)  В первые годы после того, как "Original Dixieland Jass Band" выпустил свою историческую серию пластинок на фирме "Victor", популярную музыку записывали в основном малые составы из пяти-шести исполнителей, во многом подражавшие ODJB. Однако к середине 20-х из-за растущего спроса на джазовую танцевальную музыку другие нью-йоркские лейблы начали искать оркестры большего размера для исполнения последних хитов сезона.

Еще в 1921 году в студии компании "Vocalion" состоялись две записи бэнда из девяти музыкантов под названием "The California Ramblers". Все музыканты были белыми, название группе дали исключительно из соображений моды — немного экзотическое, отсылающее слушателя "на Западное побережье" и дающее иллюзию чего-то совершенно нового и необычного. (В то время в Нью-Йорке уже базировались такие сугубо местные группы с "далекими" названиями, как "Memphis Five", "Indiana Five", "Tennessee Tooters" и многие другие.) "Рэмблерсы", т.е. "Бродяги", не были гастрольным коллективом, работали в нескольких танцевальных залах гостиниц Нью-Йорка и на протяжении десяти лет записались практически на всех тогдашних лейблах, хотя примерно на половине их пластинок группа почему-то называлась "Golden Gate Orchestra".

Их состав не был постоянным, но через него прошли такие известнейшие музыканты, как кларнетист и тромбонист Томми и Джимми Дорси (Tommy & Jimmy Dorsey), трубачи Ред Николз (Red Nichols) и Билли Мур (Billie Moore), бас-саксофонист Адриан Роллини (Adrian Rollini), вокалист, аранжировщик Эд Киркби (Ed Kirkeby) и другие. С самого начала коллектив продюсировал и делал для него аранжировки Эд Киркби — агент фирмы "Columbia" и человек с огромными связями на нью-йоркской музыкальной сцене. Он сделал в общей сложности несколько сот аранжировок как для "Калифорнийских бродяг", так и для более мелких групп, основой которых были те же "The California Ramblers", — "The Little Ramblers", "The Goofus Five", "The Five Birmingham Babies", "The Vagabonds" и "The Varsity Eight". Он также устроил их на работу в отель "Pelham Inn" в Бронксе, который впоследствии даже переименовали в "Ramblers' Inn" — честь для джаз-бэнда почти неслыханная.

Бэнд практиковал несколько разный стиль при записи для разных компаний, давая тем возможность придерживаться своего фирменного саунда. В 1925 году был разработан метод электрической звукозаписи, и фирма "Columbia" стала ее пионером. "Рэмблерсы" сполна воспользовались преимуществами нового процесса: их записи второй половины 20-х отличаются такой глубиной, сочностью и разрешением, которая может впечатлить даже сейчас. Особенно если знать, что в студии был всего один микрофон и, разумеется, не производилось никаких пересведений, редактирования и т.п.

Все записи "Бродяг" были не просто коммерческой танцевальной музыкой — они ориентировались на настоящий джазовый "хот"-стиль. Музыканты довольно много импровизировали и в их композициях был настоящий свинг. Первый раз их запись на "Колумбии" состоялась 14 мая 1925 года, причем отсутствовавшего лидера-солиста Мура заменил Ред Николз (Red Nichols), который, будучи страшно занятым музыкантом, проработал с группой всего несколько месяцев (он прославился как лидер бэндов "Red Nichols And His Five Pennies", "Charleston Chasers", "The Louisiana Rhythm Kings"). Тем не менее эта первая пластинка очень хороша, причем благодаря не только Николзу, но и братьям Дорси, которые и позже, хотя не очень часто, появлялись в студии вместе с "Бродягами".

Этот бэнд интересен еще и сейчас во многом благодаря бас-саксофонисту Адриану Роллини и его "заместителю" на необычном инструменте Спенсеру Кларку (Spencer Clark). Роллини, в начале своей карьеры игравший на фортепиано и ксилофоне, стал первым джазменом, кто с успехом применил бас-саксофон вместо тубы или контрабаса в 1922 году в составе все тех же "The California Ramblers". Он не только придерживался простой басовой партии, но играл и брейки, и даже более длинные соло с кажущейся непринужденностью, и это придавало звучанию оркестра особую неповторимость. Практически все из отважившихся использовать тогда этот исключительно трудный технически инструмент потерпели неудачу. Великий (в будущем) тенор-саксофонист Коулмен Хокинс (Coleman Hawkins) пробовал играть на нем в оркестре Флетчера Хендерсона, но не смог соревноваться с Роллини: тот был попросту прирожденный бас-саксофонист, выдувающий достаточно сложные пассажи легко и изящно, так, что слушатель даже и не догадывался, что многие профессиональные духовики простого звука не могли извлечь из этого мастодонта.

