nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Неудавшийся конкурент Сэчмо (История джаза от Timeless)

Неудавшийся конкурент Сэчмо (История джаза от Timeless)  Уже самая первая пластинка Армстронга, записанная компанией "OKeh" в 1925 г., стала сенсацией. До того он был, что говорится, широко известным в узких кругах - музыкантов и завсегдатаев танцхоллов и ночных клубов, где играли и "King Oliver Jazz Band", и оркестр Флетчера Хендерсона, в которых работал молодой трубач. Но для записей Армстронг собрал свою "Горячую пятерку", и успех пластинки был поистине мгновенным и всеамериканским.

Как говорил в конце двадцатых трубач Док Читэм (Doc Cheatham): "Каждые два месяца "OKeh" выпускала новую пластинку Луи Армстронга, и мы все спешили в магазин и покупали себе по экземпляру. Каждая, совершенно каждая вещь была одновременно и уроком, и открытием".

Только в конце 1928 года фирма "Brunswick" решила запустить в Чикаго аналогичный проект, в котором были задействованы два трубача, считавшиеся тогда конкурентами Сэчмо. Одним из них был негр Джаббо Смит (Jabbo Smith), другим - белый музыкант Рубен "Ривер" Ривз (Ruben "River" Reeves). Оба они были отличными исполнителями, и их записи какое-то время (хоть и очень недолгое) хорошо продавались, но, увы, настоящей конкуренции не получилось. Луи приобрел к тому времени уже настолько широкую популярность, что догнать его было невозможно, да и мастерство его как солиста, честно говоря, было повыше. Кстати, с Джаббо Смитом позже произошла интересная метаморфоза - совершенно забытый публикой на протяжении более чем двадцати лет, он был "открыт заново" в середине семидесятых и целых двадцать лет провел в активной сценической деятельности, разъезжая по всему миру, участвуя в фестивалях и записываясь на пластинки.

Но сегодня речь пойдет именно о Рубене Ривзе, который поначалу пытался приблизить звучание своего бэнда к стилю армстронговской "Горячей пятерки" и "Горячей семерки". Ривз был образованным музыкантом, выпускником консерватории, и его манера игры, несмотря на яркость и внешнюю привлекательность, отличалась меньшей эмоциональностью и непосредственностью, чем у его оппонента. Однако давайте по порядку.

Родился Рубен в 1905 году в Чикаго, там же учился и работал, играл в известных бэндах Эрскина Тэйта (Erskine Tate) и Дэйва Пэйтона (Dave Payton), а после окончания консерватории к тому же преподавал музыку в "Wendell Phillips High School". Ривз начинал записываться на пластинки достаточно случайно - в составе оркестра кларнетиста и саксофониста Фесса Уильямса. Две пьесы этого оркестра представлены в самом начале этого альбома. Уильямс сам был виртуозом, хорошо понимающим джаз и часто приглашавшим к себе на сессии записи разных интересных солистов. В 1928 году таким музыкантом и оказался Рубен Ривз, бывший тогда как раз "штатным" трубачом в бэнде Эрскина Тэйта. Уже в этих первых записях хорошо слышна горячая свинговая манера Ривза, особенно выделяющаяся на фоне "сладких", слегка манерных аранжировок Уильямса. Интересно, что Уильямс как инструменталист и лидер оркестра оказался не "жадным" и дал возможность Рубену показать себя в полной мере.

В 1929 году с мая по сентябрь состоялась целая серия записей Ривза для компании "Vocalion" (филиал "Brunswick"), для которой он собрал уже свои собственные комбо под разными названиями: "Ruben 'River' Reeves And His Tributaries", "Hollywood Shufflers", "Ruben 'River' Reeves And His River Boys". Несмотря на разные имена, это были оркестры с почти постоянным персоналом. Первые же вещи, сыгранные и записанные в мае 1928 года группой Ривза, показали, что он тогда находился под большим влиянием стиля "Горячей семерки" Сэчмо. Некоторые пьесы впрямую имитируют армстронговский стиль в своих вступлениях, где малоизвестный пианист Джимми Принс старается играть один в один как Эрл Хайнс из "Семерки". Однако сам Рубен не занимается копированием и показывает отличную (и в прямом, и в переносном смысле слова) технику и фантазию.

