nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Наполеон среди хлопкоробов и другие истории (История джаза от Timeless)

Наполеон среди хлопкоробов и другие истории (История джаза от Timeless)  Нет, уважаемые читатели, вас, конечно же, ждет не репортаж из психиатрической больницы где-то в Средней Азии. Таким, несколько вольным, названием очередной обзор альбомов исторической серии "Timeless Records" обязан главным героям двух дисков, о которых пойдет речь в этом материале. На обоих альбомах записана музыка двадцатых годов. На обоих альбомах можно услышать известного мастера традиционного джаза трубача Фила Наполеона (Phil Napoleon). Кроме того, те, кто хоть немного знаком с ситуацией в современном российском шоу-бизнесе, где многие группы являются безраздельной собственностью продюсеров (Алибасов, Макаревич, Айзеншпис и др.), по своему усмотрению варьирующих их составы, возможно, с удивлением обнаружат, что под Луной ничто не ново, и в далекие двадцатые фирмы звукозаписи с легкостью жонглировали составами, считая название коллектива исключительно своей торговой маркой. А все эти изменения и сейчас, и тогда во многом определяются капризной и изменчивой модой...

В 1920г. фирма "Okeh" издала запись чернокожей блюзовой певицы Мами Смит (Mamie Smith) "Crazy Blues". Эта пластинка совершенно неожиданно, в том числе и для самой фирмы, завоевала огромную популярность у белой публики и породила в танцзалах моду на медленные, или "блюзовые", фокстроты. Происходящее заставило многие фирмы звукозаписи срочно обратить внимание на "черную", преимущественно блюзовую музыку. Хотя при этом часто исполнялись темы, сочиненные афроамериканскими композиторами, фирмы предпочитали иметь дело с более образованными и знающими нотную грамоту белыми музыкантами. Кроме того, фирмы вообще не очень хорошо знали чернокожих музыкантов. Тем не менее, каждая уважающая себя компания обзавелась собственным составом с ярко выраженным южным, "черным" названием. Так требовала Ее Величество мода! У "Gennett" записывались "Ladd' s Black Aces" и " Six Black Diamonds", "Окен" продвигала "Tampa Blues Jazz Band", а фирма "Brunswick" создала ансамбль "The Cotton Pickers" ("Сборщики хлопка").

Первые записи этого состава "Hot Lips" и "State Street Blues", выполненные в Нью-Йорке в июле 1922г., организовывал и руководил ими опытный саксофонист Бенни Крюгер (Bennie Kreuger ), игравший, однако, в этих пьесах на кларнете. Для участия в "Cotton Pickers" фирма пригласила уже достаточно известных к тому времени музыкантов. Фил Наполеон еще до 1920 года руководил составом под названием "Original Memphis Five" (возникшем тоже не без влияния гремевшего в те годы "Original Dixieland Jazz Band"). В первом составе "Cotton Pickers" вместе с ним играли и другие участники "Мемфисской пятерки": тромбонист Мифф Моул (Miff Mole) и пианист Фрэнк Синьорелли (Frank Signorelli). К ним были присоединены студийные сайдмены — банджоист Билл Аренбург (Bill Arenburg), Вилли Фарберман (Willie Farberman) — ударные и Джон Хеллеберг (John Helleberg) — туба.

В следующей сессии, в сентябре 1922г., и в последующих записях под "шапкой" "Cotton Pickers" играл уже весь состав комбо Фила Наполеона с участием кларнетиста Джимми Лителла (Jimmy Lytell) и барабанщика Джека Рота (Jack Roth). К ним иногда присоединялись или заменяли кого-то из исполнителей студийные музыканты "Brunswick". В этих записях очень интересно звучит тромбон Миффа Моула. Несмотря на юный возраст, Мифф был в то время уже зрелым музыкантом, чье техническое совершенство и зажигательные соло заставили многих пересмотреть свое отношение к тромбону, характерное низкое звучание которого использовалось во многих ранних джазовых составах лишь для придания юмористического эффекта. Достойным конкурентом Моулу был другой незаурядный тромбонист, Чарльз Парнелли (Charles Parnelli), частенько сменявший его в отдельных сессиях. Кларнетист Лителл отличался индивидуальным стилем, теплым чистым звуком, во многом перенятым у Лэрри Шилдса (Larry Shields), игравшего в "ODJB". Ну и, конечно же, неотъемлемым компонентом ансамблевого саунда являлось мощное, хотя и не всегда изобретательное звучание трубы самого Фила Наполеона.

