Сегодня, когда коррумпированность отечественного (читай, СНГ-шного) шоу-бизнеса стала притчей во языцех, а на телеэкранах и на газетных страницах во всеуслышание рассуждают о том, что "раскрутить" можно даже бревно, были бы деньги, кажутся невероятными методы, которыми пользовались американские фирмы звукозаписи в двадцатые годы. Так уже в самом начале этого десятилетия фирма "Okeh" начала практиковать так называемые "field trips". Несколько раз в год по городам и весям, в поисках новых талантов, отправлялись специальные бригады, снабженные передвижной студией звукозаписи, оборудованной в автомобиле. Обычно за какое-то время до предполагаемой экспедиции о ней извещались местные музыканты. В день "Х" в специально арендованном зале города собирались все претенденты на будущую запись. Кстати, уже в 1925г. запись начали вести с помощью электричества, и микрофоны с помощью длинных кабелей соединяли зал со студией на колесах. После предварительного отбора и прослушивания, как правило, через пару дней, счастливчиков записывали, и экспедиция отбывала в Нью-Йорк, где уже начинался производственный процесс выпуска пластинки.
Результаты таких "набегов" на Атланту, проводившихся фирмой "Okeh", а затем и "Columbia", запечатлены в этом альбоме. Первая из записей, воспроизведенных здесь, была сделана в июне 1923 года, последняя — в марте 1927. Играют наиболее интересные джазовые составы, работавшие в те годы в сердце американского Юга. Составы, прямо скажем, не выдающиеся. Но если бы не было их, не было бы еще сотен таких же коллективов, не было бы и тех, в общем-то немногих, которые сегодня известны всему миру. Эти записи НИКОГДА не переиздавались. Только благодаря Крису Барберу и голландской фирме "Timeless" мы сегодня имеем возможность их услышать и оценить.
В альбом включены записи двух составов. Первый из них называется "Charles Fulcher And His Orchestra". Как явствует из его названия, лидером состава был Чарльз Фалчер, мультиинструменталист, владевший кларнетом, тромбоном и скрипкой. Кроме того, он играл и на рояле, причем всегда очень ревностно относился к качеству его настройки. В оркестре, помимо духовых инструментов и рояля, звучали банджо и ударные. Фалчер, человек с достаточно тяжелым, как вспоминают его бывшие музыканты, характером, был в то же время и одаренным композитором. Все пьесы бэнда, записанные в Атланте, вышли из-под его пера.
Название первой из них, "Escimo Song" ("Песня эскимоса"), сегодня после прослушивания способно вызвать улыбку. Как ехидно замечает автор "liner notes" альбома Ханс Ээкхоф, эту песню с тем же успехом можно было бы приписать и арабу. Композиция сделана в абстрактно-ориентальном стиле, но, безусловно, звучит вполне по-джазовому. Самая известная композиция Фалчера, "My Pretty Girl" была записана в сентябре 1925 года. Но популярна она стала, увы, не в авторском исполнении, а после того, как через полтора года ее записал оркестр Жана Голдкетта (Jean Goldkette). В двух пьесах Фалчер демонстрирует свои таланты мультиинструменталиста, записав их только в составе трио с банджо и роялем, в то время, как сам он играет на всех своих вышеупомянутых инструментах. В звучании его скрипки есть даже какие-то отзвуки раннего стиля кантри. В композициях "Hey! Hey!" и "Atlanta Gal" (сессии 1926 и 1929 гг.) Фалчер еще и поет. Пение его выглядит, правда, весьма любительским и способно заинтересовать разве что характерным южным акцентом. Последняя песня, "Atlanta Gal", оказалась и последней записью "Charles Fulcher And His Orchestra". По имеющимся данным, Чарльз Фалчер все же не расстался с музыкой навсегда, хотя и нашел в ней довольно своеобразную нишу: остаток жизни он проработал в качестве настройщика роялей.
Второй состав, звучащий на компакте, — "Warner's Seven Aces". Даже неискушенный слушатель отметит, что этот бэнд звучит значительно интереснее. И не удивительно. "Warner's Seven Aces" в двадцатые годы считался самым лучшим составом города и регулярно работал в самых престижных залах города. Название ансамбля быстро перестало отвечать реальному его составу, выросшему к концу двадцатых годов до одиннадцати человек. Во всех записях, включенных в данный альбом, участвовало не менее десяти музыкантов. В первых треках лидером ансамбля был пианист Байрон Уорнер (Byron Warner), а с осени 1925 года эстафету у него перенял кларнетист и альт-саксофонист Ральф Бенетт (Ralph Bennett), но прежнее название сохранилось.
