Горячий танцующий Чикаго (История джаза от Timeless)
05.03.1998
При словах "Чикаго, 20-е годы" нам сразу мерещатся гангстеры, сухой закон, Аль Капоне, кровавые разборки. Однако вспомните тот же самый фильм "Некоторые предпочитают погорячее" (он же "В джазе только девушки"), и вам сразу станет ясно, что ко всему прочему в Чикаго того времени играли джаз, много джаза. В городе жило больше пятидесяти тысяч черных переселенцев с Юга США, в том числе из Нового Орлеана, которые привезли эту музыку с собой.
В Чикаго процветал горячий эмоциональный "черный джаз", в отличие от того же Нью-Йорка, где белые музыканты "отшлифовывали" негритянский стиль, делая его более рафинированным. Одним из самых выдающихся черных кларнетистов чикагского раннего периода был Джонни Доддс (Johnny Dodds). Он начинал еще с "King Oliver Creole Jazz Band", а впоследствии прославился выступлениями в составе "Горячей пятерки" и "Горячей семерки" Луи Армстронга. Однако в 1926-28 гг. он много записывался в небольших бэндах вместе с пианистом Джимми Блисом (Jimmy Blythe). Блис считался превосходным аккомпаниатором, и звукозаписывающие компании охотно приглашали его в свои студии.
Фирмы старались сэкономить и набирали для сессии четыре-пять музыкантов, редко больше: этого и так было вполне достаточно, чтобы сделать хорошие танцевальные композиции. К тому же самим исполнителям это давало больше свободы в импровизациях. В студии им никто не мешал, как это было в танцзалах, где они обычно выступали, и каждый мог показать лучшее, на что он был способен. Атмосфера студии давала музыкантам очень много для развития их собственного стиля, все они соревновались друг с другом, и результат от этого только выигрывал.
На этом диске вы можете услышать несколько составов с участием Доддса и Блиса. В некоторых композициях вместе с ними на корнете играет Луи Армстронг, а за ксилофонами, ударными и уошбордом сидит личность почти легендарная, хотя сейчас и забытая, — Джимми Бертран (Jimmy Bertrand). Он в свое время был учителем таких будущих знаменитостей, как Лайонел Хэмптон и Сидней Кэтлетт, — "выводил" их в джазовый свет.
Записи ансамблей, подобных этим, благодаря сокращенному составу очень прозрачны по звучанию, слаженны и, наверняка, интереснее их же концертного звучания. Дело в том, что основные усилия тогдашних музыкантов в "живых" выступлениях тратились на то, чтобы заглушить шум от танцующей толпы: никаких усилителей и микрофонов ведь не было и в помине. А обычай игры на уошборде, возникший еще в прошлом веке, поддерживался тем, что в маленьких барах места для ударной установки зачастую не было вовсе. Кларнет Джонни Доддса, несомненно, — главное действующее лицо на всех записях этого альбома. И хотя это всего лишь незамысловатые танцевальные номера, в его пассажах уже слышны отзвуки ярких будущих соло Сиднея Беше и Барни Бигарда.
Манера игры Джонни очень мягкая и плавная, он редко использует нарочито "грязное" звучание и экстатические "выкрики" инструмента, которые тогда были очень модны. Импровизации его иногда просты, иногда весьма замысловаты, но в них всегда есть некий шарм и элегантность, которые так пленяли позже европейцев. В Европе он был очень популярен, поначалу ничуть не меньше, чем Сидней Беше, и только ранняя смерть в 1940 году не позволила ему конкурировать с ним на равных.
В самом деле, если вслушаться в записи, собранные на этом диске, то непосредственное сравнение его с другими музыкантами будет практически всегда в пользу Джонни: его игра и тоньше и изобретательнее. А сравнивать есть с кем — это кларнетист Джуни Кобб (Junie Cobb) и корнетисты Фредди Кеппард (Freddie Keppard), Нэтти Доминик (Natty Dominique) и сам Сэчмо(!). Удивительное дело, но на трех из четырех вещей, записанных Доддсом в группе "Jimmy Bertrand's Washboard Wizards" (названьице-то каково!) вместе с Армстронгом, лидером-солистом является именно Джонни.
