nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Свингующий "Юнион Джек" (История джаза от Timeless)

Свингующий "Юнион Джек" (История джаза от Timeless)  Очередной альбом исторической серии фирмы "Timeless" вновь ведет нас к Бри­танским островам. Зарождению и первым шагам местного джаза, британским "горя­чим танцевальным оркестрам" голланд­ская фирма уже посвятила один диск, о ко­тором мы писали в статье "Британ­ские раритеты". Но не зря вся историчес­кая серия задумывалась как средство озна­комления широкой публики с богатейшей коллекцией джазовых пластинок Криса Барбера. И замечательный тромбонист не был бы самим собой, то есть настоящим англичанином, если бы по крупицам — хрупким дискам — выстраивая мозаику ис­тории джаза на его родине, в США он не собирал параллельно и отечественные джазовые редкости.

Что же касается того альбома, о котором пойдет речь сегодня, то он идеально сты­куется с диском "Hot British Dance Bands", который упоминался выше. Если там речь шла о периоде с 1925 по 1937 год, то "The Rhythm Rascals..." как бы более детально останавливается на финишном времен­ном отрезке предыдущего диска: здесь вос­произведены записи с пластинок, выходив­ших в 1935 — 36 годах. Естественно, и сти­листически музыка, звучащая здесь, бри­танский вариант популярных композиций эры больших оркестров, этакое "easy lis­tening" тридцатых годов, звучит в том же ключе. Если послушать предварительно "Hot British Dance Bands" или прочитать на­ши заметки о нем, то в новом альбоме (и, соответственно, новом материале) вы най­дете много знакомых имен: и музыкантов, и руководителей оркестров.

Впрочем, здесь есть имена и свежие, причем одно из них очень важно: именно с этим человеком связано большинство за­писей, о которых у нас пойдет речь. Звали его Джей Уилбур (Jay Wilbur), это псевдо­ним, а настоящее имя этого видного бэнд- лидера и продюсера — Уилбур Блинко. В мире британского шоу-бизнеса он появил­ся в 1926 году, а осенью 1928 года, когда возникла фирма грамзаписи "Dominion", Уилбур занял в ней пост музыкального ди­ректора. Позже он формировал производ­ственные программы лейблов крупной фирмы "Crystalate Gramophone Record Company": "Imperial", "Eclipse". В сентябре 1935 года все свое внимание Уилбур пере­ключил на новый лейбл — "Crown". Амби­циозный дебютант решил "уесть" конку­рентов даже изменением формата своих пластинок: диски "Crown" выпускались ди­аметром девять дюймов, на дюйм шире, чем у соперников. Что же касается темати­ки релизов, то здесь Уилбур продолжил ли­нию, начатую им у фирм-предшественников. Джей всегда старался, оставаясь в це­лом в рамках модных тенденций и ходо­вых популярных мелодий, вкладывать в музыку чуть больше духа "hot", чуть боль­ше развернутых инструментальных соло, быть чуть ближе к духу американского джа­за, чем это было принято в Англии.

Все вышесказанное относится и к седьмо­му в истории молодой фирмы релизу, где впервые дебютировал ансамбль "The Rhythm Rascals". "Таймлессовский" CD скрупулезно воспроизводит записи этого коллектива, сде­ланные с июня 1935 по июль 1936 года. Фак­тически под названием "The Rhythm Rascals" скрывался оркестр Джея Уилбура, а псевдо­ним понадобился ансамблю в связи с тем, что большинство входивших в его состав и участ­вовавших в записи музыкантов работало од­новременно в других коллективах. От одной сессии к другой состав варьировался мало: на трубе в основном играли Билли Фарелл (Billy Farrell) или Макс Гольдберг (Max Goldberg), Дэнни Поло (Danny Polo), Фредди Гарднер (Freddy Gardner) и Сирил Грэнтем (Cyril Grantham) сменяли Джека Миранду (Jack Miranda) и Фрэнка Джонсона (Frank Johnson) в качестве кларнетно-саксофонной секции, за ударной установкой восседал Макс Эбрамс (Max Abrams). Роль вокалиста в одной из сес­сий примерил на себя Грэнтем, в других уча­ствовали специально приглашенные певцы. Большинство упомянутых выше музыкантов составляли в те годы группу сильнейших джа­зовых инструменталистов страны и работали на постоянной основе они в одном из сильней­ших же составов того времени — оркестре Бер­та Эмброуза. Опытный Берт частенько по од­ному лишь звучанию инструмента "засекал" в чужих записях своих музыкантов и тогда, по воспоминаниям современников, недовольно ворчал: "Разве я не плачу вам достаточно де­нег, чтобы вы не бегали искать работу на сто­роне?" Увы, его сетования оставались гласом вопиющего в пустыне: денег, как известно, поч­ти никогда слишком много не бывает. Как, впрочем, и творческих амбиций — допускаю, что кого-то работа "на стороне" привлекала и возможностью большей самореализации.

Летом 1936 года студийный оркестр Джея Уилбура сменил название. Вплоть до конца 1936 года он записывался под названием "Swing Rhythm Boys". Изменение Уилбур внес в явно конъюнктурных целях: термин "свинг" становился все более модным и мог привлечь дополнительных покупателей к пла­стинкам "Crown". Качество музыки от этого, к счастью, не пострадало: в этом можно убе­диться, послушав, к примеру, "Somebody Stole My Gal" или "When A Lady Meets A Gentleman Down South". Благодаря же не менее высо­кому качеству записи, музыка, исполнявшая­ся английскими джазменами в середине тридцатых, звучит и сегодня вполне живо и убедительно, ничуть не слабее, чем у многих современных составов традиционного толка.