Вместе с Ривзом во всех его составах 29-го года участвует кларнетист Омер Саймен (Omer Simeon) - один из немногочисленных постоянных друзей и музыкальных партнеров Джелли Ролл Мортона. Сам Мортон считал его вообще лучшим новоорлеанским кларнетистом. Может быть, это и не так, но авторитет Саймена был действительно очень высок. В записях оркестра Ривза он сам и Омер Саймен - основные солисты, причем, похоже, что именно кто-то из них еще и поет скэтом в нескольких вещах. В комментариях к оригинальной пластинке этот факт никак не отражен, поэтому приходится только гадать, кто же все-таки решился внести еще один элемент подражания Армстронгу в общий саунд бэнда.

В то время Луи расширил оркестр до десяти человек и начал делать на "OKeh" записи с более коммерческим джазом, которые имели еще больший успех, чем предыдущие, причем в его аудитории постоянно росла доля белых американцев. "Vocalion" ответила пластинками Ривза с другим названием его бэнда, добавив в него саксофониста Дарнелла Ховарда (Darnell Howard) и еще нескольких музыкантов. Изменилось и звучание на чуть более "сладкое" и мягкое, но превосходные аранжировки Ривза плюс яркие, по-настоящему "хот" соло и его самого, и Саймена, и Джеральда, тромбониста - брата Рубена - дали в сумме очень своеобразный запоминающийся образ. Остается только пожалеть, что эта группа была втянута в прямую конкуренцию с оркестром Армстронга и все в итоге решали размеры продаж пластинок. Сегодня, спустя шестьдесят лет, видно, что у бэнда Ривза был очень большой потенциал, а его собственная манера отличалась благородным звучанием и лаконичностью.

В репертуаре оркестра были и пьесы с вокалом. Несколько певцов неизвестны, но ряд песен исполняет сестра известнейшего бэндлидера и вокалиста того времени Кэба Кэллоуэя - Бланш Кэллоуэй. Ее невысокий, но зато очень блюзовый голос добавил бэнду немного раскрепощенности и шарма, но и этого оказалось недостаточно, чтобы проект стал финансово успешен. Кажется, они не смогли просто найти свою "нишу": для коммерческой музыки они оставались слишком джазовыми, а для джаза - чересчур коммерческими. Если бы у них было время - хотя бы пару лет - на совершенствование стиля своих записей, может быть, что-то из этого и вышло бы, но компания не получала ожидаемых прибылей и к концу 1929 года свернула данный проект. Музыканты, конечно, без работы не остались, но отсутствие записей не могло не сказаться на падении их едва возникшей и пока еще небольшой популярности.

Ривз еще какое-то время играл у Эрскина Тэйта, а потом собрал свой очередной, довольно большой, оркестр и с успехом гастролировал по северу Америки. Его аранжировки и собственный стиль претерпели изрядные изменения - это был уже типичный ранний свинговый биг-бэнд без явного налета коммерционализма и с оригинальным драматическим звучанием. В оркестре из раннего состава остался только брат Рубена Джеральд, зато пришел прекрасный кларнетист, саксофонист, аранжировщик и композитор Франц Джексон (Frantz Jackson) и другие, очень неплохие музыканты. Джексон делал сложные, выверенные аранжировки и с большой выдумкой распределял партии между группами духовых. Даже сейчас они слушаются вполне "на уровне" - не хуже ранних биг-бэндовых записей Эллингтона - чем-то они напоминают его стиль, вот только без "гроул"-эффектов.

В 1933 году их пригласила на сессию записи все та же фирма "Vocalion". Они сделали несколько треков, которые оказались весьма и весьма удачными и с музыкальной точки зрения, и с финансовой. Пластинки, несмотря на кризис в стране, неплохо продавались, и, казалось бы, такой успех мог стать началом его новой карьеры, но... это были последние записи Рубена Ривза. Причина неизвестна - то ли он поссорился с руководством компании, то ли что еще, но вскоре он распустил оркестр и присоединился к биг-бэнду Кэба Кэллоуэя. Позже он переехал в Нью-Йорк и... вступил в армию, там играл в армейских оркестрах, потом даже принимал участие во второй мировой войне, правда, достаточно оригинально: дивизионный оркестр под его руководством ездил с выступлениями по частям, расквартированным по различным регионам Тихого океана.

