Свингующий "Юнион Джек" (История джаза от Timeless)
27.12.2014
Очередной альбом исторической серии фирмы "Timeless" вновь ведет нас к Британским островам. Зарождению и первым шагам местного джаза, британским "горячим танцевальным оркестрам" голландская фирма уже посвятила один диск, о котором мы писали в статье "Британские раритеты". Но не зря вся историческая серия задумывалась как средство ознакомления широкой публики с богатейшей коллекцией джазовых пластинок Криса Барбера. И замечательный тромбонист не был бы самим собой, то есть настоящим англичанином, если бы по крупицам — хрупким дискам — выстраивая мозаику истории джаза на его родине, в США он не собирал параллельно и отечественные джазовые редкости.
Что же касается того альбома, о котором пойдет речь сегодня, то он идеально стыкуется с диском "Hot British Dance Bands", который упоминался выше. Если там речь шла о периоде с 1925 по 1937 год, то "The Rhythm Rascals..." как бы более детально останавливается на финишном временном отрезке предыдущего диска: здесь воспроизведены записи с пластинок, выходивших в 1935 — 36 годах. Естественно, и стилистически музыка, звучащая здесь, британский вариант популярных композиций эры больших оркестров, этакое "easy listening" тридцатых годов, звучит в том же ключе. Если послушать предварительно "Hot British Dance Bands" или прочитать наши заметки о нем, то в новом альбоме (и, соответственно, новом материале) вы найдете много знакомых имен: и музыкантов, и руководителей оркестров.
Впрочем, здесь есть имена и свежие, причем одно из них очень важно: именно с этим человеком связано большинство записей, о которых у нас пойдет речь. Звали его Джей Уилбур (Jay Wilbur), это псевдоним, а настоящее имя этого видного бэнд- лидера и продюсера — Уилбур Блинко. В мире британского шоу-бизнеса он появился в 1926 году, а осенью 1928 года, когда возникла фирма грамзаписи "Dominion", Уилбур занял в ней пост музыкального директора. Позже он формировал производственные программы лейблов крупной фирмы "Crystalate Gramophone Record Company": "Imperial", "Eclipse". В сентябре 1935 года все свое внимание Уилбур переключил на новый лейбл — "Crown". Амбициозный дебютант решил "уесть" конкурентов даже изменением формата своих пластинок: диски "Crown" выпускались диаметром девять дюймов, на дюйм шире, чем у соперников. Что же касается тематики релизов, то здесь Уилбур продолжил линию, начатую им у фирм-предшественников. Джей всегда старался, оставаясь в целом в рамках модных тенденций и ходовых популярных мелодий, вкладывать в музыку чуть больше духа "hot", чуть больше развернутых инструментальных соло, быть чуть ближе к духу американского джаза, чем это было принято в Англии.
Все вышесказанное относится и к седьмому в истории молодой фирмы релизу, где впервые дебютировал ансамбль "The Rhythm Rascals". "Таймлессовский" CD скрупулезно воспроизводит записи этого коллектива, сделанные с июня 1935 по июль 1936 года. Фактически под названием "The Rhythm Rascals" скрывался оркестр Джея Уилбура, а псевдоним понадобился ансамблю в связи с тем, что большинство входивших в его состав и участвовавших в записи музыкантов работало одновременно в других коллективах. От одной сессии к другой состав варьировался мало: на трубе в основном играли Билли Фарелл (Billy Farrell) или Макс Гольдберг (Max Goldberg), Дэнни Поло (Danny Polo), Фредди Гарднер (Freddy Gardner) и Сирил Грэнтем (Cyril Grantham) сменяли Джека Миранду (Jack Miranda) и Фрэнка Джонсона (Frank Johnson) в качестве кларнетно-саксофонной секции, за ударной установкой восседал Макс Эбрамс (Max Abrams). Роль вокалиста в одной из сессий примерил на себя Грэнтем, в других участвовали специально приглашенные певцы. Большинство упомянутых выше музыкантов составляли в те годы группу сильнейших джазовых инструменталистов страны и работали на постоянной основе они в одном из сильнейших же составов того времени — оркестре Берта Эмброуза. Опытный Берт частенько по одному лишь звучанию инструмента "засекал" в чужих записях своих музыкантов и тогда, по воспоминаниям современников, недовольно ворчал: "Разве я не плачу вам достаточно денег, чтобы вы не бегали искать работу на стороне?" Увы, его сетования оставались гласом вопиющего в пустыне: денег, как известно, почти никогда слишком много не бывает. Как, впрочем, и творческих амбиций — допускаю, что кого-то работа "на стороне" привлекала и возможностью большей самореализации.
Летом 1936 года студийный оркестр Джея Уилбура сменил название. Вплоть до конца 1936 года он записывался под названием "Swing Rhythm Boys". Изменение Уилбур внес в явно конъюнктурных целях: термин "свинг" становился все более модным и мог привлечь дополнительных покупателей к пластинкам "Crown". Качество музыки от этого, к счастью, не пострадало: в этом можно убедиться, послушав, к примеру, "Somebody Stole My Gal" или "When A Lady Meets A Gentleman Down South". Благодаря же не менее высокому качеству записи, музыка, исполнявшаяся английскими джазменами в середине тридцатых, звучит и сегодня вполне живо и убедительно, ничуть не слабее, чем у многих современных составов традиционного толка.