Среди записей этого периода, представленных на диске, выделяются "Great White Way Blues" и "Just Hot", сочиненные Наполеоном и Синьорелли, модная на тот момент мелодия "Way Down Yonder In New Orleans" и энергичная "Walk, Jenny, Walk" с довольно большой сольной партией ударника Джека Рота. Композиция "Blue Rose", записанная в ноябре 1923г., закрывает целый период в истории "Cotton Pickers".

В очередной раз изменилась мода. Публике наскучили медленные фокстроты, на авансцену вышел новый танец энергичный чарльстон. "Brunswick" изъяла "Cotton Pickers" из своих каталогов. Вновь это название появилось в них уже только через год. Большим студийным оркестром тогда руководил ударник Рэй Миллер (Ray Miller). Именно ему фирма поручила параллельно организовать малый состав для записи "горячих" пьес. Из запасников вновь было извлечено старое название. Но состав "Cotton Pickers" был теперь совершенно иным. В восьмерке музыкантов тон задавали выдающийся белый саксофонист Фрэнк Трамбауэр (Frank Trumbauer), трубач Рой Джонсон (Roy Johnson) и единственный представитель предыдущего состава, тромбонист Мифф Моул. В шести пьесах, записанных зимой 1924г. и весной 1925г., у нас есть редкая возможность услышать вместе этих легендарных музыкантов.

Изменился и стиль новых "Сборщиков хлопка". Гармонии и ритмика этих композиций под влиянием Трамбауэра и Моула ушли достаточно далеко от полифонии ранних нью-орлеанских групп. Здесь уже заметно влияние Бейдербека и его манеры игры. Из репертуара исчезли и произведения чернокожих авторов. Основными поставщиками материала для новых "Cotton Pickers" стали белые музыканты из Чикаго и со Среднего Запада Элмер Шебель (Elmer Schoebel), Чарли Стрейт (Charlie Straight) и Чарли Дэвис (Charlie Davis). Наиболее эффектными записями этого периода можно назвать "Prince Of Wales" и "Down And Out Blues". Последней из них и завершается альбом "The Cotton Pickers 1922-1925". Но прощаться и с этим названием, и со многими музыкантами повременим. Следующий диск серии, охватывающий период 1928-1929гг., вновь сведет слушателей со многими из них.

Фил Наполеон после ухода от "Brunswick" продолжал вести напряженную и нелегкую жизнь профессионального музыканта. Он возродил свой "Original Memphis Five" и именно с этим коллективом в июне 1928г. и апреле 1929г. в две сессии записал семь композиций для фирмы "Vocalion". Надо сказать, что джаз того типа, что играл Наполеон, особой популярностью в то время не пользовался. Предположительно сам Наполеон уговорил руководство фирмы, времена расцвета которой были уже позади и потому цеплявшейся за любую соломинку, рискнуть и взяться за реализацию этого проекта. Записи "Vocalion" конца двадцатых годов вообще и пластинки с "Original Memphis Five" в частности относятся к числу весьма редких, и лишь благодаря коллекции Криса Барбера и серии "Timeless Records" мы можем услышать эти уникальные диски. Из первоначального состава "Мемфисской пятерки" здесь с Наполеоном играет только пианист Синьорелли. Все остальные музыканты — это студийные исполнители, опытные и умелые. Таковыми они считались тогда. Но сегодня их имена звучат совсем по-другому. Судите сами: наряду с ударником Виком Бертоном (Vic Berton) здесь работали братья Томми и Джимми Дорси (Dorsey), Хоуги Кармайкл (Hoagy Carmichael) и Эдди Ланг (Eddie Lang). Возможно, именно в силу столь яркого состава уровень этих записей весьма высок. В "My Angeline" выделяются соло на альт-саксофоне Джимми Дорси и фортепианный хорус Кармайкла. В "Foreworks" отличный гитарист Ланг играет на банджо, а солирует опять Джимми Дорси. В весенней сессии к вышеуказанным музыкантам присоединился вокалист Дик Робертсон (Dick Robertson). Главными солистами здесь остались Наполеон и братья Дорси. Наиболее интересно выглядят две версии "Beale Street Blues", одна вокальная, другая инструментальная, где вместо пения на авансцену выдвинуты фортепиано и кларнет. Кстати, последний вариант должен был быть издан в Германии, но этого не произошло, и на данном CD, через почти семьдесят лет после записи, он впервые оказался доступен широкому слушателю.

