Когда квинтет, первоначально появившийся на широкой публике в 1916 году под названием "Original Dixieland Jass Band" (слово "jazz" стало общеупотребительным только к 1918 году), начинал свою карьеру, никто не подозревал, что вместе с ним (но и не им одним, конечно) начинается новая музыкальная эпоха — эра джаза. В то время в развлекательной музыке сложилась такая картина, что подавляющее большинство ансамблей и музыкантов играли разнообразные рэгтаймы, марши, популярные песни, танцевальные мелодии, блюзы, спиричуэлсы, но некоторые исполнители уже начинали экспериментировать с разнообразными сочетаниями всех этих жанров, добавляя в свои сочинения изрядную долю импровизации. ODJB посчастливилось стать первым таким коллективом, на который обратили внимание продюсеры индустрии развлечений и зарождающейся тогда звукозаписи.
Гарри Джеймс (однофамилец будущего знаменитого бэнд-лидера), менеджер и импресарио большого ночного клуба в Чикаго, будучи в начале 1916 года в Нью-Орлеане, услышал ODJB и сразу подписал им ангажемент. 1 марта музыканты уже играли у него на сцене. Успех был быстрым и ошеломляющим. Немаловажную роль, кроме новизны стиля, играла и подача музыки артистами: звучание ансамбля было по тем временам исключительно слаженным и элегантным.
Ник Ла Рокка, корнетист, композитор и руководитель группы, так говорил об их музыке: "Это как шитье костюма... Я раскраиваю ткань, Шилдс (кларнетист) делает декор, а Эдвардс (тромбонист) кладет строчку". Он мог бы добавить, что Рагас (пианист) и Сбарбаро (барабанщик) надевают готовую модель на манекен и выставляют в витрину на обозрение покупателей. И действительно, кларнет украшает простое открытое звучание корнета Ла Рокка, который редко пользовался сурдинами и предпочитал чистые тона. Тромбон "закрепляет" и оттеняет звучание остальных духовых своими шероховатыми фразами. Фортепиано в основном занимается "наведением лоска" — его роль чисто вспомогательная, такая же, как и барабанщика, занятого исключительно заданием темпа всем остальным.
Ударная установка того времени значительно отличалась от современной и состояла из одного малого и одного большого (действительно большого!) барабанов, всего одной тарелки и нескольких металлических цилиндрических и прямоугольных колокольцев. По поводу первых записей джазовых оркестров до сих пор ходит легенда, что барабанщики не могли пользоваться на сессиях большим барабаном, потому что от его грохота сбивалась игла звукозаписывающего аппарата. Однако во всех записях на этом диске удары басового барабана слышны весьма отчетливо. Может быть, его отсаживали подальше, а может, как-то приглушали, во всяком случае, звучание бэнда воспроизводится достаточно аутентично.
В начале 1917 года ODJB переехали в Нью-Йорк и начали выступать в "Reisenweber's Club" и активно записываться. Их первая пластинка поступила в продажу 7 марта 1917 года, и сразу же разнеслись слухи, что появилась новая танцевальная музыка, отличная от всех остальных тогдашних записей. В итоге было продано около миллиона (!) экземпляров "Livery Stable Blues" и "Dixie Jass Band One Stap". Это был невероятный результат для первой записи малоизвестного в масштабе страны оркестра. Подобными тиражами пластинок в Америке в то время могли похвастаться только король танцевальных маршей Джон Филипп Соуза и величайший тенор мира Энрико Карузо. Кстати, оперному певцу очень понравилась музыка бэнда, руководимого его соотечественником (Ла Рокка тоже был итальянцем) — Карузо позже приобрел все их пластинки, и они даже вместе участвовали в одном благотворительном концерте.
В составе ODJB с 1917 по 1921 год произошло несколько перемен: появился новый тромбонист Эмиль Крисчиан (Emile Christian), пианист Рассел Робинсон (Russel Robinson) заменил Рагаса, скоропостижно скончавшегося во время эпидемии гриппа, на короткое время пришел альт-саксофонист Бенни Крюгер, иногда в концертах и записях принимали участие и вокалисты, но эти пять-шесть лет стали чередой непрерывных гастролей, неизменно сопровождавшихся аншлагами, и больших тиражей пластинок. Большинство композиций тех лет присутствуют в этом альбоме и наглядно демонстрируют тот прогресс, которого достиг бэнд за такое короткое время — их стиль прошел путь от слегка видоизмененного рэгтайма ("Ostrich Walk") до вполне оригинального джаза ("Dangerous Blues", "St. Louis Blues").
