Комбо в эпоху биг-бэндов (История джаза от Timeless)
10.09.2001
При всех громадных достоинствах исторической серии "Timeless", которые просто невозможно переоценить, логику составителей серии порой трудно уловить. Допустим, они изначально решили отказаться от "портретных" дисков самых известных корифеев джаза - Эллингтона, Гудмэна, Миллера (при этом один из CD все же посвящен Армстронгу времен работы с Хендерсоном), это еще можно понять, все же их издавали много и часто. Но и в длинном списке менее "заигранных" имен в одних случаях зияют плохо объяснимые лакуны, а в других музыканты представлены более, чем подробно.
Уильяму "Реду" Маккензи (William "Red" McKenzie) в этом смысле повезло. Впервые с именем этого выходца из Сент-Луиса, талантливого самоучки, певца и инструменталиста, достигшего подлинной виртуозности, используя лишь гребешок и полоску папиросной бумаги (!), мы встретились в альбоме, посвященном Эдди Кондону (см. № 11-12/98). Там мы застали Кондона и Маккензи в конце 20-х, переехавших в Нью-Йорк из Чикаго и записывавшихся вместе в ансамбле "Mound City Blue Blowers". Диск, рассказывавший о Чикаго второй половины 20-х (см. № 2-3/99), вновь свел нас с Маккензи, но уже на более раннем этапе, когда он был одной из главных фигур в местном джазе. Наконец, "персональный" альбом Реда Маккензи (см. №12/99) представлял его записи 1935 - 1937 годов.
Нынешний диск охватывает практически тот же период и центральной фигурой этих записей остается все тот же Маккензи. Если вы постоянно читаете материалы нашего цикла "История джаза от "Timeless", то уже обратили внимание, что названия ансамблей в 20-е и, в меньшей степени, в 30-е годы были собственностью скорее фирм грамзаписи, чем музыкантов. "Mound City Blue Blowers" - случай нетипичный. Назвав так свое первое трио еще в родном Сент-Луисе в далеком 1924 году, Ред Маккензи "застолбил" его на всю жизнь и в течение всей своей карьеры неоднократно, в разных городах и разных студиях, с разными музыкантами играл и записывался под названием "Mound City Blue Blowers".
Записи, представленные на данном альбоме, - это материалы шести сессий, состоявшихся с мая 1935 года по февраль 1936 года. Все 25 треков были в свое время изданы в виде грампластинок на 78 оборотов. На этих сессиях работали первоклассные музыканты, собранные Редом Маккензи специально для участия в записях. Состав этих комбо варьируется от квинтета до октета, но имена музыкантов в разных сессиях повторяются часто - эти люди уже привыкли играть вместе, причем играть именно джаз и это у них отменно получается.
В разгар эры биг-бэндов джазовые интонации и джазовое чувство подчас острее проявлялись в игре именно таких небольших составов, чем в игре оркестров, которые стремились максимально приспособить популярный репертуар к вкусам публики. Комбо могли себе позволить больше творческой свободы. Зачастую такие коллективы возникали внутри больших оркестров специально для того, чтобы играть более "экспериментальную", как мы сказали бы сегодня, музыку, исполнять подчас те же шлягеры, что и большой состав, но позволять себе более острые аранжировки, больше импровизировать соло и так далее. Таковы были, к примеру, "Bob Cats" в бэнде Боба Кросби или "Clambake Seven" у Томми Дорси.
Что же до самого Реда Маккензи, то он сам предпочитал именно малые составы. Его знаменитый гребешок разумеется не мог конкурировать с мощным звучанием оркестровых секций, а в качестве вокалиста он в тридцатые годы испытывал серьезную конкуренцию. Поэтому и появлялись время от времени записи под флагом "Mound City Blue Blowers", которые сравнительно неплохо расходились, так как и в эру биг-бэндов у более камерного джаза оставались его поклонники.
В первых трех сессиях записи украшает техничный тенор-саксофонист и кларнетист с красивой фразировкой, выходец из Нового Орлеана Эдди Миллер (Eddie Miller). Основу же ансамбля составляют музыканты, работавшие на постоянной основе у Боба Кросби - гитарист Нэппи Ламар (Nappy Lamare), барабанщик Рэй Будук (Ray Bauduc), басист Боб Хаггарт (Bob Haggart). В ряде треков место вокалиста Маккензи уступает Ламару, что дает возможность сравнения и позволяет убедиться, что самоучка, бывший жокей из Сент-Луиса, пел действительно здорово и получше многих. В первой и последней сессии участвовал отменный и незаслуженно отодвинутый джазовыми историками в тень тромбонист Эл Филберн (Al Philburn), ранее игравший в "California Ramblers".
