Неудавшийся конкурент Сэчмо (История джаза от Timeless)
07.05.1999
Уже самая первая пластинка Армстронга, записанная компанией "OKeh" в 1925 г., стала сенсацией. До того он был, что говорится, широко известным в узких кругах - музыкантов и завсегдатаев танцхоллов и ночных клубов, где играли и "King Oliver Jazz Band", и оркестр Флетчера Хендерсона, в которых работал молодой трубач. Но для записей Армстронг собрал свою "Горячую пятерку", и успех пластинки был поистине мгновенным и всеамериканским.
Как говорил в конце двадцатых трубач Док Читэм (Doc Cheatham): "Каждые два месяца "OKeh" выпускала новую пластинку Луи Армстронга, и мы все спешили в магазин и покупали себе по экземпляру. Каждая, совершенно каждая вещь была одновременно и уроком, и открытием".
Только в конце 1928 года фирма "Brunswick" решила запустить в Чикаго аналогичный проект, в котором были задействованы два трубача, считавшиеся тогда конкурентами Сэчмо. Одним из них был негр Джаббо Смит (Jabbo Smith), другим - белый музыкант Рубен "Ривер" Ривз (Ruben "River" Reeves). Оба они были отличными исполнителями, и их записи какое-то время (хоть и очень недолгое) хорошо продавались, но, увы, настоящей конкуренции не получилось. Луи приобрел к тому времени уже настолько широкую популярность, что догнать его было невозможно, да и мастерство его как солиста, честно говоря, было повыше. Кстати, с Джаббо Смитом позже произошла интересная метаморфоза - совершенно забытый публикой на протяжении более чем двадцати лет, он был "открыт заново" в середине семидесятых и целых двадцать лет провел в активной сценической деятельности, разъезжая по всему миру, участвуя в фестивалях и записываясь на пластинки.
Но сегодня речь пойдет именно о Рубене Ривзе, который поначалу пытался приблизить звучание своего бэнда к стилю армстронговской "Горячей пятерки" и "Горячей семерки". Ривз был образованным музыкантом, выпускником консерватории, и его манера игры, несмотря на яркость и внешнюю привлекательность, отличалась меньшей эмоциональностью и непосредственностью, чем у его оппонента. Однако давайте по порядку.
Родился Рубен в 1905 году в Чикаго, там же учился и работал, играл в известных бэндах Эрскина Тэйта (Erskine Tate) и Дэйва Пэйтона (Dave Payton), а после окончания консерватории к тому же преподавал музыку в "Wendell Phillips High School". Ривз начинал записываться на пластинки достаточно случайно - в составе оркестра кларнетиста и саксофониста Фесса Уильямса. Две пьесы этого оркестра представлены в самом начале этого альбома. Уильямс сам был виртуозом, хорошо понимающим джаз и часто приглашавшим к себе на сессии записи разных интересных солистов. В 1928 году таким музыкантом и оказался Рубен Ривз, бывший тогда как раз "штатным" трубачом в бэнде Эрскина Тэйта. Уже в этих первых записях хорошо слышна горячая свинговая манера Ривза, особенно выделяющаяся на фоне "сладких", слегка манерных аранжировок Уильямса. Интересно, что Уильямс как инструменталист и лидер оркестра оказался не "жадным" и дал возможность Рубену показать себя в полной мере.
В 1929 году с мая по сентябрь состоялась целая серия записей Ривза для компании "Vocalion" (филиал "Brunswick"), для которой он собрал уже свои собственные комбо под разными названиями: "Ruben 'River' Reeves And His Tributaries", "Hollywood Shufflers", "Ruben 'River' Reeves And His River Boys". Несмотря на разные имена, это были оркестры с почти постоянным персоналом. Первые же вещи, сыгранные и записанные в мае 1928 года группой Ривза, показали, что он тогда находился под большим влиянием стиля "Горячей семерки" Сэчмо. Некоторые пьесы впрямую имитируют армстронговский стиль в своих вступлениях, где малоизвестный пианист Джимми Принс старается играть один в один как Эрл Хайнс из "Семерки". Однако сам Рубен не занимается копированием и показывает отличную (и в прямом, и в переносном смысле слова) технику и фантазию.
