Диксиленд в королевстве свинга (История джаза от Timeless)
23.06.2017
Тридцатые годы считаются "эрой свинга", когда джаз, временно притихший в период Великой депрессии, стал почти исключительно танцевально-развлекательным жанром для молодежи. Биг-бэнды, во главе с действительно великими джазменами, такими, как Бенни Гудмен, Джек Тигарден, Дюк Эллингтон, Каунт Бейси, Арти Шоу, Глен Миллер и другие, свинговали с непревзойденной мощью, обеспечиваемой более, чем десятью музыкантами духовой секции и ритм-группой, причем играли они по нотам, расписанным по партиям аранжировщиком, который являлся чуть ли не главным участником оркестра. Исключений было очень немного — все знают, что в бэнде Эллингтона парттуры никогда тщательно не выписывались, и это шло только на пользу, но Дюк был гением в своем роде. Импровизационный, более свободный по форме новоорлеанский стиль стал почти музейным раритетом, музыкой ушедшей эпохи.
Так принято полагать, и так было на самом деле, но в то время происходили еще и другие очень интересные и неожиданные события. В 1935 году молодого канадца Дика Робертсона (Dick Robertson), певца, который уже был неплохо известен в Нью-Йорке и даже гастролировал и записывался в Лондоне, пригласили работать в только что созданную компанию "Decca". Ему предложили собрать для себя аккомпанирующий бэнд и записать несколько популярных песен именно в "старой доброй манере". На протяжении последующих семи лет не проходило месяца без того, чтобы Дик Робертсон со своим ансамблем не собирался в нью-йоркской студии "Decca" для записи. В его бэнде, по сути, обычном диксиленде, подобные которым появились в огромном количестве в 40-х, играли одни из самых лучших джазменов того времен, например: корнетист Бобби Хакетт (Bobby Hackett), онитавшийся продолжателем стиля Биска Бейдербека, тромбонист Эл Филбурн (AI Philbum), позже прославившийся в составе "California Ramblers", ударник Стен Кинг (Stan King), кларнетист Дон Уатт (Don Watt) и пианист Фрэнк Синьорелли (Frank Signorelli), бывший участник "Original Dixieland Jazz Band" и "Original Memphis Five".
Это, разумеется, неполный список всех музыкантов, прошедших через этот проект, нельзя не упомянуть, скажем, Джека Тигардена (Jack Teagarden), ненадолго сменившего в 1938 году Филбурна. Но вот что касается репертуара, то здесь все не так очевидно, как может показаться с первого взгляда. Почти все песни, которые поет Робертсон — это самые популярные баллады родом с Тин Пэн Элли. Их исполняли в то время все, кому не лень, но большинство интерпретаций было банально и "пересахарено", а аранжировки представляли собой нечто, весьма далекое от настоящего импровизационного джаза.
Совсем иное у Дика Робертсона. Он не копирует никого из популярных исполнителей того времени, и делает простые, но действительно джазовые инструментовки, на фоне которых очень выигрышно звучит его вокал — чистый, с прекрасной дикцией баритон с задушевными интонациями и необходимым минимумом свинга. Он не старается очаровать слушателя особыми манерами и тембром голоса, а, скорее, покоряет его "домашним", несколько расслабляющим саундом. Сочетание легкой, слегка юморной манеры вокалиста, соответствующей духу времени, и ненасыщенного импровизационного аккомпанемента приятно удивляет даже сейчас; спустя шестьдесят лет. Судя по количеству записей бэнда, они пользовались изрядным успехом, работая в эпоху свинга в несколько нетипичной для нее манере, хотя иногда случались и "проколы". Например, популярнейшие любовные песенки "It Looks Like Rain In A Blossom Chenry Lane" и "Roses In December", записанные в их исполнении в Нью-Йорке, но изданные в Англии, не пришлись по вкусу тамчшней публике именно из-за того, что она предпочитала джазовым версиям те, которые в музыкальной индустрии носили название “schmalz", т.е. попросту предельно попсовые. Американская аудитория, уже в массе своей приученная к джазу, воспринимала тогда стиль Робертсона более благосклонно, а время к тому же показало, что его версии популярных песенок благополучно пережили конкурентов, которых давно уже никто и не помнит.
Собственно говоря, эти записи во многом любопытны и благодаря удачным инструментальным соло. Бобби Хакетт и в особенности Эл Филбурн создают подлинно джазовый саунд и во многих вещах импровизируют просто блестяще. А трубач Джонни МакГи (Johnny McGhee), заменивший Хакетта на нескольких сетах записи, так и вообще оказался чуть ли не лучше его самого — наглядный пример того, как исчезают настоящие таланты — он ведь так и остался малоизвестным исполнителем...