Очень везло этим составам "Mound City Blue Blowers" с трубачами. В первых трех сессиях участвовал еще один представитель оркестра Боба Кросби, талантливый Джанк Лоусон (Jank Lawson), а затем один из лучших трубачей традиционного джаза, яркий музыкант с фантастическим высоким регистром, Банни Берриган (Bunny Berigan). Берриган, как и Маккензи, предпочитал небольшие составы, хотя много работал и в оркестрах и представленные записи могут дать хорошее представление о его мастерстве.
Стандартов музыканты играли за эти шесть сессий немного, преимущественно звучали проходные шлягеры тех лет, но две записи, чисто инструментальные, я бы отнес к великолепным образцам свингового джаза. Это известные пьесы "High Society" и "Muskrat Ramble", где Миллер и Лоусон играют так горячо, красиво и остро, что их хочется слушать снова, и снова, и снова...
...Как, впрочем, и весь альбом, который заканчивается довольно символически. В последнем треке "I'm Gonna Clap My Hands" Маккензи проявляет еще один свой необычный талант: художественный свист. Высвистывая соло, он прощается с нами и уходит в джазовую историю. Через несколько лет, в 1942 году, не станет Банни Берригана, которому будет лишь 31 год, ненадолго переживет его и сам Ред Маккензи, незаурядный и разносторонне одаренный музыкант. Альбом "Timeless" поможет нам сохранить память о них...
Очередное издание в серии «Timeless Historical Presents». Это не история чикагского джаза уже хотя бы потому, что здесь собраны записи исключительно «белых» составов. Этот диск посвящен в большей степени трем музыкантам, ...
Диск для тех, кто интересуется старым джазом и с удовольствием читал наши материалы под рубрикой «История джаза от Timeless». В рамках этих очерков у нас уже появлялся большой материал про оригинального изобретателя музыкальных ...
Голландский лэйбл продолжает выпуск дисков своей исторической серии, и, по мере поступления, мы будем вас с ними знакомить. Как в театре, после спектакля на сцену выходят и раскланиваются перед зрителями все участники, так и в данном ...
Издание в серии своеобразных "Исторических хроник" альбома достаточно популярного в 20-30-е годы бэнд-лидера, артиста варьете и кларнетиста Тэда Льюиса представляет его творческое наследие, записанное вместе с известными артистами того времени, ...
Рассказывая об этом "экспонате" из коллекции исторических джазовых записей, изданной голландской компанией "Timeless", над названием материала долго мучаться не пришлось — сам альбом назван достаточно красноречиво и броско: "Джаз идет в кино". ...
Очередной альбом исторической серии "Timeless" представляет совершенно неизвестную у нас и надолго забытую у себя на родине американскую певицу. Певицу неплохую, но не выдающуюся. Нельзя сказать, что бы ее творчество оставило заметный след в истории ...
У Этель Уотерс несколько странная судьба в джазе. Сегодня ее имя, безусловно, фигурирует в истории жанра, но оно явно не освещено ярким светом, а находится несколько в полумраке. Почему? Ведь при жизни эта певица была весьма и весьма популярна. ...
"Девочки тридцатых" — именно так, несколько фамильярно, назвали составители серии записей по истории джаза голландской фирмы "Timeless" альбом, посвященный вокалисткам тридцатых годов. Женский вокал в джазе впервые заставил говорить о себе ...
Даже в наши дни в разных точках мирового океана время от времени обнаруживают корабли-призраки, по неведомым причинам брошенные командой и ставшие игрушкой ветра и волн. Ничто так не будит воображение, как эти "летучие голландцы". Но и в джазовой ...
Хэрри Лиллис Кросби, известный всему миру как Бинг Кросби (1904 - 1977), является одной из величайших фигур в истории американской популярной музыки. Наряду с Синатрой и Армстронгом он входит в большую тройку вокалистов, царивших на американской ...
Многие музыканты и джазфэны старшего поколения сейчас испытывают нечто вроде ностальгии по старым добрым временам, когда джаз был, с одной стороны, вполне определенным жанром, а с другой стороны, имел больше пространства для внутрижанрового ...
Пианист, композитор и аранжировщик Алекс Хилл был достаточно заметной фигурой на джазовой сцене в конце двадцатых — начале тридцатых годов. Заметной — но не более, да и то в основном лишь в профессиональных кругах. Некоторым уже тогда ...