Нынче мало кто знает о джаз-бэндах, игравших и записывавшихся в двадцатые годы на юге США, в Техасе. Собственных студий звукозаписи в середине того десятилетия не было ни в Далласе, ни в Хьюстоне — главных городах штата, и все записи, представленные в этом альбоме, были сделаны на выездных сессиях таких фирм, как "Victor" или "Okeh". Они с самого начала своего существования стали организовывать поездки мобильных студий по США в поисках интересных образцов музыки, и, в частности, джаза.
И что же они нашли в Техасе? Восемь ансамблей, которые, хотя в дальнейшем и не сыграли большой роли в американском джазе, но некоторые их участники стали весьма известными в других городах.
Первый же из коллективов, который вы услышите на этом диске, "Jimmy Joy's St. Anthony Hotel Orchestra", имел очень оригинального руководителя. Его настоящая фамилия — Джимми Мэлони (Jimmy Maloney), а прославился он тем, что мог играть одновременно на трех (!) кларнетах. То есть он в двадцатых годах проделывал то, за что джазфэны 60-х и 70-х восхищались Роландом Керком (Roland Kirk). Джимми не увлекался своими способностями и на диске можно услышать подобную эксцентрику лишь эпизодически. Впоследствии он уехал в Чикаго, где играл в оркестре Мэтти Мэтлока (Matty Matlock) и участвовал в первых сессиях записи этого оркестра.
В 1925 году компания "Victor Talking Machine" отправила мобильную студию в Хьюстон специально для того, чтобы записать местные таланты. Одним из них был Ллойд Финлей (Lloyd Finlay) и его бэнд. Сам Финлей играл на скрипке, а из всех его музыкантов нам известна только фамилия пианиста Сигера Эллиса (Seager Ellis). Он вместе с лидером сочинял пьесы для бэнда, а позже стал широко популярен в Штатах, но только как исполнитель романтических и сентиментальных баллад.
Если вслушаться в звучание оркестра, то сразу становится очевидной их склонность к музыкальной эксцентрике, что малоопытными слушателями принималось за оригинальный стиль. Например, в пьесе "Fiddlin' Blues" инструменты совершенно неожиданно начинают подвывать, залихватски присвистывать, а то и вовсе издевательски хохотать. На память сразу приходят кадры и звуки из старого советского кинофильма "Веселые ребята", где оркестр устраивал "музыкальный дебош". У Финлея до такого, конечно, не доходит, но он не брезгует никакими приемами для привлечения внимания слушателей.
В один и тот же день в студии проходило несколько полноценных сессий звукозаписи. Следом за Финлеем к микрофону стал бэнд Фэтти Мартина (Fatty Martin). Они неплохо отыграли две пьесы, причем одну из них — собственного сочинения. Ее автор — трубач оркестра Эрл Черч (Earl Church). Он играл на практически постоянно засурдиненной трубе, к чему редко прибегали белые музыканты, и, надо сказать, его саунд ненамного уступает ведущим трубачам того времени. Однако музыка оркестра Мартина была чисто танцевальной без особой фантазии — фокстроты, чарльстоны и т.п.
Осенью 1925 года компания "OKeh" опять "выехала" в Даллас, чтобы записать никому за пределами этого города не известную, но заслуживающую того группу пианиста Джека Гарднера (Jack Gardner). Оркестр этот отличался прямо-таки безмерной "всеядностью" — они исполняли джаз, блюз, популярные песни, комические куплеты и т.п. Гарднер был неплохим коспозитором, его пьеса "Bye Bye Pretty Baby" даже стала всеамериканским хитом в 1927 году, а целым десятилетием позже, в 1939 и 1940 годах он работал пианистом в оркестре Гарри Джеймса (Harry James). В этом альбоме ансамбль Гарднера аккомпанирует белой певице Ирене Тэйлор (Irena Taylor), которая исполняла полублюзовый, полуводевильный репертуар. Она опять же стала известна, только уехав из Техаса — в 1928 году ее пригласил к себе Пол Уайтмен (Paul Whiteman) и она принимала участие в записи одного из самых знаменитых его номеров — "Mississippy Mud". Такие переплетения судеб музыкантов были тогда обычны в джазе, аналогичная картина сохранялась и позже — время от времени малопопулярные в США исполнители становились звездами в Европе.
Однако вернемся к джазовому Техасу начала века, представленному на этом диске. Лучшим из всех тамошних ансамблей был, пожалуй, черный бэнд Троя Флойда (Troy Floyd) "Plaza Hotel Orchestra" из Сан-Антонио. Флойд создал подлинно свинговый ансамбль с отличными солистами, среди которых явно выделялся трубач Дон Альберт (Don Albert), родом из Нового Орлеана. "Plaza Hotel Orchestra" сделал довольно много записей, из которых особенно стоит отметить две: "Shadowland Blues" и "Dreamland Blues". Эти композиции были одними из первых образцов полноценных длинных джазовых сочинений, записанных на пластинки. Каждая из них длится больше пяти минут, поэтому они разбиты на две половины и размещены на обоих сторонах диска. Не очень удобно было прерываться на середине вещи и переворачивать пластинку, но зато музыканты не были скованы трехминутным лимитом и показали все, на что они способны. Во всяком случае, каждый солист смог сыграть полный квадрат своей импровизации, не торопясь и не оглядываясь на звукорежиссера.