Музыканты после окончания I Мировой войны побывали в Лондоне, где "застряли" на целых пятнадцать месяцев, произведя такой же фурор, как и в Нью-Йорке. Вернувшись в Америку, они поначалу работали так же активно, как и раньше и, казалось бы, ничто не предвещало закат такой блестящей музыкальной карьеры. Продолжались концерты, записи, однако постепенно что-то начало разлаживаться внутри коллектива. Шилдс устал от бесконечных гастролей и попросту ушел из бэнда, Синьорелли, сменивший Робинсона в 1921 году, тоже покинул ODJB, чтобы присоединиться к набиравшей популярность "Original Memphis Five", и к 1924 году знаменитая группа перестала существовать.
Сам Ла Рокка "заработал" нервный срыв от пережитого, и вплоть до 1936 года о нем и большинстве его коллег ничего не было слышно. Потом он пытался возродить группу, и она просуществовала полтора года, давала концерты и даже снялась в фильме "March Of Time". Но все это было лишь бледной тенью былого успеха, когда его записями вдохновлялись молодые Бикс Бейдербек, Шарки Бонано, да и вообще большинство молодых белых джазовых трубачей начала 20-х.
На этом диске собраны, пожалуй, самые популярные пьесы "Original Dixieland Jazz Band" в том самом, знаменитом, раннем исполнении. Наверняка, они не поразят воображение современного слушателя, но не нужно забывать о том, что Ла Рокка со своими товарищами были первыми, кто проторил дорогу этой музыке к широкой публике. Хотя бы за это все любители джаза должны быть им благодарны.
"Джаз родился в Новом Орлеане", — утверждал и доказывал Джелли Ролл Мортон в серии своих знаменитых интервью Алану Ломаксу (Alan Lomax), записанных для библиотеки Конгресса в 1938 году. Оспаривать это высказывание мы не собираемся, можно только ...
Сент-Луис, крупнейший город штата Миссури, расположенный в среднем течении главной реки Америки — Миссисипи, в начале века слыл столицей рэгтайма. С этим городом связаны творческие судьбы таких выдающихся мастеров, как Скотт Джоплин (Scott ...
Сегодня, когда коррумпированность отечественного (читай, СНГ-шного) шоу-бизнеса стала притчей во языцех, а на телеэкранах и на газетных страницах во всеуслышание рассуждают о том, что "раскрутить" можно даже бревно, были бы деньги, кажутся ...
Нынче мало кто знает о джаз-бэндах, игравших и записывавшихся в двадцатые годы на юге США, в Техасе. Собственных студий звукозаписи в середине того десятилетия не было ни в Далласе, ни в Хьюстоне — главных городах штата, и все записи, представленные ...
Джаз в Америке зарождался в Новом Орлеане, пускал корни в Чикаго и Нью-Йорке, но пусть это никого не вводит в заблуждение и не настраивает на то, что в начале века эту музыку хорошо знали только в некоторых городах. Взять, к примеру, Калифорнию. ...
Нет, уважаемые читатели, вас, конечно же, ждет не репортаж из психиатрической больницы где-то в Средней Азии. Таким, несколько вольным, названием очередной обзор альбомов исторической серии "Timeless Records" обязан главным героям двух дисков, о ...
Очень многие бэнды 20-х лет остались в памяти потомков лишь благодаря звукозаписи. Не все они активно гастролировали, оставаясь в тени более известных и удачливых коллег, о них мало писали и впоследствии почти не вспоминали. Однако сегодня, ...
Итак, Бикс Бейдербек и "Wolverines". Поначалу просто компания молодых людей, собиравшихся вместе помузицировать и как-то незаметно, медленно, но верно превратившихся в настоящий бэнд. Пожалуй, впервые это случилось в 1923 году в клубе "Stockton" на ...
Итак, 1925 — 1931... Во вторую половину двадцатых годов Соединенные Штаты вступали во власти лучезарных надежд на дальнейшее процветание, начавшееся после I мировой войны. Страна богатела. Экономика успешно развивалась, и тем большим ударом стал ...
При словах "Чикаго, 20-е годы" нам сразу мерещатся гангстеры, сухой закон, Аль Капоне, кровавые разборки. Однако вспомните тот же самый фильм "Некоторые предпочитают погорячее" (он же "В джазе только девушки"), и вам сразу станет ясно, что ко всему ...
Новый Орлеан, конечно же, не был островом благополучия в весьма сильно сегрегированном американском обществе начала века. Но фактом остается то, что уже тогда музыканты-джазмены — и черные, и креолы, и белые, — если и не играли вместе, то уж во ...
Этап, охватываемый данным альбомом, принадлежит к числу наиболее интересных, важных для джаза и наименее известных по записям. В этом смысле значение работы, проделанной "Timeless Records" возрастает, в отношении периода времени, указанного на ...