nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Техасские редкости (История джаза от Timeless)

Техасские редкости (История джаза от Timeless)  Нынче мало кто знает о джаз-бэндах, игравших и записывавшихся в двадцатые годы на юге США, в Техасе. Собственных студий звукозаписи в середине того десятилетия не было ни в Далласе, ни в Хьюстоне — главных городах штата, и все записи, представленные в этом альбоме, были сделаны на выездных сессиях таких фирм, как "Victor" или "Okeh". Они с самого начала своего существования стали организовывать поездки мобильных студий по США в поисках интересных образцов музыки, и, в частности, джаза.

И что же они нашли в Техасе? Восемь ансамблей, которые, хотя в дальнейшем и не сыграли большой роли в американском джазе, но некоторые их участники стали весьма известными в других городах.

Первый же из коллективов, который вы услышите на этом диске, "Jimmy Joy's St. Anthony Hotel Orchestra", имел очень оригинального руководителя. Его настоящая фамилия — Джимми Мэлони (Jimmy Maloney), а прославился он тем, что мог играть одновременно на трех (!) кларнетах. То есть он в двадцатых годах проделывал то, за что джазфэны 60-х и 70-х восхищались Роландом Керком (Roland Kirk). Джимми не увлекался своими способностями и на диске можно услышать подобную эксцентрику лишь эпизодически. Впоследствии он уехал в Чикаго, где играл в оркестре Мэтти Мэтлока (Matty Matlock) и участвовал в первых сессиях записи этого оркестра.

В 1925 году компания "Victor Talking Machine" отправила мобильную студию в Хьюстон специально для того, чтобы записать местные таланты. Одним из них был Ллойд Финлей (Lloyd Finlay) и его бэнд. Сам Финлей играл на скрипке, а из всех его музыкантов нам известна только фамилия пианиста Сигера Эллиса (Seager Ellis). Он вместе с лидером сочинял пьесы для бэнда, а позже стал широко популярен в Штатах, но только как исполнитель романтических и сентиментальных баллад.

Если вслушаться в звучание оркестра, то сразу становится очевидной их склонность к музыкальной эксцентрике, что малоопытными слушателями принималось за оригинальный стиль. Например, в пьесе "Fiddlin' Blues" инструменты совершенно неожиданно начинают подвывать, залихватски присвистывать, а то и вовсе издевательски хохотать. На память сразу приходят кадры и звуки из старого советского кинофильма "Веселые ребята", где оркестр устраивал "музыкальный дебош". У Финлея до такого, конечно, не доходит, но он не брезгует никакими приемами для привлечения внимания слушателей.

В один и тот же день в студии проходило несколько полноценных сессий звукозаписи. Следом за Финлеем к микрофону стал бэнд Фэтти Мартина (Fatty Martin). Они неплохо отыграли две пьесы, причем одну из них — собственного сочинения. Ее автор — трубач оркестра Эрл Черч (Earl Church). Он играл на практически постоянно засурдиненной трубе, к чему редко прибегали белые музыканты, и, надо сказать, его саунд ненамного уступает ведущим трубачам того времени. Однако музыка оркестра Мартина была чисто танцевальной без особой фантазии — фокстроты, чарльстоны и т.п.

Осенью 1925 года компания "OKeh" опять "выехала" в Даллас, чтобы записать никому за пределами этого города не известную, но заслуживающую того группу пианиста Джека Гарднера (Jack Gardner). Оркестр этот отличался прямо-таки безмерной "всеядностью" — они исполняли джаз, блюз, популярные песни, комические куплеты и т.п. Гарднер был неплохим коспозитором, его пьеса "Bye Bye Pretty Baby" даже стала всеамериканским хитом в 1927 году, а целым десятилетием позже, в 1939 и 1940 годах он работал пианистом в оркестре Гарри Джеймса (Harry James). В этом альбоме ансамбль Гарднера аккомпанирует белой певице Ирене Тэйлор (Irena Taylor), которая исполняла полублюзовый, полуводевильный репертуар. Она опять же стала известна, только уехав из Техаса — в 1928 году ее пригласил к себе Пол Уайтмен (Paul Whiteman) и она принимала участие в записи одного из самых знаменитых его номеров — "Mississippy Mud". Такие переплетения судеб музыкантов были тогда обычны в джазе, аналогичная картина сохранялась и позже — время от времени малопопулярные в США исполнители становились звездами в Европе.

Однако вернемся к джазовому Техасу начала века, представленному на этом диске. Лучшим из всех тамошних ансамблей был, пожалуй, черный бэнд Троя Флойда (Troy Floyd) "Plaza Hotel Orchestra" из Сан-Антонио. Флойд создал подлинно свинговый ансамбль с отличными солистами, среди которых явно выделялся трубач Дон Альберт (Don Albert), родом из Нового Орлеана. "Plaza Hotel Orchestra" сделал довольно много записей, из которых особенно стоит отметить две: "Shadowland Blues" и "Dreamland Blues". Эти композиции были одними из первых образцов полноценных длинных джазовых сочинений, записанных на пластинки. Каждая из них длится больше пяти минут, поэтому они разбиты на две половины и размещены на обоих сторонах диска. Не очень удобно было прерываться на середине вещи и переворачивать пластинку, но зато музыканты не были скованы трехминутным лимитом и показали все, на что они способны. Во всяком случае, каждый солист смог сыграть полный квадрат своей импровизации, не торопясь и не оглядываясь на звукорежиссера.