После окончания войны Рубен Ривз уволился из армии и пошел играть в группу барабанщика Гарри Дайала (Harry Dial), с которым выступал до 1952 года, а после этого совершил еще один неожиданный шаг - попросту бросил музыку и стал... береговым охранником. Так непонятно завершилась многообещающая карьера блестящего трубача и бэндлидера, одно время бросившего вызов самому Луи Армстронгу и бывшего уж точно не хуже большинства ведущих солистов своего времени. Оценить это можно и сейчас - достаточно поставить в проигрыватель диск и послушать соло Ривза - мощные, изобретательные и так современно звучащие.

Подготовил Евгений ДОЛГИХ


стиль
джаз
автор
Евгений ДОЛГИХ
страна
США
музыкальный стиль
традиционный джаз


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела история джаза

  • стиль: джаз, джаз
Очень многие бэнды 20-х лет остались в памяти потомков лишь благодаря звукозаписи. Не все они активно гастролировали, оставаясь в тени более известных и удачливых коллег, о них мало писали и впоследствии почти не вспоминали. Однако сегодня, ...
  • стиль: джаз, джаз
Когда квинтет, первоначально появившийся на широкой публике в 1916 году под названием "Original Dixieland Jass Band" (слово "jazz" стало общеупотребительным только к 1918 году), начинал свою карьеру, никто не подозревал, что вместе с ним (но и не им ...
  • стиль: джаз, джаз
Итак, Бикс Бейдербек и "Wolverines". Поначалу просто компания молодых людей, собиравшихся вместе помузицировать и как-то незаметно, медленно, но верно превратившихся в настоящий бэнд. Пожалуй, впервые это случилось в 1923 году в клубе "Stockton" на ...
  • стиль: джаз, джаз
Итак, 1925 — 1931... Во вторую половину двадцатых годов Соединенные Штаты вступали во власти лучезарных надежд на дальнейшее процветание, начавшееся после I мировой войны. Страна богатела. Экономика успешно развивалась, и тем большим ударом стал ...
  • стиль: джаз, джаз
При словах "Чикаго, 20-е годы" нам сразу мерещатся гангстеры, сухой закон, Аль Капоне, кровавые разборки. Однако вспомните тот же самый фильм "Некоторые предпочитают погорячее" (он же "В джазе только девушки"), и вам сразу станет ясно, что ко всему ...
  • стиль: джаз, джаз
Новый Орлеан, конечно же, не был островом благополучия в весьма сильно сегрегированном американском обществе начала века. Но фактом остается то, что уже тогда музыканты-джазмены — и черные, и креолы, и белые, — если и не играли вместе, то уж во ...
  • стиль: джаз, джаз
Этап, охватываемый данным альбомом, принадлежит к числу наиболее интересных, важных для джаза и наименее известных по записям. В этом смысле значение работы, проделанной "Timeless Records" возрастает, в отношении периода времени, указанного на ...
  • стиль: джаз, джаз
вступление Сегодня мы начинаем презентацию целой серии исторических архивных джазовых записей. Голландская компания "Timeless Records" сделала просто роскошный подарок любителям традиционного джаза, выпустив около 50 компакт-дисков с музыкой, ...
  • стиль: джаз, джаз
Второй диск, посвященный истории рэгтайма и раннего джаза, обозначен 1916 - 1922 годами, но в целом на нем представлена музыка, звучавшая в Америке уже после 1918 г. Подавляющее большинство оркестров записаны в Нью-Йорке, за исключением двух — из ...
  • автор: Леонид АУСКЕРН
Timeless продолжает знакомить нас с теми, кто в двадцатые годы играл в Чикаго танцевальную музыку. Я сознательно не употребил слово джаз, потому что некоторые из представленных здесь музыкантов (а все они - белые) совершенно искренне считали, что ...
  • стиль: джаз, джаз
Тридцатые годы считаются "эрой свинга", когда джаз, временно при­тихший в период Великой депрессии, стал почти исключительно тан­цевально-развлекательным жанром для молодежи. Биг-бэнды, во главе с действительно великими джазменами, такими, ...
  • стиль: джаз, джаз
Очередной альбом исторической серии фирмы "Timeless" вновь ведет нас к Бри­танским островам. Зарождению и первым шагам местного джаза, британским "горя­чим танцевальным оркестрам" голланд­ская фирма уже посвятила один диск, о ...
© 2012-2024 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com