"Джаз родился в Новом Орлеане", — утверждал и доказывал Джелли Ролл Мортон в серии своих знаменитых интервью Алану Ломаксу (Alan Lomax), записанных для библиотеки Конгресса в 1938 году. Оспаривать это высказывание мы не собираемся, можно только сказать, что к середине 20–х в Америке джаз играли уже практически везде и существовало огромное количество таких бэндов, про которые мы совершенно ничего не знаем, и других, что оставили после себя хотя бы одну–две записи. Такие "редкости" как раз и собраны в этом альбоме.
В те времена большинство крупных звукозаписывающих компаний практиковало командировки своих сотрудников с полным комплектом аппаратуры, необходимой для записи, по всей Америке в поисках интересных оркестров. Атланта, Сен–Луи, Мемфис, Кливленд, Детройт и многие другие города внесли свою лепту в американскую историю джаза. Давайте бросим хотя бы короткий взгляд на этих, не известных нам, но когда–то популярных у себя на родине, музыкантов.
THE BLUE RIBBON SYNCOPATORS: сделавшая пару записей в Буффало, штат Нью–Йорк, эта группа черных джазменов состояла всего из пяти человек, но работала не хуже большого оркестра, выдавая танцевальные мелодии в невероятном темпе. В бэнде не было ни тромбона, ни баса — всего два духовых инструмента, банджо, фортепиано и ударные.
GEORGE WARMACK AND HIS ORCHESTRA: история не сохранила ни фамилий музыкантов, кроме их лидера, ни состава оркестра, осталась только запись. Она никогда не поступала в продажу и не включалась в каталоги компании "Okeh" — скорее всего, это была демо–версия, сделанная с целью "раскрутки" бэнда. Что–то у них там не заладилось, и пластинка осталась единственной и безымянной.
ROY JOHNSON HAPPY PALS: биг–бэнд из двенадцати музыкантов сделал две записи в Ричмонде, штат Вирджиния, в августе 1929 года. Судя по слаженной ансамблевой игре, это был достаточно опытный и сыгранный оркестр, хотя сольные партии и оставляют желать лучшего. В целом он весьма напоминает многочисленные гарлемские бэнды того времени как по стилю, так и по уровню исполнения.
FOOR–ROBINSON CAROLINA CLUB ORCHESTRA: наверное, самая загадочная запись — не известны не только имена джазменов, непонятно даже, кто же такой (или такие) этот самый Foor–Robinson, а также уникально само место записи — Эшвил, штат Северная Каролина, отель Вандербильт. Его неповторимость заключается в том, что это вообще единственная джазовая пластинка, когда–либо записанная в нем. Все это тем более странно, что диск был издан в Англии, продавался там и находился в каталогах фирмы около двух лет без расшифровки состава. Оркестр показывает неплохой hot–стиль, довольно яркие саксофонные соло, словом, причина их дальнейшей неизвестности кроется явно не в самой музыке.
CHARLIE DAVIS AND HIS ORCHESTRA: этот довольно большой (18 человек) бэнд сам по себе не оставил мало–мальски значительного следа в джазовой истории, но зато один музыкант из его состава впоследствии стал знаменит, правда, сначала как звезда кино, а затем как... детектив. Это был банджоист Дик Пауэлл (Dick Powell). Руководитель оркестра Чарли Дэвис тоже внес свой, хоть и небольшой, вклад в джаз, написав две композиции, впоследствии исполнявшиеся другими составами: "Jimtown Blues" и "Copenhagen". Запись, сделанная бэндом в Индианаполисе, очень джазовом городе, ничем особенным не выделяется, наверное, из–за отсутствия в оркестре хороших солистов.
US NAVAL ACADEMY TEN: скорее всего, первый танцевальный бэнд, целиком состоящий из военнослужащих. Причем в будущем далеко не рядовых — окончив Военно–морскую академию, шесть из них впоследствии стали адмиралами. Лидер оркестра, трубач Оливер Нэкуин (Oliver Naquin), который собрал его в 1925 году, оказался очень неплохим солистом и аранжировщиком. Если бы он отказался от военно–морской карьеры (и не стал адмиралом), то он мог бы, наверное, достичь больших вершин в джазе: звучание его оркестра очень и очень неплохое, пожалуй, лучшее во всем этом альбоме "редкостей" — сбалансированное, мягкое и свинговое. Кстати, один из музыкантов бэнда, тромбонист и саксофонист Роберт Дуайер (Robert Dwyer), после окончания Академии избрал–таки для себя музыкальную карьеру, правда, достигнув немногого. Да, талант — во всех областях талант и, увы, наоборот.
FRANK E. WARD AND HIS ORCHESTRA: этот оркестр играл довольно много, но записал всего несколько сетов, причем все записи, кроме одной, были безнадежно испорчены. Оставшаяся целой, популярная мелодия "Lots OТMama" и вошла в альбом. Эта вещь стала дебютом известного впоследствии трубача Сильвестра Ахолы (Silvestr Ahola), который уже в составе других бэндов сделал сотни записей в конце двадцатых и даже удостоился книги о себе под названием "The Gloucester Gabriel".