Среди записей ансамбля выделяется пьеса Уорнера "Bessie Couldn't Help It", ставшая общеамериканским хитом в 1930г., когда ее записали Хоуги Кармайкл и Луис Армстронг. В оригинальной авторской версии весьма неплохо звучат сольные партии кларнета, баритон-сакса и трубы. Заметны на примере записей "Warner's Seven Aces" и технические достижения своего времени. Качество записей резко улучшается с композиции "Go Get 'Em Caroline", записанной уже с помощью новой, электрической технологии. К числу наилучших работ ансамбля можно отнести "Hangin' Around" и "Who'd Be Blue?" с отличным балансом звучания всех инструментов и неожиданным для белого состава привкусом блюза. Еще более афроамериканским звучание ансамбля становится в "When Jenny Does Her Low Down Dance", композиции, записанной в марте 1927г. и последней по времени из числа включенных в данный альбом. Здесь чувствуется явное влияние уже весьма известного в те годы оркестра Флетчера Хендерсона.
"Warner's Seven Aces" стали составом, чья известность вышла за пределы родного города и даже штата. Их музыку еще с 1922 г. транслировали по радио местные радиостанции. В 1927 г. состав выезжал на гастроли в Техас, а в последующие два года колесил уже по всей Америке и даже съездил с концертами в Европу в 1930 году. Но затем наступил мгновенный крах. Начавшаяся Великая Депрессия больно ударила и по шоу-бизнесу, и по индустрии звукозаписи. Одной из ее жертв стал и ансамбль "Warner's Seven Aces". Коллектив распался и более уже не возродился.
"Джаз родился в Новом Орлеане", — утверждал и доказывал Джелли Ролл Мортон в серии своих знаменитых интервью Алану Ломаксу (Alan Lomax), записанных для библиотеки Конгресса в 1938 году. Оспаривать это высказывание мы не собираемся, можно только ...
Сент-Луис, крупнейший город штата Миссури, расположенный в среднем течении главной реки Америки — Миссисипи, в начале века слыл столицей рэгтайма. С этим городом связаны творческие судьбы таких выдающихся мастеров, как Скотт Джоплин (Scott ...
Нынче мало кто знает о джаз-бэндах, игравших и записывавшихся в двадцатые годы на юге США, в Техасе. Собственных студий звукозаписи в середине того десятилетия не было ни в Далласе, ни в Хьюстоне — главных городах штата, и все записи, представленные ...
Джаз в Америке зарождался в Новом Орлеане, пускал корни в Чикаго и Нью-Йорке, но пусть это никого не вводит в заблуждение и не настраивает на то, что в начале века эту музыку хорошо знали только в некоторых городах. Взять, к примеру, Калифорнию. ...
Нет, уважаемые читатели, вас, конечно же, ждет не репортаж из психиатрической больницы где-то в Средней Азии. Таким, несколько вольным, названием очередной обзор альбомов исторической серии "Timeless Records" обязан главным героям двух дисков, о ...
Очень многие бэнды 20-х лет остались в памяти потомков лишь благодаря звукозаписи. Не все они активно гастролировали, оставаясь в тени более известных и удачливых коллег, о них мало писали и впоследствии почти не вспоминали. Однако сегодня, ...
Когда квинтет, первоначально появившийся на широкой публике в 1916 году под названием "Original Dixieland Jass Band" (слово "jazz" стало общеупотребительным только к 1918 году), начинал свою карьеру, никто не подозревал, что вместе с ним (но и не им ...
Итак, Бикс Бейдербек и "Wolverines". Поначалу просто компания молодых людей, собиравшихся вместе помузицировать и как-то незаметно, медленно, но верно превратившихся в настоящий бэнд. Пожалуй, впервые это случилось в 1923 году в клубе "Stockton" на ...
Итак, 1925 — 1931... Во вторую половину двадцатых годов Соединенные Штаты вступали во власти лучезарных надежд на дальнейшее процветание, начавшееся после I мировой войны. Страна богатела. Экономика успешно развивалась, и тем большим ударом стал ...
При словах "Чикаго, 20-е годы" нам сразу мерещатся гангстеры, сухой закон, Аль Капоне, кровавые разборки. Однако вспомните тот же самый фильм "Некоторые предпочитают погорячее" (он же "В джазе только девушки"), и вам сразу станет ясно, что ко всему ...
Новый Орлеан, конечно же, не был островом благополучия в весьма сильно сегрегированном американском обществе начала века. Но фактом остается то, что уже тогда музыканты-джазмены — и черные, и креолы, и белые, — если и не играли вместе, то уж во ...
Этап, охватываемый данным альбомом, принадлежит к числу наиболее интересных, важных для джаза и наименее известных по записям. В этом смысле значение работы, проделанной "Timeless Records" возрастает, в отношении периода времени, указанного на ...