nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Горячий танцующий Чикаго (История джаза от Timeless)

Горячий танцующий Чикаго (История джаза от Timeless)  При словах "Чикаго, 20-е годы" нам сразу мерещатся гангстеры, сухой закон, Аль Капоне, кровавые разборки. Однако вспомните тот же самый фильм "Некоторые предпочитают погорячее" (он же "В джазе только девушки"), и вам сразу станет ясно, что ко всему прочему в Чикаго того времени играли джаз, много джаза. В городе жило больше пятидесяти тысяч черных переселенцев с Юга США, в том числе из Нового Орлеана, которые привезли эту музыку с собой.

В Чикаго процветал горячий эмоциональный "черный джаз", в отличие от того же Нью-Йорка, где белые музыканты "отшлифовывали" негритянский стиль, делая его более рафинированным. Одним из самых выдающихся черных кларнетистов чикагского раннего периода был Джонни Доддс (Johnny Dodds). Он начинал еще с "King Oliver Creole Jazz Band", а впоследствии прославился выступлениями в составе "Горячей пятерки" и "Горячей семерки" Луи Армстронга. Однако в 1926-28 гг. он много записывался в небольших бэндах вместе с пианистом Джимми Блисом (Jimmy Blythe). Блис считался превосходным аккомпаниатором, и звукозаписывающие компании охотно приглашали его в свои студии.

Фирмы старались сэкономить и набирали для сессии четыре-пять музыкантов, редко больше: этого и так было вполне достаточно, чтобы сделать хорошие танцевальные композиции. К тому же самим исполнителям это давало больше свободы в импровизациях. В студии им никто не мешал, как это было в танцзалах, где они обычно выступали, и каждый мог показать лучшее, на что он был способен. Атмосфера студии давала музыкантам очень много для развития их собственного стиля, все они соревновались друг с другом, и результат от этого только выигрывал.

На этом диске вы можете услышать несколько составов с участием Доддса и Блиса. В некоторых композициях вместе с ними на корнете играет Луи Армстронг, а за ксилофонами, ударными и уошбордом сидит личность почти легендарная, хотя сейчас и забытая, — Джимми Бертран (Jimmy Bertrand). Он в свое время был учителем таких будущих знаменитостей, как Лайонел Хэмптон и Сидней Кэтлетт, — "выводил" их в джазовый свет.

Записи ансамблей, подобных этим, благодаря сокращенному составу очень прозрачны по звучанию, слаженны и, наверняка, интереснее их же концертного звучания. Дело в том, что основные усилия тогдашних музыкантов в "живых" выступлениях тратились на то, чтобы заглушить шум от танцующей толпы: никаких усилителей и микрофонов ведь не было и в помине. А обычай игры на уошборде, возникший еще в прошлом веке, поддерживался тем, что в маленьких барах места для ударной установки зачастую не было вовсе. Кларнет Джонни Доддса, несомненно, — главное действующее лицо на всех записях этого альбома. И хотя это всего лишь незамысловатые танцевальные номера, в его пассажах уже слышны отзвуки ярких будущих соло Сиднея Беше и Барни Бигарда.

Манера игры Джонни очень мягкая и плавная, он редко использует нарочито "грязное" звучание и экстатические "выкрики" инструмента, которые тогда были очень модны. Импровизации его иногда просты, иногда весьма замысловаты, но в них всегда есть некий шарм и элегантность, которые так пленяли позже европейцев. В Европе он был очень популярен, поначалу ничуть не меньше, чем Сидней Беше, и только ранняя смерть в 1940 году не позволила ему конкурировать с ним на равных.

В самом деле, если вслушаться в записи, собранные на этом диске, то непосредственное сравнение его с другими музыкантами будет практически всегда в пользу Джонни: его игра и тоньше и изобретательнее. А сравнивать есть с кем — это кларнетист Джуни Кобб (Junie Cobb) и корнетисты Фредди Кеппард (Freddie Keppard), Нэтти Доминик (Natty Dominique) и сам Сэчмо(!). Удивительное дело, но на трех из четырех вещей, записанных Доддсом в группе "Jimmy Bertrand's Washboard Wizards" (названьице-то каково!) вместе с Армстронгом, лидером-солистом является именно Джонни.