Названия меняются — Наполеон остается. Так можно прокомментировать последующие события. Прошло всего лишь две недели, и Фил Наполеон оказывается уже в студиях компании "Victor" с ансамблем под "скромным" названием "Napoleon's Emperors". Естественно, за такой короткий промежуток времени никаких решительных перемен в составе его "команды" не произошло. Бертона сменил другой барабанщик, Стен Кинг (Stan King), появился тубист Джо Тарто (Joe Tarto ), но главным событием стало появление в составе ансамбля еще одного музыканта. В записях "Napoleon's Emperors" принял участие корифей джазовой скрипки, человек, придавший звучанию этого классического инструмента подлинно джазовый характер, — Джо Венути (Joe Venuti). В композиции "Gettin' Hot", которую я бы назвал вообще лучшей на диске, а также в других пьесах, записанных в течение двух майских сессий 1929 года, можно послушать, как он играл. И не только он. Сольные партии Ланга, Наполеона, братьев Дорси также украшают эти записи. Отдельно стоит упомянуть записанную музыкантами первой композицию "Mean To Me". Эта незатейливая песенка в исполнении певицы Рут Эттинг (Ruth Etting) стала в конце двадцатых тем, что мы сегодня называем словом "хит". Было продано более миллиона (!) экземпляров пластинок с этой записью. Естественно, Фил и его коллеги не могли пройти мимо столь популярной мелодии. В инструментальной версии эффектно солирует Джимми Дорси и на кларнете, и на альт-саксофоне.

А теперь звуковые дорожки компакт-диска заставляют нас на какое-то время распрощаться с Филом Наполеоном и вернуться в студии звукозаписи фирмы "Brunswick", знакомые по первому из обозреваемых сегодня дисков исторической серии. Руководители компании решили, что пора напомнить слушателям о своей фирменной группе "Cotton Pickers". На этот раз, весной 1929 года, речь шла о чисто студийной команде, но под уже хорошо знакомой покупателям грампластинок вывеской был собран цвет белого джаза Америки. Помимо уже упоминавшихся ранее братьев Дорси, Кармайкла, Тарто, Кинга и других музыкантов, среди исполнителей появляется и один из самых знаменитых музыкантов грядущей Эры Свинга — Гленн Миллер (Glenn Miller). Характерная примета этих сессий — запись многих композиций в двух версиях — инструментальной и вокальной. Так, к примеру, в первом случае в "Rampart Street Blues" блистают Томми Дорси (труба) и Гленн Миллер (тромбон), а во втором в центре внимания оказываются вокалисты Хоуги Кармайкл и Марлин Харт (Marlin Hurt). Точнее, предположительно Кармайкл и Харт. Увы, проблема идентификации тех или иных исполнителей в исторических записях вообще стоит очень остро. И в этом, и в некоторых других случаях издатели серии позволяют себе говорить лишь о наибольшей вероятности участия в записи данного музыканта.

А в очередных сессиях "Cotton Pickers" уже вновь участвуют, годы спустя, и Фил Наполеон, и Франк Синьорелли. И вновь мы наслаждаемся игрой музыкантов, зенит славы которых еще впереди — и Миллера, и братьев Дорси. И в последней композиции этого CD, "Shoo Shoo Boogie Boo", в последнем хорусе Наполеон играет свой фирменный "росчерк" — двойной финал. Так заканчивается диск. Но нельзя проститься с этими двумя альбомами, не сказав несколько слов о дальнейшей судьбе музыканта, чье имя звучало в этой статье, пожалуй, чаще других. У Фила Наполеона впереди не было ни особых взлетов, ни особых падений. Была упорная, непрекращающаяся работа то в качестве лидера группы, то в качестве студийного музыканта. Он всегда оставался верен избранному стилю. Кстати, два его племянника стали тоже довольно заметными музыкантами в период расцвета свинга. А сам Наполеон в 1956г. переехал из Нью-Йорка в теплую Флориду, в Майами, где открыл свой клуб. Там он играл, возглавляя, конечно же, ансамбль под названием "Memphis Five", играл аж до восьмидесятых годов. Фил Наполеон умер в 1990 году в возрасте восьмидесяти девяти лет. Наверняка, в последние годы жизни почтенный патриарх вспоминал и свои записи двадцатых годов, с которыми теперь познакомились и мы.