Карьера Дика Робертсона в грамзаписи (впрочем, не его одного) закончилась, когда в 1942 году в США американским профсоюзом музыкантов был введен пресловутый запрет за грамзаписи. Он продлился довольно долго, около двух лет, и, когда его отменили, оказалось, что за это время вкусы публики изменились — она стала предпочитать популярные вокальные ансамбли и таких певцов (и певиц), чья физическая привлекательность была явно выше их вокальных данных. Джаз же становился более инструментальным, "корневым", появилась новая "штучка" под названием "боп”, которая завладела умами многих фанов. Уникальная смесь свинга и диксиленда с романтичным, слегка комичным, но не слащавым вокалом, которую делал Робертсон, больше не пользовалась спросом.
Он продолжал изредка выступать, и в общем не без успеха, но больше никогда не добился той известности, которая была у него в золотой период с 1935 по 1942 год. Робертсон прожил долгую жизнь, увидел расцвет и закат новых джазовых стилей и умер в конце 80-х в возрасте более восьмидесяти лет. Из нескольких сотен сохранившихся его записей на этой пластинке представлены двадцать четыре — из числа самых удачных.
По материалам "Тmeless Records" подготовил Евгений ДОЛГИХ
При всех громадных достоинствах исторической серии "Timeless", которые просто невозможно переоценить, логику составителей серии порой трудно уловить. Допустим, они изначально решили отказаться от "портретных" дисков самых известных корифеев джаза - ...
Очередной альбом исторической серии "Timeless" представляет совершенно неизвестную у нас и надолго забытую у себя на родине американскую певицу. Певицу неплохую, но не выдающуюся. Нельзя сказать, что бы ее творчество оставило заметный след в истории ...
У Этель Уотерс несколько странная судьба в джазе. Сегодня ее имя, безусловно, фигурирует в истории жанра, но оно явно не освещено ярким светом, а находится несколько в полумраке. Почему? Ведь при жизни эта певица была весьма и весьма популярна. ...
"Девочки тридцатых" — именно так, несколько фамильярно, назвали составители серии записей по истории джаза голландской фирмы "Timeless" альбом, посвященный вокалисткам тридцатых годов. Женский вокал в джазе впервые заставил говорить о себе ...
Даже в наши дни в разных точках мирового океана время от времени обнаруживают корабли-призраки, по неведомым причинам брошенные командой и ставшие игрушкой ветра и волн. Ничто так не будит воображение, как эти "летучие голландцы". Но и в джазовой ...
Хэрри Лиллис Кросби, известный всему миру как Бинг Кросби (1904 - 1977), является одной из величайших фигур в истории американской популярной музыки. Наряду с Синатрой и Армстронгом он входит в большую тройку вокалистов, царивших на американской ...
Многие музыканты и джазфэны старшего поколения сейчас испытывают нечто вроде ностальгии по старым добрым временам, когда джаз был, с одной стороны, вполне определенным жанром, а с другой стороны, имел больше пространства для внутрижанрового ...
Пианист, композитор и аранжировщик Алекс Хилл был достаточно заметной фигурой на джазовой сцене в конце двадцатых — начале тридцатых годов. Заметной — но не более, да и то в основном лишь в профессиональных кругах. Некоторым уже тогда ...
В первые годы после того, как "Original Dixieland Jass Band" выпустил свою историческую серию пластинок на фирме "Victor", популярную музыку записывали в основном малые составы из пяти-шести исполнителей, во многом подражавшие ODJB. Однако к ...
Вряд ли вы припомните, уважаемый читатель, такую коллизию в истории любой из стран мира, когда время породило бы целую плеяду блестящих царедворцев, дипломатов, деятелей науки и искусства, полководцев, чьи имена до сих пор у всех на устах, и при ...
Неизвестный с трубой... Точнее, с корнетом. Сколько их в истории джаза - с трубами и кларнетами, контрабасами и тромбонами, гитарами и так далее! Музыкальные археологи могут, к сожалению, далеко не все. В середине 70-х еще были живы люди, работавшие ...
Все 20-е и самое начало 30-х лет средний покупатель джазовых танцевальных пластинок мало интересовался именами музыкантов или названиями ансамблей - его больше интересовали сами композиции. Все последние хиты моментально тиражировались разными ...