Сегодня, когда коррумпированность отечественного (читай, СНГ-шного) шоу-бизнеса стала притчей во языцех, а на телеэкранах и на газетных страницах во всеуслышание рассуждают о том, что "раскрутить" можно даже бревно, были бы деньги, кажутся невероятными методы, которыми пользовались американские фирмы звукозаписи в двадцатые годы. Так уже в самом начале этого десятилетия фирма "Okeh" начала практиковать так называемые "field trips". Несколько раз в год по городам и весям, в поисках новых талантов, отправлялись специальные бригады, снабженные передвижной студией звукозаписи, оборудованной в автомобиле. Обычно за какое-то время до предполагаемой экспедиции о ней извещались местные музыканты. В день "Х" в специально арендованном зале города собирались все претенденты на будущую запись. Кстати, уже в 1925г. запись начали вести с помощью электричества, и микрофоны с помощью длинных кабелей соединяли зал со студией на колесах. После предварительного отбора и прослушивания, как правило, через пару дней, счастливчиков записывали, и экспедиция отбывала в Нью-Йорк, где уже начинался производственный процесс выпуска пластинки.
Результаты таких "набегов" на Атланту, проводившихся фирмой "Okeh", а затем и "Columbia", запечатлены в этом альбоме. Первая из записей, воспроизведенных здесь, была сделана в июне 1923 года, последняя — в марте 1927. Играют наиболее интересные джазовые составы, работавшие в те годы в сердце американского Юга. Составы, прямо скажем, не выдающиеся. Но если бы не было их, не было бы еще сотен таких же коллективов, не было бы и тех, в общем-то немногих, которые сегодня известны всему миру. Эти записи НИКОГДА не переиздавались. Только благодаря Крису Барберу и голландской фирме "Timeless" мы сегодня имеем возможность их услышать и оценить.
В альбом включены записи двух составов. Первый из них называется "Charles Fulcher And His Orchestra". Как явствует из его названия, лидером состава был Чарльз Фалчер, мультиинструменталист, владевший кларнетом, тромбоном и скрипкой. Кроме того, он играл и на рояле, причем всегда очень ревностно относился к качеству его настройки. В оркестре, помимо духовых инструментов и рояля, звучали банджо и ударные. Фалчер, человек с достаточно тяжелым, как вспоминают его бывшие музыканты, характером, был в то же время и одаренным композитором. Все пьесы бэнда, записанные в Атланте, вышли из-под его пера.
Название первой из них, "Escimo Song" ("Песня эскимоса"), сегодня после прослушивания способно вызвать улыбку. Как ехидно замечает автор "liner notes" альбома Ханс Ээкхоф, эту песню с тем же успехом можно было бы приписать и арабу. Композиция сделана в абстрактно-ориентальном стиле, но, безусловно, звучит вполне по-джазовому. Самая известная композиция Фалчера, "My Pretty Girl" была записана в сентябре 1925 года. Но популярна она стала, увы, не в авторском исполнении, а после того, как через полтора года ее записал оркестр Жана Голдкетта (Jean Goldkette). В двух пьесах Фалчер демонстрирует свои таланты мультиинструменталиста, записав их только в составе трио с банджо и роялем, в то время, как сам он играет на всех своих вышеупомянутых инструментах. В звучании его скрипки есть даже какие-то отзвуки раннего стиля кантри. В композициях "Hey! Hey!" и "Atlanta Gal" (сессии 1926 и 1929 гг.) Фалчер еще и поет. Пение его выглядит, правда, весьма любительским и способно заинтересовать разве что характерным южным акцентом. Последняя песня, "Atlanta Gal", оказалась и последней записью "Charles Fulcher And His Orchestra". По имеющимся данным, Чарльз Фалчер все же не расстался с музыкой навсегда, хотя и нашел в ней довольно своеобразную нишу: остаток жизни он проработал в качестве настройщика роялей.
Второй состав, звучащий на компакте, — "Warner's Seven Aces". Даже неискушенный слушатель отметит, что этот бэнд звучит значительно интереснее. И не удивительно. "Warner's Seven Aces" в двадцатые годы считался самым лучшим составом города и регулярно работал в самых престижных залах города. Название ансамбля быстро перестало отвечать реальному его составу, выросшему к концу двадцатых годов до одиннадцати человек. Во всех записях, включенных в данный альбом, участвовало не менее десяти музыкантов. В первых треках лидером ансамбля был пианист Байрон Уорнер (Byron Warner), а с осени 1925 года эстафету у него перенял кларнетист и альт-саксофонист Ральф Бенетт (Ralph Bennett), но прежнее название сохранилось.
Среди записей ансамбля выделяется пьеса Уорнера "Bessie Couldn't Help It", ставшая общеамериканским хитом в 1930г., когда ее записали Хоуги Кармайкл и Луис Армстронг. В оригинальной авторской версии весьма неплохо звучат сольные партии кларнета, баритон-сакса и трубы. Заметны на примере записей "Warner's Seven Aces" и технические достижения своего времени. Качество записей резко улучшается с композиции "Go Get 'Em Caroline", записанной уже с помощью новой, электрической технологии. К числу наилучших работ ансамбля можно отнести "Hangin' Around" и "Who'd Be Blue?" с отличным балансом звучания всех инструментов и неожиданным для белого состава привкусом блюза. Еще более афроамериканским звучание ансамбля становится в "When Jenny Does Her Low Down Dance", композиции, записанной в марте 1927г. и последней по времени из числа включенных в данный альбом. Здесь чувствуется явное влияние уже весьма известного в те годы оркестра Флетчера Хендерсона.
"Warner's Seven Aces" стали составом, чья известность вышла за пределы родного города и даже штата. Их музыку еще с 1922 г. транслировали по радио местные радиостанции. В 1927 г. состав выезжал на гастроли в Техас, а в последующие два года колесил уже по всей Америке и даже съездил с концертами в Европу в 1930 году. Но затем наступил мгновенный крах. Начавшаяся Великая Депрессия больно ударила и по шоу-бизнесу, и по индустрии звукозаписи. Одной из ее жертв стал и ансамбль "Warner's Seven Aces". Коллектив распался и более уже не возродился.
Рассказывая об этом "экспонате" из коллекции исторических джазовых записей, изданной голландской компанией "Timeless", над названием материала долго мучаться не пришлось — сам альбом назван достаточно красноречиво и броско: "Джаз ...
При всех громадных достоинствах исторической серии "Timeless", которые просто невозможно переоценить, логику составителей серии порой трудно уловить. Допустим, они изначально решили отказаться от "портретных" дисков самых известных ...
Очередной альбом исторической серии "Timeless" представляет совершенно неизвестную у нас и надолго забытую у себя на родине американскую певицу. Певицу неплохую, но не выдающуюся. Нельзя сказать, что бы ее творчество оставило заметный след ...