nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Горячий танцующий Чикаго (История джаза от Timeless)

Горячий танцующий Чикаго (История джаза от Timeless)  При словах "Чикаго, 20-е годы" нам сразу мерещатся гангстеры, сухой закон, Аль Капоне, кровавые разборки. Однако вспомните тот же самый фильм "Некоторые предпочитают погорячее" (он же "В джазе только девушки"), и вам сразу станет ясно, что ко всему прочему в Чикаго того времени играли джаз, много джаза. В городе жило больше пятидесяти тысяч черных переселенцев с Юга США, в том числе из Нового Орлеана, которые привезли эту музыку с собой.

В Чикаго процветал горячий эмоциональный "черный джаз", в отличие от того же Нью-Йорка, где белые музыканты "отшлифовывали" негритянский стиль, делая его более рафинированным. Одним из самых выдающихся черных кларнетистов чикагского раннего периода был Джонни Доддс (Johnny Dodds). Он начинал еще с "King Oliver Creole Jazz Band", а впоследствии прославился выступлениями в составе "Горячей пятерки" и "Горячей семерки" Луи Армстронга. Однако в 1926-28 гг. он много записывался в небольших бэндах вместе с пианистом Джимми Блисом (Jimmy Blythe). Блис считался превосходным аккомпаниатором, и звукозаписывающие компании охотно приглашали его в свои студии.

Фирмы старались сэкономить и набирали для сессии четыре-пять музыкантов, редко больше: этого и так было вполне достаточно, чтобы сделать хорошие танцевальные композиции. К тому же самим исполнителям это давало больше свободы в импровизациях. В студии им никто не мешал, как это было в танцзалах, где они обычно выступали, и каждый мог показать лучшее, на что он был способен. Атмосфера студии давала музыкантам очень много для развития их собственного стиля, все они соревновались друг с другом, и результат от этого только выигрывал.

На этом диске вы можете услышать несколько составов с участием Доддса и Блиса. В некоторых композициях вместе с ними на корнете играет Луи Армстронг, а за ксилофонами, ударными и уошбордом сидит личность почти легендарная, хотя сейчас и забытая, — Джимми Бертран (Jimmy Bertrand). Он в свое время был учителем таких будущих знаменитостей, как Лайонел Хэмптон и Сидней Кэтлетт, — "выводил" их в джазовый свет.

Записи ансамблей, подобных этим, благодаря сокращенному составу очень прозрачны по звучанию, слаженны и, наверняка, интереснее их же концертного звучания. Дело в том, что основные усилия тогдашних музыкантов в "живых" выступлениях тратились на то, чтобы заглушить шум от танцующей толпы: никаких усилителей и микрофонов ведь не было и в помине. А обычай игры на уошборде, возникший еще в прошлом веке, поддерживался тем, что в маленьких барах места для ударной установки зачастую не было вовсе. Кларнет Джонни Доддса, несомненно, — главное действующее лицо на всех записях этого альбома. И хотя это всего лишь незамысловатые танцевальные номера, в его пассажах уже слышны отзвуки ярких будущих соло Сиднея Беше и Барни Бигарда.

Манера игры Джонни очень мягкая и плавная, он редко использует нарочито "грязное" звучание и экстатические "выкрики" инструмента, которые тогда были очень модны. Импровизации его иногда просты, иногда весьма замысловаты, но в них всегда есть некий шарм и элегантность, которые так пленяли позже европейцев. В Европе он был очень популярен, поначалу ничуть не меньше, чем Сидней Беше, и только ранняя смерть в 1940 году не позволила ему конкурировать с ним на равных.

В самом деле, если вслушаться в записи, собранные на этом диске, то непосредственное сравнение его с другими музыкантами будет практически всегда в пользу Джонни: его игра и тоньше и изобретательнее. А сравнивать есть с кем — это кларнетист Джуни Кобб (Junie Cobb) и корнетисты Фредди Кеппард (Freddie Keppard), Нэтти Доминик (Natty Dominique) и сам Сэчмо(!). Удивительное дело, но на трех из четырех вещей, записанных Доддсом в группе "Jimmy Bertrand's Washboard Wizards" (названьице-то каково!) вместе с Армстронгом, лидером-солистом является именно Джонни.

Автором большинства композиций (кстати, и аккомпаниатором тоже) на этом сборном альбоме был пианист Джимми Блис. Его темы достаточно оригинальны и интересны, хотя и немного стандартны, но это ведь только по меркам сегодняшнего времени. Во всяком случае, они смотрятся вполне достойно на фоне таких известных авторов, как Джеймс П. Джонсон и Ирвинг Миллс. Тем более странно, что, например, в крупнейшей современной джазовой энциклопедии Барри Кернфилда Блис упоминается только как пианист. Скорее всего,. это произошло оттого, что Джимми умер очень рано — в 1931 году, и его композиторское дарование не смогло развиться в новых стилях и осталось во многом невостребованным.

