На первом диске новой серии NOVA мюнхенского лейбла *Enja Rec." представлена запись нью-йоркского камерного Absolute Ensemble с программой актуальной академической музыки. (Про второй альбом из этой серии вы уже могли прочитать в CD-обзоре предыдущего нашего номера — это был Пакито Д'Ривера в сопровождении этого же ансамбля и джазового квинтета.) Если Д'Ривера со своим проектом все же в достаточной мере касался джазовой тематики и стилистики, то этот альбом почти целиком представляет собой современный камерный авангардизм. Достаточно сказать, что авторы большинства композиций — это послевоенное поколение музыкантов, опирающееся в своем творчестве на принципы минимализма, сонористики, сериальной техники, а также много почерпнувшее из джаза и рок-музыки.
Альбом интересен именно своей экслериментальносгью — какой-то единой музыкальной концепции я в нем не нашел. Различная техника, различные музыкальные взгляды, различные композиторские принципы, даже различные составы, образующиеся внутри оркестра — все это образует некое попурри из большинства теперешних течений. Кстати, одна композиция ("Serial Blues") как раз имеет джазовую основу с фортепианными импровизационными фрагментами в сочетании с двенадцатитоновой темой и строго выписанной партией основного оркестра. Получилось довольно нетривиально, но все же некоторая безликость самой темы слегка "засушила* общее впечатление от вещи. Но это, впрочем, только с точки зрения заядлого джазфэна.
А вот заглавная композиция "Absolution" с фанковым рваным ритмом и минималисгически четкой и строгой мелодией производит гораздо большее впечатление. Вообще рок-ритм-стилистика, по-моему, даже лучше, чем джазовая, ложится на академическую основу, что демонстрирует и последняя вещь — обработка "Purple Haze" Джими Хендрикса. На мой взгляд, это лучшая композиция альбома. В ней сохранена энергия и драматизм оригинала, а строгость формы совершенно не мешает, как это было в случае с джазом.
Короче говоря, любителям всяческих экспериментов и нетривиального подхода к современной музыке альбом просто должен прийтись по душе. Остальным — не уверен.
(с) & (p) 2000 Enja Records
9 tks / 64 mins
(Kristian Jarvi - conductor; chamber ensemble of 18 pieces; soloists and guests - Matt Hershkovich - h; Dave Taytor — btb; Denman Maroney — prepared p;)
За названием "Toronto Art Ensemble" стоит очередной проект уже знакомого читателям нашего "CD-обзора" канадского джазового пианиста, композитора и педагога Глена Холлза. Проект громадный по масштабам не только джаза, но и академической музыки. Дело ...
"Weather Report" — это, с некоторой натяжкой, "Beatles" музыки фьюжн. Так же, как ливерпульская четверка, эта группа уже ушла в историю, оставив множество безутешных поклонников, так же она уже не сможет возродиться в своем звездном составе ...
Этот альбом — всего второй в творческой биографии интернационального квартета, собравшегося в январе 1995 года. Музыканты выступали на разогреве у Дидье Локвуда, Дейва Либмена, Клауса Игнацека. В составе группы — ирландец Фрэнки Роуз, итальянцы ...
Имя Ахмада Джамала еще не было столь известным, когда ему сильно повезло: его заметил Майлс Дэвис и так восхитился его игрой, что стал настоятельно советовать всем пианистам своей студии прислушиваться к нему. Подтверждением тому служит, например, ...
Гитарист Александр Виницкий, который родился в Омске, в джаз пришел достаточно легко, но вот издание этого альбома предваряли многие события. Он сначала начал играть джаз, а потом — ему учиться, что было, в целом, актом достаточно формальным. ...
Никогда бы не подумал, что от спонтанной импровизации, по- джазовому говоря, "собаки", можно получать такую гамму чувств и эмоций, как от дуэта Вапиров-Кузнецов. Современный фри-джаз в подавляющем большинстве своем либо сух и рационален, либо ...
Второй альбом Антона Шварца отчасти похож на первый, однако... только с первого взгляда. Та же легкость восприятия, но музыка стала глубже и мудрее, ее уже сложно назвать поверхностной, как во многих фрагментах того альбома 1998 года "When Music ...
Почти два года назад (см. «Jazz-Квадрат», №1/99) мы говорили о дебютном альбоме итальянского пианиста Антонио Фарао на Enja. И вот вслед за Black Inside пришел черед Thorn. За прошедшие пару лет Фарао укрепил свою репутацию одного из ...
Фердинандо Ардженти (р.1954) — музыкант италоамериканского происхождения, как и Чик Кориа или Джо Ловано. Но в отличие от них, Ардженти родился не в Штатах, а на своей исторической родине, в старинном городе Пиза и лишь с середины 90-х, уже ...
Вряд ли в наших краях кто-нибудь слышал о певице и гитаристке с техасского побережья Мексиканского залива Барбаре Линн. Она дебютировала во времена по нынешним меркам просто доисторические – в 1962 году. И довольно громко – песня You'll ...
Стены наших подъездов пестрят граффити, где ожесточенно отстаивают достоинства своих любимцев рэпперы, металлисты и панки. Жив ли, умер ли, рок-н-ролл, похоже никого уже не интересует. Но на самом деле это не так, просто большинство рок-н-ролльщиков ...
Хорошо все-таки, что на джазовую сцену нельзя попасть «по блату». Здесь тоже существует понятие раскрутки, но оно носит совершенно иной смысл, чем, скажем, в российской поп-музыке, где чадолюбивые «папы Карло» с туго набитыми ...