При исполнении "Dreamland Blues" к бэнду присоединился саксофонист Хершель Эванс (Hershel Evans). Тогда это был молодой подающий надежды музыкант, а уже спустя десять лет он стал одним из лидеров знаменитого "звездного" состава биг-бэнда Каунта Бэйси. К сожалению, смерть Эванса в 1939 году помешала ему занять место в истории джаза рядом с Коулменом Хокинсом и Лестером Янгом.
В альбоме приведены записи еще двух техасских оркестров — "Leroy's Dallas Band" и "Fred Gardner's Texas University Troubadours". Первая из них, руководимая черным корнетистом Лероем Уильямсом (Leroy Williams), была чисто студийным бэндом с достаточно стандартным звучанием, но зато сам Уильямс звучал просто превосходно — не исключено, что фирма приезжала записывать именно его. Руководитель второй группы, Фред Гарднер, однофамилец вышеупомянутого Джека Гарднера, стал одним из тех музыкантов, которые остались в истории благодаря нескольким записям. Его оркестр по звучанию был ничуть не хуже большинства тогдашних джаз-бендов, но, к сожалению, о нем больше ничего не известно.
Джазмены 20-х лет из Техаса в своем большинстве не сыграли большой роли в дальнейшем развитии американской популярной музыки, но, наверное, только из-за своей удаленности от культурных центров — Нью-Йорка, Чикаго, Канзас-Сити. Увы, провинция редко выбивалась в лидеры в джазе...
Нет, уважаемые читатели, вас, конечно же, ждет не репортаж из психиатрической больницы где-то в Средней Азии. Таким, несколько вольным, названием очередной обзор альбомов исторической серии "Timeless Records" обязан главным героям двух дисков, о ...
Очень многие бэнды 20-х лет остались в памяти потомков лишь благодаря звукозаписи. Не все они активно гастролировали, оставаясь в тени более известных и удачливых коллег, о них мало писали и впоследствии почти не вспоминали. Однако сегодня, ...
Когда квинтет, первоначально появившийся на широкой публике в 1916 году под названием "Original Dixieland Jass Band" (слово "jazz" стало общеупотребительным только к 1918 году), начинал свою карьеру, никто не подозревал, что вместе с ним (но и не им ...
Итак, Бикс Бейдербек и "Wolverines". Поначалу просто компания молодых людей, собиравшихся вместе помузицировать и как-то незаметно, медленно, но верно превратившихся в настоящий бэнд. Пожалуй, впервые это случилось в 1923 году в клубе "Stockton" на ...
Итак, 1925 — 1931... Во вторую половину двадцатых годов Соединенные Штаты вступали во власти лучезарных надежд на дальнейшее процветание, начавшееся после I мировой войны. Страна богатела. Экономика успешно развивалась, и тем большим ударом стал ...
При словах "Чикаго, 20-е годы" нам сразу мерещатся гангстеры, сухой закон, Аль Капоне, кровавые разборки. Однако вспомните тот же самый фильм "Некоторые предпочитают погорячее" (он же "В джазе только девушки"), и вам сразу станет ясно, что ко всему ...
Новый Орлеан, конечно же, не был островом благополучия в весьма сильно сегрегированном американском обществе начала века. Но фактом остается то, что уже тогда музыканты-джазмены — и черные, и креолы, и белые, — если и не играли вместе, то уж во ...
Этап, охватываемый данным альбомом, принадлежит к числу наиболее интересных, важных для джаза и наименее известных по записям. В этом смысле значение работы, проделанной "Timeless Records" возрастает, в отношении периода времени, указанного на ...
вступление Сегодня мы начинаем презентацию целой серии исторических архивных джазовых записей. Голландская компания "Timeless Records" сделала просто роскошный подарок любителям традиционного джаза, выпустив около 50 компакт-дисков с музыкой, ...
Второй диск, посвященный истории рэгтайма и раннего джаза, обозначен 1916 - 1922 годами, но в целом на нем представлена музыка, звучавшая в Америке уже после 1918 г. Подавляющее большинство оркестров записаны в Нью-Йорке, за исключением двух — из ...
Timeless продолжает знакомить нас с теми, кто в двадцатые годы играл в Чикаго танцевальную музыку. Я сознательно не употребил слово джаз, потому что некоторые из представленных здесь музыкантов (а все они - белые) совершенно искренне считали, что ...
Тридцатые годы считаются "эрой свинга", когда джаз, временно притихший в период Великой депрессии, стал почти исключительно танцевально-развлекательным жанром для молодежи. Биг-бэнды, во главе с действительно великими джазменами, такими, ...