Декабрьская сессия звукозаписи 1936 года оказалась последней для ансамбля. В марте следующего года мощный концерн "Decca Records" "проглотил" "Crystalate" и диски с эмблемой "Crown" (она помещена на обложке "таймлессовского" альбома) больше не выпускались.
Но если продолжить прослушивание альбома, то, прощаясь с Джеем Уилбуром, с некоторыми из его музыкантов мы не расстанемся вплоть до последнего трека. И здесь уместно вспомнить еще одно новое для нашего повествования имя: Сид Филлипс (Sid Phillips). В конце 20-х годов Сид, прекрасный кларнетист, а также исполнитель на альт- и баритон- саксофоне, возглавлял собственный джазовый бэнд, выступал с ним как в Англии, так и в Европе. Позже он присоединился к оркестру Берта Эмброуза, где блистал в первую очередь не столько как инструменталист, сколько как прекрасный аранжировщик, великолепно чувствовавший язык джаза и свободно владевший джазовыми идиомами.
В феврале 1936 г., когда еще существовали "Swing Rhythm Boys", Сид Филлипс и восемь его коллег из оркестра Эмброуза записали две пластинки на фирме "Rex" как "Sid Phillips And His Rhythm". Пел в этих записях Джек Купер (Jack Cooper), а сам Сид играл на кларнете и альт-саксе. Этими четырьмя композициями и завершается альбом.
А одновременно завершается и короткая экскурсия по британскому довоенному джазу в коллекции Криса Барбера. Надвигались времена, когда интерес к джазу и танцевальной музыке отойдет у большинства англичан на дальний-дальний план, вторая мировая война стремительно приближалась. В те годы судьбы героев этого рассказа сложились по-разному, тот же Филлипс, к примеру, в военные годы играл джаз во главе маленького комбо в ночном клубе "Le Suivi". Но это уже совсем другая история...
по материалам "Timeless Records" подготовил Леонид AYCKEPH
"Джаз родился в Новом Орлеане", — утверждал и доказывал Джелли Ролл Мортон в серии своих знаменитых интервью Алану Ломаксу (Alan Lomax), записанных для библиотеки Конгресса в 1938 году. Оспаривать это высказывание мы не собираемся, можно только ...
Сент-Луис, крупнейший город штата Миссури, расположенный в среднем течении главной реки Америки — Миссисипи, в начале века слыл столицей рэгтайма. С этим городом связаны творческие судьбы таких выдающихся мастеров, как Скотт Джоплин (Scott ...
Сегодня, когда коррумпированность отечественного (читай, СНГ-шного) шоу-бизнеса стала притчей во языцех, а на телеэкранах и на газетных страницах во всеуслышание рассуждают о том, что "раскрутить" можно даже бревно, были бы деньги, кажутся ...
Нынче мало кто знает о джаз-бэндах, игравших и записывавшихся в двадцатые годы на юге США, в Техасе. Собственных студий звукозаписи в середине того десятилетия не было ни в Далласе, ни в Хьюстоне — главных городах штата, и все записи, представленные ...
Джаз в Америке зарождался в Новом Орлеане, пускал корни в Чикаго и Нью-Йорке, но пусть это никого не вводит в заблуждение и не настраивает на то, что в начале века эту музыку хорошо знали только в некоторых городах. Взять, к примеру, Калифорнию. ...
Нет, уважаемые читатели, вас, конечно же, ждет не репортаж из психиатрической больницы где-то в Средней Азии. Таким, несколько вольным, названием очередной обзор альбомов исторической серии "Timeless Records" обязан главным героям двух дисков, о ...
Очень многие бэнды 20-х лет остались в памяти потомков лишь благодаря звукозаписи. Не все они активно гастролировали, оставаясь в тени более известных и удачливых коллег, о них мало писали и впоследствии почти не вспоминали. Однако сегодня, ...
Когда квинтет, первоначально появившийся на широкой публике в 1916 году под названием "Original Dixieland Jass Band" (слово "jazz" стало общеупотребительным только к 1918 году), начинал свою карьеру, никто не подозревал, что вместе с ним (но и не им ...
Итак, Бикс Бейдербек и "Wolverines". Поначалу просто компания молодых людей, собиравшихся вместе помузицировать и как-то незаметно, медленно, но верно превратившихся в настоящий бэнд. Пожалуй, впервые это случилось в 1923 году в клубе "Stockton" на ...
Итак, 1925 — 1931... Во вторую половину двадцатых годов Соединенные Штаты вступали во власти лучезарных надежд на дальнейшее процветание, начавшееся после I мировой войны. Страна богатела. Экономика успешно развивалась, и тем большим ударом стал ...
При словах "Чикаго, 20-е годы" нам сразу мерещатся гангстеры, сухой закон, Аль Капоне, кровавые разборки. Однако вспомните тот же самый фильм "Некоторые предпочитают погорячее" (он же "В джазе только девушки"), и вам сразу станет ясно, что ко всему ...
Новый Орлеан, конечно же, не был островом благополучия в весьма сильно сегрегированном американском обществе начала века. Но фактом остается то, что уже тогда музыканты-джазмены — и черные, и креолы, и белые, — если и не играли вместе, то уж во ...