Сегодня, когда коррумпированность отечественного (читай, СНГ-шного) шоу-бизнеса стала притчей во языцех, а на телеэкранах и на газетных страницах во всеуслышание рассуждают о том, что "раскрутить" можно даже бревно, были бы деньги, кажутся невероятными методы, которыми пользовались американские фирмы звукозаписи в двадцатые годы. Так уже в самом начале этого десятилетия фирма "Okeh" начала практиковать так называемые "field trips". Несколько раз в год по городам и весям, в поисках новых талантов, отправлялись специальные бригады, снабженные передвижной студией звукозаписи, оборудованной в автомобиле. Обычно за какое-то время до предполагаемой экспедиции о ней извещались местные музыканты. В день "Х" в специально арендованном зале города собирались все претенденты на будущую запись. Кстати, уже в 1925г. запись начали вести с помощью электричества, и микрофоны с помощью длинных кабелей соединяли зал со студией на колесах. После предварительного отбора и прослушивания, как правило, через пару дней, счастливчиков записывали, и экспедиция отбывала в Нью-Йорк, где уже начинался производственный процесс выпуска пластинки.
Результаты таких "набегов" на Атланту, проводившихся фирмой "Okeh", а затем и "Columbia", запечатлены в этом альбоме. Первая из записей, воспроизведенных здесь, была сделана в июне 1923 года, последняя — в марте 1927. Играют наиболее интересные джазовые составы, работавшие в те годы в сердце американского Юга. Составы, прямо скажем, не выдающиеся. Но если бы не было их, не было бы еще сотен таких же коллективов, не было бы и тех, в общем-то немногих, которые сегодня известны всему миру. Эти записи НИКОГДА не переиздавались. Только благодаря Крису Барберу и голландской фирме "Timeless" мы сегодня имеем возможность их услышать и оценить.
В альбом включены записи двух составов. Первый из них называется "Charles Fulcher And His Orchestra". Как явствует из его названия, лидером состава был Чарльз Фалчер, мультиинструменталист, владевший кларнетом, тромбоном и скрипкой. Кроме того, он играл и на рояле, причем всегда очень ревностно относился к качеству его настройки. В оркестре, помимо духовых инструментов и рояля, звучали банджо и ударные. Фалчер, человек с достаточно тяжелым, как вспоминают его бывшие музыканты, характером, был в то же время и одаренным композитором. Все пьесы бэнда, записанные в Атланте, вышли из-под его пера.
Название первой из них, "Escimo Song" ("Песня эскимоса"), сегодня после прослушивания способно вызвать улыбку. Как ехидно замечает автор "liner notes" альбома Ханс Ээкхоф, эту песню с тем же успехом можно было бы приписать и арабу. Композиция сделана в абстрактно-ориентальном стиле, но, безусловно, звучит вполне по-джазовому. Самая известная композиция Фалчера, "My Pretty Girl" была записана в сентябре 1925 года. Но популярна она стала, увы, не в авторском исполнении, а после того, как через полтора года ее записал оркестр Жана Голдкетта (Jean Goldkette). В двух пьесах Фалчер демонстрирует свои таланты мультиинструменталиста, записав их только в составе трио с банджо и роялем, в то время, как сам он играет на всех своих вышеупомянутых инструментах. В звучании его скрипки есть даже какие-то отзвуки раннего стиля кантри. В композициях "Hey! Hey!" и "Atlanta Gal" (сессии 1926 и 1929 гг.) Фалчер еще и поет. Пение его выглядит, правда, весьма любительским и способно заинтересовать разве что характерным южным акцентом. Последняя песня, "Atlanta Gal", оказалась и последней записью "Charles Fulcher And His Orchestra". По имеющимся данным, Чарльз Фалчер все же не расстался с музыкой навсегда, хотя и нашел в ней довольно своеобразную нишу: остаток жизни он проработал в качестве настройщика роялей.
Второй состав, звучащий на компакте, — "Warner's Seven Aces". Даже неискушенный слушатель отметит, что этот бэнд звучит значительно интереснее. И не удивительно. "Warner's Seven Aces" в двадцатые годы считался самым лучшим составом города и регулярно работал в самых престижных залах города. Название ансамбля быстро перестало отвечать реальному его составу, выросшему к концу двадцатых годов до одиннадцати человек. Во всех записях, включенных в данный альбом, участвовало не менее десяти музыкантов. В первых треках лидером ансамбля был пианист Байрон Уорнер (Byron Warner), а с осени 1925 года эстафету у него перенял кларнетист и альт-саксофонист Ральф Бенетт (Ralph Bennett), но прежнее название сохранилось.
