nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Диксиленд в королевстве свинга (История джаза от Timeless)

Диксиленд в королевстве свинга (История джаза от Timeless)  Тридцатые годы считаются "эрой свинга", когда джаз, временно при­тихший в период Великой депрессии, стал почти исключительно тан­цевально-развлекательным жанром для молодежи. Биг-бэнды, во главе с действительно великими джазменами, такими, как Бенни Гуд­мен, Джек Тигарден, Дюк Эллингтон, Каунт Бейси, Арти Шоу, Глен Миллер и другие, свинговали с непревзойденной мощью, обеспечи­ваемой более, чем десятью музыкантами духовой секции и ритм-группой, причем играли они по нотам, расписанным по парти­ям аранжировщиком, который являлся чуть ли не главным участни­ком оркестра. Исключений было очень немного — все знают, что в бэнде Эллингтона парттуры никогда тщательно не выписывались, и это шло только на пользу, но Дюк был гением в своем роде. Импро­визационный, более свободный по форме новоорлеанский стиль стал почти музейным раритетом, музыкой ушедшей эпохи.

Так принято полагать, и так было на самом деле, но в то время про­исходили еще и другие очень интересные и неожиданные события. В 1935 году молодого канадца Дика Робертсона (Dick Robertson), певца, который уже был неплохо известен в Нью-Йорке и даже гастролировал и записывался в Лондоне, пригласили работать в только что созданную компанию "Decca". Ему предложили собрать для себя аккомпанирую­щий бэнд и записать несколько популярных песен именно в "старой доброй манере". На протяжении последующих семи лет не проходило месяца без того, чтобы Дик Робертсон со своим ансамблем не соби­рался в нью-йоркской студии "Decca" для записи. В его бэнде, по сути, обычном диксиленде, подобные которым появились в огромном ко­личестве в 40-х, играли одни из самых лучших джазменов того времен, например: корнетист Бобби Хакетт (Bobby Hackett), онитавшийся про­должателем стиля Биска Бейдербека, тромбонист Эл Филбурн (AI Philbum), позже прославившийся в составе "California Ramblers", удар­ник Стен Кинг (Stan King), кларнетист Дон Уатт (Don Watt) и пианист Фрэнк Синьорелли (Frank Signorelli), бывший участник "Original Dixieland Jazz Band" и "Original Memphis Five".

Это, разумеется, неполный список всех музыкантов, прошедших че­рез этот проект, нельзя не упомянуть, скажем, Джека Тигардена (Jack Teagarden), ненадолго сменившего в 1938 году Филбурна. Но вот что касается репертуара, то здесь все не так очевидно, как может пока­заться с первого взгляда. Почти все песни, которые поет Роберт­сон — это самые популярные баллады родом с Тин Пэн Элли. Их исполняли в то время все, ко­му не лень, но большинство ин­терпретаций было банально и "пересахарено", а аранжировки представляли собой нечто, весь­ма далекое от настоящего импро­визационного джаза.

Совсем иное у Дика Робертсо­на. Он не копирует никого из по­пулярных исполнителей того вре­мени, и делает простые, но дейст­вительно джазовые инструмен­товки, на фоне которых очень вы­игрышно звучит его вокал — чис­тый, с прекрасной дикцией бари­тон с задушевными интонациями и необходимым минимумом свинга. Он не старается очаровать слушателя особыми манерами и тембром голоса, а, скорее, покоряет его "домашним", несколько рас­слабляющим саундом. Сочетание легкой, слегка юморной манеры во­калиста, соответствующей духу времени, и ненасыщенного импрови­зационного аккомпанемента приятно удивляет даже сейчас; спустя ше­стьдесят лет. Судя по количеству записей бэнда, они пользовались из­рядным успехом, работая в эпоху свинга в несколько нетипичной для нее манере, хотя иногда случались и "проколы". Например, популяр­нейшие любовные песенки "It Looks Like Rain In A Blossom Chenry Lane" и "Roses In December", записанные в их исполнении в Нью-Йорке, но изданные в Англии, не пришлись по вкусу тамчшней публике именно из-за того, что она предпочитала джазовым версиям те, которые в му­зыкальной индустрии носили название “schmalz", т.е. попросту пре­дельно попсовые. Американская аудитория, уже в массе своей при­ученная к джазу, воспринимала тогда стиль Робертсона более благо­склонно, а время к тому же показало, что его версии популярных пе­сенок благополучно пережили конкурентов, которых давно уже никто и не помнит.

Собственно говоря, эти записи во многом любопытны и благодаря удачным инструментальным соло. Бобби Хакетт и в особенности Эл Филбурн создают подлинно джазовый саунд и во многих вещах им­провизируют просто блестяще. А трубач Джонни МакГи (Johnny McGhee), заменивший Хакетта на нескольких сетах записи, так и во­обще оказался чуть ли не лучше его самого — наглядный пример то­го, как исчезают настоящие таланты — он ведь так и остался малоиз­вестным исполнителем...

