Неудавшийся конкурент Сэчмо (История джаза от Timeless)
07.05.1999
Уже самая первая пластинка Армстронга, записанная компанией "OKeh" в 1925 г., стала сенсацией. До того он был, что говорится, широко известным в узких кругах - музыкантов и завсегдатаев танцхоллов и ночных клубов, где играли и "King Oliver Jazz Band", и оркестр Флетчера Хендерсона, в которых работал молодой трубач. Но для записей Армстронг собрал свою "Горячую пятерку", и успех пластинки был поистине мгновенным и всеамериканским.
Как говорил в конце двадцатых трубач Док Читэм (Doc Cheatham): "Каждые два месяца "OKeh" выпускала новую пластинку Луи Армстронга, и мы все спешили в магазин и покупали себе по экземпляру. Каждая, совершенно каждая вещь была одновременно и уроком, и открытием".
Только в конце 1928 года фирма "Brunswick" решила запустить в Чикаго аналогичный проект, в котором были задействованы два трубача, считавшиеся тогда конкурентами Сэчмо. Одним из них был негр Джаббо Смит (Jabbo Smith), другим - белый музыкант Рубен "Ривер" Ривз (Ruben "River" Reeves). Оба они были отличными исполнителями, и их записи какое-то время (хоть и очень недолгое) хорошо продавались, но, увы, настоящей конкуренции не получилось. Луи приобрел к тому времени уже настолько широкую популярность, что догнать его было невозможно, да и мастерство его как солиста, честно говоря, было повыше. Кстати, с Джаббо Смитом позже произошла интересная метаморфоза - совершенно забытый публикой на протяжении более чем двадцати лет, он был "открыт заново" в середине семидесятых и целых двадцать лет провел в активной сценической деятельности, разъезжая по всему миру, участвуя в фестивалях и записываясь на пластинки.
Но сегодня речь пойдет именно о Рубене Ривзе, который поначалу пытался приблизить звучание своего бэнда к стилю армстронговской "Горячей пятерки" и "Горячей семерки". Ривз был образованным музыкантом, выпускником консерватории, и его манера игры, несмотря на яркость и внешнюю привлекательность, отличалась меньшей эмоциональностью и непосредственностью, чем у его оппонента. Однако давайте по порядку.
Родился Рубен в 1905 году в Чикаго, там же учился и работал, играл в известных бэндах Эрскина Тэйта (Erskine Tate) и Дэйва Пэйтона (Dave Payton), а после окончания консерватории к тому же преподавал музыку в "Wendell Phillips High School". Ривз начинал записываться на пластинки достаточно случайно - в составе оркестра кларнетиста и саксофониста Фесса Уильямса. Две пьесы этого оркестра представлены в самом начале этого альбома. Уильямс сам был виртуозом, хорошо понимающим джаз и часто приглашавшим к себе на сессии записи разных интересных солистов. В 1928 году таким музыкантом и оказался Рубен Ривз, бывший тогда как раз "штатным" трубачом в бэнде Эрскина Тэйта. Уже в этих первых записях хорошо слышна горячая свинговая манера Ривза, особенно выделяющаяся на фоне "сладких", слегка манерных аранжировок Уильямса. Интересно, что Уильямс как инструменталист и лидер оркестра оказался не "жадным" и дал возможность Рубену показать себя в полной мере.
В 1929 году с мая по сентябрь состоялась целая серия записей Ривза для компании "Vocalion" (филиал "Brunswick"), для которой он собрал уже свои собственные комбо под разными названиями: "Ruben 'River' Reeves And His Tributaries", "Hollywood Shufflers", "Ruben 'River' Reeves And His River Boys". Несмотря на разные имена, это были оркестры с почти постоянным персоналом. Первые же вещи, сыгранные и записанные в мае 1928 года группой Ривза, показали, что он тогда находился под большим влиянием стиля "Горячей семерки" Сэчмо. Некоторые пьесы впрямую имитируют армстронговский стиль в своих вступлениях, где малоизвестный пианист Джимми Принс старается играть один в один как Эрл Хайнс из "Семерки". Однако сам Рубен не занимается копированием и показывает отличную (и в прямом, и в переносном смысле слова) технику и фантазию.
