nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Комбо в эпоху биг-бэндов (История джаза от Timeless)

Комбо в эпоху биг-бэндов (История джаза от Timeless)  При всех громадных достоинствах исторической серии "Timeless", которые просто невозможно переоценить, логику составителей серии порой трудно уловить. Допустим, они изначально решили отказаться от "портретных" дисков самых известных корифеев джаза - Эллингтона, Гудмэна, Миллера (при этом один из CD все же посвящен Армстронгу времен работы с Хендерсоном), это еще можно понять, все же их издавали много и часто. Но и в длинном списке менее "заигранных" имен в одних случаях зияют плохо объяснимые лакуны, а в других музыканты представлены более, чем подробно.

Уильяму "Реду" Маккензи (William "Red" McKenzie) в этом смысле повезло. Впервые с именем этого выходца из Сент-Луиса, талантливого самоучки, певца и инструменталиста, достигшего подлинной виртуозности, используя лишь гребешок и полоску папиросной бумаги (!), мы встретились в альбоме, посвященном Эдди Кондону (см. № 11-12/98). Там мы застали Кондона и Маккензи в конце 20-х, переехавших в Нью-Йорк из Чикаго и записывавшихся вместе в ансамбле "Mound City Blue Blowers". Диск, рассказывавший о Чикаго второй половины 20-х (см. № 2-3/99), вновь свел нас с Маккензи, но уже на более раннем этапе, когда он был одной из главных фигур в местном джазе. Наконец, "персональный" альбом Реда Маккензи (см. №12/99) представлял его записи 1935 - 1937 годов.

Нынешний диск охватывает практически тот же период и центральной фигурой этих записей остается все тот же Маккензи. Если вы постоянно читаете материалы нашего цикла "История джаза от "Timeless", то уже обратили внимание, что названия ансамблей в 20-е и, в меньшей степени, в 30-е годы были собственностью скорее фирм грамзаписи, чем музыкантов. "Mound City Blue Blowers" - случай нетипичный. Назвав так свое первое трио еще в родном Сент-Луисе в далеком 1924 году, Ред Маккензи "застолбил" его на всю жизнь и в течение всей своей карьеры неоднократно, в разных городах и разных студиях, с разными музыкантами играл и записывался под названием "Mound City Blue Blowers".

Записи, представленные на данном альбоме, - это материалы шести сессий, состоявшихся с мая 1935 года по февраль 1936 года. Все 25 треков были в свое время изданы в виде грампластинок на 78 оборотов. На этих сессиях работали первоклассные музыканты, собранные Редом Маккензи специально для участия в записях. Состав этих комбо варьируется от квинтета до октета, но имена музыкантов в разных сессиях повторяются часто - эти люди уже привыкли играть вместе, причем играть именно джаз и это у них отменно получается.

В разгар эры биг-бэндов джазовые интонации и джазовое чувство подчас острее проявлялись в игре именно таких небольших составов, чем в игре оркестров, которые стремились максимально приспособить популярный репертуар к вкусам публики. Комбо могли себе позволить больше творческой свободы. Зачастую такие коллективы возникали внутри больших оркестров специально для того, чтобы играть более "экспериментальную", как мы сказали бы сегодня, музыку, исполнять подчас те же шлягеры, что и большой состав, но позволять себе более острые аранжировки, больше импровизировать соло и так далее. Таковы были, к примеру, "Bob Cats" в бэнде Боба Кросби или "Clambake Seven" у Томми Дорси.

Что же до самого Реда Маккензи, то он сам предпочитал именно малые составы. Его знаменитый гребешок разумеется не мог конкурировать с мощным звучанием оркестровых секций, а в качестве вокалиста он в тридцатые годы испытывал серьезную конкуренцию. Поэтому и появлялись время от времени записи под флагом "Mound City Blue Blowers", которые сравнительно неплохо расходились, так как и в эру биг-бэндов у более камерного джаза оставались его поклонники.

В первых трех сессиях записи украшает техничный тенор-саксофонист и кларнетист с красивой фразировкой, выходец из Нового Орлеана Эдди Миллер (Eddie Miller). Основу же ансамбля составляют музыканты, работавшие на постоянной основе у Боба Кросби - гитарист Нэппи Ламар (Nappy Lamare), барабанщик Рэй Будук (Ray Bauduc), басист Боб Хаггарт (Bob Haggart). В ряде треков место вокалиста Маккензи уступает Ламару, что дает возможность сравнения и позволяет убедиться, что самоучка, бывший жокей из Сент-Луиса, пел действительно здорово и получше многих. В первой и последней сессии участвовал отменный и незаслуженно отодвинутый джазовыми историками в тень тромбонист Эл Филберн (Al Philburn), ранее игравший в "California Ramblers".

