nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Свингующий "Юнион Джек" (История джаза от Timeless)

Свингующий "Юнион Джек" (История джаза от Timeless)  Очередной альбом исторической серии фирмы "Timeless" вновь ведет нас к Бри­танским островам. Зарождению и первым шагам местного джаза, британским "горя­чим танцевальным оркестрам" голланд­ская фирма уже посвятила один диск, о ко­тором мы писали в статье "Британ­ские раритеты". Но не зря вся историчес­кая серия задумывалась как средство озна­комления широкой публики с богатейшей коллекцией джазовых пластинок Криса Барбера. И замечательный тромбонист не был бы самим собой, то есть настоящим англичанином, если бы по крупицам — хрупким дискам — выстраивая мозаику ис­тории джаза на его родине, в США он не собирал параллельно и отечественные джазовые редкости.

Что же касается того альбома, о котором пойдет речь сегодня, то он идеально сты­куется с диском "Hot British Dance Bands", который упоминался выше. Если там речь шла о периоде с 1925 по 1937 год, то "The Rhythm Rascals..." как бы более детально останавливается на финишном времен­ном отрезке предыдущего диска: здесь вос­произведены записи с пластинок, выходив­ших в 1935 — 36 годах. Естественно, и сти­листически музыка, звучащая здесь, бри­танский вариант популярных композиций эры больших оркестров, этакое "easy lis­tening" тридцатых годов, звучит в том же ключе. Если послушать предварительно "Hot British Dance Bands" или прочитать на­ши заметки о нем, то в новом альбоме (и, соответственно, новом материале) вы най­дете много знакомых имен: и музыкантов, и руководителей оркестров.

Впрочем, здесь есть имена и свежие, причем одно из них очень важно: именно с этим человеком связано большинство за­писей, о которых у нас пойдет речь. Звали его Джей Уилбур (Jay Wilbur), это псевдо­ним, а настоящее имя этого видного бэнд- лидера и продюсера — Уилбур Блинко. В мире британского шоу-бизнеса он появил­ся в 1926 году, а осенью 1928 года, когда возникла фирма грамзаписи "Dominion", Уилбур занял в ней пост музыкального ди­ректора. Позже он формировал производ­ственные программы лейблов крупной фирмы "Crystalate Gramophone Record Company": "Imperial", "Eclipse". В сентябре 1935 года все свое внимание Уилбур пере­ключил на новый лейбл — "Crown". Амби­циозный дебютант решил "уесть" конку­рентов даже изменением формата своих пластинок: диски "Crown" выпускались ди­аметром девять дюймов, на дюйм шире, чем у соперников. Что же касается темати­ки релизов, то здесь Уилбур продолжил ли­нию, начатую им у фирм-предшественников. Джей всегда старался, оставаясь в це­лом в рамках модных тенденций и ходо­вых популярных мелодий, вкладывать в музыку чуть больше духа "hot", чуть боль­ше развернутых инструментальных соло, быть чуть ближе к духу американского джа­за, чем это было принято в Англии.

Все вышесказанное относится и к седьмо­му в истории молодой фирмы релизу, где впервые дебютировал ансамбль "The Rhythm Rascals". "Таймлессовский" CD скрупулезно воспроизводит записи этого коллектива, сде­ланные с июня 1935 по июль 1936 года. Фак­тически под названием "The Rhythm Rascals" скрывался оркестр Джея Уилбура, а псевдо­ним понадобился ансамблю в связи с тем, что большинство входивших в его состав и участ­вовавших в записи музыкантов работало од­новременно в других коллективах. От одной сессии к другой состав варьировался мало: на трубе в основном играли Билли Фарелл (Billy Farrell) или Макс Гольдберг (Max Goldberg), Дэнни Поло (Danny Polo), Фредди Гарднер (Freddy Gardner) и Сирил Грэнтем (Cyril Grantham) сменяли Джека Миранду (Jack Miranda) и Фрэнка Джонсона (Frank Johnson) в качестве кларнетно-саксофонной секции, за ударной установкой восседал Макс Эбрамс (Max Abrams). Роль вокалиста в одной из сес­сий примерил на себя Грэнтем, в других уча­ствовали специально приглашенные певцы. Большинство упомянутых выше музыкантов составляли в те годы группу сильнейших джа­зовых инструменталистов страны и работали на постоянной основе они в одном из сильней­ших же составов того времени — оркестре Бер­та Эмброуза. Опытный Берт частенько по од­ному лишь звучанию инструмента "засекал" в чужих записях своих музыкантов и тогда, по воспоминаниям современников, недовольно ворчал: "Разве я не плачу вам достаточно де­нег, чтобы вы не бегали искать работу на сто­роне?" Увы, его сетования оставались гласом вопиющего в пустыне: денег, как известно, поч­ти никогда слишком много не бывает. Как, впрочем, и творческих амбиций — допускаю, что кого-то работа "на стороне" привлекала и возможностью большей самореализации.

Летом 1936 года студийный оркестр Джея Уилбура сменил название. Вплоть до конца 1936 года он записывался под названием "Swing Rhythm Boys". Изменение Уилбур внес в явно конъюнктурных целях: термин "свинг" становился все более модным и мог привлечь дополнительных покупателей к пла­стинкам "Crown". Качество музыки от этого, к счастью, не пострадало: в этом можно убе­диться, послушав, к примеру, "Somebody Stole My Gal" или "When A Lady Meets A Gentleman Down South". Благодаря же не менее высо­кому качеству записи, музыка, исполнявшая­ся английскими джазменами в середине тридцатых, звучит и сегодня вполне живо и убедительно, ничуть не слабее, чем у многих современных составов традиционного толка.