THE BUBBLING OVER FIVE: единственная запись "черного" квинтета была сделана в Ричмонде, штат Вирджиния. Один из них играет на инструменте, названном в аннотации "джаззофоном". Судя по звуку, он является какой–то разновидностью гармоники, во всяком случае, это название больше нигде встретить невозможно. Музыка, которую они играют, довольно жесткая и даже грубая — эдакий "сырой" джаз.
EMERSON GILL AND HIS ORCHESTRA: Эмерсон Гилл был весьма популярным бэндлидером, но записывался со своими оркестрами на удивление мало. Почему–то такое иногда случается, когда записи интересного вроде бы джазмена просто не идут, и все. Так и вышло с треком "Birmingham Bound", который, несмотря на повсеместное его исполнение другими оркестрами, очень плохо продавался и вскоре был изъят из продажи.
HAROLD ORTLIТS OHIO STATE COLLEGIANS: этот на удивление неплохой бэнд записал всего одну пластинку в 1925 году. Для того, чтобы восстановить состав оркестра, удалось разыскать правнука (!) Харольда Ортли, у которого сохранились заметки, сделанные его прадедом. Ансамбль просуществовал очень недолго, несмотря на свой подлинно горячий джазовый стиль и репертуар.
ERNEST LOOMIТS ORCHESTRA: еще один пример того, что не от одного таланта зависит известность музыкантов. Этот оркестр, как и "Us Naval Academy Ten", судя по записи, смог бы составить конкуренцию практически любому из самых известных тогдашних джаз–бэндов. Но, увы, о них не известно абсолютно ничего — ни фамилий, ни других подробностей.
GEORGE OSBORNE AND HIS ORCHESTRA: танцевальный оркестр, делавший и хот–джазовые записи, одна из которых представлена в альбоме. Состав бэнда весь приведен на оригинальной пластинке, но ни одну из этих фамилий вы не найдете ни в одном из мало–мальски известных оркестров последующих десятилетий.
Интересно ли слушать альбом, составленный из подобных записей? Пожалуй, те, кому небезразлична история джаза, просто должны собственноручно (или собственноушно) убедиться в том, что не только Армстронг и Сидней Беше творили историю музыки.
Нет, уважаемые читатели, вас, конечно же, ждет не репортаж из психиатрической больницы где-то в Средней Азии. Таким, несколько вольным, названием очередной обзор альбомов исторической серии "Timeless Records" обязан главным героям двух дисков, о ...
Очень многие бэнды 20-х лет остались в памяти потомков лишь благодаря звукозаписи. Не все они активно гастролировали, оставаясь в тени более известных и удачливых коллег, о них мало писали и впоследствии почти не вспоминали. Однако сегодня, ...
Когда квинтет, первоначально появившийся на широкой публике в 1916 году под названием "Original Dixieland Jass Band" (слово "jazz" стало общеупотребительным только к 1918 году), начинал свою карьеру, никто не подозревал, что вместе с ним (но и не им ...
Итак, Бикс Бейдербек и "Wolverines". Поначалу просто компания молодых людей, собиравшихся вместе помузицировать и как-то незаметно, медленно, но верно превратившихся в настоящий бэнд. Пожалуй, впервые это случилось в 1923 году в клубе "Stockton" на ...
Итак, 1925 — 1931... Во вторую половину двадцатых годов Соединенные Штаты вступали во власти лучезарных надежд на дальнейшее процветание, начавшееся после I мировой войны. Страна богатела. Экономика успешно развивалась, и тем большим ударом стал ...
При словах "Чикаго, 20-е годы" нам сразу мерещатся гангстеры, сухой закон, Аль Капоне, кровавые разборки. Однако вспомните тот же самый фильм "Некоторые предпочитают погорячее" (он же "В джазе только девушки"), и вам сразу станет ясно, что ко всему ...
Новый Орлеан, конечно же, не был островом благополучия в весьма сильно сегрегированном американском обществе начала века. Но фактом остается то, что уже тогда музыканты-джазмены — и черные, и креолы, и белые, — если и не играли вместе, то уж во ...
Этап, охватываемый данным альбомом, принадлежит к числу наиболее интересных, важных для джаза и наименее известных по записям. В этом смысле значение работы, проделанной "Timeless Records" возрастает, в отношении периода времени, указанного на ...
вступление Сегодня мы начинаем презентацию целой серии исторических архивных джазовых записей. Голландская компания "Timeless Records" сделала просто роскошный подарок любителям традиционного джаза, выпустив около 50 компакт-дисков с музыкой, ...
Второй диск, посвященный истории рэгтайма и раннего джаза, обозначен 1916 - 1922 годами, но в целом на нем представлена музыка, звучавшая в Америке уже после 1918 г. Подавляющее большинство оркестров записаны в Нью-Йорке, за исключением двух — из ...
Timeless продолжает знакомить нас с теми, кто в двадцатые годы играл в Чикаго танцевальную музыку. Я сознательно не употребил слово джаз, потому что некоторые из представленных здесь музыкантов (а все они - белые) совершенно искренне считали, что ...
Тридцатые годы считаются "эрой свинга", когда джаз, временно притихший в период Великой депрессии, стал почти исключительно танцевально-развлекательным жанром для молодежи. Биг-бэнды, во главе с действительно великими джазменами, такими, ...