Автором большинства композиций (кстати, и аккомпаниатором тоже) на этом сборном альбоме был пианист Джимми Блис. Его темы достаточно оригинальны и интересны, хотя и немного стандартны, но это ведь только по меркам сегодняшнего времени. Во всяком случае, они смотрятся вполне достойно на фоне таких известных авторов, как Джеймс П. Джонсон и Ирвинг Миллс. Тем более странно, что, например, в крупнейшей современной джазовой энциклопедии Барри Кернфилда Блис упоминается только как пианист. Скорее всего,. это произошло оттого, что Джимми умер очень рано — в 1931 году, и его композиторское дарование не смогло развиться в новых стилях и осталось во многом невостребованным.

Надо сказать, что слушать танцевальную музыку 20-х лет очень занятно и сегодня, кстати, и подвигаться под нее не грех: качество воспроизведения почти всегда это позволяет. Очень впечатляет совершенно неупотребляемый ныне уошборд — его специфическое звучание украшает многие пассажи и придает музыке динамику и некий неожиданный чечеточный стиль. Да, в 20-е годы в Америке потанцевать явно было под что.

Подготовил Евгений ДОЛГИХ


стиль
джаз
автор
Евгений ДОЛГИХ
страна
США
музыкальный стиль
традиционный джаз


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела история джаза

  • стиль: джаз, джаз
Диск для тех, кто интересуется старым джазом и с удовольствием читал наши материалы под рубрикой «История джаза от Timeless». В рамках этих очерков у нас уже появлялся большой материал про оригинального изобретателя музыкальных ...
  • стиль: джаз, джаз
Голландский лэйбл продолжает вы­пуск дисков своей исторической се­рии, и, по мере поступления, мы бу­дем вас с ними знакомить. Как в театре, после спектакля на сцену выходят и раскланиваются перед зрителями все участники, так и в данном ...
  • стиль: джаз, джаз
Издание в серии своеобразных "Исторических хроник" альбома до­статочно популярного в 20-30-е годы бэнд-лидера, артиста варьете и клар­нетиста Тэда Льюиса представляет его творческое наследие, записанное вместе с известными артистами того времени, ...
  • стиль: джаз, джаз
Рассказывая об этом "экспонате" из коллекции исторических джазовых записей, изданной голландской компанией "Timeless", над названием материала долго мучаться не пришлось — сам альбом назван достаточно красноречиво и броско: "Джаз идет в кино". ...
  • стиль: джаз, джаз
При всех громадных достоинствах исторической серии "Timeless", которые просто невозможно переоценить, логику составителей серии порой трудно уловить. Допустим, они изначально решили отказаться от "портретных" дисков самых известных корифеев джаза - ...
  • стиль: джаз, джаз
Очередной альбом исторической серии "Timeless" представляет совершенно неизвестную у нас и надолго забытую у себя на родине американскую певицу. Певицу неплохую, но не выдающуюся. Нельзя сказать, что бы ее творчество оставило заметный след в истории ...
  • стиль: джаз, джаз
У Этель Уотерс несколько странная судьба в джазе. Сегодня ее имя, безусловно, фигурирует в истории жанра, но оно явно не освещено ярким светом, а находится несколько в полумраке. Почему? Ведь при жизни эта певица была весьма и весьма популярна. ...
  • стиль: джаз, джаз
"Девочки тридцатых" — именно так, несколько фамильярно, назвали составители серии записей по истории джаза голландской фирмы "Timeless" альбом, посвященный вокалисткам тридцатых годов. Женский вокал в джазе впервые заставил говорить о себе ...
  • стиль: джаз, джаз
Даже в наши дни в разных точках мирового океана время от времени обнаруживают корабли-призраки, по неведомым причинам брошенные командой и ставшие игрушкой ветра и волн. Ничто так не будит воображение, как эти "летучие голландцы". Но и в джазовой ...
  • стиль: джаз, джаз
Хэрри Лиллис Кросби, известный всему миру как Бинг Кросби (1904 - 1977), является одной из величайших фигур в истории американской популярной музыки. Наряду с Синатрой и Армстронгом он входит в большую тройку вокалистов, царивших на американской ...
  • стиль: джаз, джаз
Многие музыканты и джазфэны старшего поколения сейчас испытывают нечто вроде ностальгии по старым добрым временам, когда джаз был, с одной стороны, вполне определенным жанром, а с другой стороны, имел больше пространства для внутрижанрового ...
  • стиль: джаз, джаз
Пианист, композитор и аранжировщик Алекс Хилл был достаточно заметной фигурой на джазовой сцене в конце двадцатых — начале тридцатых годов. Заметной — но не более, да и то в основном лишь в профессиональных кругах. Некоторым уже тогда ...
© 2012-2025 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com