Декабрьская сессия звукозаписи 1936 года оказалась последней для ансамбля. В марте следующего года мощный концерн "Decca Records" "проглотил" "Crystalate" и диски с эмблемой "Crown" (она помещена на об­ложке "таймлессовского" альбома) больше не выпускались.

Но если продолжить прослушивание альбо­ма, то, прощаясь с Джеем Уилбуром, с неко­торыми из его музыкантов мы не расстанем­ся вплоть до последнего трека. И здесь уме­стно вспомнить еще одно новое для нашего повествования имя: Сид Филлипс (Sid Phillips). В конце 20-х годов Сид, прекрасный кларне­тист, а также исполнитель на альт- и баритон- саксофоне, возглавлял собственный джазо­вый бэнд, выступал с ним как в Англии, так и в Европе. Позже он присоединился к орке­стру Берта Эмброуза, где блистал в первую очередь не столько как инструменталист, сколько как прекрасный аранжировщик, ве­ликолепно чувствовавший язык джаза и сво­бодно владевший джазовыми идиомами.

В феврале 1936 г., когда еще существова­ли "Swing Rhythm Boys", Сид Филлипс и во­семь его коллег из оркестра Эмброуза запи­сали две пластинки на фирме "Rex" как "Sid Phillips And His Rhythm". Пел в этих записях Джек Купер (Jack Cooper), а сам Сид играл на кларнете и альт-саксе. Этими четырьмя ком­позициями и завершается альбом.

А одновременно завершается и короткая экскурсия по британскому довоенному джа­зу в коллекции Криса Барбера. Надвигались времена, когда интерес к джазу и танцеваль­ной музыке отойдет у большинства англичан на дальний-дальний план, вторая мировая война стремительно приближалась. В те го­ды судьбы героев этого рассказа сложились по-разному, тот же Филлипс, к примеру, в военные годы играл джаз во главе малень­кого комбо в ночном клубе "Le Suivi". Но это уже совсем другая история...

по материалам "Timeless Records" подготовил Леонид AYCKEPH


стиль
джаз
автор
Леонид АУСКЕРН
страна
Великобритания
музыкальный стиль
свинг





Ещё из раздела история джаза

  • стиль: джаз, джаз
Диск для тех, кто интересуется старым джазом и с удовольствием читал наши материалы под рубрикой «История джаза от Timeless». В рамках этих очерков у нас уже появлялся большой материал про оригинального изобретателя музыкальных ...
  • стиль: джаз, джаз
Голландский лэйбл продолжает вы­пуск дисков своей исторической се­рии, и, по мере поступления, мы бу­дем вас с ними знакомить. Как в театре, после спектакля на сцену выходят и раскланиваются перед зрителями все участники, так и в данном ...
  • стиль: джаз, джаз
Издание в серии своеобразных "Исторических хроник" альбома до­статочно популярного в 20-30-е годы бэнд-лидера, артиста варьете и клар­нетиста Тэда Льюиса представляет его творческое наследие, записанное вместе с известными артистами того времени, ...
  • стиль: джаз, джаз
Рассказывая об этом "экспонате" из коллекции исторических джазовых записей, изданной голландской компанией "Timeless", над названием материала долго мучаться не пришлось — сам альбом назван достаточно красноречиво и броско: "Джаз идет в кино". ...
  • стиль: джаз, джаз
При всех громадных достоинствах исторической серии "Timeless", которые просто невозможно переоценить, логику составителей серии порой трудно уловить. Допустим, они изначально решили отказаться от "портретных" дисков самых известных корифеев джаза - ...
  • стиль: джаз, джаз
Очередной альбом исторической серии "Timeless" представляет совершенно неизвестную у нас и надолго забытую у себя на родине американскую певицу. Певицу неплохую, но не выдающуюся. Нельзя сказать, что бы ее творчество оставило заметный след в истории ...
  • стиль: джаз, джаз
У Этель Уотерс несколько странная судьба в джазе. Сегодня ее имя, безусловно, фигурирует в истории жанра, но оно явно не освещено ярким светом, а находится несколько в полумраке. Почему? Ведь при жизни эта певица была весьма и весьма популярна. ...
  • стиль: джаз, джаз
"Девочки тридцатых" — именно так, несколько фамильярно, назвали составители серии записей по истории джаза голландской фирмы "Timeless" альбом, посвященный вокалисткам тридцатых годов. Женский вокал в джазе впервые заставил говорить о себе ...
  • стиль: джаз, джаз
Даже в наши дни в разных точках мирового океана время от времени обнаруживают корабли-призраки, по неведомым причинам брошенные командой и ставшие игрушкой ветра и волн. Ничто так не будит воображение, как эти "летучие голландцы". Но и в джазовой ...
  • стиль: джаз, джаз
Хэрри Лиллис Кросби, известный всему миру как Бинг Кросби (1904 - 1977), является одной из величайших фигур в истории американской популярной музыки. Наряду с Синатрой и Армстронгом он входит в большую тройку вокалистов, царивших на американской ...
  • стиль: джаз, джаз
Многие музыканты и джазфэны старшего поколения сейчас испытывают нечто вроде ностальгии по старым добрым временам, когда джаз был, с одной стороны, вполне определенным жанром, а с другой стороны, имел больше пространства для внутрижанрового ...
  • стиль: джаз, джаз
Пианист, композитор и аранжировщик Алекс Хилл был достаточно заметной фигурой на джазовой сцене в конце двадцатых — начале тридцатых годов. Заметной — но не более, да и то в основном лишь в профессиональных кругах. Некоторым уже тогда ...
© 2012-2025 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com