Очень везло этим составам "Mound City Blue Blowers" с трубачами. В первых трех сессиях участвовал еще один представитель оркестра Боба Кросби, талантливый Джанк Лоусон (Jank Lawson), а затем один из лучших трубачей традиционного джаза, яркий музыкант с фантастическим высоким регистром, Банни Берриган (Bunny Berigan). Берриган, как и Маккензи, предпочитал небольшие составы, хотя много работал и в оркестрах и представленные записи могут дать хорошее представление о его мастерстве.

Стандартов музыканты играли за эти шесть сессий немного, преимущественно звучали проходные шлягеры тех лет, но две записи, чисто инструментальные, я бы отнес к великолепным образцам свингового джаза. Это известные пьесы "High Society" и "Muskrat Ramble", где Миллер и Лоусон играют так горячо, красиво и остро, что их хочется слушать снова, и снова, и снова...

...Как, впрочем, и весь альбом, который заканчивается довольно символически. В последнем треке "I'm Gonna Clap My Hands" Маккензи проявляет еще один свой необычный талант: художественный свист. Высвистывая соло, он прощается с нами и уходит в джазовую историю. Через несколько лет, в 1942 году, не станет Банни Берригана, которому будет лишь 31 год, ненадолго переживет его и сам Ред Маккензи, незаурядный и разносторонне одаренный музыкант. Альбом "Timeless" поможет нам сохранить память о них...

подготовил Леонид АУСКЕРН


стиль
джаз
автор
Леонид АУСКЕРН
страна
США
музыкальный стиль
свинг


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела история джаза

  • стиль: джаз, джаз
Уже вроде бы и неудобно еще раз констатировать, что историческая серия "Timeless" является уникальным собранием редкостей. Но даже внутри этой коллекции записи, включенные в данный альбом, необходимо выделить особо. Если для многих история джаза на ...
  • стиль: джаз, джаз
Больше чем через полстолетия после своей смерти в 1941 году, Джелли Ролл Мортон остается не только исполнителем, притягивающим интерес всех, кто интересуется джазовой классикой, но и одним из первых значительных джазовых композиторов. Его музыку ...
  • стиль: джаз, джаз
Нельзя сказать, что имя Адриана Роллини (Adrian Rollini) начисто забыто джазовыми историками. Книги, рассказывающие о традиционном джазе, не обходятся без его упоминания. Но, как правило, звучит это имя в длинном ряду, перечисляющем "и других"; его ...
  • стиль: джаз, джаз
Уже самая первая пластинка Армстронга, записанная компанией "OKeh" в 1925 г., стала сенсацией. До того он был, что говорится, широко известным в узких кругах - музыкантов и завсегдатаев танцхоллов и ночных клубов, где играли и "King Oliver Jazz ...
  • стиль: джаз, джаз
Эти два экспоната из джазовой галереи фирмы "Timeless" просто невозможно отделить один от другого. По временным рамкам и по месту действия они великолепно дополняют друг друга, выстраивая впечатляющую панораму чикагского джаза 20–х годов. ...
  • стиль: джаз, джаз
Господа джазфэны, вспомните все, что вы когда–либо читали о зарождении джаза и его самых первых шагах. Разумеется, львиная доля всех описываемых событий происходила в Новом Орлеане. Что касается места, то тут никаких сенсаций вроде бы не ...
  • стиль: джаз, джаз
В конце 1922 года двадцатипятилетний музыкант по имени Сидней Беше возвращался из Европы домой в Штаты. Возвращался не по своей воле. Он был выслан из Великобритании как нежелательный иностранец в связи с обвинением в нападении на женщину. Возможно, ...
  • стиль: джаз, джаз
Этот альбом занимает довольно своеобразную позицию в коллекционной серии фирмы "Timeless". Судя по названию, он заявлен как портретный сборник записей известного в традиционном джазе банджоиста, гитариста и лидера Эдди (Элберта Эдвина ) Кондона ...
  • стиль: джаз, джаз
Луи Армстронг середины двадцатых — фигура столь же противоречивая, сколь и значительная для истории джаза. Его почитатели как в прошлом, так и в настоящем единодушно отмечают, что с оркестрами, где он играл, Сэчмо не всегда везло. Взять, например, ...
  • стиль: джаз, джаз
"Джаз родился в Новом Орлеане", — утверждал и доказывал Джелли Ролл Мортон в серии своих знаменитых интервью Алану Ломаксу (Alan Lomax), записанных для библиотеки Конгресса в 1938 году. Оспаривать это высказывание мы не собираемся, можно только ...
  • стиль: джаз, джаз
Сент-Луис, крупнейший город штата Миссури, расположенный в среднем течении главной реки Америки — Миссисипи, в начале века слыл столицей рэгтайма. С этим городом связаны творческие судьбы таких выдающихся мастеров, как Скотт Джоплин (Scott ...
  • стиль: джаз, джаз
Сегодня, когда коррумпированность отечественного (читай, СНГ-шного) шоу-бизнеса стала притчей во языцех, а на телеэкранах и на газетных страницах во всеуслышание рассуждают о том, что "раскрутить" можно даже бревно, были бы деньги, кажутся ...
© 2012-2024 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com