При исполнении "Dreamland Blues" к бэнду присоединился саксофонист Хершель Эванс (Hershel Evans). Тогда это был молодой подающий надежды музыкант, а уже спустя десять лет он стал одним из лидеров знаменитого "звездного" состава биг-бэнда Каунта Бэйси. К сожалению, смерть Эванса в 1939 году помешала ему занять место в истории джаза рядом с Коулменом Хокинсом и Лестером Янгом.

В альбоме приведены записи еще двух техасских оркестров — "Leroy's Dallas Band" и "Fred Gardner's Texas University Troubadours". Первая из них, руководимая черным корнетистом Лероем Уильямсом (Leroy Williams), была чисто студийным бэндом с достаточно стандартным звучанием, но зато сам Уильямс звучал просто превосходно — не исключено, что фирма приезжала записывать именно его. Руководитель второй группы, Фред Гарднер, однофамилец вышеупомянутого Джека Гарднера, стал одним из тех музыкантов, которые остались в истории благодаря нескольким записям. Его оркестр по звучанию был ничуть не хуже большинства тогдашних джаз-бендов, но, к сожалению, о нем больше ничего не известно.

Джазмены 20-х лет из Техаса в своем большинстве не сыграли большой роли в дальнейшем развитии американской популярной музыки, но, наверное, только из-за своей удаленности от культурных центров — Нью-Йорка, Чикаго, Канзас-Сити. Увы, провинция редко выбивалась в лидеры в джазе...

Подготовил Евгений ДОЛГИХ


стиль
джаз
автор
Евгений ДОЛГИХ
страна
США
музыкальный стиль
традиционный джаз


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела история джаза

  • стиль: джаз, джаз
Джаз в Америке зарождался в Новом Орлеане, пускал корни в Чикаго и Нью-Йорке, но пусть это никого не вводит в заблуждение и не настраивает на то, что в начале века эту музыку хорошо знали только в некоторых городах. Взять, к примеру, Калифорнию. ...
  • стиль: джаз, джаз
Нет, уважаемые читатели, вас, конечно же, ждет не репортаж из психиатрической больницы где-то в Средней Азии. Таким, несколько вольным, названием очередной обзор альбомов исторической серии "Timeless Records" обязан главным героям двух дисков, о ...
  • стиль: джаз, джаз
Очень многие бэнды 20-х лет остались в памяти потомков лишь благодаря звукозаписи. Не все они активно гастролировали, оставаясь в тени более известных и удачливых коллег, о них мало писали и впоследствии почти не вспоминали. Однако сегодня, ...
  • стиль: джаз, джаз
Когда квинтет, первоначально появившийся на широкой публике в 1916 году под названием "Original Dixieland Jass Band" (слово "jazz" стало общеупотребительным только к 1918 году), начинал свою карьеру, никто не подозревал, что вместе с ним (но и не им ...
  • стиль: джаз, джаз
Итак, Бикс Бейдербек и "Wolverines". Поначалу просто компания молодых людей, собиравшихся вместе помузицировать и как-то незаметно, медленно, но верно превратившихся в настоящий бэнд. Пожалуй, впервые это случилось в 1923 году в клубе "Stockton" на ...
  • стиль: джаз, джаз
Итак, 1925 — 1931... Во вторую половину двадцатых годов Соединенные Штаты вступали во власти лучезарных надежд на дальнейшее процветание, начавшееся после I мировой войны. Страна богатела. Экономика успешно развивалась, и тем большим ударом стал ...
  • стиль: джаз, джаз
При словах "Чикаго, 20-е годы" нам сразу мерещатся гангстеры, сухой закон, Аль Капоне, кровавые разборки. Однако вспомните тот же самый фильм "Некоторые предпочитают погорячее" (он же "В джазе только девушки"), и вам сразу станет ясно, что ко всему ...
  • стиль: джаз, джаз
Новый Орлеан, конечно же, не был островом благополучия в весьма сильно сегрегированном американском обществе начала века. Но фактом остается то, что уже тогда музыканты-джазмены — и черные, и креолы, и белые, — если и не играли вместе, то уж во ...
  • стиль: джаз, джаз
Этап, охватываемый данным альбомом, принадлежит к числу наиболее интересных, важных для джаза и наименее известных по записям. В этом смысле значение работы, проделанной "Timeless Records" возрастает, в отношении периода времени, указанного на ...
  • стиль: джаз, джаз
вступление Сегодня мы начинаем презентацию целой серии исторических архивных джазовых записей. Голландская компания "Timeless Records" сделала просто роскошный подарок любителям традиционного джаза, выпустив около 50 компакт-дисков с музыкой, ...
  • стиль: джаз, джаз
Второй диск, посвященный истории рэгтайма и раннего джаза, обозначен 1916 - 1922 годами, но в целом на нем представлена музыка, звучавшая в Америке уже после 1918 г. Подавляющее большинство оркестров записаны в Нью-Йорке, за исключением двух — из ...
  • автор: Леонид АУСКЕРН
Timeless продолжает знакомить нас с теми, кто в двадцатые годы играл в Чикаго танцевальную музыку. Я сознательно не употребил слово джаз, потому что некоторые из представленных здесь музыкантов (а все они - белые) совершенно искренне считали, что ...
© 2012-2024 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com