На первом диске новой серии NOVA мюнхенского лейбла *Enja Rec." представлена запись нью-йоркского камерного Absolute Ensemble с программой актуальной академической музыки. (Про второй альбом из этой серии вы уже могли прочитать в CD-обзоре предыдущего нашего номера — это был Пакито Д'Ривера в сопровождении этого же ансамбля и джазового квинтета.) Если Д'Ривера со своим проектом все же в достаточной мере касался джазовой тематики и стилистики, то этот альбом почти целиком представляет собой современный камерный авангардизм. Достаточно сказать, что авторы большинства композиций — это послевоенное поколение музыкантов, опирающееся в своем творчестве на принципы минимализма, сонористики, сериальной техники, а также много почерпнувшее из джаза и рок-музыки.
Альбом интересен именно своей экслериментальносгью — какой-то единой музыкальной концепции я в нем не нашел. Различная техника, различные музыкальные взгляды, различные композиторские принципы, даже различные составы, образующиеся внутри оркестра — все это образует некое попурри из большинства теперешних течений. Кстати, одна композиция ("Serial Blues") как раз имеет джазовую основу с фортепианными импровизационными фрагментами в сочетании с двенадцатитоновой темой и строго выписанной партией основного оркестра. Получилось довольно нетривиально, но все же некоторая безликость самой темы слегка "засушила* общее впечатление от вещи. Но это, впрочем, только с точки зрения заядлого джазфэна.
А вот заглавная композиция "Absolution" с фанковым рваным ритмом и минималисгически четкой и строгой мелодией производит гораздо большее впечатление. Вообще рок-ритм-стилистика, по-моему, даже лучше, чем джазовая, ложится на академическую основу, что демонстрирует и последняя вещь — обработка "Purple Haze" Джими Хендрикса. На мой взгляд, это лучшая композиция альбома. В ней сохранена энергия и драматизм оригинала, а строгость формы совершенно не мешает, как это было в случае с джазом.
Короче говоря, любителям всяческих экспериментов и нетривиального подхода к современной музыке альбом просто должен прийтись по душе. Остальным — не уверен.
(с) & (p) 2000 Enja Records
9 tks / 64 mins
(Kristian Jarvi - conductor; chamber ensemble of 18 pieces; soloists and guests - Matt Hershkovich - h; Dave Taytor — btb; Denman Maroney — prepared p;)
) Завораживающая, назойливая, мрачная, почти гипнотическая музыка. Если попытаться ее классифицировать, то она вынужденно попадает куда-то на границу между эмбиентом, электронным хаусом и минималистическим авангардом. Если пытаться ассоциировать ...
Мгновенно узнаваемое среди сотен других лицо великана джаза Луиса Армстронга в этом году особенно часто мелькает на обложках компакт-дисков. Столетие Сатчмо словно повторяет дискуссии по поводу встречи миллениума: для одних эта дата приходится на 4 ...
Типично классический, профессионально-виртуозно сработанный фламенко — как раз то, что сегодня в фаворе и широко популярно как на Западе, так и здесь. Это, конечно, гитарный дуэт, но в обрамлении разных экзотических перкуссионных конгос, бонгос и ...
Настоящее имя Рэя Армандо — Реймонд Орчард, а псевдоним "Армандо" он взял, чтобы подчеркнуть уважение к своему кумиру — кубинскому перкуссионисту Армандо Перазе. Рэй родился не в Южной Америке, а в Бруклине, районе Нью-Йорка, и начинал в 50-е годы, ...
Ну кто еще, кроме Нормана Гранца, мог свести вместе таких титанов! Знаменитый продюсер и импресарио организовал эту запись в мае 1975 года в Лос-Анджелесе. Элла и Оскар, голос и фортепиано. Рэй Браун, блестящий виртуоз, даже в тех записях, где он ...
Минскую фьюжн-группу "Яблочный чай" наконец-то по праву можно назвать этно-фьюжн группой. Почему наконец-то? Да потому что это то, чего им все время так не хватало — фольклорного тематизма. Раньше "Чай" был просто крепким, интересным коллективом, ...
К составлению программы портретного сборника великой джазовой певицы Эллы Фитцджеральд, издаваемого в рамках "звездной серии", на московской фирме "Landy Star" подошли основательно. Словно демонстрируя широту вокальных возможностей певицы, стартовая ...
Диву даешься, как столь известный, много и часто записывающийся музыкант попал в поле зрения нашего "CD-обзора" лишь на четвертом году существования журнала. Но, во-первых, лучше поздно, чем никогда, а во-вторых — сразу с весьма интересным, ...
Возвращение к активному джазовому творчеству Геннадия Гольштейна стало заметным событием джазовой жизни России и особенно Санкт-Петербурга, где живет музыкант. Гольштейн был одним из самых ярких отечественных джазменов первого послевоенного призыва. ...
Джо Уильямс совершенно не настроен плакать, о чем он во всеуслышание заявляет с обложки альбома. И правильно делает. Чего ему плакать? Ну поет он здесь сентиментальнейшие баллады в сопровождении эстрадного оркестра со сладчайшей смычковой секцией ...
Вот идет спокойный, свободный, гармоничный и, наверное, счастливый человек. У него все в порядке: "Мне нравится то, что мы делаем. Я сам себе верю, когда играю. У меня нет причин заниматься чем-то другим (кроме джаза). Я достаточно много играю по ...
Второе издание сборника концертных записей украинских и не только джазменов, сделанных преимущественно в клубе "Динамо-Люкс" в Киеве. Весьма удачной показалась версия "All The Things You Are" трио Родиона Иванова, который в этом альбоме выступает ...