Декабрьская сессия звукозаписи 1936 года оказалась последней для ансамбля. В марте следующего года мощный концерн "Decca Records" "проглотил" "Crystalate" и диски с эмблемой "Crown" (она помещена на об­ложке "таймлессовского" альбома) больше не выпускались.

Но если продолжить прослушивание альбо­ма, то, прощаясь с Джеем Уилбуром, с неко­торыми из его музыкантов мы не расстанем­ся вплоть до последнего трека. И здесь уме­стно вспомнить еще одно новое для нашего повествования имя: Сид Филлипс (Sid Phillips). В конце 20-х годов Сид, прекрасный кларне­тист, а также исполнитель на альт- и баритон- саксофоне, возглавлял собственный джазо­вый бэнд, выступал с ним как в Англии, так и в Европе. Позже он присоединился к орке­стру Берта Эмброуза, где блистал в первую очередь не столько как инструменталист, сколько как прекрасный аранжировщик, ве­ликолепно чувствовавший язык джаза и сво­бодно владевший джазовыми идиомами.

В феврале 1936 г., когда еще существова­ли "Swing Rhythm Boys", Сид Филлипс и во­семь его коллег из оркестра Эмброуза запи­сали две пластинки на фирме "Rex" как "Sid Phillips And His Rhythm". Пел в этих записях Джек Купер (Jack Cooper), а сам Сид играл на кларнете и альт-саксе. Этими четырьмя ком­позициями и завершается альбом.

А одновременно завершается и короткая экскурсия по британскому довоенному джа­зу в коллекции Криса Барбера. Надвигались времена, когда интерес к джазу и танцеваль­ной музыке отойдет у большинства англичан на дальний-дальний план, вторая мировая война стремительно приближалась. В те го­ды судьбы героев этого рассказа сложились по-разному, тот же Филлипс, к примеру, в военные годы играл джаз во главе малень­кого комбо в ночном клубе "Le Suivi". Но это уже совсем другая история...

по материалам "Timeless Records" подготовил Леонид AYCKEPH


стиль
джаз
автор
Леонид АУСКЕРН
страна
Великобритания
музыкальный стиль
свинг





Ещё из раздела история джаза

  • стиль: джаз, джаз
Уже вроде бы и неудобно еще раз констатировать, что историческая серия "Timeless" является уникальным собранием редкостей. Но даже внутри этой коллекции записи, включенные в данный альбом, необходимо выделить особо. Если для многих история джаза на ...
  • стиль: джаз, джаз
Больше чем через полстолетия после своей смерти в 1941 году, Джелли Ролл Мортон остается не только исполнителем, притягивающим интерес всех, кто интересуется джазовой классикой, но и одним из первых значительных джазовых композиторов. Его музыку ...
  • стиль: джаз, джаз
Нельзя сказать, что имя Адриана Роллини (Adrian Rollini) начисто забыто джазовыми историками. Книги, рассказывающие о традиционном джазе, не обходятся без его упоминания. Но, как правило, звучит это имя в длинном ряду, перечисляющем "и других"; его ...
  • стиль: джаз, джаз
Уже самая первая пластинка Армстронга, записанная компанией "OKeh" в 1925 г., стала сенсацией. До того он был, что говорится, широко известным в узких кругах - музыкантов и завсегдатаев танцхоллов и ночных клубов, где играли и "King Oliver Jazz ...
  • стиль: джаз, джаз
Эти два экспоната из джазовой галереи фирмы "Timeless" просто невозможно отделить один от другого. По временным рамкам и по месту действия они великолепно дополняют друг друга, выстраивая впечатляющую панораму чикагского джаза 20–х годов. ...
  • стиль: джаз, джаз
Господа джазфэны, вспомните все, что вы когда–либо читали о зарождении джаза и его самых первых шагах. Разумеется, львиная доля всех описываемых событий происходила в Новом Орлеане. Что касается места, то тут никаких сенсаций вроде бы не ...
  • стиль: джаз, джаз
В конце 1922 года двадцатипятилетний музыкант по имени Сидней Беше возвращался из Европы домой в Штаты. Возвращался не по своей воле. Он был выслан из Великобритании как нежелательный иностранец в связи с обвинением в нападении на женщину. Возможно, ...
  • стиль: джаз, джаз
Этот альбом занимает довольно своеобразную позицию в коллекционной серии фирмы "Timeless". Судя по названию, он заявлен как портретный сборник записей известного в традиционном джазе банджоиста, гитариста и лидера Эдди (Элберта Эдвина ) Кондона ...
  • стиль: джаз, джаз
Луи Армстронг середины двадцатых — фигура столь же противоречивая, сколь и значительная для истории джаза. Его почитатели как в прошлом, так и в настоящем единодушно отмечают, что с оркестрами, где он играл, Сэчмо не всегда везло. Взять, например, ...
  • стиль: джаз, джаз
"Джаз родился в Новом Орлеане", — утверждал и доказывал Джелли Ролл Мортон в серии своих знаменитых интервью Алану Ломаксу (Alan Lomax), записанных для библиотеки Конгресса в 1938 году. Оспаривать это высказывание мы не собираемся, можно только ...
  • стиль: джаз, джаз
Сент-Луис, крупнейший город штата Миссури, расположенный в среднем течении главной реки Америки — Миссисипи, в начале века слыл столицей рэгтайма. С этим городом связаны творческие судьбы таких выдающихся мастеров, как Скотт Джоплин (Scott ...
  • стиль: джаз, джаз
Сегодня, когда коррумпированность отечественного (читай, СНГ-шного) шоу-бизнеса стала притчей во языцех, а на телеэкранах и на газетных страницах во всеуслышание рассуждают о том, что "раскрутить" можно даже бревно, были бы деньги, кажутся ...
© 2012-2025 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com