В 1927 году Роллини уезжал на гастроли в Европу и порекомендовал на свое место девятнадцатилетнего Спенсера Кларка, который справился с задачей вполне успешно. Более того, Кларк впоследствии стал чуть ли не единственным джазменом, который остался верен бас-саксофону . В конце 20-х он уехал в Европу, где выступал как с различными американскими, так и местными бэндами. В 30-х он вернулся в Америку, но тут началась вторая мировая война и Кларк временно (на целых пятнадцать лет) отставил музыку в сторону и посвятил себя авиации. Однако в 1955-м он опять взял в руки бас-саксофон и с успехом, хотя и не таким громким, как тогда, в 20-е, выступал по разным джаз-клубам и фестивалям. Роллини же, вернувшись в США из Европы в самом конце 20-х, застал закат традиционного джаза, к свингу приспособить свой инструмент не смог, переключился на вибрафон, но с ним особого успеха не имел.

Слушая "The California Ramblers", можно, с одной стороны, отметить довольно слабый и наивный вокал, не всегда интересные и оригинальные мелодии, а с другой стороны, прекрасные аранжировки, интересных солистов (в том числе хорошего скрипача Эла Даффи (Al Duffy)) и необычный для бэндов того времени глубокий полновесный саунд. Впрочем, раз в их честь переименовали целый отель, можно представить, какое впечатление они производили на публику тогда. Это уже была музыка не только для танцев — многие пьесы представляют интерес и для "чистого" слушания. "The California Ramblers" стали одним из первых джазовых коллективов, которые получили известность благодаря не яркому репертуару, а собственному, неповторимому, узнаваемому саунду.

По материалам "Timeless Records" подготовил Евгений ДОЛГИХ


стиль
джаз
автор
Евгений ДОЛГИХ
страна
США
музыкальный стиль
традиционный джаз


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела история джаза

  • стиль: джаз, джаз
Вряд ли вы припомните, уважаемый читатель, такую коллизию в истории любой из стран мира, когда время породило бы целую плеяду блестящих царедворцев, дипломатов, деятелей науки и искусства, полководцев, чьи имена до сих пор у всех на устах, и при ...
  • стиль: джаз, джаз
Неизвестный с трубой... Точнее, с корнетом. Сколько их в истории джаза - с трубами и кларнетами, контрабасами и тромбонами, гитарами и так далее! Музыкальные археологи могут, к сожалению, далеко не все. В середине 70-х еще были живы люди, работавшие ...
  • стиль: джаз, джаз
Все 20-е и самое начало 30-х лет средний покупатель джазовых танцевальных пластинок мало интересовался именами музыкантов или названиями ансамблей - его больше интересовали сами композиции. Все последние хиты моментально тиражировались разными ...
  • стиль: джаз, джаз
Уже вроде бы и неудобно еще раз констатировать, что историческая серия "Timeless" является уникальным собранием редкостей. Но даже внутри этой коллекции записи, включенные в данный альбом, необходимо выделить особо. Если для многих история джаза на ...
  • стиль: джаз, джаз
Больше чем через полстолетия после своей смерти в 1941 году, Джелли Ролл Мортон остается не только исполнителем, притягивающим интерес всех, кто интересуется джазовой классикой, но и одним из первых значительных джазовых композиторов. Его музыку ...
  • стиль: джаз, джаз
Нельзя сказать, что имя Адриана Роллини (Adrian Rollini) начисто забыто джазовыми историками. Книги, рассказывающие о традиционном джазе, не обходятся без его упоминания. Но, как правило, звучит это имя в длинном ряду, перечисляющем "и других"; его ...
  • стиль: джаз, джаз
Уже самая первая пластинка Армстронга, записанная компанией "OKeh" в 1925 г., стала сенсацией. До того он был, что говорится, широко известным в узких кругах - музыкантов и завсегдатаев танцхоллов и ночных клубов, где играли и "King Oliver Jazz ...
  • стиль: джаз, джаз
Эти два экспоната из джазовой галереи фирмы "Timeless" просто невозможно отделить один от другого. По временным рамкам и по месту действия они великолепно дополняют друг друга, выстраивая впечатляющую панораму чикагского джаза 20–х годов. ...
  • стиль: джаз, джаз
Господа джазфэны, вспомните все, что вы когда–либо читали о зарождении джаза и его самых первых шагах. Разумеется, львиная доля всех описываемых событий происходила в Новом Орлеане. Что касается места, то тут никаких сенсаций вроде бы не ...
  • стиль: джаз, джаз
В конце 1922 года двадцатипятилетний музыкант по имени Сидней Беше возвращался из Европы домой в Штаты. Возвращался не по своей воле. Он был выслан из Великобритании как нежелательный иностранец в связи с обвинением в нападении на женщину. Возможно, ...
  • стиль: джаз, джаз
Этот альбом занимает довольно своеобразную позицию в коллекционной серии фирмы "Timeless". Судя по названию, он заявлен как портретный сборник записей известного в традиционном джазе банджоиста, гитариста и лидера Эдди (Элберта Эдвина ) Кондона ...
  • стиль: джаз, джаз
Луи Армстронг середины двадцатых — фигура столь же противоречивая, сколь и значительная для истории джаза. Его почитатели как в прошлом, так и в настоящем единодушно отмечают, что с оркестрами, где он играл, Сэчмо не всегда везло. Взять, например, ...
© 2012-2024 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com