Карьера Дика Робертсона в грамзаписи (впрочем, не его одного) закончилась, когда в 1942 году в США американским профсоюзом му­зыкантов был введен пресловутый запрет за грамзаписи. Он продлил­ся довольно долго, около двух лет, и, когда его отменили, оказалось, что за это время вкусы публики изменились — она стала предпочи­тать популярные вокальные ансамбли и таких певцов (и певиц), чья физическая привлекательность была явно выше их вокальных данных. Джаз же становился более инструментальным, "корневым", по­явилась новая "штучка" под названием "боп”, которая завладела ума­ми многих фанов. Уникальная смесь свинга и диксиленда с романти­чным, слегка комичным, но не слащавым вокалом, которую делал Ро­бертсон, больше не пользовалась спросом.

Он продолжал изредка выступать, и в общем не без успеха, но больше никогда не добился той известности, которая была у него в золотой период с 1935 по 1942 год. Робертсон прожил долгую жизнь, увидел расцвет и закат новых джазовых стилей и умер в конце 80-х в возрасте более восьмидесяти лет. Из нескольких сотен сохранив­шихся его записей на этой пластинке представлены двадцать четы­ре — из числа самых удачных.

По материалам "Тmeless Records" подготовил Евгений ДОЛГИХ


стиль
джаз
автор
Евгений ДОЛГИХ
страна
США
музыкальный стиль
традиционный джаз


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела история джаза

  • стиль: джаз, джаз
Голландский лэйбл продолжает вы­пуск дисков своей исторической се­рии, и, по мере поступления, мы бу­дем вас с ними знакомить. Как в театре, после спектакля на сцену выходят и раскланиваются перед зрителями все участники, так и в данном ...
  • стиль: джаз, джаз
Издание в серии своеобразных "Исторических хроник" альбома до­статочно популярного в 20-30-е годы бэнд-лидера, артиста варьете и клар­нетиста Тэда Льюиса представляет его творческое наследие, записанное вместе с известными артистами того времени, ...
  • стиль: джаз, джаз
Рассказывая об этом "экспонате" из коллекции исторических джазовых записей, изданной голландской компанией "Timeless", над названием материала долго мучаться не пришлось — сам альбом назван достаточно красноречиво и броско: "Джаз идет в кино". ...
  • стиль: джаз, джаз
При всех громадных достоинствах исторической серии "Timeless", которые просто невозможно переоценить, логику составителей серии порой трудно уловить. Допустим, они изначально решили отказаться от "портретных" дисков самых известных корифеев джаза - ...
  • стиль: джаз, джаз
Очередной альбом исторической серии "Timeless" представляет совершенно неизвестную у нас и надолго забытую у себя на родине американскую певицу. Певицу неплохую, но не выдающуюся. Нельзя сказать, что бы ее творчество оставило заметный след в истории ...
  • стиль: джаз, джаз
У Этель Уотерс несколько странная судьба в джазе. Сегодня ее имя, безусловно, фигурирует в истории жанра, но оно явно не освещено ярким светом, а находится несколько в полумраке. Почему? Ведь при жизни эта певица была весьма и весьма популярна. ...
  • стиль: джаз, джаз
"Девочки тридцатых" — именно так, несколько фамильярно, назвали составители серии записей по истории джаза голландской фирмы "Timeless" альбом, посвященный вокалисткам тридцатых годов. Женский вокал в джазе впервые заставил говорить о себе ...
  • стиль: джаз, джаз
Даже в наши дни в разных точках мирового океана время от времени обнаруживают корабли-призраки, по неведомым причинам брошенные командой и ставшие игрушкой ветра и волн. Ничто так не будит воображение, как эти "летучие голландцы". Но и в джазовой ...
  • стиль: джаз, джаз
Хэрри Лиллис Кросби, известный всему миру как Бинг Кросби (1904 - 1977), является одной из величайших фигур в истории американской популярной музыки. Наряду с Синатрой и Армстронгом он входит в большую тройку вокалистов, царивших на американской ...
  • стиль: джаз, джаз
Многие музыканты и джазфэны старшего поколения сейчас испытывают нечто вроде ностальгии по старым добрым временам, когда джаз был, с одной стороны, вполне определенным жанром, а с другой стороны, имел больше пространства для внутрижанрового ...
  • стиль: джаз, джаз
Пианист, композитор и аранжировщик Алекс Хилл был достаточно заметной фигурой на джазовой сцене в конце двадцатых — начале тридцатых годов. Заметной — но не более, да и то в основном лишь в профессиональных кругах. Некоторым уже тогда ...
  • стиль: джаз, джаз
В первые годы после того, как "Original Dixieland Jass Band" выпустил свою историческую серию пластинок на фирме "Victor", популярную музыку записывали в основном малые составы из пяти-шести исполнителей, во многом подражавшие ODJB. Однако к ...
© 2012-2024 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com