Вместе с Ривзом во всех его составах 29-го года участвует кларнетист Омер Саймен (Omer Simeon) - один из немногочисленных постоянных друзей и музыкальных партнеров Джелли Ролл Мортона. Сам Мортон считал его вообще лучшим новоорлеанским кларнетистом. Может быть, это и не так, но авторитет Саймена был действительно очень высок. В записях оркестра Ривза он сам и Омер Саймен - основные солисты, причем, похоже, что именно кто-то из них еще и поет скэтом в нескольких вещах. В комментариях к оригинальной пластинке этот факт никак не отражен, поэтому приходится только гадать, кто же все-таки решился внести еще один элемент подражания Армстронгу в общий саунд бэнда.
В то время Луи расширил оркестр до десяти человек и начал делать на "OKeh" записи с более коммерческим джазом, которые имели еще больший успех, чем предыдущие, причем в его аудитории постоянно росла доля белых американцев. "Vocalion" ответила пластинками Ривза с другим названием его бэнда, добавив в него саксофониста Дарнелла Ховарда (Darnell Howard) и еще нескольких музыкантов. Изменилось и звучание на чуть более "сладкое" и мягкое, но превосходные аранжировки Ривза плюс яркие, по-настоящему "хот" соло и его самого, и Саймена, и Джеральда, тромбониста - брата Рубена - дали в сумме очень своеобразный запоминающийся образ. Остается только пожалеть, что эта группа была втянута в прямую конкуренцию с оркестром Армстронга и все в итоге решали размеры продаж пластинок. Сегодня, спустя шестьдесят лет, видно, что у бэнда Ривза был очень большой потенциал, а его собственная манера отличалась благородным звучанием и лаконичностью.
В репертуаре оркестра были и пьесы с вокалом. Несколько певцов неизвестны, но ряд песен исполняет сестра известнейшего бэндлидера и вокалиста того времени Кэба Кэллоуэя - Бланш Кэллоуэй. Ее невысокий, но зато очень блюзовый голос добавил бэнду немного раскрепощенности и шарма, но и этого оказалось недостаточно, чтобы проект стал финансово успешен. Кажется, они не смогли просто найти свою "нишу": для коммерческой музыки они оставались слишком джазовыми, а для джаза - чересчур коммерческими. Если бы у них было время - хотя бы пару лет - на совершенствование стиля своих записей, может быть, что-то из этого и вышло бы, но компания не получала ожидаемых прибылей и к концу 1929 года свернула данный проект. Музыканты, конечно, без работы не остались, но отсутствие записей не могло не сказаться на падении их едва возникшей и пока еще небольшой популярности.
Ривз еще какое-то время играл у Эрскина Тэйта, а потом собрал свой очередной, довольно большой, оркестр и с успехом гастролировал по северу Америки. Его аранжировки и собственный стиль претерпели изрядные изменения - это был уже типичный ранний свинговый биг-бэнд без явного налета коммерционализма и с оригинальным драматическим звучанием. В оркестре из раннего состава остался только брат Рубена Джеральд, зато пришел прекрасный кларнетист, саксофонист, аранжировщик и композитор Франц Джексон (Frantz Jackson) и другие, очень неплохие музыканты. Джексон делал сложные, выверенные аранжировки и с большой выдумкой распределял партии между группами духовых. Даже сейчас они слушаются вполне "на уровне" - не хуже ранних биг-бэндовых записей Эллингтона - чем-то они напоминают его стиль, вот только без "гроул"-эффектов.
В 1933 году их пригласила на сессию записи все та же фирма "Vocalion". Они сделали несколько треков, которые оказались весьма и весьма удачными и с музыкальной точки зрения, и с финансовой. Пластинки, несмотря на кризис в стране, неплохо продавались, и, казалось бы, такой успех мог стать началом его новой карьеры, но... это были последние записи Рубена Ривза. Причина неизвестна - то ли он поссорился с руководством компании, то ли что еще, но вскоре он распустил оркестр и присоединился к биг-бэнду Кэба Кэллоуэя. Позже он переехал в Нью-Йорк и... вступил в армию, там играл в армейских оркестрах, потом даже принимал участие во второй мировой войне, правда, достаточно оригинально: дивизионный оркестр под его руководством ездил с выступлениями по частям, расквартированным по различным регионам Тихого океана.