Вместе с Ривзом во всех его составах 29-го года участвует кларнетист Омер Саймен (Omer Simeon) - один из немногочисленных постоянных друзей и музыкальных партнеров Джелли Ролл Мортона. Сам Мортон считал его вообще лучшим новоорлеанским кларнетистом. Может быть, это и не так, но авторитет Саймена был действительно очень высок. В записях оркестра Ривза он сам и Омер Саймен - основные солисты, причем, похоже, что именно кто-то из них еще и поет скэтом в нескольких вещах. В комментариях к оригинальной пластинке этот факт никак не отражен, поэтому приходится только гадать, кто же все-таки решился внести еще один элемент подражания Армстронгу в общий саунд бэнда.
В то время Луи расширил оркестр до десяти человек и начал делать на "OKeh" записи с более коммерческим джазом, которые имели еще больший успех, чем предыдущие, причем в его аудитории постоянно росла доля белых американцев. "Vocalion" ответила пластинками Ривза с другим названием его бэнда, добавив в него саксофониста Дарнелла Ховарда (Darnell Howard) и еще нескольких музыкантов. Изменилось и звучание на чуть более "сладкое" и мягкое, но превосходные аранжировки Ривза плюс яркие, по-настоящему "хот" соло и его самого, и Саймена, и Джеральда, тромбониста - брата Рубена - дали в сумме очень своеобразный запоминающийся образ. Остается только пожалеть, что эта группа была втянута в прямую конкуренцию с оркестром Армстронга и все в итоге решали размеры продаж пластинок. Сегодня, спустя шестьдесят лет, видно, что у бэнда Ривза был очень большой потенциал, а его собственная манера отличалась благородным звучанием и лаконичностью.
В репертуаре оркестра были и пьесы с вокалом. Несколько певцов неизвестны, но ряд песен исполняет сестра известнейшего бэндлидера и вокалиста того времени Кэба Кэллоуэя - Бланш Кэллоуэй. Ее невысокий, но зато очень блюзовый голос добавил бэнду немного раскрепощенности и шарма, но и этого оказалось недостаточно, чтобы проект стал финансово успешен. Кажется, они не смогли просто найти свою "нишу": для коммерческой музыки они оставались слишком джазовыми, а для джаза - чересчур коммерческими. Если бы у них было время - хотя бы пару лет - на совершенствование стиля своих записей, может быть, что-то из этого и вышло бы, но компания не получала ожидаемых прибылей и к концу 1929 года свернула данный проект. Музыканты, конечно, без работы не остались, но отсутствие записей не могло не сказаться на падении их едва возникшей и пока еще небольшой популярности.
Ривз еще какое-то время играл у Эрскина Тэйта, а потом собрал свой очередной, довольно большой, оркестр и с успехом гастролировал по северу Америки. Его аранжировки и собственный стиль претерпели изрядные изменения - это был уже типичный ранний свинговый биг-бэнд без явного налета коммерционализма и с оригинальным драматическим звучанием. В оркестре из раннего состава остался только брат Рубена Джеральд, зато пришел прекрасный кларнетист, саксофонист, аранжировщик и композитор Франц Джексон (Frantz Jackson) и другие, очень неплохие музыканты. Джексон делал сложные, выверенные аранжировки и с большой выдумкой распределял партии между группами духовых. Даже сейчас они слушаются вполне "на уровне" - не хуже ранних биг-бэндовых записей Эллингтона - чем-то они напоминают его стиль, вот только без "гроул"-эффектов.
В 1933 году их пригласила на сессию записи все та же фирма "Vocalion". Они сделали несколько треков, которые оказались весьма и весьма удачными и с музыкальной точки зрения, и с финансовой. Пластинки, несмотря на кризис в стране, неплохо продавались, и, казалось бы, такой успех мог стать началом его новой карьеры, но... это были последние записи Рубена Ривза. Причина неизвестна - то ли он поссорился с руководством компании, то ли что еще, но вскоре он распустил оркестр и присоединился к биг-бэнду Кэба Кэллоуэя. Позже он переехал в Нью-Йорк и... вступил в армию, там играл в армейских оркестрах, потом даже принимал участие во второй мировой войне, правда, достаточно оригинально: дивизионный оркестр под его руководством ездил с выступлениями по частям, расквартированным по различным регионам Тихого океана.
