С 1997 года, когда на лейбле ECM вышел в свет его первый альбом "Khmer", 37-летний Нильс Петтер Мольвер стал одним из самых востребованных современных джазовых исполнителей. Тогда в музыкальной прессе поднялся восторженный бум: взволнованные критики превосходили самих себя в оценке внешне скупых медитативных импровизаций – настоящих воздушных замков из звуков трубы и динамичного бита. Пока критики сравнивали Мольвера с Майлсом Дэвисом, его успех породил интерес к целой плеяде норвежских музыкантов новой волны, среди которых Бугги Вессельтофт, Эйвинд Аарсет, Одун Кляйве и Сидсель Эндресен.
Нильс Петтер принадлежит к числу музыкантов, резонно полагающих, что в ХХI-м веке джазу совершенно необязательно оставаться крайне консервативным старомодным музыкальным стилем. На своих альбомах Мольвер бесстрашно скрещивает джаз с самыми различными музыкальными стилями, на выходе получая свой собственный неповторимый и узнаваемый музыкальный почерк, который критики обозначили термином «future jazz» — «джаз будущего». В его рецептуре крутая и субтильная одновременно смесь из джаза, электроники, world music, ambient, house, break beats, драм-н-бейса, ди-джейских скрэтчей, хип-хопа, рока, индастриала и много чего еще. Но главный компонент — чистый и прозрачный как воздух в морозный день звук трубы Мольвера, который и сплавляет все вместе в единое тягучее и таинственное музыкальное полотно, долгое и прекрасное, как полярная ночь.
«ER» – седьмой по счету альбом Мольвера. Ныне он покинул лейбл ECM, и данный диск выпущен лейблом Sula Records — по названию острова Сула на северо-западе Hорвегии – малой родины Нильса Петтера. По звучанию этот альбом совершенно невозможно отделить от предыдущих 6 творений Мольвера, равно как и обозначить на слух конец одной композиции и начало другой: это одно единое полотно, которое музыкант не делит на кусочки и отрезки, а продолжает, дорисовывает, раскрашивает новыми тонами. Ровно посередине альбома (4-ый трэк, «Only these things count») в беседу со слушателем вступает ледяной и терпкий голос Сидсель Эндресен (Sidsel Endresen) – это единственная вокальная композиция на альбоме. Аккомпанирует ей на фортепиано участник легендарного норвежского трио «a-ha» Магне Фурухольмен. На гитарах, конечно, бессменный соратник Мольвера, Эйвинд Аарсет (Eivind Aarset).
Сам Мольвер предстает на этом альбоме мультиинструменталистом: кроме трубы, он исполняет партии на басу, контрабасе и клавишных, а также управляет сэмплами и звуковыми атмосферами.
Кстати, все 8 треков этого альбома в формате mp3 выставлены для свободного доступа на официальном сайте музыканта. Что еще раз доказывает: Мольвер — человек XXI века, напрочь лишенный всяких страхов и пережитков прошлого.
Этот московский коллектив явно обладает своеобразным, узнаваемым звучанием: достаточно изучить инструментарий. Можно было бы даже предположить, что по музыке — это нечто вроде камерно замкнутого музицирования, реминисценций на темы, доставшиеся нам ...
Понятие провинциальности в искусстве живо и сегодня, в эпоху всемирной сети и всевластия масс-медиа. Но вот с географией оно не связано никак. Вполне заурядные, эпигонские по своему духу проекты в большом количестве производятся в самых крупных ...
Дебютный альбом Шона Максвелла Originаls писался около двух лет. Это качественное, завораживающее творение, в котором автор выступил как профессиональный джазовый исполнитель, композитор и аранжировщик. Шон Максвелл начал свою карьеру кларнетиста в ...
Название этого диска говорит само за себя. "Slovak jazz" – это подарок от восьми лучших словацких джазовых исполнителей, получив и прослушав который становится ясно, что в этой стране джаз тоже играют профессионально, качественно и с сильным ...
Показательный «живой» альбом биг-бэнда Оливера Нельсона, который маэстро возглавлял на протяжении последних десяти лет своей жизни, с 1966 по 1975 год. До 1966 года Нельсон снискал себе славу как сопрано-саксофонист, талантливый композитор и ...
Дуэль! Видите две скрещенные гитары на обложке альбома? Это дуэль! Но не из тех, в результате которых таланты гибнут, здесь их встреча удваивает удовольствие любителей музыки от услышанного. Герцог против графа! Ронни Эрл против Дюка Робилларда! Это ...
Еще одно путешествие в прошлое, организованное испанской компанией Vampisoul Records. На этот раз время действия – первая половина 60-х годов прошлого века, место действия – Нью-Йорк, а точнее кварталы, населенные выходцами из стран ...
Главной движущей силой очередного оллстарз-проекта стал гитарист-виртуоз Крэйг Эриксон, заработавший себе имя выпуском в 90-х годах ряда альбомов прифанкованного блюз-рока. Позже он сделал существенный крен в сторону харда, и в какой-то момент ...
Более трех десятков лет минуло со времени записи легендарного альбома Liberation Music Orchestra. Для молодого (тогда еще) контрабасиста Чарли Хэйдена эта пластинка стала фонографическим дебютом в качестве лидера ансамбля. Ансамбль этот представлял ...
Гитарист Эрл Клу - довольно противоречивый персонаж современного джаза. Начав профессионально выступать с 15 лет, в первой половине 70-х он сотрудничал с такими корифеями, как Джордж Бенсон и Чик Кориа. Затем обратился к сольной карьере, став ...
Круг музыкантов, представляющих «новую волну» в австрийском джазе достаточно тесен. Рафаэль Прейшль играет в трио Петера Рома, сам Петер вместе с саксофонистом Вольфгангом Шифтнером был одним из организаторов фестиваля австрийского джаза ...
Малый состав для большого концерта. Две суперзвезды литовской джазовой сцены – саксофонист Витаутас Лабутис и контрабасист Эугениус Канявичус – записали в дуэте альбом под громоздким и пафосным названием "Concerto Grosso". Все композиции для диска ...