Надо сказать, что слушать танцевальную музыку 20-х лет очень занятно и сегодня, кстати, и подвигаться под нее не грех: качество воспроизведения почти всегда это позволяет. Очень впечатляет совершенно неупотребляемый ныне уошборд — его специфическое звучание украшает многие пассажи и придает музыке динамику и некий неожиданный чечеточный стиль. Да, в 20-е годы в Америке потанцевать явно было под что.

Подготовил Евгений ДОЛГИХ


стиль
джаз
автор
Евгений ДОЛГИХ
страна
США
музыкальный стиль
традиционный джаз


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела история джаза

  • стиль: джаз, джаз
Луи Армстронг середины двадцатых — фигура столь же противоречивая, сколь и значительная для истории джаза. Его почитатели как в прошлом, так и в настоящем единодушно отмечают, что с оркестрами, где он играл, Сэчмо не всегда везло. Взять, например, ...
  • стиль: джаз, джаз
"Джаз родился в Новом Орлеане", — утверждал и доказывал Джелли Ролл Мортон в серии своих знаменитых интервью Алану Ломаксу (Alan Lomax), записанных для библиотеки Конгресса в 1938 году. Оспаривать это высказывание мы не собираемся, можно только ...
  • стиль: джаз, джаз
Сент-Луис, крупнейший город штата Миссури, расположенный в среднем течении главной реки Америки — Миссисипи, в начале века слыл столицей рэгтайма. С этим городом связаны творческие судьбы таких выдающихся мастеров, как Скотт Джоплин (Scott ...
  • стиль: джаз, джаз
Сегодня, когда коррумпированность отечественного (читай, СНГ-шного) шоу-бизнеса стала притчей во языцех, а на телеэкранах и на газетных страницах во всеуслышание рассуждают о том, что "раскрутить" можно даже бревно, были бы деньги, кажутся ...
  • стиль: джаз, джаз
Нынче мало кто знает о джаз-бэндах, игравших и записывавшихся в двадцатые годы на юге США, в Техасе. Собственных студий звукозаписи в середине того десятилетия не было ни в Далласе, ни в Хьюстоне — главных городах штата, и все записи, представленные ...
  • стиль: джаз, джаз
Джаз в Америке зарождался в Новом Орлеане, пускал корни в Чикаго и Нью-Йорке, но пусть это никого не вводит в заблуждение и не настраивает на то, что в начале века эту музыку хорошо знали только в некоторых городах. Взять, к примеру, Калифорнию. ...
  • стиль: джаз, джаз
Нет, уважаемые читатели, вас, конечно же, ждет не репортаж из психиатрической больницы где-то в Средней Азии. Таким, несколько вольным, названием очередной обзор альбомов исторической серии "Timeless Records" обязан главным героям двух дисков, о ...
  • стиль: джаз, джаз
Очень многие бэнды 20-х лет остались в памяти потомков лишь благодаря звукозаписи. Не все они активно гастролировали, оставаясь в тени более известных и удачливых коллег, о них мало писали и впоследствии почти не вспоминали. Однако сегодня, ...
  • стиль: джаз, джаз
Когда квинтет, первоначально появившийся на широкой публике в 1916 году под названием "Original Dixieland Jass Band" (слово "jazz" стало общеупотребительным только к 1918 году), начинал свою карьеру, никто не подозревал, что вместе с ним (но и не им ...
  • стиль: джаз, джаз
Итак, Бикс Бейдербек и "Wolverines". Поначалу просто компания молодых людей, собиравшихся вместе помузицировать и как-то незаметно, медленно, но верно превратившихся в настоящий бэнд. Пожалуй, впервые это случилось в 1923 году в клубе "Stockton" на ...
  • стиль: джаз, джаз
Итак, 1925 — 1931... Во вторую половину двадцатых годов Соединенные Штаты вступали во власти лучезарных надежд на дальнейшее процветание, начавшееся после I мировой войны. Страна богатела. Экономика успешно развивалась, и тем большим ударом стал ...
  • стиль: джаз, джаз
Новый Орлеан, конечно же, не был островом благополучия в весьма сильно сегрегированном американском обществе начала века. Но фактом остается то, что уже тогда музыканты-джазмены — и черные, и креолы, и белые, — если и не играли вместе, то уж во ...
© 2012-2024 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com