На первом диске новой серии NOVA мюнхенского лейбла *Enja Rec." представлена запись нью-йоркского камерного Absolute Ensemble с программой актуальной академической музыки. (Про второй альбом из этой серии вы уже могли прочитать в CD-обзоре предыдущего нашего номера — это был Пакито Д'Ривера в сопровождении этого же ансамбля и джазового квинтета.) Если Д'Ривера со своим проектом все же в достаточной мере касался джазовой тематики и стилистики, то этот альбом почти целиком представляет собой современный камерный авангардизм. Достаточно сказать, что авторы большинства композиций — это послевоенное поколение музыкантов, опирающееся в своем творчестве на принципы минимализма, сонористики, сериальной техники, а также много почерпнувшее из джаза и рок-музыки.
Альбом интересен именно своей экслериментальносгью — какой-то единой музыкальной концепции я в нем не нашел. Различная техника, различные музыкальные взгляды, различные композиторские принципы, даже различные составы, образующиеся внутри оркестра — все это образует некое попурри из большинства теперешних течений. Кстати, одна композиция ("Serial Blues") как раз имеет джазовую основу с фортепианными импровизационными фрагментами в сочетании с двенадцатитоновой темой и строго выписанной партией основного оркестра. Получилось довольно нетривиально, но все же некоторая безликость самой темы слегка "засушила* общее впечатление от вещи. Но это, впрочем, только с точки зрения заядлого джазфэна.
А вот заглавная композиция "Absolution" с фанковым рваным ритмом и минималисгически четкой и строгой мелодией производит гораздо большее впечатление. Вообще рок-ритм-стилистика, по-моему, даже лучше, чем джазовая, ложится на академическую основу, что демонстрирует и последняя вещь — обработка "Purple Haze" Джими Хендрикса. На мой взгляд, это лучшая композиция альбома. В ней сохранена энергия и драматизм оригинала, а строгость формы совершенно не мешает, как это было в случае с джазом.
Короче говоря, любителям всяческих экспериментов и нетривиального подхода к современной музыке альбом просто должен прийтись по душе. Остальным — не уверен.
(с) & (p) 2000 Enja Records
9 tks / 64 mins
(Kristian Jarvi - conductor; chamber ensemble of 18 pieces; soloists and guests - Matt Hershkovich - h; Dave Taytor — btb; Denman Maroney — prepared p;)
С ансамблем "Ritual Trio" барабанщика и перкуссиониста Кахиля эль-Забара читатели уже встречались в № 6/98. У нынешнего их альбома, скоренько переизданного в России, не меньше достоинств. Очередной гость трио, знаменитый тенорист Фарао Сандерс ...
Альбом начинается с такой обезоруживающе-красивой мелодии, что кажется невозможным что-то об этом еще говорить, тем более, комментировать творчество, декларированное как романтическое. Попытаюсь лишь дать представление об этой музыке. К тому же, ...
Один из лучших европейских биг-бэндов своей лучшей программой представляет слушателям джазовую прогулку по Европе. Причем как тематически, так и по исполнителям. В оркестре собраны музыканты из восьми стран мира, которые волей композитора и ...
Двое старых блюзовых друзей встретились на одной клубной сцене в Сан-Франциско и припомнили свои молодые чикагские годы. Один из них — белый и более знаменитый Элвин Бишоп. Другой — черный Смоуки Смозерс. Он ныне не так знаменит, но зато был первым ...
Немецкий гитарист Андреас Виллерс сочиняет музыку, которая близка ко всем стилям сразу. Вернее, в ней есть элементы всех стилей — от диксиленда, блюза и рока до современной классики, но тем не менее суть всех композиций подлинно джазовая или, если ...
Первые три композиции фортепиано и саксофон играют только дуэтом, ударные подключаются позже. Половину альбома занимает самое объемное произведение: сюита в шести частях "Шесть заметок для нового тысячелетия", написанная по мотивам неоконченного ...
Если абстрагироваться от музыки, то названия программы и отдельных композиций этого проекта читаешь, как трактат по физике: "Закон преломления", "Стоячая волна", "Релятивистский момент" и так далее. Непросто и воспринимать музыку с этого диска, если ...
) Завораживающая, назойливая, мрачная, почти гипнотическая музыка. Если попытаться ее классифицировать, то она вынужденно попадает куда-то на границу между эмбиентом, электронным хаусом и минималистическим авангардом. Если пытаться ассоциировать ...
Мгновенно узнаваемое среди сотен других лицо великана джаза Луиса Армстронга в этом году особенно часто мелькает на обложках компакт-дисков. Столетие Сатчмо словно повторяет дискуссии по поводу встречи миллениума: для одних эта дата приходится на 4 ...
Типично классический, профессионально-виртуозно сработанный фламенко — как раз то, что сегодня в фаворе и широко популярно как на Западе, так и здесь. Это, конечно, гитарный дуэт, но в обрамлении разных экзотических перкуссионных конгос, бонгос и ...
Настоящее имя Рэя Армандо — Реймонд Орчард, а псевдоним "Армандо" он взял, чтобы подчеркнуть уважение к своему кумиру — кубинскому перкуссионисту Армандо Перазе. Рэй родился не в Южной Америке, а в Бруклине, районе Нью-Йорка, и начинал в 50-е годы, ...
Ну кто еще, кроме Нормана Гранца, мог свести вместе таких титанов! Знаменитый продюсер и импресарио организовал эту запись в мае 1975 года в Лос-Анджелесе. Элла и Оскар, голос и фортепиано. Рэй Браун, блестящий виртуоз, даже в тех записях, где он ...