Автором большинства композиций (кстати, и аккомпаниатором тоже) на этом сборном альбоме был пианист Джимми Блис. Его темы достаточно оригинальны и интересны, хотя и немного стандартны, но это ведь только по меркам сегодняшнего времени. Во всяком случае, они смотрятся вполне достойно на фоне таких известных авторов, как Джеймс П. Джонсон и Ирвинг Миллс. Тем более странно, что, например, в крупнейшей современной джазовой энциклопедии Барри Кернфилда Блис упоминается только как пианист. Скорее всего,. это произошло оттого, что Джимми умер очень рано — в 1931 году, и его композиторское дарование не смогло развиться в новых стилях и осталось во многом невостребованным.
Надо сказать, что слушать танцевальную музыку 20-х лет очень занятно и сегодня, кстати, и подвигаться под нее не грех: качество воспроизведения почти всегда это позволяет. Очень впечатляет совершенно неупотребляемый ныне уошборд — его специфическое звучание украшает многие пассажи и придает музыке динамику и некий неожиданный чечеточный стиль. Да, в 20-е годы в Америке потанцевать явно было под что.
В первые годы после того, как "Original Dixieland Jass Band" выпустил свою историческую серию пластинок на фирме "Victor", популярную музыку записывали в основном малые составы из пяти-шести исполнителей, во многом подражавшие ODJB. Однако к ...
Вряд ли вы припомните, уважаемый читатель, такую коллизию в истории любой из стран мира, когда время породило бы целую плеяду блестящих царедворцев, дипломатов, деятелей науки и искусства, полководцев, чьи имена до сих пор у всех на устах, и при ...
Неизвестный с трубой... Точнее, с корнетом. Сколько их в истории джаза - с трубами и кларнетами, контрабасами и тромбонами, гитарами и так далее! Музыкальные археологи могут, к сожалению, далеко не все. В середине 70-х еще были живы люди, работавшие ...
Все 20-е и самое начало 30-х лет средний покупатель джазовых танцевальных пластинок мало интересовался именами музыкантов или названиями ансамблей - его больше интересовали сами композиции. Все последние хиты моментально тиражировались разными ...
Уже вроде бы и неудобно еще раз констатировать, что историческая серия "Timeless" является уникальным собранием редкостей. Но даже внутри этой коллекции записи, включенные в данный альбом, необходимо выделить особо. Если для многих история джаза на ...
Больше чем через полстолетия после своей смерти в 1941 году, Джелли Ролл Мортон остается не только исполнителем, притягивающим интерес всех, кто интересуется джазовой классикой, но и одним из первых значительных джазовых композиторов. Его музыку ...
Нельзя сказать, что имя Адриана Роллини (Adrian Rollini) начисто забыто джазовыми историками. Книги, рассказывающие о традиционном джазе, не обходятся без его упоминания. Но, как правило, звучит это имя в длинном ряду, перечисляющем "и других"; его ...
Уже самая первая пластинка Армстронга, записанная компанией "OKeh" в 1925 г., стала сенсацией. До того он был, что говорится, широко известным в узких кругах - музыкантов и завсегдатаев танцхоллов и ночных клубов, где играли и "King Oliver Jazz ...
Эти два экспоната из джазовой галереи фирмы "Timeless" просто невозможно отделить один от другого. По временным рамкам и по месту действия они великолепно дополняют друг друга, выстраивая впечатляющую панораму чикагского джаза 20–х годов. ...
Господа джазфэны, вспомните все, что вы когда–либо читали о зарождении джаза и его самых первых шагах. Разумеется, львиная доля всех описываемых событий происходила в Новом Орлеане. Что касается места, то тут никаких сенсаций вроде бы не ...
В конце 1922 года двадцатипятилетний музыкант по имени Сидней Беше возвращался из Европы домой в Штаты. Возвращался не по своей воле. Он был выслан из Великобритании как нежелательный иностранец в связи с обвинением в нападении на женщину. Возможно, ...
Этот альбом занимает довольно своеобразную позицию в коллекционной серии фирмы "Timeless". Судя по названию, он заявлен как портретный сборник записей известного в традиционном джазе банджоиста, гитариста и лидера Эдди (Элберта Эдвина ) Кондона ...