После окончания войны Рубен Ривз уволился из армии и пошел играть в группу барабанщика Гарри Дайала (Harry Dial), с которым выступал до 1952 года, а после этого совершил еще один неожиданный шаг - попросту бросил музыку и стал... береговым охранником. Так непонятно завершилась многообещающая карьера блестящего трубача и бэндлидера, одно время бросившего вызов самому Луи Армстронгу и бывшего уж точно не хуже большинства ведущих солистов своего времени. Оценить это можно и сейчас - достаточно поставить в проигрыватель диск и послушать соло Ривза - мощные, изобретательные и так современно звучащие.
При всех громадных достоинствах исторической серии "Timeless", которые просто невозможно переоценить, логику составителей серии порой трудно уловить. Допустим, они изначально решили отказаться от "портретных" дисков самых известных корифеев джаза - ...
Очередной альбом исторической серии "Timeless" представляет совершенно неизвестную у нас и надолго забытую у себя на родине американскую певицу. Певицу неплохую, но не выдающуюся. Нельзя сказать, что бы ее творчество оставило заметный след в истории ...
У Этель Уотерс несколько странная судьба в джазе. Сегодня ее имя, безусловно, фигурирует в истории жанра, но оно явно не освещено ярким светом, а находится несколько в полумраке. Почему? Ведь при жизни эта певица была весьма и весьма популярна. ...
"Девочки тридцатых" — именно так, несколько фамильярно, назвали составители серии записей по истории джаза голландской фирмы "Timeless" альбом, посвященный вокалисткам тридцатых годов. Женский вокал в джазе впервые заставил говорить о себе ...
Даже в наши дни в разных точках мирового океана время от времени обнаруживают корабли-призраки, по неведомым причинам брошенные командой и ставшие игрушкой ветра и волн. Ничто так не будит воображение, как эти "летучие голландцы". Но и в джазовой ...
Хэрри Лиллис Кросби, известный всему миру как Бинг Кросби (1904 - 1977), является одной из величайших фигур в истории американской популярной музыки. Наряду с Синатрой и Армстронгом он входит в большую тройку вокалистов, царивших на американской ...
Многие музыканты и джазфэны старшего поколения сейчас испытывают нечто вроде ностальгии по старым добрым временам, когда джаз был, с одной стороны, вполне определенным жанром, а с другой стороны, имел больше пространства для внутрижанрового ...
Пианист, композитор и аранжировщик Алекс Хилл был достаточно заметной фигурой на джазовой сцене в конце двадцатых — начале тридцатых годов. Заметной — но не более, да и то в основном лишь в профессиональных кругах. Некоторым уже тогда ...
В первые годы после того, как "Original Dixieland Jass Band" выпустил свою историческую серию пластинок на фирме "Victor", популярную музыку записывали в основном малые составы из пяти-шести исполнителей, во многом подражавшие ODJB. Однако к ...
Вряд ли вы припомните, уважаемый читатель, такую коллизию в истории любой из стран мира, когда время породило бы целую плеяду блестящих царедворцев, дипломатов, деятелей науки и искусства, полководцев, чьи имена до сих пор у всех на устах, и при ...
Неизвестный с трубой... Точнее, с корнетом. Сколько их в истории джаза - с трубами и кларнетами, контрабасами и тромбонами, гитарами и так далее! Музыкальные археологи могут, к сожалению, далеко не все. В середине 70-х еще были живы люди, работавшие ...
Все 20-е и самое начало 30-х лет средний покупатель джазовых танцевальных пластинок мало интересовался именами музыкантов или названиями ансамблей - его больше интересовали сами композиции. Все последние хиты моментально тиражировались разными ...