После окончания войны Рубен Ривз уволился из армии и пошел играть в группу барабанщика Гарри Дайала (Harry Dial), с которым выступал до 1952 года, а после этого совершил еще один неожиданный шаг - попросту бросил музыку и стал... береговым охранником. Так непонятно завершилась многообещающая карьера блестящего трубача и бэндлидера, одно время бросившего вызов самому Луи Армстронгу и бывшего уж точно не хуже большинства ведущих солистов своего времени. Оценить это можно и сейчас - достаточно поставить в проигрыватель диск и послушать соло Ривза - мощные, изобретательные и так современно звучащие.
Сегодня, когда коррумпированность отечественного (читай, СНГ-шного) шоу-бизнеса стала притчей во языцех, а на телеэкранах и на газетных страницах во всеуслышание рассуждают о том, что "раскрутить" можно даже бревно, были бы деньги, кажутся ...
Нынче мало кто знает о джаз-бэндах, игравших и записывавшихся в двадцатые годы на юге США, в Техасе. Собственных студий звукозаписи в середине того десятилетия не было ни в Далласе, ни в Хьюстоне — главных городах штата, и все записи, представленные ...
Джаз в Америке зарождался в Новом Орлеане, пускал корни в Чикаго и Нью-Йорке, но пусть это никого не вводит в заблуждение и не настраивает на то, что в начале века эту музыку хорошо знали только в некоторых городах. Взять, к примеру, Калифорнию. ...
Нет, уважаемые читатели, вас, конечно же, ждет не репортаж из психиатрической больницы где-то в Средней Азии. Таким, несколько вольным, названием очередной обзор альбомов исторической серии "Timeless Records" обязан главным героям двух дисков, о ...
Очень многие бэнды 20-х лет остались в памяти потомков лишь благодаря звукозаписи. Не все они активно гастролировали, оставаясь в тени более известных и удачливых коллег, о них мало писали и впоследствии почти не вспоминали. Однако сегодня, ...
Когда квинтет, первоначально появившийся на широкой публике в 1916 году под названием "Original Dixieland Jass Band" (слово "jazz" стало общеупотребительным только к 1918 году), начинал свою карьеру, никто не подозревал, что вместе с ним (но и не им ...
Итак, Бикс Бейдербек и "Wolverines". Поначалу просто компания молодых людей, собиравшихся вместе помузицировать и как-то незаметно, медленно, но верно превратившихся в настоящий бэнд. Пожалуй, впервые это случилось в 1923 году в клубе "Stockton" на ...
Итак, 1925 — 1931... Во вторую половину двадцатых годов Соединенные Штаты вступали во власти лучезарных надежд на дальнейшее процветание, начавшееся после I мировой войны. Страна богатела. Экономика успешно развивалась, и тем большим ударом стал ...
При словах "Чикаго, 20-е годы" нам сразу мерещатся гангстеры, сухой закон, Аль Капоне, кровавые разборки. Однако вспомните тот же самый фильм "Некоторые предпочитают погорячее" (он же "В джазе только девушки"), и вам сразу станет ясно, что ко всему ...
Новый Орлеан, конечно же, не был островом благополучия в весьма сильно сегрегированном американском обществе начала века. Но фактом остается то, что уже тогда музыканты-джазмены — и черные, и креолы, и белые, — если и не играли вместе, то уж во ...
Этап, охватываемый данным альбомом, принадлежит к числу наиболее интересных, важных для джаза и наименее известных по записям. В этом смысле значение работы, проделанной "Timeless Records" возрастает, в отношении периода времени, указанного на ...
вступление Сегодня мы начинаем презентацию целой серии исторических архивных джазовых записей. Голландская компания "Timeless Records" сделала просто роскошный подарок любителям традиционного джаза, выпустив около 50 компакт-дисков с музыкой, ...