Портрет неизвестного с трубой (История джаза от Timeless)
28.05.1999
Неизвестный с трубой... Точнее, с корнетом. Сколько их в истории джаза - с трубами и кларнетами, контрабасами и тромбонами, гитарами и так далее! Музыкальные археологи могут, к сожалению, далеко не все. В середине 70-х еще были живы люди, работавшие в 20-х годах с героем нашего повествования. Однако никто из них не смог вспомнить ничего, кроме слившихся воедино имени и прозвища этого человека - Биг Чарли Томас.
Трубач Биг Чарли Томас активно работал на нью-йоркской джазовой сцене в середине 20-х годов. Кто он, откуда родом, как попал в Нью-Йорк, почему исчез из поля зрения исследователей джаза в дальнейшем, бросил ли занятия музыкой или продолжал играть где-нибудь в глубинке, не оставив материальных следов в виде записей, где и когда завершил свой жизненный путь - на все эти вопросы нет ответа.
Есть только факты. А факты свидетельствуют, что с ноября 1925 года по январь 1927 года, в течение пятнадцати месяцев Биг Чарли Томас участвовал в записи двадцати девяти джазовых композиций. Двадцать пять из них помещены на "таймлессовском" компакте. Таким образом, любознательный поклонник джазовой традиции может познакомиться практически со всем сохранившимся творческим наследием Большого Чарли.
А знакомство это наверняка окажется приятным. Дело в том, что умел Томас действительно много. Уровень технического мастерства, динамизм, сочная атака настолько эффектны, что заставляют вспомнить самые громкие имена его современников. Большой Чарли явно стремился подражать Армстронгу, и получалось это у него чертовски здорово.
Самые первые записи он сделал в коллективе, уже знакомом нам по предыдущим материалам исторической серии "Timeless". Здесь нам снова придется вспомнить в меру талантливого и безмерно удачливого новоорлеанского пианиста Кларенса Уильямса (Clarence Williams), сыгравшего столь значительную роль в творческой судьбе молодого Сиднея Беше. В ноябре и декабре 1925 года ансамбль Уильямса с Бастером Бейли (Buster Bailey) на кларнете и саксофоне записывает три композиции, сопровождая певицу Сару Мартин (Sara Martin), и две, где вокальную партию исполняет супруга Уильямса Ева Тейлор (Eva Taylor). На корнете здесь везде играет Биг Чарли Томас. Ярких соло здесь нет, музыканты добросовестно аккомпанируют вокалисткам, но заметно, что Томас выглядит вполне достойно на фоне того же Бейли или тромбониста Джимми Харрисона (Jimmy Harrison).
Еще более эффектно мастерство Большого Чарли в трех пьесах, записанных в августе 1926 года с составом "Thomas Morris And His Seven Hot Babies". И в "Georgia Grind", и в "Ham Gravy" мы слышим двух корнетистов: лидера ансамбля Томаса Морриса и героя нашего рассказа. Контраст между соло обоих этих музыкантов особенно разителен. Биг Чарли играет с сильным, чистым звуком, когда он применяет вибрато, то звук действительно вибрирует, а не невразумительно дрожит, как у Морриса. Возможно, именно в силу столь невыгодного для лидера сравнения больше Биг Чарли с этим составом и не записывался.
Следующая запись Биг Чарли Томаса, пьеса "Look Out, Mr. Jazz", исполненная составом "Okeh Melody Stars", вновь возвращает к грустным размышлениям о безжалостной силе времени. Слушая Томаса, мы хотя бы знаем, что на корнете играет именно он. В "Okeh Melody Stars", помимо Томаса, известно лишь имя вокалиста - Кларенс Тодд. Исполнители на остальных инструментах, а их было по крайней мере пять человек, так навсегда и остались безымянными музыкантами...
