Самый первый номер нашего журнала (№ 1/ 97) вышел с портретом Аркадия Шилклопера на обложке и под шапкой: "Первый сольный проект "Hornology" всемирно известного валторниста Аркадия Шилклопера — совершенно уникальная работа в истории музыки...". Как вы понимаете, творчество этого замечательного музыканта с тех пор вызывает у нас совершенно особые чувства. И вот — второй сольный проект Шилклопера и все громкие слова с обложки нашего первого номера можно "один в один" переадресовать в его адрес. Объективно и без скидок на наше действительно доброжелательно-пристрастное отношение к Аркадию.
Каким-то разбором на составляющие этого могучего монолита под названием "Пилатус" заниматься просто не хочется. Тут все цельно, все блистательно и поддается лишь восхищенному кружению вокруг да около. А начать оное предложил бы с комплиментов в адрес Балтазара Штрайфа, автора фотографии Шилклопера, помещенной на обратной стороне обложки альбома. Луг (альпийский?), на фоне которого стоит Шилклопер с огромным альпийским рогом (3,5-4 метра длиной), прислонив его к плечу. На мой взгляд, очень символично и вызывает прямые и вполне очевидные ассоциации (прыгун, готовящийся к очередной попытке) с великим легкоатлетом Сергеем Бубкой, непревзойденным рекордсменом в прыжках с шестом. Достижения обоих этих людей и впрямь равновелики. Причем новые заоблачные музыкальные высоты Шилклопер покорил именно с помощью этого внешне чудовищно громоздкого инструмента.
На альпийском роге играют в Швейцарии. Там же находится и гора Пилат, легендарное обиталище страшных драконов и место проведения современных фольклорных праздников. Шилклопер оживил древние легенды, заставив альпийский рог говорить так, как это до сих пор не удавалось никому. Гигантский монстр у него передает самые тонкие и самые разнообразные оттенки чувств: тревогу, грусть, восхищение почти неземной мощью и красотой природы, умиротворенность, а временами, кажется, даже и несколько неуклюжее для такой громадины кокетство.
Но завладев новыми, Шилклопер не оставил и ранее завоеванные вершины. Все, к чему прикасался мифический царь Мидас, превращалось в золото, Аркадий извлекает прекрасную музыку из любого инструмента. Он по-прежнему блистателен и на своей любимой валторне, и на целом ряде других духовых инструментов, что в сочетании с современной техникой звукозаписи делает общий саунд диска чрезвычайно разнообразным. По формальным признакам джазовой его музыку вроде и нельзя назвать (сам он считает ее ньюэйджем - пр. ред), но в ней столько неожиданного, столько живых фольклорных красок, столько фантазии и изобретательности, что иное определение для нее ну просто никак не подходит. Это надо услышать, это надо посоветовать знакомым, это будет интересно (я не говорю восторженно принято) и джазфэну, и поклоннику авангарда, и любителю world music, это прекрасная тема для тусовочных бесед (пусть кое-кто хотя бы включит и музыку, и имя в список-того-что-необходимо-знать-любому-светскому-человеку). Новая работа Аркадия Шилклопера вполне этого достойна.
Сразу признаюсь: этот альбом — отличнейшая работа музыкантов разных поколений, выступивших в одном благородном деле исполнения мэйнстрима. Неслучайно подчеркиваю разницу в возрасте: "герой" альбома Флип Филлипс родился аж в 1915 году. Басисту ...
Этот альбом довольно долго добирался до нашей редакции, но от этого не стал менее любопытным. Построен он по традиционной для сборников, составляемых Алексеем Коганом, схеме: из записей, сделанных на разнообразных киевских концертах в 1999 – ...
На редкость своеобразное музыкальное блюдо, приготовленное на итальянской джазовой кухне. Впрочем, рецептура скорее азиатская. Это ведь там кое-где в основе лежит изменение до неузнаваемости первоначального вкуса ингредиентов. Вот и четверка ...
Диск не новый, но довольно интересный с точки зрения мастерства пианиста и команды, которую он собрал для записи, которая проходила в 2 этапа: 15 сентября и 27 октября 1999 года. 8 буколических, пасторальных треков «CУМЕРЕК» звучат как что-то ...
В современном джазе как-то привилось достаточно жесткое разделение на "джаз вообще" (забудем на время о стилистических отличиях) и "джаз афро-кубинский" или "джаз латинский". Все, что хотя бы в малейшей степени напоминает латиноамериканские мотивы, ...
Насколько мне не изменяет память, итальянская блюзовая музыка никогда не фигурировала в обзорах нашего журнала. Случилось так, что летом этого года мне довелось познакомиться (заочно) с одной из лучших блюзовых певиц Италии Лаурой Феделе. У нас ...
Честно говоря, рецензировать данный сборник ранних записей двух наиболее знаменитых ансамблей Луи Армстронга должен был бы не я, а кто-то из тех, кто в подробностях знаком с творчеством Армстронга периода 20-х годов. Но в любом случае данное полное ...
Если не ошибаюсь, этот альбом — третий в дискографии арт-джаз-фолк трио "Тригон". По сравнению с предыдущими работами, состав ансамбля несколько изменился: новым басистом стал Александр Мурзак. Впрочем, эта замена ни в общем звучании, ни в ...
Многие пьесы Шекспира буквально нашпигованы звучной итальянской географией. Местом действия или хотя бы завязкой сюжета они, от "Двух веронцев" и до "Бури", тесно связаны с Аппенинским полуостровом. Великий драматург буквально обессмертил некоторые ...
В детстве я не любил губную гармонику, так как она ассоциировалась у меня с кадрами кинохроники начала войны, на которых солдаты фюрера беззаботно ехали по завоеванным землям, пиликая на этих незатейливых инструментах. Попозже, спасибо Бобу Дилану и ...
Представьте себе пожилого слепого темнокожего блюзмена. Представили? А теперь вспомните характерный облик козлинобородого Дяди Сэма, как его любили изображать советские карикатуристы. Затем попытайтесь объединить эти два образа. Не получается? Тогда ...
Очень интересная, тонкая работа швейцарского комбо! Несмотря на то, что альбом имеет подзаголовок "acoustic ambient jazz", определяющий момент эмбиента присутствует в этой спокойной, но полной внутренней энергии музыке скорее скрыто. В целом же она ...