Пару месяцев назад, выбирая из многих джазовых новостей со всего мира, сообщение о выпуске этого альбома я счел достойным внимания посетителей нашего сайта. А вот теперь довелось услышать и сам альбом: "Landmarks" от Шотландского гитарного квартета.
Удовольствие получил громадное, но это, конечно, субъективно. Если отбросить эмоции, мы имеем дело с третьим в дискографии коллектива альбомом. Джед Броки, Найджел Кларк, Малкольм МакФарлейн и Кевин МакКензи записали его в ноябре прошлого года в не совсем обычной «студии» - под сводами церкви Св. Марии в Хаттингтоне. Представляя достоинства храмовой акустики, можете оценить очень высокое качество звучания. Исполняет квартет только оригинальную, собственного сочинения (за исключением одной пьесы), музыку. Больше всего на диске композиций Броки и МакФарлейна – соответственно пять и четыре. Говорить о «первой» или там «четвертой» гитаре в квартете бессмысленно – музыканты играют, то солируя по очереди, то дуэтами, то в унисон – это действительно единый организм, где нет ярко выраженного единственного лидера.
Еще сложнее с дефинициями исполняемой музыки. Признаться, я долго колебался, отнести этот диск по разряду «джаз» или «world music». Музыке "Landmarks" тесно в этих узких ограничительных «загончиках». Есть в ней и джаз – только, разумеется, не свинговый, не «рейнхардтовский», а близкий скорее гитарной философии Джима Холла или Тэла Фэрлоу. В пьесе "The Road To … La Mancha" музыканты отдали дань испанской традиции. Специалисты возможно найдут в творчестве SGQ и логичные для шотландцев кельтские мотивы. Но прежде всего, то что музыканты слышали раньше, то, что они любят и то, чем увлекаются, вылилось в удивительно светлые, задумчивые, красивые неяркой, спокойной, как сама шотландская природа, красотой, мелодии. Не стремятся они поразить слушателя эффектной техникой или бешеным темпом игры, но душе его музыка SGQ несет чистую радость и хорошее настроение. Чем не new age, если хотите! Впрочем, пылкий журналист из «Guardian» нашел для SGQ иное определение: «национальное сокровище Шотландии». Без комментариев, но что-то в этом есть. Очень уж душевно играют!
Когда Диззи Гиллеспи в 1944 году сочинял свой знаменитый «экзотический» стандарт Night In Tunisia, он вряд ли подозревал, что спустя годы в том самом Тунисе появятся свои джазовые музыканты со своими интересными идеями, своим пониманием ...
Запись живого выступления Чета Бэйкера во главе небольшой группы (гитара, бас, труба) на 7-м джазовом фестивале в Мюнстере (Германия). Стереотип подчеркнуто строгого, почти аскетического формата «джаз-бэнда для звездного лидера» с самого начала ...
Пятый по счету альбом норвежской группы Dadafon вызвал у меня массу положительных эмоций. Правда, с джазом они не имели почти ничего общего, а носили, скорее, ностальгический характер. Я услышал настоящую рок-музыку, добротную, берущую за душу, ...
Eveneven – название проекта норвежского тромбониста, известного под именем Even Kruse Skatrud. Прежде его можно было заметить в различных джазовых составах и больших оркестрах, однако в этом году он появляется на сцене со своим собственным сольным ...
Очень симпатичная вариация на тему «не стареют душой ветераны». Корки Сигел и Джим Шуолл начинали в Чикаго еще в одно время с Полом Баттерфилдом и Майком Блумфилдом, то есть принадлежали к первому поколению белых музыкантов, начавших в ...
Переиздание альбома 1983 года, относящегося к периоду наибольшей творческой свободы Эбби Линкольн. 80-е прошли у великой джаз-дивы под знаком сознательного сотрудничества с маленькими лэйблами, вроде Enja или Inner City – это давало ей замечательную ...
Большая, даже по джазовым меркам, продолжительность композиций на этом релизе объясняется не какой-то особенной импровизационной идеей, которая овладела музыкантами, терзая и мучая их все отведенное на это время – нет. Все 20 или 30 минут каждой ...
Наверное, Джим Пейни не самый известный среди широкой джазовой общественности барабанщик, хотя начинал он ещё в далёкие 50-е. Но авторитет его среди профессионалов очень высок. Джим зарекомендовал себя на фанковой, соул и джазовой сцене не только ...
Этот московский коллектив явно обладает своеобразным, узнаваемым звучанием: достаточно изучить инструментарий. Можно было бы даже предположить, что по музыке — это нечто вроде камерно замкнутого музицирования, реминисценций на темы, доставшиеся нам ...
Понятие провинциальности в искусстве живо и сегодня, в эпоху всемирной сети и всевластия масс-медиа. Но вот с географией оно не связано никак. Вполне заурядные, эпигонские по своему духу проекты в большом количестве производятся в самых крупных ...
Дебютный альбом Шона Максвелла Originаls писался около двух лет. Это качественное, завораживающее творение, в котором автор выступил как профессиональный джазовый исполнитель, композитор и аранжировщик. Шон Максвелл начал свою карьеру кларнетиста в ...
Название этого диска говорит само за себя. "Slovak jazz" – это подарок от восьми лучших словацких джазовых исполнителей, получив и прослушав который становится ясно, что в этой стране джаз тоже играют профессионально, качественно и с сильным ...