Осенью 1926 года Биг Чарли продолжает записываться в составах, аккомпанирующих вокалисткам Бесси Браун, Розе Хендерсон, затем следуют несколько инструментальных пьес с ансамблем "Dixie Washboard Band". Загадочной представляется еще одна деталь: на дворе середина двадцатых, большинство коллег Томаса по инструменту давно отказались от корнета в пользу трубы. Такой выбор произвел и самый крупный мастер - Луис Армстронг. Однако Большой Чарли во всех своих записях так и остался верен корнету. Почему? Этого мы тоже никогда не узнаем.
И вот в январе 1927 года в одной из нью-йоркских студий собираются Джо Симс (Joe Sims), Кларенс Уильямс, Большой Чарли и один из крупнейших джазовых пианистов того времени Фэтс Уоллер (Fats Waller). Они записывают две очень изящные и безукоризненно исполненные композиции: "What Do You Know About That?" и "Shut Your Mouth". Чарли хорош как всегда, но... Эти записи оказались для него последними. Музыкант по имени Биг Чарли Томас исчезает из джазовой истории. Исчезает настолько прочно, что только семьдесят лет спустя исследователям из "Timeless" с помощью коллекционных дисков Криса Барбера удалось воскресить это имя. Хотя бы имя...
Диск для тех, кто интересуется старым джазом и с удовольствием читал наши материалы под рубрикой «История джаза от Timeless». В рамках этих очерков у нас уже появлялся большой материал про оригинального изобретателя музыкальных ...
Голландский лэйбл продолжает выпуск дисков своей исторической серии, и, по мере поступления, мы будем вас с ними знакомить. Как в театре, после спектакля на сцену выходят и раскланиваются перед зрителями все участники, так и в данном ...
Издание в серии своеобразных "Исторических хроник" альбома достаточно популярного в 20-30-е годы бэнд-лидера, артиста варьете и кларнетиста Тэда Льюиса представляет его творческое наследие, записанное вместе с известными артистами того времени, ...
Рассказывая об этом "экспонате" из коллекции исторических джазовых записей, изданной голландской компанией "Timeless", над названием материала долго мучаться не пришлось — сам альбом назван достаточно красноречиво и броско: "Джаз идет в кино". ...
При всех громадных достоинствах исторической серии "Timeless", которые просто невозможно переоценить, логику составителей серии порой трудно уловить. Допустим, они изначально решили отказаться от "портретных" дисков самых известных корифеев джаза - ...
Очередной альбом исторической серии "Timeless" представляет совершенно неизвестную у нас и надолго забытую у себя на родине американскую певицу. Певицу неплохую, но не выдающуюся. Нельзя сказать, что бы ее творчество оставило заметный след в истории ...
У Этель Уотерс несколько странная судьба в джазе. Сегодня ее имя, безусловно, фигурирует в истории жанра, но оно явно не освещено ярким светом, а находится несколько в полумраке. Почему? Ведь при жизни эта певица была весьма и весьма популярна. ...
"Девочки тридцатых" — именно так, несколько фамильярно, назвали составители серии записей по истории джаза голландской фирмы "Timeless" альбом, посвященный вокалисткам тридцатых годов. Женский вокал в джазе впервые заставил говорить о себе ...
Даже в наши дни в разных точках мирового океана время от времени обнаруживают корабли-призраки, по неведомым причинам брошенные командой и ставшие игрушкой ветра и волн. Ничто так не будит воображение, как эти "летучие голландцы". Но и в джазовой ...
Хэрри Лиллис Кросби, известный всему миру как Бинг Кросби (1904 - 1977), является одной из величайших фигур в истории американской популярной музыки. Наряду с Синатрой и Армстронгом он входит в большую тройку вокалистов, царивших на американской ...
Многие музыканты и джазфэны старшего поколения сейчас испытывают нечто вроде ностальгии по старым добрым временам, когда джаз был, с одной стороны, вполне определенным жанром, а с другой стороны, имел больше пространства для внутрижанрового ...
Пианист, композитор и аранжировщик Алекс Хилл был достаточно заметной фигурой на джазовой сцене в конце двадцатых — начале тридцатых годов. Заметной — но не более, да и то в основном лишь в профессиональных кругах. Некоторым уже тогда ...