Среди записей ансамбля выделяется пьеса Уорнера "Bessie Couldn't Help It", ставшая общеамериканским хитом в 1930г., когда ее записали Хоуги Кармайкл и Луис Армстронг. В оригинальной авторской версии весьма неплохо звучат сольные партии кларнета, баритон-сакса и трубы. Заметны на примере записей "Warner's Seven Aces" и технические достижения своего времени. Качество записей резко улучшается с композиции "Go Get 'Em Caroline", записанной уже с помощью новой, электрической технологии. К числу наилучших работ ансамбля можно отнести "Hangin' Around" и "Who'd Be Blue?" с отличным балансом звучания всех инструментов и неожиданным для белого состава привкусом блюза. Еще более афроамериканским звучание ансамбля становится в "When Jenny Does Her Low Down Dance", композиции, записанной в марте 1927г. и последней по времени из числа включенных в данный альбом. Здесь чувствуется явное влияние уже весьма известного в те годы оркестра Флетчера Хендерсона.
"Warner's Seven Aces" стали составом, чья известность вышла за пределы родного города и даже штата. Их музыку еще с 1922 г. транслировали по радио местные радиостанции. В 1927 г. состав выезжал на гастроли в Техас, а в последующие два года колесил уже по всей Америке и даже съездил с концертами в Европу в 1930 году. Но затем наступил мгновенный крах. Начавшаяся Великая Депрессия больно ударила и по шоу-бизнесу, и по индустрии звукозаписи. Одной из ее жертв стал и ансамбль "Warner's Seven Aces". Коллектив распался и более уже не возродился.
Сент-Луис, крупнейший город штата Миссури, расположенный в среднем течении главной реки Америки — Миссисипи, в начале века слыл столицей рэгтайма. С этим городом связаны творческие судьбы таких выдающихся мастеров, как Скотт Джоплин (Scott ...
Нынче мало кто знает о джаз-бэндах, игравших и записывавшихся в двадцатые годы на юге США, в Техасе. Собственных студий звукозаписи в середине того десятилетия не было ни в Далласе, ни в Хьюстоне — главных городах штата, и все записи, представленные ...
Джаз в Америке зарождался в Новом Орлеане, пускал корни в Чикаго и Нью-Йорке, но пусть это никого не вводит в заблуждение и не настраивает на то, что в начале века эту музыку хорошо знали только в некоторых городах. Взять, к примеру, Калифорнию. ...
Нет, уважаемые читатели, вас, конечно же, ждет не репортаж из психиатрической больницы где-то в Средней Азии. Таким, несколько вольным, названием очередной обзор альбомов исторической серии "Timeless Records" обязан главным героям двух дисков, о ...
Очень многие бэнды 20-х лет остались в памяти потомков лишь благодаря звукозаписи. Не все они активно гастролировали, оставаясь в тени более известных и удачливых коллег, о них мало писали и впоследствии почти не вспоминали. Однако сегодня, ...
Когда квинтет, первоначально появившийся на широкой публике в 1916 году под названием "Original Dixieland Jass Band" (слово "jazz" стало общеупотребительным только к 1918 году), начинал свою карьеру, никто не подозревал, что вместе с ним (но и не им ...
Итак, Бикс Бейдербек и "Wolverines". Поначалу просто компания молодых людей, собиравшихся вместе помузицировать и как-то незаметно, медленно, но верно превратившихся в настоящий бэнд. Пожалуй, впервые это случилось в 1923 году в клубе "Stockton" на ...
Итак, 1925 — 1931... Во вторую половину двадцатых годов Соединенные Штаты вступали во власти лучезарных надежд на дальнейшее процветание, начавшееся после I мировой войны. Страна богатела. Экономика успешно развивалась, и тем большим ударом стал ...
При словах "Чикаго, 20-е годы" нам сразу мерещатся гангстеры, сухой закон, Аль Капоне, кровавые разборки. Однако вспомните тот же самый фильм "Некоторые предпочитают погорячее" (он же "В джазе только девушки"), и вам сразу станет ясно, что ко всему ...
Новый Орлеан, конечно же, не был островом благополучия в весьма сильно сегрегированном американском обществе начала века. Но фактом остается то, что уже тогда музыканты-джазмены — и черные, и креолы, и белые, — если и не играли вместе, то уж во ...
Этап, охватываемый данным альбомом, принадлежит к числу наиболее интересных, важных для джаза и наименее известных по записям. В этом смысле значение работы, проделанной "Timeless Records" возрастает, в отношении периода времени, указанного на ...
вступление Сегодня мы начинаем презентацию целой серии исторических архивных джазовых записей. Голландская компания "Timeless Records" сделала просто роскошный подарок любителям традиционного джаза, выпустив около 50 компакт-дисков с музыкой, ...