Подготовил Леонид АУСКЕРН


стиль
джаз
автор
Леонид АУСКЕРН
страна
США
музыкальный стиль
традиционный джаз


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела история джаза

  • стиль: джаз, джаз
Очень многие бэнды 20-х лет остались в памяти потомков лишь благодаря звукозаписи. Не все они активно гастролировали, оставаясь в тени более известных и удачливых коллег, о них мало писали и впоследствии почти не вспоминали. Однако сегодня, ...
  • стиль: джаз, джаз
Когда квинтет, первоначально появившийся на широкой публике в 1916 году под названием "Original Dixieland Jass Band" (слово "jazz" стало общеупотребительным только к 1918 году), начинал свою карьеру, никто не подозревал, что вместе с ним (но и не им ...
  • стиль: джаз, джаз
Итак, Бикс Бейдербек и "Wolverines". Поначалу просто компания молодых людей, собиравшихся вместе помузицировать и как-то незаметно, медленно, но верно превратившихся в настоящий бэнд. Пожалуй, впервые это случилось в 1923 году в клубе "Stockton" на ...
  • стиль: джаз, джаз
Итак, 1925 — 1931... Во вторую половину двадцатых годов Соединенные Штаты вступали во власти лучезарных надежд на дальнейшее процветание, начавшееся после I мировой войны. Страна богатела. Экономика успешно развивалась, и тем большим ударом стал ...
  • стиль: джаз, джаз
При словах "Чикаго, 20-е годы" нам сразу мерещатся гангстеры, сухой закон, Аль Капоне, кровавые разборки. Однако вспомните тот же самый фильм "Некоторые предпочитают погорячее" (он же "В джазе только девушки"), и вам сразу станет ясно, что ко всему ...
  • стиль: джаз, джаз
Новый Орлеан, конечно же, не был островом благополучия в весьма сильно сегрегированном американском обществе начала века. Но фактом остается то, что уже тогда музыканты-джазмены — и черные, и креолы, и белые, — если и не играли вместе, то уж во ...
  • стиль: джаз, джаз
Этап, охватываемый данным альбомом, принадлежит к числу наиболее интересных, важных для джаза и наименее известных по записям. В этом смысле значение работы, проделанной "Timeless Records" возрастает, в отношении периода времени, указанного на ...
  • стиль: джаз, джаз
вступление Сегодня мы начинаем презентацию целой серии исторических архивных джазовых записей. Голландская компания "Timeless Records" сделала просто роскошный подарок любителям традиционного джаза, выпустив около 50 компакт-дисков с музыкой, ...
  • стиль: джаз, джаз
Второй диск, посвященный истории рэгтайма и раннего джаза, обозначен 1916 - 1922 годами, но в целом на нем представлена музыка, звучавшая в Америке уже после 1918 г. Подавляющее большинство оркестров записаны в Нью-Йорке, за исключением двух — из ...
  • автор: Леонид АУСКЕРН
Timeless продолжает знакомить нас с теми, кто в двадцатые годы играл в Чикаго танцевальную музыку. Я сознательно не употребил слово джаз, потому что некоторые из представленных здесь музыкантов (а все они - белые) совершенно искренне считали, что ...
  • стиль: джаз, джаз
Тридцатые годы считаются "эрой свинга", когда джаз, временно при­тихший в период Великой депрессии, стал почти исключительно тан­цевально-развлекательным жанром для молодежи. Биг-бэнды, во главе с действительно великими джазменами, такими, ...
  • стиль: джаз, джаз
Очередной альбом исторической серии фирмы "Timeless" вновь ведет нас к Бри­танским островам. Зарождению и первым шагам местного джаза, британским "горя­чим танцевальным оркестрам" голланд­ская фирма уже посвятила один диск, о ...
© 2012-2024 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com